Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-экономическая география в средней и высшей школе




 

Преподавание географии в средней и высшей школе имеет много общего. В обоих случаях задача заключается в том, чтобы нарисовать достаточно полную географическую картину мира и обеспечить формирование необходимой географической культуры. Однако в средней школе, где не готовят математика, физика, биолога, историка, географа и т. д., речь идет о географической культуре как об одной из составных частей общей культуры. А в высшей школе – в значительной мере как о профессиональной географической культуре, к которой предъявляют совершенно иные требования.

 

Давайте начнем с преподавания экономической (социально-экономической) географии в средней школе. Сначала вспомним о том, что в дореволюционной российской, да и в начальный период развития советской школы в преподавании географии ориентировались в первую очередь на страноведческие курсы. Что же касается экономической географии, то начало ее изучению фактически положило постановление Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) о преподавании географии, принятое в мае 1934 г. Данное постановление на многие десятилетия вперед определило структуру нашей школьной географии, основанную на раздельном изучении физической географии в младших и средних классах и экономической географии – в старших. В соответствии с этим же постановлением Н.Н. Баранским и И.А. Витвером были написаны их знаменитые учебники по экономической географии СССР и капиталистических стран, по которым изучало этот предмет все довоенное и военное поколение. Нельзя не отметить, что в начале 50-х гг. оба эти учебника первыми из всех школьных учебников были удостоены Государственной (тогда еще Сталинской) премии.

 

В послевоенный период экономическая география в нашей стране продолжала преподаваться в двух старших классах, но развитие ее отнюдь не было только поступательным. Так, в 50-е гг. она страдала от излишнего фактологизма, в 60–70-е гг. – от своего рода «тотального онаучивания», которое явилось следствием неправильного представления о том, что школьные предметы должны быть своего рода уменьшенной копией Большой науки. В 80-е гг. преподавание экономической географии все же удалось несколько усовершенствовать, хотя и не все замыслы были реализованы. Так что основные перемены произошли уже в 90-е гг., когда, во-первых, в средней школе начали преподавать экономическую и социальную географию и, во-вторых, удалось укрепить ее научно-методические основы.

 

В самом деле, научные основы школьной СЭГ стали лучше отражать общемировую тенденцию, заключавшуюся прежде всего в том, что учить надо фундаментальным знаниям, составляющим основу мировоззрения, миропонимания, дальнейшего самообразования в течение всей жизни. Отсюда вытекает и важный принцип организующей роли теории по отношению к фактам. Если вы проанализируете учебники по социально-экономической географии России и мира, по которым вы учились в школе, то встретите в них достаточно подробное объяснение таких научных теорий, упоминавшихся нами в предыдущей лекции, как теории экономико-географического положения, географического разделения труда, размещения производительных сил, социально-экономического районирования, ТПК, урбанизации, природопользования и некоторых других.

 

То же самое относится и к упоминавшимся в прошлой лекции н а у ч н о – м е т о д и ч е с к и м п о д х о д а м. Здесь можно назвать территориальный подход (преимущественно региональный в курсе по России, глобальный и страновой в курсе по миру), комплексный подход, особенно в страноведческих разделах, исторический подход, хорошо представленный в обоих курсах, типологический подход, выражающийся в типологии стран, районов, городов, типах воспроизводства населения промышленных предприятий и др.

 

Наряду с этим можно привести пример типологического подхода, который себя не оправдал. В упоминавшемся уже учебнике И.А. Витвера, где характеризовались более 30 отдельных стран, применялся традиционный принцип географической смежности, т. е. изучались последовательно страны Европы, Азии, Африки и т. д. В учебнике «Экономическая география зарубежных стран», по которому учились в 1964–1990 гг., мы, авторы, отказались от этого принципа в угоду типологии и, во-первых, резко уменьшили число отдельно изучаемых стран, а, во-вторых, сгруппировали их по трем типологическим категориям – социалистические, развитые капиталистические и развивающиеся. В результате такого подхода после Албании изучали Кубу, а за ней – Монголию. Естественно, что в 90-е гг., когда разделение мира на две противоборствующие общественные системы с добавлением развивающегося «третьего мира» изжило себя, программы и учебники вернулись к принципу географической смежности.

 

Из более новых подходов в учебниках по социально-экономической географии большое внимание стало уделяться проблемному подходу, как одному из важных путей развивающего обучения. Например, в учебнике «Экономическая и социальная география мира» материал каждой темы фактически организуется вокруг одной-двух или нескольких проблем, которые в значительной мере определяют весь характер интерпретации учебного материала – будь то проблема ресурсообеспеченности, демографического взрыва или соотношения сил между Севером и Югом. То же самое можно было бы сказать об экологическом и в какой-то мере о конструктивном подходах.

 

Укрепились и м е т о д и ч е с к и е о с н о в ы школьной СЭГ. Это относится к традиционному для всей географии, но долгое время недооценивавшемуся методу описания. Без географического (экономико-географического) описания трудно представить себе подлинную научную популяризацию. Не случайно иногда пишут, что география находится как бы на стыке науки и искусства. или вспоминают очень важное высказывание Н.Н. Баранского: «Надо все же помнить, что география – не математика, и не физика, и не химия. Основным способом выражения мысли для географа является речь, а не формула». Это относится к столь же традиционному картографическому методу, принимая во внимание и текстовые карты учебников, и географические атласы по обоим курсам социально-экономической географии. В известной мере это относится и к очень широко применяемому в курсах СЭГ сравнительному методы, а также к статистическому методу. Упомянем также о более тщательном отборе и генерализации учебного материала, более четком и последовательном формировании общих понятий.

 

Как вы знаете, 90-е гг. принесли нашей школе еще одно важное новшество – плюрализм учебников: вы могли изучать социально-экономическую географию России по учебнику либо В.П. Дронова и В.Я. Рома, либо А.И. Алексеева и В.В. Николиной, а экономическую и социальную географию мира – по учебнику В.П. Максаковского, или Ю.Н. Гладкого и С.Б. Лаврова, или А.П. Кузнецова.

 

Невольно вспоминаются советские времена, когда по каждому школьному курсу, включая и экономическую географию, существовал один единственный стабильный учебник, по которому учились все «от Москвы до самых до окраин». Как-то в Лондоне, выступая на конференции по географическому образованию школьников, я буквально поразил аудиторию, упомянув о том, что учебник «Экономическая география зарубежных стран», написанный мной в соавторстве ежегодно издается тиражом в 3–3,5 млн экземпляров. При системе параллельных учебников тиражи их стали во много раз меньшими. Зато вместо прежних 120 наименований учебников нашей школы число их увеличилось до 1200! Похоже, что это другая крайность, которую я называю «разгулом демократии». И эта крайность имеет два отрицательных последствия – дезориентацию большей части учителей и снижение качества учебных книг.

 

Раз уж мы заговорили о школьных учебниках географии 90-х гг., то хотелось бы заметить, что для многих из них была характерна заметная расстыковка дидактических принципов научности и доступности. По части научности мы всегда были, как говорится, впереди планеты всей. А вот по части доступности – имея в виду прежде всего форму изложения – заметно отставали. На страницах многих учебников господствовал, можно сказать, засушливый климат, мешавший школьникам поглощать знания с аппетитом. Это происходило, с одной стороны, из-за того, что некоторые авторы просто недооценивали значение формы изложения, а некоторые не обладали даром научной популяризации, как будто перед ними не было примеров Тимирязева, Обручева, Ферсмана, Моисеева и они никогда не слышали очень важного высказывания Н.Н. Баранского о том, что «апелляция к мозгам обязательно должна быть дополнена апелляцией к эмоциям школьников». Живой, эмоциональный подход особенно важен в географии для формирования «образа места», «образа территории».

