Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие закономерности роста и развития (онтогенеза) организма детей и подростков




Организм как единое целое. Уровни организации организма. Закономерности деятельности организма как целого.

 

Организм- сложнейшая система иерархически организованных подсистем и систем, объединенных общностью строения и выполняемой функцией.

Элементарная единица организма – клетка– микросистема со сложной структурно-функциональной организацией и многосторонним взаимодействием с другими клетками.

Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образуют ткань(эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная).

Ткани образуют органы. Органы занимают в теле постоянное положение, имеют особое строение и выполняют определенную функцию.

Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Уровни организации организма.

Выделяют шесть уровней организации человеческого организма:

1) молекулярный;

2) клеточный:

3) тканевой;

4) органный;

5) системный.

6) организменный.

1.Молекулярный уровень организации. Любая живая система проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул (биополимеров): нуклеиновых кислот, белков, жиров (липидов), полисахаридов, витаминов, ферментов и других органических веществ. Молекулы белка, в свою очередь, расщепляются в организме на молекулы мономеры - аминокислоты, жиры - на молекулы глицерина и жирных кислот, углеводы - на молекулы глюкозы и т.д. С молекулярного уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма.

 

2.Клеточный. Каждая клетка имеет клеточную мембрану, цитоплазму и ядро. Мембрана ограничивает внутреннюю среду клетки, защищает ее от повреждений, регулирует обмен веществ между клеткой и средой, обеспечивает взаимосвязь с другими клетками. Цитоплазма - внутренняя полужидкая среда клетки, к которой находятся органоиды клетки, в том числе и ядро, которое выполняет функции хранения и передачи наследственной информации, регуляции синтеза белка; деление ядра лежит в основе размножения клеток.

 

3.Тканевой. Ткани - это группы клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, функцией и происхождением. Различают четыре основные группы тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

 

Эпителиальная (пограничная) ткань находится на поверхностях и выстилает изнутри стенки полых органов, кровеносных сосудов, входит' в состав желез организма. Эпителий обладает" высокой способностью к восстановлению (регенерации), служит материалом для волос, ногтей, эмали зубок.

Соединительные ткани (ткани внутренней среды) выполняют питательную, транспортную и защитную (кровь, лимфа), а также опорную (сухожилия. хрящи, костная ткань) функции. Разновидностью соединительной ткани является жировая.

Мышечная ткань делится натри вида:

- поперечно-полосатую (скелетные мышцы, мышцы языка, глотки, гортани);

- гладкую (образует стенки внутренних органов);

- сердечную (как и скелетная она имеет поперечно-полосатое строение, но подобно гладкой мускулатуре сокращается непроизвольно).

Нервная ткань, состоящая из нервных клеток (нейронов), участвует в проведении нервного импульса от различных органов и тканей в центральную нервную систему и обратно.

 

4.Органный уровень организации. Орган занимает постоянное положение, имеет определенное строение, форму и функции Органы, сходные по своему строению, функции и развитию, объединяются в системы органов

 

5.Системный уровень организации. Совокупность органов, участвующих в выполнении какого-либо сложного акта деятельности, образующих анатомические и функциональные объединения - системы органов. Различают девять основных систем организма.

1. Система органов движения или опорно-двигательный аппарат объединяет все кости (скелет), их соединения (суставы, связки) и скелетные мышцы. Благодаря этой системе организм передвигается во внешней среде.

2. Пищеварительная система состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника. К пищеварительной системе относятся слюнные железы, печень и поджелудочная железа.

3. Дыхательная система осуществляет потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа. К системе органов дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи и легкие.

4. Мочевыделительная система выполняет функцию выделения из организма конечных продуктов обмена. К мочевыделительной системе относятся почки, мочевой пузырь, мочеточники и мочеиспускательный канат.

5. Половая система объединяет органы размножения и выполняет функцию продления рода человеческого.

6. Эндокринная система состоит из желез внутренней секреции, к которым относятся гипофиз, эпифиз, вилочковая железа, щитовидная, поджелудочная, паращитовидная, половые железы, надпочечники.

7. Сердечнососудистая система (ССС) обеспечивает непрерывное движение крови в организме (кровообращение), благодаря чему осуществляются транспортные функции крови: доставка тканям кислорода, питательных веществ и гормонов и удаление из тканей веществ, образующихся в результате процессов обмена. ССС включает сердце, кровеносные (артерии, вены и капилляры) и лимфатические сосуды.

8. Система органов чувств объединяет органы зрения, слуха, обоняния, «куса и осязания. Они воспринимаю] информацию внешней среды, играют важную роль в обмене информацией между организмом и средой.

9. Нервная система играет ведущую роль в объединении организма в единое целое, регулирует деятельность всех внутренних органов.Нервная система включает головной и спинной мозг, отходящие от них нервы и все их разветвления.

 

6.Уровень целостного организма. Организм человека функционирует как единое целое и представляет собой саморегулирующуюся систему. Взаимосвязанная, согласованная работа всех органов и физиологических систем обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

 Функции целого организма осуществляются только при тесном взаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и использует ее факторы для своего существования и развития.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

           Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения постоянства внутренней среды организма.

К внутренней среде организма относят кровь, лимфу и тканевую жидкость.

Способность сохранять постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом. Гомеостаз обеспечивается за счет свойства организма саморегуляции – это свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на постоянном уровне показатели организма.

Более древняя и наиболее медленная -гуморальная система регуляции, которая представлена жидкими средами организма.

Более молодая- нервная система,быстро координирующая работу всего организма. Нервный и гуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Общие закономерности роста и развития (онтогенеза) организма детей и подростков

Процесс развития протекает скачкообразно.

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его структур.

Развитие включает в себя 3 основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование.

           Основными закономерностями роста и развития является:

эндогенность - рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, а совершаются по внутренним, присущим самому организма и запечатленным в наследственной программе законам.

необратимость- человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве;

цикличность - существуют периоды активизации и торможения роста. Первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни, затем интенсификация роста происходит в 6-7 лет и 11-14 лет;

постепенность - человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающихся последовательно один за другим;

синхронность- процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных органах и системах организма. В процессе возрастного развития происходит видоизменения пропорций тела за счет разной скорости роста отдельных его частей.

неравномерность и непрерывность роста и развития. Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………... Физическое развитие- это совокупность признаков и их зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания организма в каждый момент времени.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и определяет общие закономерности роста и развития организма:

•        чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

•        процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

•        в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Основной характеристикой процесса роста является его скорость. Поскольку рост различных размеров тела протекает не равномерно, то на отдельных этапах возрастного развития говорят о продинамии (сходстве ростовых процессов) и гетеродинамии (их несоответствии).

Существуют два вида морфологических исследований процесса роста у человека: продольный и поперечный.

Динамическое наблюдение над одними и теми же людьми носит название “лонгитудинального”.При таком методе можно ограничиться меньшей группой детей, но при этом требуется затратить гораздо больше времени.

Метод “продольного наблюдения” перспективен для усовершенствования организации медицинской помощи детям.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...