Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мой конспект: Структура личности




• Социальный статус —

• Социальная роль —

• Направленность —

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Мой конспект:понятие социализация

Понятие жизни Родовой признак Видовой признак
социализация    

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Этапы социализации

Этап Его содержание
Начальный Социализация ребенка, преимущественно в семье
Средний Обучение в школе
Завершаю­ щий Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.

 


 

Мой конспект:этапы социализация

А)

Б

В)

Социализация охватывает все процессы включения инди­вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т. е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: нацио­нальные традиции и обычаи; государственная политика; средства массовой информации; социальное окружение; обра­зование; самовоспитание.

Мой конспект:агенты социализации

Расширение и углубление социализации происходит:

— в сфере деятельности — расширение ее видов; ориен­тировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

— в сфере общения — обогащение круга общения, углуб­ление его содержания, развитие навыков общения.

— в сфере самосознания — формирование образа собст­венного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де­ятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.

Мой конспект: расширение и углубление социализации происходит:

— в сфере деятельности —

—  сфере общения —

— в сфере самосознания —

Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

«Индивидуальность означает отграниченность, неповто­римость личности, т. е. способность к самостоятельной жиз­ни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими призна­ками, как целостность, обособленность, неповторимость, ав­тономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <...>

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодопол­нение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного обще­ства. Индивидуализация является одним из моментов, связы­вающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказы­вается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и силь­нее общество в целом. <...>

Всякое проявление жизни индивида является проявлени­ем и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от дру­га, а выступают как две стороны жизни одного человека. <...>

Таким образом, неправомерно толкование индивидуаль­ного как только единичного и неповторимого. Определяя ин­дивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отли­чает людей друг от друга. Определяя личность, подчерки­ваем общие, типические черты. <...>

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обо­гащает благодаря своим особенностям другого человека, ни­чего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм оз­начает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обра­щается против самого человека. Таким образом, в индивиду­алистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отноше­ний каждый другой есть не граница, а продолжение и допол­нение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуаль­ное в социальной структуре человека // Социально-гумани­тарные знания. 2001. № 3. С. 98-101.).

| С1. | Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки? Ответ: Индивидуальность означает отграниченность, непо­вторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, саморегулированию, сохранению своей устойчивости. С помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.

Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.

С2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуаль­ность является одним из факторов развития подлинно гуман­ного гармоничного общества.

Ответ: Индивидуальность является одним из факторов раз­вития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, че­го ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельнос­ти, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом.

С3. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

Ответ: Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть названы: индивидуальность, духовность, социаль­ный статус, коммуникативный характер.

| С4. | В тексте говорится о двуединстве общего и индивиду­ального как об одном из внутренних источников формирова­ния личности. Поясните этот вывод одним из примеров. Ответ: В качестве примера может быть приведен следую­щий: Формирование личности предполагает соотношение со­циально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.

Тема 9. Внутренний мир человека

Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных цен­ностей.

Мой конспект:понятие внутренний (духовный) мир человека

Понятие жизни Родовой признак Видовой признак
внутренний (духовный) мир человека    

Структура духовного мира человека

• Познание — потребность в знаниях о себе, об окружаю­щем мире, о смысле и назначении своей жизни — формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способ­ностей, прежде всего способность получать новую информа­цию на основе той, которая у человека уже имеется.

• Эмоции — субъективные переживания по поводу ситу­аций и явлений действительности (удивление, радость, стра­дание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

• Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предмет­ный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм идр.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; ин­теллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

• Мировоззрение — система взглядов, понятий и пред­ставлений об окружающем мире. Оно обусловливает направ­ленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно неза­висимых от текущей ситуации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...