Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способы образования новых слов




Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов.

1. Приставочный: распахать пахать, отвезти везти, небольшойбольшой, бесчестныйчестный, подкомиссиякомиссия.

Примечание. Приставочный способ характеризуется тем, что приставка всегда прибавляется к целому слову. Например, слова неопасный (опасный), отрезать (резать), прабабушка (бабушка) образованы приставочным способом, а слова подснежник, прилуниться, заречный — другими способами.

2. Суффиксальный: работник работать, сельскийсело.

3. Приставочно-суффиксальный: безрукавка рукав, настенный стена, оздоровить здоровый, сначала (нареч.) начало.

4. Бессуффиксальный (бессуффиксный): вылет вылететь, синь синий.

Примечание. Подобные слова в научной грамматике квалифицируют как единицы, образованные с помощью нулевого суффикса. Ср.: золотой золото + ø, серября­ный серебро + -ян-, бронзовый бронза + -ов-, железный железо + -н-). Нулевая суффиксация в этом случае рассматривается как разновидность суффиксального способа словообразования .

5. Сложение:

а) целых слов: времяпрепровождение, меч-рыба;

б) основ, корней или частей разных слов: лесопарк, бледно-голубой, водохранилище, землемер (в подобных случаях всегда используются соединительные гласные).

В результате сложения могут образовываться сложносокращенные слова-аббревиатуры: СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк.

6. Слияние слов из словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый (быстро растворимый), тотчас (тот час).

7. Переход слова из одной части речи в другую: молодой рабочий (сущ.) рабочий (прилаг.) инструмент.

8. Усечение основы производящего слова: маг магнитофон, зам заместитель. При усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования имен существительных разговорного или просторечного характера.

Примечание. При образовании новых слов может наблюдаться сочетание нескольких способов словообразования . Например: тихоокеанский Тихий океан + -ск- (способ сложения и суффиксальный способ).

 

 

Понятие морфемы. Корневые и аффиксные морфемы. Корень свободный и связанный. Чередование гласных и согласных в корнях

Понятие морфемы

Морфема - это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за

фонетической формой закреплено определенное значение.

Корневые и аффиксальные морфемы. Корень свободный и связанный.

Корневые (корни), обязательные морфемы

Корень — основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс окончание)». Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.

Аффиксальные (аффиксы), необязательные морфемы

Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Не могут самостоятельно образовывать слово (в русском языке) — только в сочетании с корнями. В отличие от некоторых корней (как, например, почтамт, стеклярус), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Свободный корень -способный существовать без словообразовательных аффиксов. Так, в словах домишко, домик, домашний корень -дом- – свободный.

При разборе по составу слов со свободным корнем используют словообразовательную цепочку.

Связанный корень - способный существовать только в сочетании с различными словообразовательными аффиксами. Так, в словах одежда, раздеть, одеть, надеть корень -де- связанный. При разборе по составу слов со связанным корнем используют словообразовательный квадрат.

Чередование гласных и согласных в корнях

Чередование гласных

Гласные Примеры
О – е Возить – везти, носить – нести, пою – петь.
О – а Бросить – забрасывать, закончить – заканчивать.
О – ы, е – и Вой – выть, шей – шить.
О – е – и Сбор – соберу – собирать.
О – ы – у Сохнуть – заcыхать – сухой.
О/е – «ноль» звука (беглые гласные) Рот – рта, день – дня.
И – ы Искусный – безыскусный.

 

Чередование согласных

Согласные Примеры
К – ч Рука – ручной, дружок – дружочек.
Х – ш Сухой – сушить.
Г – ж – з Друг – дружить – друзья.
Д – ж – жд Водить – вожу – вождение.
Т – ч – щ Свет – свеча – освещение.
Ст – щ Пёстрый – испещрить.
Д/т – с Веду – вести, мету – мести.
Б – бл Любить – люблю.
П – пл Купить – куплю.
В – вл Ловить – ловлю.
Ф – фл Графить – графлю.
М – мл Кормить – кормлю.

Типы аффиксов по позиции в слове и по функции (словообразовательные, формообразующие

По месту в составе слова аффиксы делятся на приставки (иначе — префиксы), суффиксы, постфиксы, интерфиксы.

Префикс — словообразовательный аффикс , расположенный в начале слова перед корнем или другой приставкой.

В русском языке префиксы являются самостоятельным средством словообразования, а также участвуют в образовании новых слов в комбинации с другими словообразовательными аффиксами (суффиксами, постфиксами) и при сложении.

Суффикс — аффикс , расположенный в слове после корня или после другого суффикса: пыл-инк-а.

Флексия – аффикс , используемый для образования грамматических форм слова . В отличие от словообразовательных аффиксов , флексия не входит в основу слова .

Постфикс — аффикс , расположенный после флексии, т. е. присоединяющийся к готовой словоформе: учит-ся.

В структуре производного слова может присутствовать еще один элемент. По месту расположения внутри слова , перед словообразующим суффиксом или между двумя ос­новами в сложных словах , он называется интерфик­сом (пар-о-ход). Статус этого элемента не имеет однозначного опре­деления в современной русистике.

Аффиксальные морфемы участвуют в двух языковых процессах: формообразовании и словообра­зовании. Поэтому по функции различают аффиксы двух типов :

формообразовательные;

слово­образовательные.

Словообразовательные и словоизменительные аффиксы разграничиваются по их значению: первые служат для образования новых слов , а вторые – для образова­ния форм слова и являются поэтому различителями слово­форм и грамматических значений.

Формообразующие  аффиксы :

флексии имен существительных (мечт-а, мечт-е, мечт-ы), имен прилагательных (воздушн-ый, воздушн-ого, воздушн-ые) яв­ляются выразителями грамматических значений рода, па­дежа и числа;

флексии глаголов (встретил-о, встретил-а, встретил-и; ид-у, ид-ешь, ид-ут) выражают грамматиче­ские значения рода или лица и числа;

суффикс -j- образует словоформы имен существительных со значением множественного числа (друз'j-а наряду с флексией),

глагольные суф­фиксы причастий (сп'-ащ-ий, узна-вш-ий, сдела-нн-ый) вы­ражают значение времени и залога,

суффиксы деепричастий (возникну-в, улыбну-вши-сь, читала) — значение вида.

Флексия как формообразующая морфема

Формообразующие морфемы (флексии) служат для образования форм

слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы. Формообразующие морфемы выражают грамматические значения слова - отвлеченные от лексических значений слов абстрактные значения, имеющие типизированное формальное выражение (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.). Различие между окончаниями и формообразующими суффиксами заключается в характере выражаемого ими грамматического значения и их роли в синтаксической связи слов в предложении.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...