Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экологический аспект взаимодействия общества и природы




Наряду с вопросами предотвращения угрозы ядерной войны, сохранения мира, защиты человеческой цивилизации, которые являются глобальными проблемами современности, все больше и больше волнуют проблемы взаимоотношения человека и биосферы, общества и природы, сохранения среды обитания человека. В ХХ в. приоритетной становится экологическая проблема. Всесторонняя оценка современной экологической ситуации и теоретическое обоснование мер, необходимых для поддержания природы в благоприятном для жизнедеятельности человека состоянии - это главная задача экологических исследований. Социальная экология в решении этих проблем опирается на теорию взаимодействия природы и общества.

Осознание данной проблемы началось в 60-е годы. К нему вела объективная логика изменения природной среды под влиянием развернувшейся научно-технической революции, а также логика методов их изучения. Стремление к выявлению глубинных причин сложившейся экологической ситуации и потребность в фундаментальном обосновании предлагаемых мер по ее улучшению стимулировали интерес исследователей к философско-методологическому анализу возникших проблем и дальнейшей разработке теории взаимодействия природы и общества.

Аурелио Печчеи (1908-1984) родился в г. Турине (Италия), в либеральной, чуждой религиозной ограниченности семье. Окончил экономический факультет Туринского университета. Специализировался в области социально-экономического управления. Большое влияние ни формирование мировоззрения А. Печчеи оказала философия французских мыслителей XVII в., западноевропейская антропологическая философия, а также антифашистская идеология движения сопротивления, в котором он принял активное участие в годы второй мировой войны. А. Печчеи принадлежал к немарксистскому левому движению «Джустиция Элиберта» («Справедливость и свобода»), которое выступало за радикальное обновление итальянского общества. Благодаря энциклопедической эрудиции, особенностям базовой подготовки, работе в различных странах Азии, Африки, Латинской Америки, и также участию во многих международных форумах, посвященных проблемам развития, А. Печчеи осознал глубинную общность целого ряда региональных социально-экономических вопросов, необходимость постановки и системного рассмотрения на этой основе особого класса проблем, получивших название «мировых», «глобальных». Для обсуждения этих проблем по инициативе А. Печчеи в 1971 г. была создана неправительственная организация - Римский клуб. По заданию Римского клуба международными коллективами был подготовлен целый ряд докладов, получивших широкую известность. Особый резонанс в самых различных кругах общественности вызвала публикация в 1972 г. доклада «Пределы роста», выполненного под руководством Д. Медоуза. Это исследование представляло собой первую попытку моделирования взаимодействия ряда фундаментальных показателей (рост населения, истощение ресурсов, загрязнение среды и др.), характеризующих мировое развитие. В настоящее время Римским клубом опубликовано более 20 докладов, посвященных различным аспектам мировой динамики. Работа Римского клуба основывается на трех принципах, предложенных А. Печчеи: 1) применение глобального подхода к масштабным комплексным проблемам, отражающим постоянно растущую взаимозависимость всех стран в рамках единой планетарной системы; 2) рассмотрение долгосрочных последствий политических решений и практических мер, что не всегда могут себе позволить отдельные правительства; 3) проникновение в суть всего комплекса мировых политических, экономических, социальных, культурных, технологических, экологических и других проблем, выявление их взаимосвязей. Деятельность Римского клуба во многом способствовала становлению нового междисциплинарного научного направления - глобалистики, ориентированной на решение противоречий между социально-экономическим и экологическим развитием в планетарном масштабе, обоснованию концепции устойчивого развития современного общества, принятой конференцией ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Взаимодействие природы и общества: историко-философский экскурс

Современная философия исходит из единства природы и общества. Как в природе, так и в обществе существуют объективные законы развития, которые и обусловливают фундаментальную основу их единства. Вопрос о взаимоотношении природы и общества возник уже в древности, в условиях античности. Однако в прошлые века в производственный процесс вовлекались лишь немногочисленные, непосредственно данные природой предметы и средства труда, что не нарушало, по крайней мере, в планетарных масштабах, равновесного характера отношения «человек-биосфера».

Вместе с расширением производственной деятельности общества появляется потребность в обработке и использовании профильтрованных предшествующим трудом естественных материалов, в совершенствовании способов утилизации природных ресурсов. Постепенно человек приобретает способность выполнения все более сложных технологических операций. В наибольшей степени активизация человека к природе проявилась в процессе замены ручного труда машинным, в процессе перехода от естественных источников энергии к более стабильной энергии пара. Для первобытного человека, почти полностью растворенного в природе, характерно ее одухотворение. Человек не противопоставляет себя природе, считает себя ее частью. Вместе с тем природа выступает как превосходящая человека сила и поэтому рассматривается как идеал гармонии, нерукотворного совершенства, как средоточие Логоса, как эталон организации. Жизнь в согласии с природой и ее законами расценивалась как самая благая.

Христианство рассматривает природу как воплощение материального начала, «низ», противоположный Духу. Природа преходяща и изменчива. Дух безусловно стоит над природой. Таким образом, основной идеей средневековья является не слияние с природой, а возвышение над ней. Возрождение вновь обращается к античным идеалам толкования природы и всего естественно-природного как воплощения гармонии и совершенства. Новое время порождает феномен науки. Природа становится объектом научного исследования, «испытания». Познавательное отношение к природе сменяется деятельностным. Выдвигается тезис покорения природы, власти, господства над ней, которых можно достичь посредством знаний, науки. «Знание - сила» (Ф. Бэкон) - основная методологическая установка этого времени.

Современность требует новой ценностной установки во взаимоотношении природы с обществом: природа-это уникальное и универсальное вместилище человека и всей его культуры, а это требует ответственного отношения к ней, гармонизации этого отношения именно потому, что человек является частью природы, связан с ней непосредственными узами, зависим от нее. Происходит переоценка ценностей - переход от идеи абсолютного господства над природой к идее гармонизации их отношений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...