 

Вот почему я уже давно выступаю с девизом «Учиться должно быть интересно!» и по мере возможности стараюсь проводить его в жизнь. Сошлюсь хотя бы на учебник «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса, в основном тексте которого вы можете встретить образные характеристики и сравнения, крылатые слова и фразы, использование данных топонимики. А дополнительный текст к каждой из тем учебника так и называется «Интересные факты». Всего в нем собрано более 200 разнообразных интересных фактов, которые должны пробудить больший интерес учащихся к этому курсу.

 

Наш рассказ о школьной социально-экономической географии оказался бы неполным, если бы мы не упомянули о тех больших переменах в ее преподавании, которые произошли уже в начале XXI в. Эти перемены связаны с новой концепцией школьной географии, которая нашла отражение и в федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования. Эта концепция исходит из новой структуры российской школы, которая стала подразделяться на три ступени – начальную, основную и старшую. Соответственно мы считали, что курсы географии в основной школе можно сделать несколько более простыми, но более живыми и интересными, в какой-то мере пожертвовав в них основами географической науки. Но при этом постараться как можно более заинтересовать школьников географией, развить их познавательные интересы. А в двух старших классах с преобладанием профильного обучения дать более «серьезную» географию, не только не сокращая, а, напротив, увеличивая учебную нагрузку.

 

Вот почему в 8 и 9 классах было начато преподавание комплексного курса «География России», главная цель которого заключается в формировании географического образа своей страны во всем ее многообразии на основе показа трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства. Да, это уже не прежний курс социально-экономической географии.

 

Но тем не менее все основные ее элементы в нем сохранены и находят отражение в разделах «Россия на карте мира», «Население России», «Хозяйство России» и «География крупных регионов России». А в двух старших классах школы (10-ом и 11-ом) социально-экономическое содержание оказывается уже преобладающим. Здесь на базовом уровне должен изучаться курс, во многом напоминающий «Экономическую и социальную географию мира», а на профильном уровне – серьезный курс «Введение в экономическую и социальную географию». Однако новый базисный учебный план и новый государственный стандарт общего среднего образования находятся еще в стадии разработки, поэтому и в преподавании СЭГ могут произойти изменения.

 

Прежде чем перейти к преподаванию экономической (социально-экономической) географии в высшей школе, заметим, что до сравнительно недавнего времени эти курсы входили в учебные планы и программы географических факультетов классических и педагогических университетов, а также финансово-экономических вузов. Но затем в последних экономическая география была фактически вытеснена и в лучшем случае заменена региональной экономикой.

 

В классических университетах по специальности «География» социально-экономическая география представлена достаточно полно. На разных годах обучения читаются курсы «Введение в экономическую и социальную географию», «Теория и методология географической науки», «Экономическая и социальная география России», «Экономическая и социальная география мира», «Геоурбанистика».

 

На географических факультетах педагогических вузов Стандарт по географии предусматривает чтение пяти последовательных курсов: «Этногеография» (второй год обучения), «Общая экономическая и социальная география» (третий год обучения), «Основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства» (четвертый год обучения), «Экономическая и социальная география России» и «Экономическая и социальная география зарубежных стран» (четвертый и пятый годы обучения).

 

Среди перечисленных учебных курсов «Общей экономической и социальной географии» принадлежит, можно утверждать, особая роль. В нем вы должны познакомиться с общими вопросами этой научной дисциплины, предваряющими изучение экономической и социальной географии России и зарубежного мира. Этот курс включает восемь последовательных тем, которые уже были перечислены в кратком авторском предисловии к данному курсу лекций.

 

Сегодня же хотелось бы еще поговорить с вами о системе вузовской работы и дать вам некоторые советы.

 

П е р в а я з а д а ч а, которая стоит перед вами, – повышение своей географической культуры. Прежде всего не пренебрегайте лекциями, которые вам читают в проблемно-фактологическом плане, наиболее приемлемом для студентов третьего курса. Весь опыт свидетельствует о том, что те студенты, которые пропускают лекции, значительно хуже успевают. Надо лучше готовиться и к лабораторным занятиям, которые берут на себя значительную часть фактологического содержания курса. Некоторые из них я называю «таблицей умножения», подразумевая под этим прежде всего тот фактический и цифровой материал, который нужно знать «на зубок» и который помогает составить представление о порядке цифр, касающихся самых важных географических процессов и явлений. Далее, в конце семестров, следуют зачеты и экзамены, которые можно назвать барометром ваших успехов. По курсу «Общей экономической и социальной географии» вам нужно будет сдавать один годовой экзамен, который следует отнести к довольно трудным. Хотя, как известно, все познается в сравнении. Например, Пушкину при выпуске из Царскосельского лицея, в мае 1817 г. пришлось за 17 дней сдать 15 трудных экзаменов, которые проходили каждый будний день с 8 до 12 часов утра и с 4 до 8 часов вечера…

 

Большим подспорьем для вас в овладении знаниями и географической культурой должны послужить учебники, которых теперь, в отличие от недавнего прошлого, достаточно. Обязательно обратите внимание и на школьные учебники, которые содержат основу самых необходимых знаний. Но еще важнее обращаться к литературе, к книгам по географии. Ныне уже редко вспоминают анкету молодого Маркса, в которой на вопрос о любимом занятии он ответил: «Рыться в книгах». Если бы у вас тоже было такое любимое занятие, в овладении социально-экономической географией вы достигли бы гораздо больших успехов. Это утверждение вовсе не умаляет роли новых информационных технологий и в особенности Интернета, с которым, наверное, большинство из вас работает. Важно, чтобы в вашей практике книга и информационные технологии сотрудничали, дополняли друг друга.

 

Есть и в т о р а я з а д а ч а, стоящая перед всеми вами – повышение своей общей культуры. В последних реформах российской средней и высшей школы сделан упор не только на знания, но и на широкий культурологический подход, предусматривающий формирование образованной, культурной личности, владеющей основами политической, экономической, экологической, правовой, нравственной, художественно-эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, семейных отношений и т. п. К сожалению, эта общая культура у значительной части нашей учащейся молодежи довольно низкая. Об этом свидетельствует ее невежество в вопросах истории, литературы и искусства, ее поведение в общественных местах, ее речь, ее увлечение некоторыми пагубными пристрастиями.

 

Можно назвать разные причины подобных явлений в молодежной среде. И, может быть, главная из них заключается в резком изменении менталитета молодежи, главными кумирами которой, как показывают социологические опросы, стали поп– и рок-звезды, крупные олигархи и успешные бизнесмены. Прагматизм современной молодежи выражается прежде всего в ее стремлении к материальному благополучию и карьерному росту. При этом многих интересует не работа сама по себе, а должность и зарплата вкупе с желанием получить какие-то льготы и помощь сверху. У таких молодых людей во главе угла – собственная личность, а в жизни они готовы действовать «с позиции силы». Именно подобные прагматики устремляются прежде всего в самые престижные вузы – управленческие, финансовые, технологические, экономические, правовые, выбирая их в интересах той самой карьеры. И очень многие из них считают, что история, литература и искусство, да и география для этой самой карьеры им совершенно не понадобятся.

 

В результате мы начинаем проигрывать сражение за широкий кругозор, за общую культуру. В самом деле, еще сравнительно недавно научная и культурная эрудиция человека считалась наивысшей ценностью, определяла и его общественный рейтинг. А теперь, похоже, успешный бизнесмен становится для молодежи привлекательнее эрудита. Вот и выходит, что писатель Даниил Гранин был прав, когда еще в 90-х гг. опубликовал статью под названием «Русская интеллигенция уходит». А ведь интеллигенция – это мозг нации, ее тонкий озоновый слой, защищающий наше общество от разного рода вредных воздействий. Вы должны также понимать, что образованность и интеллигентность – это не синонимы. Можно быть образованным, но мало интеллигентным, и наоборот. Вспомните Гошу, сыгранного Алексеем Баталовым в фильме «Москва слезам не верит». Ясно, что никаких университетов этот Гоша не кончал, но неинтеллигентным его ведь никак не назовешь.

 

Если у вас также изменилась шкала ценностей, если вы также стали в некотором роде прагматиками, то учтите одно: можно быть вполне современным, трезвомыслящим человеком, но в то же время и широко образованным, культурным. Именно такие граждане – новые русские интеллигенты – особенно нужны нашей стране. Вот великая цель, которая стоит перед вами. Но для того, чтобы ее достичь, нужно много и хорошо работать.

 

Позвольте мне сослаться на некоторые исторические примеры. Известно, что французский король Людовик XIV работал по 16 часов в день. Петр I начинал свой рабочий день в пять часов утра, Екатерина II начинала его в шесть часов. Николай I вставал на рассвете, проводил за рабочим столом до 18 часов в день, назначая аудиенции на восемь, а то и на семь часов утра. Папа римский Иоанн Павел II обычно начинал свой рабочий день в пять утра. Поэтому они многое успели!

 

И не откладывайте! Вспомните, что Шолохов написал первую часть «Тихого Дона» в 23 года. Дарвин отправился в свое знаменитое путешествие на «Бигле» тоже в 23 года. Пушкин в 24 года в Кишиневе начал писать «Евгения Онегина», а Миклухо-Маклай в этом же возрасте отправился к папуасам. Микеланджело в 25 лет изваял «Пьету», а Ньютон сформулировал основные положения закона всемирного тяготения. В 26 лет Пушкин написал «Бориса Годунова», а Эйнштейн создал специальную теорию относительности.

 

Наконец, вы должны отчетливо понимать, что в начале XXI в. в мире происходит смена парадигм экономического развития, которая выражается прежде всего в переходе к так называемой новой экономике. Порожденная информационной и коммуникационной революцией, эта экономика развивается в условиях растущей глобализации и конкуренции, все в большей мере определяя весь уклад жизни передовых стран и даже, как иногда говорят, новую ступень современной цивилизации. Важнейшая особенность этой новой экономики заключается в том, что она основывается в первую очередь на занятиях и информационных технологиях, которые, таким образом, превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития. Все сказанное относится в первую очередь к странам, которые уже вступили в постиндустриальную стадию. Вот почему повышение качества и изменение содержания образования уже стало одним из стратегических направлений их государственной политики.

 

Хотя Россия пока только вступает на постиндустриальный путь, сходные задачи стоят и перед нею. И решение их едва ли не в первую очередь будет зависеть от человеческого капитала страны, в частности и от вас, как маленькой его частицы.

 

 

Эпоха древнего мира

 

В начале темы 1 мы рассмотрели историю становления и развития социально-экономической географии, т. е. историю географической мысли, которая структурно входит в общую СЭГ. А говоря о пограничных направлениях СЭГ, назвали и историческую географию, изучающую конкретную историческую географию прошлого. Вы уже знаете и о том, что метод историзма, исторический подход, – один из классических в нашей науке. Напомню крылатую фразу уже упоминавшегося французского страноведа Э. Реклю: «История – это есть география во времени, а география – история в пространстве». Или высказывание известного нашего географа и методиста А.С. Баркова, назвавшего географию и историю родными сестрами.

 

Мы уже называли и тех отечественных представителей СЭГ, которые оставили нам образцы классического исторического подхода. К сожалению, интереснейшая книга И.А. Витвера «Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира», изданная еще при его жизни, давно уже стала библиографической редкостью. Так что для расширения своих знаний в этой области вы должны воспользоваться «Исторической географией мира» В.П. Максаковского.

 

В этой книге я исходил из общепринятой в исторической науке периодизации всемирного исторического процесса, в котором обычно выделяют следующие последовательные исторические эпохи: 1) Древний мир, 2) Средние века, 3) Раннее новое время, 4) Новое время, 5) Новейшее время. Сегодняшняя лекция будет посвящена первой из них.

 

Эпоха Древнего мира – самая длительная в истории человечества. Говоря о ее хронологических рамках, нужно исходить из того времени, когда зародился человеческий род. После сенсационных открытий английского археолога и антрополога Л. Лики в Олдувайском ущелье (Кения) еще в 30-х гг. ХХ в. считалось, что первые антропоиды появились 2,5 млн лет назад. Но сравнительно недавние раскопки в Эфиопии увеличили этот возраст до 4, а в Чаде – до 7,5 млн лет. А завершилась эпоха Древнего мира в V в. н. э., когда произошел распад Западной Римской империи. Так что ни одна из последующих исторических эпох даже отдаленно не сможет сравниться по продолжительности с Древним миром.

 

В свою очередь Древний мир принято подразделять на две части – эпоху первобытности и эпоху древних цивилизаций, которые по продолжительности тоже почти несопоставимы.

 

Эпоха первобытности (дикости, варварства) продолжалась миллионы лет. За это время произошел переход от первых антропоидов, человеко-обезьян, к «человеку умелому» (Homo habilis), и к «человеку прямоходящему» (Homo erectus). За 600–700 тыс. лет до н. э. началась смена архантропов другими древнейшими людьми – палеоантропами (питекантропами, неандертальцами). И только 30–40 тыс. лет назад их стали сменять неоантропы и появился, наконец, «человек разумный» (Homo sapiens). После этого начался процесс сапиетации, т. е. его совершенствования и распространения.

 

Прародиной «человека разумного» стали тропические районы Африки и Азии, откуда он затем расселился по всей земной суше (рис. 9). В Северную Америку первобытные люди попали из Азии через Берингов пролив, в Австралию – тоже из Азии, через Зондский архипелаг. Так что к концу палеолоита, т. е. примерно за 10 тыс. лет до н. э., все материки, кроме, разумеется, Антарктиды, были уже в той или иной степени заселены. В позднем палеолите разобщенность отдельных больших человеческих групп, оказавшихся в совершенно различных условиях обитания, постепенно привели к формированию трех больших человеческих рас.

 

Основные черты мирового развития в эпоху первобытности сводились к следующему.

 

Во-первых, о б щ а я ч и с л е н н о с т ь л ю д е й в полном соответствии с господствующим тогда архетипом воспроизводства населения росла, чрезвычайно медленно. Ученые считают, что за 15 тыс. лет до н. э. на Земле жило примерно 3 млн за 7 тыс. лет – 10 млн, за 5 тыс. лет – 20 млн человек. Размещение этих людей по поверхности планеты было крайне неравномерным, а средняя плотность населения составляла всего 8–10 человек на 100 км2.

 

Во-вторых, з а в и с и м о с т ь п е р в о б ы т н ы х л ю д е й о т п р и р о д ы была так велика, что, по Л.Н. Гумилеву, сам палеолитический человек входил в окружавший его «вмещающий» ландшафт в качестве его верхнего звена. Но постепенно люди научились преодолевать многие трудности и приспосабливаться к условиям окружающей среды. Даже если это были условия оледенения огромных пространств в Европе.

 

В третьих, первобытный человек уже в те времена наносил б о л ь ш о й в р е д п р и р о д е. Чаще всего – в результате пожаров, как следствия неосторожного обращения с огнем, который он научился добывать трением 60 тыс. лет назад. Так что лесные и травяные пожары в тропических, таежных лесах и саваннах стали распространенным явлением. В эпоху первобытности случались и настоящие экологические кризисы, которые представляют и сегодня большой интерес для изучения. В качестве примеров можно привести наступление ледников в Европе или превращение Сахары из саванны в пустыню.

 

В-четвертых для эпохи первобытности было характерно о ч е н ь п р и м и т и в н о е х о з я й с т в о в а н и е. Сначала оно ограничивалось сбором дикорастущих плодов и растений и только позднее появились более продуктивные охота и рыболовство. Такой тип хозяйства получил наименование присваивающего.

 

В-пятых, в эпоху первобытности с о ц и а л ь н ы е о т н о ш е н и я также находились на весьма примитивном уровне. В раннем палеолите это было, можно сказать, первобытное человеческое стадо. Постепенно оно преобразовалось в первобытную общину с коллективными собственностью и трудом, которые Ф. Энгельс удачно окрестил первобытным коммунизмом, а Ж.Ж. Руссо назвал «золотым веком» человечества, когда люди еще не знали цивилизации, но не знали и эксплуатации. Заметим также, что при госп одстве собирательства главным добытчиком оказалась женщина, что привело к установлению матриархата, а с переходом к охоте и рыболовству его сменил патриархат.

 

В-шестых, м а т е р и а л ь н у ю к у л ь т у р у первобытности фактически определял каменный век, который начался 2–2,5 млн лет назад. По мере перехода от древнего каменного века (палеолита) к среднему (мезолиту) и новому (неолиту) каменные орудия все более совершенствовались. С их помощью в Европе были созданы такие крупные мегалитические (от греч. мега – большой и литос – камень) сооружения как знаменитый Стоунхендж в Южной Англии или мегалиты на острове Мальта.

 

В-седьмых, крайне примитивной была и д у х о в н а я к у л ь т у р а первобытных людей. Их религиозные верования были политеистическими (многобожие). Зависевшие от многих природных явлений, первобытные люди обожествляли прежде всего Солнце, Луну, землю, воду и т. д. На этом фоне, правда, выделялось первобытное искусство, достигшее довольно высокого уровня. Вы наверняка слышали о наскальных рисунках первобытных художников, найденных в алжирской Сахаре (Тассилин-Адджер), в южной части Франции (пещера Ласко), на севере Испании (пещера Альтамира). Все эти объекты, как и мегалиты, ныне входят в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

 

После эпохи первобытности началась гораздо более короткая по времени эпоха древних цивилизаций. Добавлю, что само слово цивилизация вошло в научный обиход в XVIII в. для обозначения грани между дикостью и варварством и появлением более развитого общества. Постепенно сложилась и теория цивилизации, большой вклад в создание которой внесли такие западные ученые, как немецкий философ О. Шпенглер, английский историк и социолог А. Тойнби, американский политолог С. Хантингтон и такие русские ученые, как Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, О.Я. Яковец. В их работах упоминается разное количество цивилизаций. Например, А. Тойнби сначала выделял 21 цивилизацию, а затем – 33. У С. Хантингтона вы обнаружите 8 цивилизаций. Такое разночтение объясняется различиями в критериях выделения цивилизаций. Кроме того, цивилизации бывают разных масштабов – региональные, субрегиональные, локальные.

 

Цивилизации не вечны. Давайте вспомним теорию Л.Н. Гумилева о фазах развития суперэтноса (как синонима крупной цивилизации). По его мнению, каждая цивилизация проходит в своем развитии следующие фазы: 1) рождения, 2) пассионарного подъема, 3) развития, 4) инерции («золотая осень цивилизации»), 5) обскурации (ее «сумерки»), 6) мемориальную. Если говорить о древних цивилизациях, то многие из них уже давно мертвы. Но многие до сих пор живы.

 

Теперь пришло время сказать о главной движущей силе, которая привела к возникновению древних цивилизаций. Такой силой оказалась н е о л и т и ч е с к а я р е в о л ю ц и я, которая началась за 6–7 тыс. лет до н. э. и продолжалась (в Старом Свете) 2–3 тыс. лет. Эта революция означала грандиозный социально-экономический переворот, затронувший все сферы жизни людей.

 

Самое главное заключается в том, что неолитическая революция привела к переходу от прежней, присваивающей экономики к экономике производящей, т. е. к земледелию и скотоводству. А это означало формирование первого в истории общественного разделения труда.

 

О том, что подобное разделение труда между племенами земледельцев и кочевников-скотоводов не происходило мирно, свидетельствуют и некоторые библейские сюжеты. Вспомните хотя бы сюжет о сыновьях Адама и Евы Каине и Авеле. В те времена труд земледельца был гораздо тяжелее, чем труд пастуха. Вот зависть и привела к тому, что земледелец Каин убил своего младшего брата Авеля – «пастыря овец». За это он был проклят Богом и отмечен особым знаком – «каиновой печатью».

 

Что же касается главных географических очагов неолитической революции, то ими фактически стали те семь очагов происхождения культурных растений, которые, как вам должно быть известно еще со школьных времен, были выделены замечательным русским ученым Н.И. Вавиловым. Древнейшим из них был, очевидно, Юго-Западно-Азиатский очаг, который явился родиной пшеницы, ржи, ячменя, овса, многих видов овощей, фруктов и ягод. Средиземноморский центр стал родиной маслины, льна, Южно-Азиатский – риса, сахарного тростника, Китайский – чая, сои, проса, Абиссинский – кофе, южно-мексиканский – кукурузы, Южно-Американский – картофеля, томата, хлопчатника. Добавим, что Н.И. Вавилов выделил и главные очаги доместификации домашних животных: еще за 13 тыс. лет до н. э. в их число вошла собака, за 10 тыс. лет – овца, коза, за 9 тыс. лет – свинья, за 8 тыс. лет – корова, за 5 тыс. лет – лошадь.

 

Наяду с этим неолитическая революция привела к кардинальному усовершенствованию орудий и средств труда. Именно в этот период каменный век сменился медным. Перечитайте «Одиссею» Гомера, и вы почти на каждой странице встретите упоминание о «медно-остром копье», «медно-богатом граде Сидоне» и т. п. В конце IV тысячелетия до н. э. наступил бронзовый век, а в начале I тысячелетия – железный век. Применение железа стало мощным стимулом развития. Оно ускорило распашку земель, сведение лесов, добычу ископаемых. В ту же пору было изобретено колесо, научились использовать энергию воды и ветра (водяные и ветряные мельницы, парусные суда). Было усовершенствовано текстильное и гончарное ремесло. В домашний обиход вошли столы, стулья, тарелки и др.

 

Производство более сложных и разнообразных орудий материальной культуры уже не могло оставаться побочным занятием земледельцев. В результате произошло второе крупное общественное разделение труда – отделение ремесла от земледелия. Оно привело к значительному по тому времени увеличению материального богатства и, что особенно важно с позиций исторической географии, к зарождению городов.

 

В качестве еще одного последствия неолитической революции можно назвать своего рода демографическую революцию, которая привела к неолитическому демографическому взрыву. В самом деле, уже за 2 тыс. лет до н. э. численность людей на Земле возросла до 50 млн, а к началу нашей эры – до 200 млн человек. Но при этом нужно помнить и о том, что среднегодовой прирост населения составлял тогда всего 0,1%. Тогда же сложился тот тип воспроизводства населения с очень высокой рождаемостью и очень высокой смертностью, который принято называть традиционным. А средняя продолжительность жизни составляла всего 25 лет.

 

Очень высокая смертность объяснялась распространением голода, болезней, эпидемий, стихийных бедствий. Огромный урон наносили беспрерывные завоевательные войны, отличавшиеся крайней жестокостью: только при покорении Галлии Юлий Цезарь истребил примерно 1 млн человек. Эти потери в какой-то мере компенсировались очень ранними браками. Так, по древнеримскому законодательству минимальный брачный возраст для девушек установлен в 12 лет, для юношей – в 14 лет. Египетская царица Клеопатра в 22 года имела уже четырех детей. Что же касается средней продолжительности жизни, то, конечно, бывали и исключения. Например, египетский фараон Рамсес II прожил 90 лет, причем от своих жен и наложниц имел более 200 детей (!). Недавно в Долине царей на западном берегу Нила, в окрестностях города Луксора, было обнаружено захоронение 52 сыновей Рамсеса II, который пережил большинство своих наследников.

 

Рост производительных сил, вызванный неолитической революцией, имел и важнейшие социально-экономические и политические последствия. Дело в том, что он привел к появлению прибавочного продукта и, следовательно, к эксплуатации человека человеком. А это в свою очередь имело следствием постепенный распад первобытной общины и возникновение первого в истории классового общества – рабовладельческого. Первоначально рабовладельческие цивилизации ограничивались небольшими городами-государствами, но со временем они начали охватывать все большие территории. В начале нашей эры пояс рабовладельческих государств уже протягивался от Атлантического до Тихого океана (рис. 10).

 

Наконец, когда мы говорим о древних цивилизациях, то, естественно, не можем не упомянуть и об изменениях в области духовной культуры. Одним из важнейших, если не важнейшим, признаком перехода от первобытности к цивилизации стало появление письменности, которая открыла совершенно новые возможности хранения и передачи духовного наследия. Древние цивилизации оказали огромное влияние на последующее развитие всей мировой культуры. Важно и то, что с ними же связано зарождение древнейших религий – как мировых (христианство, буддизм), так и национальных (индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм). Влияние этих религий также сильнейшим образом ощущается и в наши дни.

 

Таковы общие черты древних цивилизаций. Но между ними были и немалые различия, в основе своей и географические.

 

Здесь вполне уместно сослаться на широко известную книгу Л.И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки», которая вышла в свет в Париже на французском языке еще в 1897 г., а затем была переведена на русский язык.

 

Лев Ильич Мечников, старший брат известного русского биолога Ильи Ильича Мечникова, из-за участия в студенческих волнениях еще в молодости вынужден был эмигрировать из России. В Италии он примкнул к отрядам Гарибальди, был тяжело ранен. Затем жил в Швейцарии, где сотрудничал в многотомном издании Э. Реклю «Земля и люди. Всеобщая география». Помимо нескольких восточных языков он свободно говорил на десяти европейских. Мечников был близок с Герценом и Огаревым, участвовал в работе I Интернационала, но по мировоззрению считал себя анархистом и примыкал к Бакунину.

 

В своей книге Л.И. Мечников выделил три периода в развитии мировой цивилизации – речной, морской и океанической. Цивилизации Древнего Востока он отнес к речному, а античные цивилизации Средиземноморья – к морскому периоду. И с этим вполне можно согласиться.

 

Более конкретно под речными цивилизациями Л.И. Мечников имел в виду четыре цивилизации Древнего Востока, которые возникли в бассейнах великих исторических рек. Это Нильская (Египетская), Тигро-Евфратская (Месопотамская), Индо-Гангская (Индостанская), и цивилизация в бассейнах Хуанхэ и Янцзы (Китайская). Впрочем, Мечников ставил вопрос и о пятой речной цивилизации в бассейне рек Амударьи и Сырдарьи (Среднеазиатской). Не будет ошибкой утверждать, что именно в этих районах зародилась неолитическая революция.

 

По рисунку 10 можно определить и древнейшие государства, возникшие в районах речных цивилизаций. В долине Нила это был Древний Египет, история которого насчитывает тысячи лет. В долинах Тигра и Евфрата это были Шумер, Ассирия, Вавилон, в долинах Инда и Ганга – древнеиндийские государства. А бассейны Хуанхэ и Янцзы, можно сказать, породили такие древние китайские империи как Цинь (отсюда – англ. «Чайна», франц. «Шин», итал. «Хин»), а затем хань (отсюда – самоназвание китайцев – «ханьцы»). Со временем крупные государства сложились и за пределами великих исторических рек – например, Персидское царство.

 

По форме правления большинство государств Древнего Востока представляли собой разновидности восточной деспотии. Это относится и к фараонам в Египте, и к «царям царей» в Вавилоне, и к императорам в Китае. О численности населения этих древних государств судить довольно трудно. Но в Древнем Китае предположительно обитало 50–70 млн человек.

 

Теперь давайте попробуем составить представление о наследии цивилизаций Древнего Востока в области материальной и духовной культуры.

 

Свидетельствами м а т е р и а л ь н о й к у л ь т у р ы древнейших цивилизаций могли бы быть города, основанные еще до нашей эры. Но, увы, от большинства из них практически ничего или почти ничего не осталось. Нет ни Мемфиса, ни Фив в Египте, ни Вавилона в Междуречье. И только в Китае древнейшие города еще существуют, хотя и под другими названиями.

 

Но некоторые, ставшие всемирно известными, объекты материальной культуры того времени сохранились гораздо лучше. Наверное, вы с детства знаете о трех великих пирамидах в пригороде Каира, самая большая из которых, пирамида Хеопса, имеет высоту около 150 м и сложена из 2,3 млн известняковых глыб. Знаете и о построенной при династии Цинь Великой Китайской стене, остающейся и поныне грандиозным памятником строительства той далекой эпохи. Почти наверняка слышали и о случайно обнаруженной в 70-х гг. ХХ в. гробнице первого императора этой династии Цинь-Шихуанди, загробную жизнь которого охраняют более 8 тыс. терракотовых воинов. Все эти объекты тоже входят во Всемирное культурное наследие.

 

В области д у х о в н о й к у л ь т у р ы наследие древних цивилизаций также очень велико. Ведь почти все народы Древнего Востока уже имели свою письменность: клинопись у шумеров, иероглифическое письмо у египтян и китайцев, санскрит в Индии. Письменность послужила стимулом к развитию образования, а также науки, в особенности математики, астрономии, географии, медицины.

 

От древних шумеров и вавилонян до нас дошла шестидесятиричная система – деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд, от древних индийцев – десятиричная система счисления. Они же предложили свою систему цифр, которую затем заимствовали народы Передней Азии, а от них и европейцы. Это те самые цифры, которыми мы сейчас пользуемся, только европейцы не совсем правильно назвали их арабскими. Добавим, что и шумеры, и египтяне, и вавилоняне, и индийцы, и китайцы уже в древности стали делить год на 12 месяцев.

 

О современных религиях, зародившихся еще на Древнем Востоке, мы уже говорили.

 

Перейдем теперь к характеристике античных цивилизаций Средиземноморья, которые Л.И. Мечников отнес к морским цивилизациям. И действительно, Средиземное море играло в жизни античных (от лат. anticuus – древний) цивилизаций огромную роль. Отсюда и общее собирательное название прибрежных народов – «народы моря».

 

Хронологически первым из таких народов были критяне, создавшие свою критоминойскую (по имени легендарного царя Миноса) культуру. Далее назовем финикийцев, которые жили на восточном побережье моря и, будучи отличными мореходами, основывали свои колонии по его берегам. Самой большой из них был Карфаген в нынешнем Тунисе.

 

Типичным народом моря были и древние греки, заселившие не только южную оконечность Балканского полуострова, но и острова Эгейского моря, побережье Малой Азии, а также завоевавшие остров Крит, колонизовавшие острова Родос и Кипр. Еще в эпоху так называемой гомеровской Греции (XII–VIII вв. до н. э.) греки расширили свою ойкумену благодаря морскому походу на Трою, описанному в «Илиаде», и плаваниям Одиссея («Одиссея»). А в VIII–V вв. до н. э. началась великая греческая колонизация (рис. 11), имевшая три главных направления: западное – в Южную Италию, Сицилию, Южную Галлию, Испанию, восточное – к берегам Понта (Черного моря) и южное – к берегам Африки. При этом нужно вспомнить, что Древняя Греция (Эллада) представляла собой конгломерат отдельных полисов-государств, часто враждовавшим друг с другом (Афины и Спарта) и к тому же переживших разрушительное нашествие персов. Но позднее Персидскую державу разгромил во время своего восточного похода Александр Македонский.

 

Со Средиземным морем была тесно связана и жизнь Древнего Рима. В результате трех пунических войн с Карфагеном (римляне называли карфагенян пунийцами) Римская держава утвердилась в Восточном Средиземноморье. Затем шаг за шагом она подчинила себе и Западное Средиземноморье, после чего все море получило у римлян наименование Mare nostrum («Наше море»). Именно так называет его в своей «Географии» Страбон. В период расцвета Римской империи в начале нашей эры ее границы продвинулись далеко к северу и к востоку (рис. 12), а население достигло 60 млн человек. Но затем началось медленное угасание этой империи, которое завершилось в 476 г. ее крушением. Эта дата и означает конец античной эпохи.

 

Почти во всех странах Средиземноморья в эпоху античных цивилизаций основой экономики оставалось сельское хозяйство, профиль которого всюду был довольно сходным: оливки, виноград, зерновые, разведение овец и коз. Но наряду с сельским хозяйством продолжало развиваться и ремесло – гончарное, керамическое, текстильное, кожевенное, металлическое. И это не говоря уже о строительстве знаменитых римских дорог. Большие успехи были достигнуты и в кораблестроении, причем наибольшее распространение получили триремы – боевые гребные суда с тремя рядами весел.

 

Чтобы вы оценили вклад античных государств в мировую цивилизацию, достаточно привести несколько примеров.

 

Первый пример – из с ф е р ы г о с у д а р с т в е н н о г о с т р о я. Вспомним, что Древняя Греция стала родиной демократии (Афины при Перикле), олигархии (Спарта), тирании (остров Самос). Древний Рим пережил длительные периоды царской власти, затем республиканской (respublica – общественное дело) и, наконец, императорской.

 

Второй пример – из с ф е р ы м е ж д у н а р о д н о г о р а з д е л е н и я т р у д а. Уже в ту пору сложились некоторые важные черты международной торговли как между речными цивилизациями Древнего Востока, так и между цивилизациями Средиземноморья. Но наряду с этим сложились и торговые пути между Азией и Европой. Один из них был морским, а другой сухопутным, вошедшим в историю как Великий шелковый путь (рис. 13). В течение тысячелетий он соединял столицу Китайской империи город Чаньань с побережьями Средиземного и Черного морей. Перевозка товаров по этому пути обычно занимала порядка 200 дневных переходов.

 

Третий пример – из с ф е р ы м а т е р и а л ь н о й к у л ь т у р ы. Все вы с детства знаете о семи чудесах света, в большинстве своем связанных с Древней Грецией, о Микенах и Трое, об афинском Акрополе, об Олимпии. Знаете, что в парижском музее Лувр можно увидеть такие шедевры древнегреческой скульптуры, как «Венера Милосская» и «Ника Самофракийская», а в музее Ватикана – скульптурную группу «Лаокоон». Знаете, что в Риме, который называют «вечным городом», от эпохи античных цивилизаций остались Форум, Колизей, Пантеон, триумфальные арки, термы, дворцы. То же относится к сохранившимся еще римским дорогам, мостам, акведукам, «сработанным еще рабами Рима». Не надо забывать и о том, что далеко за пределами современной Италии именно римлянами были основаны такие города, как Лондон, Париж, Лион, Кёльн, Женева, Толедо, Вена, Будапешт, Белград, София.

 

Четвертый пример – из с ф е р ы д у х о в н о й к у л ь т у р ы. Греческий алфавит еще в античную эпоху стал могучим средством культурного прогресса (да и само это слово происходит от его первых букв – «альфа» и «бета»). И в наши дни в театрах идут трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Древняя Греция дала миру плеяду блестящих ученых в области философии, истории, географии, математики, механики, астрономии, медицины, труды которых сохранили свое значение до наших дней. Не случайно К. Маркс назвал Аристотеля «Александром Македонским греческой философии».

 

Что же касается латинского языка (латыни), то вы знаете, что в дальнейшем на ее основе произошло формирование многих языков, ныне образующих романскую группу индоевропейской семьи. На латыни писали римские поэты Вергилий, Гораций, Овидий. Римские ученые внесли свой вклад в развитие астрономии, географии, истории, философии. Еще большее развитие в Древнем Риме получили прикладные науки, связанные с нуждами земледелия, мореплавания, строительства и градостроительства, военного дела. Вспомним также созданный еще в римскую эпоху юлианский календарь.

 

Особо нужно сказать о греческой мифологии, без знания которой практически невозможно понять классическую живопись. С нею связаны и такие поныне часто употребляемые выражения, как «титаническая борьба», «рог изобилия», «сизифов труд», «прокрустово ложе», «яблоко раздора», «панический страх», «олимпийское спокойствие», «муки Тантала», «ахиллесова пята» и др. Добавлю, что те из вас, кого зовут Александр, Алексей, Анатолий, Андрей, Аркадий, Варвара, Василий, Галина, Георгий, Григорий, Дмитрий, Евгений, Евгения, Екатерина, Зинаида, Зоя, Ирина, Лариса, Леонид, Лидия, Никита, Николай, Петр, София, Татьяна, Федор имеют имена греческого происхождения, а те, кого зовут Валентин, Валентина, Валерий, Виктор, Виктория, Виталий, Клавдия, Константин, Марина, Наталья, Павел, Роман, Сергей, Юлий, Юлия – римского происхождения.

 

Вот сколько мостиков можно перебросить от эпохи античных цивилизаций к нашим дням! Но нельзя забывать и о том, что за пределами пояса рабовладельческих государств древности, который показан на рисунке 10, существовал гораздо более обширный «варварский» мир кочевых, полукочевых и оседловых племен. Только в Центральной Америке и в области Анд в Южной Америке сложились три очага ранней цивилизации индейских народов – ацтеков, майя и инков.

 

 

Эпоха Средних веков

 

Если начать с хронологических рамок этой эпохи, то отсчет обычно ведут с V в., когда произошло крушение Западной Римской империи, а концом считают рубеж XV и XVI вв., т. е. начало Великих географических открытий. Эта хронология относится в первую очередь к Европе, где Средневековье продолжалось тысячу лет. На Востоке оно началось раньше, а закончилось позднее.

