Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специальная психологическая подготовка спортсмена




Система спец. психологической подготовки. 1) сбор информации о предполагаемых условиях предстоящих соревнованиях; 2) определяя и формулируя соревновательные цели; 3) формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях; 4) вероятное программирование соревновательной деятельности; 5) саморегуляция неблагоприятных внутренних состояний; 6) сохранение и восстановление нервно-психической свежести.

Процесс воспитания будет мало эффективным, если спорт­смен не за­нимается самовоспитанием.

Побуждение к самовоспитанию осуществляется через обуче­ние прие­мам саморегуляции. Некоторые из приемов очень про­стые. Их необхо­димо просто запомнить и применять в нужный момент. Эти способы саморегуляции называют отключение и пе­реключение. Регулирующую функцию здесь выполняют образы от­ражаемого и отношение к ним, которые сложились у спортсме­на. Доминантный очаг уменьшается в результате создания ново­го очага возбуждения при сосредоточении на каких-то объектах внешнего мира. Эффективность снижения напря­женности будет тем выше, чем привлекательнее объект наблюдения. Цель отклю­чения и переключения состоит в том, чтобы спортсмен осуще­ствлял длительное удержание направленного сознания в русле, далеком от травмирующей ситуации. В данном случае приемы само­регуляции базируются на отражении спортсменом (основ ной функ­цией сознания является отражение) окружающего ма­териального мира.

Существуют способы саморегуляции, связанные с отражением своего физического «Я». Они в наибольшей мере насыщены специ­альными приемами.

1.Контроль и регуляция тонуса мимических мышц. Этот прием требует специальной тренировки. Наибольший эффект достигается, если в процессе овладения данным приемом спортсмен проверяет и закреп­ляет его в разнообразных жизнен­ных ситуациях. Основным из крите­риев овладения этим приемом саморегуляции является способность ощущать свое лицо в виде маски (отсутствие мышечного напряжения).

2. Контроль и регуляция мышечной системы спорт­сменов.

Психическая напряженность всегда вызывает ее избыточное напряже­ние. Тренировка в расслаблении мышц осуществляется с помощью словесных самоприказов, самовнушений, способ­ствующих сосредото­ченности сознания на определенных груп­пах мышц.

3. Контроль и регуляция темпа движений и речи,
Эмоциональная напряженность, наряду с мышечной скован­ностью, выражается в повышении привычного темпа движений и
речи, при этом спортсмен начинает суетиться, беспричинно то­ро­питься. В этом случае управление своим состоянием сводится к
стремлению избавиться от суетливости, наладить четкий ритм своей
деятельности, исключить необходимость спешки.

4. Специальные дыхательные упражнения.

Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует сниже­нию напря­жения. Усвоенное и хорошо закрепленное ритмичное дыхание оказыва­ется высоко эффективным способом саморегу­ляции эмоционального напряжения.

5.  Разрядка.

Этот прием дает «выход» эмоциональному напряжению. Как прием саморегуляции, разрядка реализуется обычно в специфи­ческих формах разминки (выполнение определенного упражне­ния в полную силу).

Наиболее эффективны способы саморегуляции, связанные с отраже­нием своего духовного «Я» (направление сознания на само­го себя). Для них характерны разнообразные приемы.

[.Отвлечение путем сюжетных представлений и воображе­ний.

Уметь воссоздать и удержать в сознании картины прошлого (свя­занные с ощущением спокойствия и уверенности) очень важно для саморегуля­ции эмоциональных состояний.

2. Самовнушение.

В процессе спортивной деятельности спортсмен может давать себе наставления, приказы, обращаться к себе с просьбой и т.д. (в основе этого приема саморегуляции лежит принцип использова­ния словес­ных формул).

3. Самоубеждение

Это своеобразная психотерапия, когда саморегуляция осуще­ствляется в разговорах с самим собой или с кем-то другим.

Следует выделить способы саморегуляции, в основе которых лежит отражение спортсменом своего социального «Я». Для них характерны два приема.

1. Регулирование цели.

Это умение вовремя поставить цель в точном соответствии со своими возможностями, отодвинуть ее в состоянии эмоциональ­ной напряжен­ности, а потом вновь актуализировать ее, когда при­дет время, что дос­тупно только спортсмену с многолетним спортивным стажем и значи­тельным опытом выступлений на со­ревнованиях.

2. Ритуал предсоревновательного поведения.
В его основе лежат определенные стереотипы, вследствие чего

нарушать его или изменять, особенно на крупных соревновани­ях, не­целесообразно, так что его выполнение уже само по себе становится успокаивающим фактором. Таким образом, важно в подготовительном периоде создать у спортсмена фундамент психологической уверенности и собранности для закрепления их в предсоревновательном периоде и совершенствовании в соревновательном.

 






Многолетняя подготовка

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность. Структура тренировки характеризуется:

1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);

2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);

3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.

В зависимости от масштаба времени, в пределах котором протекает тренировочный процесс, различают: а) микроструктуру — структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного); б) мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца); в) макроструктуру - структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных годичных и многолетних.

Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки, связанные с возрастными квалификационными показателями спортсменов.

Периоды: подготовительный, соревновательный и переходный.

Этапы: Предварительной подготовки, Начальной специализации, Углубленной специализации, Спортивного соверенствования, Высших достижений, Сохранения достижений, Поддержание тренированности.

Стадии: Базовой подготовки, Максимальной реализации индивидуальных возможностей, Спортивного долголетия.

В отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как строгих временных рамок этих стадий и этапов

Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...