Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.
Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей.
Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.
Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.
Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.
Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.
Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби, М. Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н. Бердяев, Н. Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития.
Космопланетарные факторы социального развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.
Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.
1.3. Распределение часов по темам и видам работ
1.4. Форма итогового контроля
Экзамен.
1.5. Учебно-методическая карта дисциплины
для студентов образовательного вузовского компонента цикла ГОС (ГСЭ.Ф.10) по очной форме обучения
Модуль
| Трудоемкость
| Лекционный курс
| Занятия (номера)
| Индивидуальные занятия
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
|
В кредитах
| В часах
| №№ темы раздела,
| Вопросы, изучаемые на лекции
| Часы
| Семинар
| Лаборат.
| Содержание
| Часы
| Содержание заданий
| Часы
|
№ 1
| 4
| 2
| Тема 1.
Философия, ее предмет и место в культуре человечества
| Мировоззрение и его историко-культурный характер. Предмет философии. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества.
| 2
| 1 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Поверка терминологических словарей
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
|
№ 2
| 4
| 2
| Тема 2.
Философия Древнего мира
| Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Ее основные школы и направления. Характерные черты философии Древнего Китая. Основные школы.
| 2
|
|
|
|
|
| 2
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
|
№ 3
| 5
| 2
| Тема 3.
Античная философия
| Условия возникновения и развития философии в Др. Греции и Др. Риме. Начальный этап развития античной философии. Значение творчества Сократа. Классический период философии античности. Эллино-римский период античной философии. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии, ее место в историко-культурном развитии человечества.
| 2
| 2 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
|
№ 4
| 6
|
| Тема 4.
Средневековая философия
| Теоцентризм - системообразующий принцип философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Классическая философия средневековья. Философская мысль в Византии. Арабская философия. Мистика. Основные философские проблемы средневековой философии.
| 1
|
|
|
|
|
| 1
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции
5. Промежуточный тест
|
№ 5
| 4
| 2
| Тема 5.
Философия эпохи Возрождения
| Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм - отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности. Формирование новой картины мира. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики. Философские аспекты концепции “открытости” истории; утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования.
| 1
|
|
|
|
|
| 1
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос.
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
|
№ 6
| 4
| 2
| Тема 6.
Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
| Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика. Философия эпохи Просвещения.
| 2
| 3 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос.
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
|
№ 7
| 4
| 2
| Тема 7.
Классический и неклассический этапы философии Нового времени
| Максима философского сознания XIX века - принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX века. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма.
| 2
| 4 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос.
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
|
№ 8
|
|
| Тема 8.
Русская философия
| Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Формирование, основные периоды и проблемы развития русской философской мысли. Русская философия в контексте мировой философской мысли.
| 4
| 5 занятие
|
|
|
|
| 6
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции
|
№ 9
| 6
| 2
| Тема 9.
Современная западная философия
| Роль философии как интегрирующего фактора культуры. Сциентизм как способ преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Антропологизм иррационалистической направленности. Сближение позиций религиозной философии и философии науки. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.
| 2
| 6 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
|
№ 10
|
|
| Тема 10.
Учение о бытии (онтология)
| Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Материальное и идеальное. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.
| 2
| 7 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
|
№ 11
|
| 2
| Тема 11.
Учение о развитии
| Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности.
| 2
| 8 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
|
№ 12
|
|
| Тема 12.
Проблема сознания
| Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Сознание, подсознательное, бессознательное. Самосознание и личность. Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.
| 2
| 9 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
|
№ 13
|
|
| Тема 13.
Основные проблемы теории познания (гносеология)
| Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Логика как наука о принципах правильного мышления. Вненаучные формы познания.
| 2
| 10 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
|
№ 14
|
|
| Тема 14.
Научное познание и его специфика
| Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки. Этапы и уровни научного познания. Специфика социального познания. Рост научного знания. Проблема классификации наук. Логико-гносеологические проблемы современной науки. Онтологические проблемы современной науки. Аксиологические проблемы современной науки. Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки.
| 2
| 11 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
|
№ 15
|
|
| Тема 15.
Природа человека и смысл его существования
| Проблема человека в историко-философском контексте. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Основные характеристики человеческого существования. Человек, индивид, личность.
| 2
| 12 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
|
№ 16
|
|
| Тема 16.
Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
| Ценности, их природа и принципы классификации. Мораль и нравственность: общее и особенное. Модификации эстетических ценностей. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций.
| 2
| 13 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
|
№ 17
|
|
| Тема 17.
Учение об обществе (социальная философия)
| Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Логика истории и ее смысл. Космопланетарные факторы социального развития.
| 2
| 14 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
|
№ 18
|
|
| Тема 18.
Будущее человечества (философский аспект)
| Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
| 2
| 15 занятие
|
|
|
|
| 4
| 1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
|