Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мира человеком (аксиология)




Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.

Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей.

Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.

Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.

Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.

Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.

Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби, М. Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н. Бердяев, Н. Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития.

Космопланетарные факторы социального развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.

Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.


1.3. Распределение часов по темам и видам работ

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоятельная работа

Всего

Из них

Лекции Лабор. Практич.
4 132 66 36 - 30 66 - экзамен
Всего 132 66 36 - 30 66 - -

 

Наименование тем и разделов

Всего

часов

Аудиторные занятия (час) в том числе

Самостоятельная работа

Лекции Семинары
1 Философия, ее предмет и место в культуре человечества 8 2 2 4
2 Философия Древнего мира 4 2   2
3 Античная философия 8 2 2 4
4 Средневековая философия 4 2   2
5 Философия эпохи Возрождения 4 2   2
6 Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) 8 2 2 4
7 Классический и неклассический этапы философии Нового времени 8 2 2 4
8 Русская философия 8 2 2 4
9 Современная западная философия 8 2 2 4
10 Учение о бытии (онтология) 8 2 2 4
11 Учение о развитии 8 2 2 4
12 Проблема сознания 8 2 2 4
13 Основные проблемы теории познания (гносеология) 8 2 2 4
14 Научное познание и его специфика 8 2 2 4
15 Природа человека и смысл его существования 8 2 2 4
16 Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) 8 2 2 4
17 Учение об обществе (социальная философия) 8 2 2 4
18 Будущее человечества (философский аспект) 4 2 2 2

Итого

132 36 30 66

1.4. Форма итогового контроля

Экзамен.

 

 


1.5. Учебно-методическая карта дисциплины

_Ф_│_Р_│_В Философия (132 часа)

для студентов образовательного вузовского компонента цикла ГОС (ГСЭ.Ф.10) по очной форме обучения

Модуль

Трудоемкость

Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

В кредитах В часах №№ темы раздела, Вопросы, изучаемые на лекции Часы Семинар Лаборат. Содержание Часы Содержание заданий Часы
№ 1 4 2 Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества Мировоззрение и его историко-культурный характер. Предмет философии. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. 2 1 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Поверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 2 4 2 Тема 2. Философия Древнего мира Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Ее основные школы и направления. Характерные черты философии Древнего Китая. Основные школы. 2           2 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 3 5 2 Тема 3. Античная философия Условия возникновения и развития философии в Др. Греции и Др. Риме. Начальный этап развития античной философии. Значение творчества Сократа. Классический период философии античности. Эллино-римский период античной философии. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии, ее место в историко-культурном развитии человечества. 2 2 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 4 6   Тема 4. Средневековая философия Теоцентризм - системообразующий принцип философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Классическая философия средневековья. Философская мысль в Византии. Арабская философия. Мистика. Основные философские проблемы средневековой философии. 1           1 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции 5. Промежуточный тест
№ 5 4 2 Тема 5. Философия эпохи Возрождения Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм - отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности. Формирование новой картины мира. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики. Философские аспекты концепции “открытости” истории; утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования. 1           1 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос. 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 6 4 2 Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика. Философия эпохи Просвещения. 2 3 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос. 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 7 4 2 Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени Максима философского сознания XIX века - принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX века. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. 2 4 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос. 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 8     Тема 8. Русская философия Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Формирование, основные периоды и проблемы развития русской философской мысли. Русская философия в контексте мировой философской мысли. 4 5 занятие         6 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции
№ 9 6 2 Тема 9. Современная западная философия Роль философии как интегрирующего фактора культуры. Сциентизм как способ преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Антропологизм иррационалистической направленности. Сближение позиций религиозной философии и философии науки. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. 2 6 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 10     Тема 10. Учение о бытии (онтология) Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Материальное и идеальное. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. 2 7 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 11   2 Тема 11. Учение о развитии Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности. 2 8 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест
№ 12     Тема 12. Проблема сознания Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Сознание, подсознательное, бессознательное. Самосознание и личность. Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание. 2 9 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест
№ 13     Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология) Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Логика как наука о принципах правильного мышления. Вненаучные формы познания. 2 10 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест
№ 14     Тема 14. Научное познание и его специфика Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки. Этапы и уровни научного познания. Специфика социального познания. Рост научного знания. Проблема классификации наук. Логико-гносеологические проблемы современной науки. Онтологические проблемы современной науки. Аксиологические проблемы современной науки. Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки. 2 11 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест
№ 15     Тема 15. Природа человека и смысл его существования Проблема человека в историко-философском контексте. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Основные характеристики человеческого существования. Человек, индивид, личность. 2 12 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест
№ 16     Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) Ценности, их природа и принципы классификации. Мораль и нравственность: общее и особенное. Модификации эстетических ценностей. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. 2 13 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест
№ 17     Тема 17. Учение об обществе (социальная философия) Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Логика истории и ее смысл. Космопланетарные факторы социального развития. 2 14 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест
№ 18     Тема 18. Будущее человечества (философский аспект) Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 2 15 занятие         4 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей. 3. Опрос 4. Контроль присутствия на лекции и семинаре 5. Итоговый тест

 

 

1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...