 

В эпоху Средних веков региональные и субрегиональные цивилизации вышли далеко за пределы уже знакомого вам пояса рабовладельческих государств Евразии. Они охватили и другие части этого континента, а также некоторые районы Африки, Центральной и Южной Америки. Но различия между западной (европейской) и восточной (азиатской) цивилизациями при этом даже увеличились.

 

Если попытаться выделить, вынести за скобки некоторые общие черты развития мира в эпоху Средних веков, то, по-видимому, к ним надо отнести следующее.

 

Во-первых, Средние века – это эпоха господства уже не рабовладельческого, а ф е о д а л ь н о г о с т р о я, основой которого в Европе являлась монопольная собственность отдельных феодалов (от лат. feodum – земельное владение) на землю при личной зависимости крестьян от феодалов. А в странах Востока, собственником земли, воды и связанных с ними ирригационных сооружений часто выступало и феодальное государство. Заметим также, что народы древних цивилизаций Востока и Средиземноморья пришли к феодализму, пройдя, можно сказать, полный путь рабовладельческих производственных отношений. Народы же остальной Евразии совершили такой переход непосредственно от первобытнообщинного строя.

 

Во-вторых, феодализм наложил свой отпечаток на характерный для Средних веков г о с у д а р с т в е н н ы й с т р о й. В Европе феодальная экономика с преобладанием натурального хозяйства во многом определяла и характер политической надстройки общества, экономическая раздробленность которого обусловливала и его политическую раздробленность. Крупное феодальное поместье нередко представляло собой фактически самостоятельную административную единицу. А в странах Востока, как и при рабовладельческом строе, в большинстве случаев формы правления отличались значительной централизацией, что было связано и с сохранением государственной собственности на землю.

 

В-третьих, на протяжении всей эпохи Средних веков в мире почти безраздельно господствовала а г р а р н а я э к о н о м и к а. При этом происходило расширение обрабатываемых земель, совершенствование орудий труда (плуг вместо сохи), в качестве основной тягловой силы стали использовать лошадей и волов. Началась специализация сельскохозяйственных районов. Наряду с сельским хозяйством продолжали развиваться различные ремесла, горное дело, мореплавание.

 

В-четвертых, для феодальной эпохи, как и для рабовладельческой, был характерен т р а д и ц и о н н ы й т и п в о с п р о и з в о д с т в а н а с е л е н и я. Это означает, что сохранялась очень высокая рождаемость как следствие ранних браков и многодетности, но и очень высокая смертность как следствие постоянных войн, эпидемий, недородов в земледелии. В результате среднегодовой прирост населения оставался очень низким (0,1%). По оценкам российских демографов, в 1000 г. население Земли составляло 265 млн, а в 1500 г. – 425 млн человек. Из этого количества на Азию приходилось почти 70% на Европу и Африку – по 12–13%, а Северная Америка и Австралия отличались очень малой заселенностью.

 

В-пятых, на протяжении всего Средневековья происходил процесс ф о р м и р о в а н и я н а р о д н о с т е й на базе прежних племен и их союзов. К концу эпохи он в основном завершился, и после этого некоторые крупные народности уже начали трансформироваться в нации. В странах, перешедших к феодализму прямо от первобытнообщинных отношений, подобный этнический процесс начался уже при феодализму и продолжался по мере его развития.

 

В-шестых, большой прогресс был достигнут в сфере м а т е р и а л ь н о й к у л ь т у р ы. Средневековые строительство и архитектура оставили поистине огромный след на территориях цивилизационных регионов Европы, Азии, другим частей мира, во многом предопределив их современный материальный облик. Среди объектов Всемирного культурного наследия и в Европе, и в Азии преобладают именно средневековые города и их достопримечательности.

 

В-седьмых, далеко продвинулась вперед и д у х о в н а я к у л ь т у р а народов. Средневековье стало временем широкого распространения письменности и, соответственно, образования. Зародилась и национальная культура, нашедшая выражение в особенностях литературы, искусства, архитектуры. Новые успехи были достигнуты и в науке. Кроме того, в Средние века произошла дальнейшая христианизация Европы, и это во многом определило весь характер западной цивилизации. А на Востоке в Средние века возникла еще одна мировая религия – мусульманство (ислам).

 

Таковы главные общие черты мирового развития в Средневековье. Но в эту эпоху, как отмечает И.А. Витвер в начале своего «Исторического введения», мировое пространство было еще сильно разобщено Атлантическим и Тихим океанами на Старый Свет и еще не открытый Новый Свет. Да и в Старом Свете по-прежнему существовали два больших цивилизационных региона – европейский и азиатский. Словом, здесь вполне уместно вспомнить слова Ф. Энгельса о «межевых знаках».

 

Приступая сначала к рассмотрению Европейского региона необходимо обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство. Эпоху Средних веков в Европе принято подразделять на раннее и развитое (классическое) Средневековье, которые сильно различаются.

 

Раннее Средневековье (V–X вв.) стало временем глубокого упадка европейской цивилизации. По меткому выражению писателя С. Цвейга, это было время, когда «тяжелый, гнетущий сон сковал Западный мир», когда «все, что люди знали раньше, непонятным образом было ими забыто», когда «разучились читать, писать, считать», когда «науки закостенели, стали мумиями богословия». Производительные силы Европы также находились в этот период в глубоком упадке, полностью господствовало натуральное хозяйство. В отличие от раннего развитое Средневековье (XI–XV вв.) стало временем подъема производительных сил, перехода от замкнутого натурального хозяйства к географическому разделению труда и товарно-денежным отношениям, к росту городов с их более высокой материальной и духовной культурой.

 

В Средние века, и особенно в развитом Средневековье, заметно расширилась ойкумена Европы. В ее южной части многие новые открытия были сделаны в XI–XIII вв. во время крестовых походов, организованных феодалами и католической церковью в Палестину для отвоевания у неверных Гроба Господня. В северной части Европы роль первооткрывателей выполнили норманны – «северные люди» (датчане, норвежцы и шведы), которые значительно раздвинули ее границы к северу, западу и востоку. А на крайнем северо-востоке новгородцы дошли до Урала.

 

Для п о л и т и ч е с к о й к а р т ы Европы в Средние века были характерны две главные черты – неустойчивость и раздробленность.

 

В раннем Средневековье неустойчивость политической карты была связана главным образом с Великим переселением народов, и особенно с нашествием гуннов в V в., образованием и распадом нескольких варварских королевств, а в VIII–IX вв. и империи франков Карла Великого. Кроме того, в VII в. из азиатских степей на Балканы пришли тюрки-болгары, которые были ассимилированы местным славянским населением. В VIII в. из Северной Африки на Пиренейский полуостров пришли завоеватели-арабы, а в IX в. из Азии же на Средне-Дунайскую низменность – мадьярские (венгерские) племена, которые сумели сохранить свой язык. К этому перечню нужно добавить многочисленные завоевательные походы воинственных норманнов.

 

В развитом Средневековье вторжения из Азии продолжались. Все вы наверняка знаете о монголо-татарском нашествии на Русь, а затем и на Западную Европу в XIII в., которое было начато Чингисханом и продолжено его внуком Батыем. Но в Польше и Венгрии Батый пробыл недолго, а Русь подверг полному опустошению.

 

Такой точки зрения придерживались все ведущие русские историки XIX в. – Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Фактически этому же посвящены знаменитые строки А. Блока:

Для вас – века, для нас – единый час;

Мы, как послушные холопы,

Держали шаг меж двух враждебных рас —

Монголов и Европы.

 

И только Л.Н. Гумилев придерживался совершенно иной точки зрения, считая, что нашествие монголов не принесло Руси большого вреда, что они за полвека «растаяли среди половцев и русских». С такой точкой зрения, при всем уважении к автору, трудно согласиться.

 

Говоря о нашествиях с Востока, назовем еще турок-османов, завоевавших к концу развитого Средневековья весь Балканский полуостров и дошедших до Вены. Но захватнические войны вели и сами европейские народы. Достаточно привести в пример германский «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»), деятельность ордена крестоносцев в Польше, меченосцев в Прибалтике.

 

Что касается раздробленности политической карты Европы, то понятие «феодальная раздробленность» давно уже стало нарицательным. Оно было особенно характерно для раннего, но сохранилось и в развитом Средневековье. Прежде всего это относилось к Италии, а также к Германии, которая тогда официально называлась Священной Римской империей, поскольку германские императоры претендовали на роль императоров Древнего Рима. Но еще важнее подчеркнуть, что в течением времени в Европе стали появляться и большие централизованные государства – Франция, Англия, Дания, Испания, Австрия, а на Востоке – Русское государство (это понятие вместо понятия «Русь» вошло в обиход в XV в.).

 

Наиболее широко распространенной формой правления в Средние века была монархия, причем во многих ее разновидностях – империи, королевства, герцогства, княжества и т. д. При этом преобладала форма сословной монархии, при которой интересы правящего феодального сословия прежде всего представлял сам монарх, а интересы горожан (бюргерства) – парламент; в Англии парламент существует с XIII в., во Франции – с XIV в. Но существовали также города-республики, примерами которых могут служить Венеция, Генуя, Флоренция в Италии, Великий Новгород и Псков в России.

 

Х о з я й с т в о Е в р о п ы в раннем Средневековье переживало полный застой. Но с переходом к развитому Средневековью положение изменилось к лучшему. Как мы уже отмечали, основным занятием людей в Средние века оставалось сельское хозяйство, в котором произошел постепенный переход от двухполья к трехполью при увеличении доли технических культур, огородничества, садоводства, виноградарства, животноводства. Четче стала специализация сельскохозяйственных районов: зерновых, виноградарских, молочного животноводства (Нидерланды), овцеводства (Испания, Англия).

 

Наряду с сельским хозяйством развивалось и ремесленное производство (рис. 14). Оно специализировалось в первую очередь на выпуске текстильных (суконных) изделий, причем особенно выделялись два района – Тоскана в Италии и Фландрия в Нидерландах. На второе место поставим металлообработку, включая оружейное дело; в XIV в., когда научились применять порох, произошел переход от холодного к огнестрельному оружию. В металлообработке особо выделялись такие центры, как Нюрнберг, Льеж, Милан. Получило развитие и горное дело, особенно в Германии (медь, серебро), Англии (олово, железные руды, уголь), Польше, Австрии (соль). А по кораблестроению на южном фланге Европы лидерами оставались Венеция, Генуя, Португалия, на северном – Нидерланды, Англия.

 

Н а с е л е н и е Е в р о п ы с 1000 до 1500 г. возросло почти вдвое: с 42 до 80 млн человек. Такому росту способствовало некоторое улучшение условий жизни, сохранение традиционного типа воспроизводства, многодетности. Но вы должны понимать, что прирост населения в средневековой Европе был бы значительно большим, если бы не частые неурожаи и голодные годы, если бы не эпидемия разных болезней, если бы не постоянные военные нашествия, о которых мы уже говорили, а также междоусобные (война Алой и Белой розы в Англии), религиозные (гуситские война в Чехии) и другие войны, если бы не инквизиция, проводившаяся католической церковью, по приговору которой были сожжены не только такие известные личности, как Жанна д’Арк, Джордано Бруно, Ян Гус, но и сотни тысяч простых людей. (Симптоматично, что папа Римский Иоанн Павел II не так давно официально извинился за католическую инквизицию Средних веков.) И, конечно, нельзя обойти молчанием тот факт, что пандемия «черной смерти» – чумы – в XIV в. унесла треть жителей Европы, а в Италии и Франции – половину.

 

Население отдельных стран в ту эпоху было еще сравнительно небольшим. Так, в 1500 г. Франция и Россия имели по 15 мин жителей, Германия и Италия – по 11 млн, Испания – 6,5, Англия – 5 млн. При этом подавляющее их большинство проживало в сельской местности, а горожане преобладали только в Тоскане и Фландрии. Тем не менее роль городов в развитии западной цивилизации Средних веков была уже очень велика. Наверное, К. Маркс не ошибся, когда назвал город «самым ярким цветком Средневековья». По площади и числу жителей города той эпохи были еще, как правило, небольшими, например, население Парижа в XV в. составляло 250 тыс. человек, Венеции – 200 тыс. «Стотысячниками» были Милан, Генуя, Флоренция, Севилья, Брюгге, Вена, Прага. А в Лондоне и Москве насчитывалось 20–25 тыс. жителей.

 

М а т е р и а л ь н а я к у л ь т у р а Средних веков в Европе тоже была связана в первую очередь с городским строительством, которое с XI в. велось уже не из дерева, а из камня. Когда говорят о «старых камнях Европы», то едва ли не в первую очередь подразумевают под этим большие романские, а затем готические да и иные соборы, украсившие тогда ее города. На примерах таких, как Собор Парижской Богоматери, Реймский, Кентерберийский, Вестминстерское аббатство, Кёльнский, Миланский, Св. Марка в Венеции, Св. Вита в Праге, которые мне пришлось повидать, могу подтвердить, что они и в наши дни очень впечатляют. А из светских и фортификационных сооружений можно назвать ратушу и Латинский квартал в Париже, крепость Тауэр в Лондоне, Дворец дожей в Венеции, пражский Град. В XI в. каменные здания начали строить и на Руси. Примерами такого зодчества являются Софийские соборы в Киеве и Великом Новгороде, соборы Ростово-Суздальской Руси, а в конце эпохи – Московский Кремль.

 

Пожалуй, особо нужно сказать о д у х о в н о й к у л ь т у р е Средневековой Европы, развитию которой способствовало распространение письменности: у романских народов – на основе латыни, у славянских, кириллицы, существующей с IX в.

 

Вам будет интересно узнать, что в раннем Средневековье в Западной Европе писали преимущественно на восковых дощечках с помощью специальной палочки из кости или металла, которая называлась стило (отсюда – «стиль», «стилистика»). Затем основным материалом для письма стал пергамент, которым пользовались еще в античную эпоху, а еще позднее – более дешевая бумага. Книги сначала писали от руки, потом печатали с помощью наборных досок (ксилография), а в середине XV в. Иоганн Гутенберг из немецкого города Майнца изобрел печатание с помощью наборных букв-литер. Вначале почти все книги были церковного содержания, но понемногу стала появляться и светская литература, часто в форме героического народного эпоса. В этом вы сами сможете убедиться, если прочитаете, скажем, «Легенду о короле Артуре», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Легенду о Тристане и Изольде».

 

Говоря о географии культуры в Средние века, нужно отметить, что самой передовой в этом отношении страной Европы в XIII в. становится Италия, где раньше всего начался переход от средневековой культуры к культуре нового времени, т. е. к эпохе Возрождения.

 

На географию науки развитого Средневековья в Западной Европе наибольшее воздействие оказало размещение университетов. Первые европейские университеты возникли в XII в. в Болонье, Париже, Оксфорде. А к концу XV в. в Европе было уже более 60 университетов (рис. 15), большинство из которых существует и в наши дни.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...