Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первый тест и представление об умственном возрасте




Вначале Бине собрал весьма обширную информацию о тех знаниях и навыках, которые давались школой. Выяснилось, что от учеников требуется, например, знать названия частей тела, повторять какие-то фразы или цифры, сравнивать между собой два отрезка прямых или две точки, срисовывать квадрат или ромб, осуществлять обратный счет, описывать какие-то картинки и т. д.

 

428       

Таблица 9.1. Примеры заданий в интеллектуальных тестах А. Задания теста Стэнфорд-Бине

4 года (по 2 месяца за каждое выполненное задание)

1. Сравнить отрезки прямых разной длины

2. Выявить различие в форме фигур

3. Сосчитать 4 монеты

4. Срисовать квадрат

5. Показать хорошее понимание вопросов: «Что надо делать, когда хочется спать? Когда холодно? Когда хочется есть?»

6. Повторить 4 цифры

9 лет (по 2 месяца за каждое выполненное задание)

1. Указать сегодняшнюю дату (день недели, число месяца, месяц, год)

2. Классифицировать 5 предметов

3. Дать сдачу

4. Повторить 4 цифры в обратном порядке

5. Построить предложение, включающее три слова (мальчик, река, мяч; работа, деньги, люди; пустыня, реки, озера)

6. Найти рифму к трем различным словам (например, название животного, рифмующееся с «ложка», название цветка, рифмующееся с «день», и т. п.)

Б. Задания шкалы интеллекта Векслера для детей (WISC)

Вербальная шкала Невербальная шкала
1. Знания (6-й вопрос набора из 30 вопросов): «В каком магазине поку­пают сахар?» 2. Суждения (5-й вопрос набора из 14 вопросов): «Что ты будешь делать, если увидишь, что к поврежденным рельсам подходит поезд?» 3. Арифметика (8-й вопрос набора из 16 вопросов): «Сколько стоят три сига­ры, если каждая стоит семь центов?» 4. Сходство (11-й вопрос набора из 16 вопросов): «Что общего между ножни­цами и котлом?» 5. Словарный запас (19-й вопрос набора из 40 вопросов): «Что такое глицерин»1 6. Память (6-я серия из девяти): «Повтори: 3—8-9—1—7—4. Теперь опять повтори цифры, но в обратном поряд­ке: 1-6-5-2-9-8»   1. Дополнить рисунки: 20 рисунков, в каждом из которых надо найти не­достающую деталь (например, ухо у лисицы, ленту на шляпе) 2. Сюжет из картинок, разложить картинки так, чтобы получился сюжет (например, матч боксеров, пожар, рыбная ловля) 3. Составление целого из частей: вос­произвести по двумерным моделям геометрические фигуры из разноцвет­ных элементов 4. Сборка: элементов собрать мозаику из 5. Подстановка: соотнести определен­ные знаки с символами в серии из 45 фигур  

 

1 Или: алмаз, шпага, микроскоп, шпионаж, строфа и т. д.

 

Адаптация и творчество                429

Бине предложил задания по всем этим пунктам детям из выборки, включавшей представителей различных возрастов, и для каждый воз­растной группы отобрал те задания, с которыми справились 50-80% детей этой группы. После ряда дополнительных проверок он отобрал десять наборов по шесть заданий в каждой, причем каждый набор соответствовал определенной возрастной группе от 3 до 12 лет (см. табл. 9.1, А).

При использовании таких тестов ребенку определенного хронологи­ческого возраста (ХВ) (т.е. возраста, исчисляемого по дате его рожде­ния) предъявлялись наборы заданий для детей 3, 4 и т. д. лет, и так до тех пор, пока не оказывалось, что он уже не в состоянии за ограниченное время (как в школе) выполнить три задания подряд.          

Поскольку для каждой возрастной группы (соответствующей диапа­зону в 12 месяцев) было разработано по 6 заданий, следовало засчитать два месяца за каждое выполненное задание и сложить все эти цифры, чтобы получить число месяцев, соответствующее, по Бине, умственному возрасту (У В) ребенка1. Так, если хронологический возраст ребенка 7 лет (84 месяца) и он решил все задания для детей 3, 4 и 5 лет, четыре задания для детей 6 лет и два задания для детей 7 лет, то в целом его умственный возраст составит 24 месяца +12+12+8+4 месяца = 72 месяца = 6 лет. Отсюда делается вывод, что по уровню интеллекта такой ребенок отстает от своих сверстников на год.

 

Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ)

 

Вскоре, однако, стало ясно, что разница, например, в 30 месяцев (2,5 года) между умственным и хронологическим возрастом для ребенка 5 лет и 12,5 не одно и то же. В первом случае эта разница составляет половину хронологического возраста, а во втором -всего лишь 1/5.

В связи с этим немецкий психолог Штерн в 1912 году предложил математическое уравнение, позволяющее независимо от хронологичес­кого возраста ребенка «соотнести» его с «нормальными» детьми этого же возраста. В результате очень простых расчетов он получил некий показатель, отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом; он назвал этот показатель коэффициентом интеллектуаль­ности (IQ)».

Концепция такого коэффициента основана на представлении о том, что нормальный ребенок -это такой ребенок, у которого умственный возраст соответствует хронологическому. Рассчитаем, например, этот

1 При этом нужно было каждому ребенку добавить 24 месяца, соответст­вующие первым двум годам жизни, для которых тестов не было.

 

Глава 9

коэффициент для десятилетнего ребенка:

IQ = УВ/ХВ =  120мес / 120мес = 1*100 баллов1

 

Итак, 100 баллов -это «нормальный» коэффициент. Представим себе, что у ребенка с хронологическим возрастом 10 лет умственный возраст составляет 5 лет; тогда его IQ равен

УВ/ХВ = 60мес/120мес = 0,5*100 = 50 баллов.

Если мы теперь вернемся к приведенному выше примеру с детьми в возрасте 5 и 12,5 лет с одной и той же разницей между УВ иХВ, то IQ будет для них рассчитываться следующим образом:

а) для пятилетнего ребенка

УВ/ХВ = 2,5 года/5 лет = 30 мес/60мес =  0,5*100 = 50 баллов

 (иными словами, ребенок отстает от «нормального» пятилетнего на 50 баллов);

 

б) для ребенка в возрасте 12,5 лет

УВ/ХВ = 10 лет/12,5 лет = 120 мес/150мес =  0,8*100 = 80 баллов

 (т.е. отклонение от «нормы» составляет 20 баллов).

 

У этого метода остается все же один недостаток. Начиная с опреде­ленного хронологического возраста становилось уже непонятно, чему соответствует умственный возраст. Например, что можно сказать, если у 40-летнего человека умственный возраст составляет 37,5 лет? Оказалось, что после 20-25 летIQ, рассчитанный по умственному возрасту, уже теряет свой смысл.

Для того чтобы устранить этот недостаток, в 40-х годах были разработаны таблицы IQ на основании результатов, полученных при тестировании представителей каждой возрастной группы. Это дало возможность непосредственно «классифицировать» испытуемого по его показателям, сравнивая их с показателями такой референтной группы.

Другие тесты на интеллект

 

Тест Бине, усовершенствованный им совместно с Симоном, был вскоре адаптирован к условиям США Терменом (Terman, 1916) и был

______

1 Результат деления умножается на 100 для того, чтобы в коэффициенте не было десятичных дробей и он легче воспринимался.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...