Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие закономерности роста и развития (онтогенеза) организма детей и подростков




Процесс развития протекает скачкообразно.

Развитие– это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его структур.

Развитие включает в себя 3 основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование.

Рост– увеличение массы организма, качественные изменения в нем.

           Основными закономерностями роста и развития является:

эндогенность - рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, а совершаются по внутренним, присущим самому организма и запечатленным в наследственной программе законам.

необратимость - человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве;

цикличность - существуют периоды активизации и торможения роста. Первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни, затем интенсификация роста происходит в 6-7 лет и 11-14 лет;

постепенность - человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающихся последовательно один за другим;

синхронность - процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных органах и системах организма. В процессе возрастного развития происходит видоизменения пропорций тела за счет разной скорости роста отдельных его частей.

неравномерность и непрерывность роста и развития. Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………... Физическое развитие - это совокупность признаков и их зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания организма в каждый момент времени.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и определяет общие закономерности роста и развития организма:

•        чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

•        процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

•        в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Основной характеристикой процесса роста является его скорость. Поскольку рост различных размеров тела протекает не равномерно, то на отдельных этапах возрастного развития говорят о продинамии (сходстве ростовых процессов) и гетеродинамии (их несоответствии).

Существуют два вида морфологических исследований процесса роста у человека: продольный и поперечный.

Динамическое наблюдение над одними и теми же людьми носит название “лонгитудинального”. При таком методе можно ограничиться меньшей группой детей, но при этом требуется затратить гораздо больше времени.

Метод “продольного наблюдения” перспективен для усовершенствования организации медицинской помощи детям.

 

Факторы роста и развития организма

Факторы, влияющие на онтогенез, могут носить либо обязательный характер, и без их действия развитие невозможно, либо случайный. Их подразделяют на наследственныеи средовые.

           Генетическая программа роста и развития человека изучена в посемейных иблизнецовых исследованиях.

Посемейные исследования основываются на сопоставлении уровня внутрисемейных корреляций в пределах семьи между кровными родственниками.

Наследственные влияния на онтогенез отчетливо проявляются при сравнении в пределах одного возраста и пола людей разного телосложения.

           Исследования процессов роста у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климатические факторы почти не оказывают влияние на рост и развитие, если условия обитания не являются экстремальными.

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Акселера́ция — ускоренное развитие живого организма.

Ретардация — более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками. Зависит от начала функционирования органа и, следовательно, от условий среды, в которых проходит индивидуальное развитие организма — его онтогенез.

 

 

Периодизация онтогенеза, критерии, характеристика. Критические и сенситивные периоды развития.

Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез. В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

• Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

· Постнатальный – от момента рождения до смерти человека.

Периодизация онтогенеза

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека быстрым ростом и развитием. И хотя они представляют собой непрерывный процесс, каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех, фазы.

Каждому возрастному периоду характерны особенности, исходя из которых следует решать вопросы организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по профилактике частых заболеваний.

Выделяют следующие этапы и периоды развития:

А. Внутриутробный этап развития:

а) фаза эмбрионального развития (8 недель);

б) фаза плацентарного развития (от 3 месяцев до рождения).

Б. Внеутробный этап развития:

1. Период новорожденности — 1—10 дней.

2. Грудной возраст — 10 дней — 1 год.

3. Раннее детство — 1—3 года.

4. Первое детство — 4—7 лет.

5. Второе детство: мальчики — 8—12 лет, девочки—8—11 лет.

6. Подростковый возраст: мальчики - 13—16 лет, девочки - 12—15 лет.

7. Юношеский возраст: юноши — 17—21 год, девушки — 16—20 лет.

8. Зрелый возраст: I период – муж. 22-35 лет, жен. 21-35 лет;

                            II период – муж. 36-60 лет, жен. 36-55 лет.

9. Пожилой возраст: муж. 61-74 лет, жен. 56-74 лет.

10. Старческий возраст: 75-90 лет.

11. Долгожители: 90 лет и выше.

В фазу эмбрионального развития (8 недель) происходит формирование органов и частей тела, свойственных взрослому человеку.

В фазу плацентарного развития (от 3 месяцев до рождения) главным образом увеличиваются размеры и завершается органообразование. Скорость роста плода возрастает до 4-5 мес. После 6 мес скорость роста линейных размеров уменьшается.

В период новорожденности (неонатальный) начинается с момента рождения и продолжается 4 недели. Такой ребенок громко кричит, у него отмечаются активные движения, выраженный мышечный тонус, особенно сгибателей, определяются физиологические рефлексы.

С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания, желудочно-кишечный тракт,перестраивается кровообращение. Выравнивается давление в аорте и легочной артерии. Новорожденный почти непрерывно спит, поскольку преобладают процессы торможения. В периоды бодрствования начинают вырабатываться условные рефлексы: зрительный, слуховой, тактильный. На 3—4-й неделе многие дети начинают отвечать на обращение улыбкой. В период новорожденности выявляются многие слабые стороны организма ребенка, обнаруживаются дефекты развития.

В период грудного возрастапроисходит усиление обменных процессов органов пищеварения, аппарата дыхания и нервной системы. Для защиты от инфекции особенно важны естественное вскармливание в течение 1-го года жизни, гигиенический уход, а также своевременное проведение специфической профилактики с помощью вакцинации. С 6 мес начинают прорезываться молочные зубы.

В период раннего детства (1 – 3 лет) —В этот период дети активно вступают в контакт с окружающим миром. Они очень подвижны, любознательны, при общении со взрослыми и более старшими детьми у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке. Высокой степени достигают эмоциональные проявления: радость, обида, застенчивость, удивление, страх. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера.

В период первого детства (4-7 лет) дети обычно посещают детский сад, что расширяет их контакты с окружающим миром. Энергия роста в этот период значительно ослабевает, мышечная система заметно укрепляется, нарастает масса более крупных мышц. Продолжается развитие скелета. Дети становятся особенно подвижными и много бегают.

Организация профилактики травматизма и нарушений осанки у детей этого возраста важна как в детских садах, так и в домашних условиях. К концу дошкольного возраста начинается смена молочных зубов на постоянные. Пища дошкольников мало чем отличается от пищи взрослых. Желудочно-кишечные расстройства у них относительно редки..

В период второго детства структурная дифференцировка тканей уже завершена и идет увеличение массы органов и всего тела. Еще более заметно возрастает мышечная масса, особенно у мальчиков. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, т.к. половое созревание у девочек начинается в среднем на 2 года раньше. В этот период у девочек быстрее растут нижние конечности. К 12-13 годам заканчивается смена зубов. У них улучшается память, повышается интеллект, волевые качества. Обучение в школе дисциплинирует их, приучает к самостоятельности и коллективным интересам.

В подростковый период или период полового созревания особенно быстро увеличиваются размеры тела. В этом возрасте как у девочек, так и у мальчиков значительно повышается жизненная емкость легких, мышечная сила и работоспособность. Сравнительно часто наблюдаются расстройства со стороны нервной системы в виде психоневрозов. В этом периоде дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. Формируется характер и личность подростка.

Акселерацияпо росту, массе тела, срокам полового созревания происходит далеко не синхронно, что ведет к дисгармоничности развития. В рассматриваемый период создаются рабочие двигательные навыки, отрабатывается координация мелких движений, важных для обеспечения работоспособности и овладения профессиями.

Ускоренное физическое и половое созревание не всегда идет параллельно с интеллектуальным развитием.

Перегрузка информацией часто ведет к умственному переутомлению школьников. Психика подростка отличается большой ранимостью, чему могут способствовать и повышенные нагрузки при чрезмерном обременении внешкольными обязанностями или односторонних увлечениях. Подростки относительно быстро утомляются как при физической, так и психической нагрузке.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...