Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Место курса в системе социогуманитарного образованияСтр 1 из 55Следующая ⇒
Философия Учебно-методический комплекс дисциплины
Федеральное агентство по образованию «Бийский педагогический государственный университет Философия Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск
ББК 87 Ф 56 Печатается по решению
Научный редактор: канд. филос. наук, доцент А.М. Беспалов Рецензент: канд. филос. наук, доцент И.С. Шестакова
Ф 56 Философия[Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Авторы-составители: А.М. Беспалов, Е.Ю. Бралгин, С.М. Илющенко, О.Н. Кузнецова,
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний. Для студентов педагогических вузов.
Ó БПГУ имени В.М. Шукшина, 2009. Ó Авт.-сост.: А.М. Беспалов, Е.Ю. Бралгин, С.М. Илющенко, О.Н. Кузнецова, И.В. Никитина, ММ.М. Прудникова, 2009. Учебно-методическое издание Философия
Учебно-методический комплекс
Авторы-составители: Александр Михайлович Беспалов, Егор Юрьевич Бралгин, Ирина Владимировна Никитина, Марина Михайловна Прудникова
Сдано в набор 25.02.2009. Подписано в печать 10.04.2009.
Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического государственного УППЛ Бийского педагогического государственного
ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 9 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.. 11 1.1. Оранизационно-методический раздел. 11 1.2. Содержание курса. 12 1.3. Распределение часов по темам и видам работ. 19 1.4. Форма итогового контроля. 19 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины.. 20 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины.. 25 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины.. 26 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой. 26 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой. 27 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами. 39 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами. 40 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием.. 42 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием.. 43 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 45 2.1. Лекционный курс дисциплины.. 45 Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества. 45 Тема 2. Философия Древнего мира. 59 Тема 3. Античная философия. 66 Тема 4. Средневековая философия. 81 Тема 5. Философия эпохи Возрождения. 85 Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) 90 Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени. 103 Тема 8. Русская философия. 114 Тема 9. Современная западная философия. 128 Тема 10. Учение о бытии (онтология) 147 Тема 11. Учение о развитии. 157 Тема 12. Философская проблема сознания. 167 Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология) 173 Тема 14. Научное познание и его специфика. 181 Тема 15. Природа человека и смысл его существования. 188 Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) 205 Тема 17. Учение об обществе (социальная философия) 223 Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации. 232 2.2. Практические занятия. 240 Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества. 240 Тема 2. Античная философия. 242 Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) 245 Тема 5. Современная западная философия. 249 Тема 6. Русская философия. 251 Тема 7. Учение о бытии (онтология) 255 Тема 8. Учение о развитии. 257 Тема 9. Проблема человека в философии. 260 Тема 10. Учение об обществе (социальная философия) 263 Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология) 265 Тема 12. Проблема сознания. 269 Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология) 270 Тема 14. Научное познание и его специфика. 272 Тема 15. Будущее человечества (философский аспект) 274 2.3. Словарь основных понятий и терминов. 276 3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.. 318 3.1. Вопросы для контроля и самопроверки. 318 3.2. Тесты по всему курсу. 322 3.3. Рейтинг-контроль. 359 3.3.1. Технологическая карта дисциплины.. 359 3.3.2. Рейтинговая книжка студента. 366 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 369 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор) 369 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы.. 371 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками. 372 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине. 378
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс философии не должен давать готовых и окончательных ответов на все вопросы реальной жизни, он призван побуждать к мысли, к познанию, к развитию человеческого духа, ибо только на этом пути человек становится человеком, осознает себя в мире. Цель - развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Структура курса философии предусматривает лекции и семинарские занятия. Задачи лекционных занятий: - выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ; - формирование способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов; - развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; - овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Задачи семинарских занятий: проверить понимание студентами содержания рекомендованной литературы и обращение их внимания на проблемные вопросы курса; способствовать углублению знания методологии философии, ее основных категорий, формированию навыков философского анализа и их применения в психолого-педагогической деятельности. Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования. Работа над разделом начинается с обсуждения вопросов по той или иной проблеме теоретического курса. При подготовке предлагаемых вопросов студентам необходимо самостоятельно изучить рекомендуемую литературу и ознакомиться с содержанием лекции на заданную тему. Другая составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных вопросов, которые призваны помочь студентам акцентировать своё внимание на узловых аспектах изучаемой проблемы. Достаточно близкое знакомство студентов с проблематикой предмета необходимо, поскольку является неотъемлемой частью профессионального багажа знаний образованных, творческих и критически мыслящих специалистов с высшим образованием. В процессе освоения дисциплины студенты конспектируют литературу по темам курса, ведут терминологический словарь, готовят рефераты, выполняют домашние задания, промежуточные и итоговые тесты. Преподаватель осуществляет все виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый: текущий - на лекциях и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов по теме, терминологического словаря); промежуточный - по завершению изучения темы (рефераты и тесты по теме); итоговый - по завершению курса (итоговые тесты). В процессе изучения дисциплины «Философия» устудентов формируетсяпредставление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни и т.д. Итогом курса является экзамен/зачет.При проведении экзамена/зачета в билет включается два теоретических вопроса: один по истории философии, другой - по основным философским проблемам. Все вопросы должны быть из различных разделов курса философии. Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на семинарских занятиях, написание конспектов, ведение терминологического словаря, написание реферата, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий. Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой книжке студента и в итоге суммируются. На основании общей суммы выводится оценка. При условии согласия студента с оценкой студент освобождается от экзамена/зачета, если же студент претендует на более высокую оценку - сдает экзамен. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Программа курса Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами (ГСЭ.Ф.10)высшего профессионального образования по соответствующим направлениям. 1.1. Оранизационно-методический раздел Цель курса Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Задачи курса Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача - способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения. Освоение курса философии должно содействовать: - выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ; - формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов; - развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; - овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Место курса в системе социогуманитарного образования Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам. Курс философии предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса истории. |
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 206. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |