Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретические и методические основы социально-экономической географии




Экзаменационные вопросы по дисциплине

«Общая экономическая и социальная география»

Для студентов 3 курса гр.БГ специальности «География»

 

1. Становление и развитие социально-экономической географии.

2. Место социально-экономической географии в системе географических наук и ее структура. Многообразие стран современного мира. Количество и группировка стран

3. Теоретические и методические основы социально-экономической географии.

4. Социально-экономическая география в средней и высшей школе.

5. Историко-географическое введение в социально-экономической географии: эпоха Древнего мира.

6. Историко-географическое введение в социально-экономической географии: эпоха Средних веков.

7. Историко-географическое введение в социально-экономической географии: эпоха раннего Нового времени.

8. Историко-географическое введение в социально-экономической географии: эпоха Нового времени.

9. Историко-географическое введение в социально-экономической географии: эпоха Новейшего времени.

10. Политическая карта мира во второй половине XX – начале XXI в.

11. Классификация и типология стран мира.

12. Формы государственного устройства стран мира.

13. Региональные и локальные конфликты на современной политической карте мира.

14. География и причины возникновения конфликтов.

15. Загрязнение окружающей среды.

16. Охрана окружающей среды.

17. Ведущие интеграционные группировки мира.

18. Роль и значение транснациональных корпораций в глобализации мирового хозяйства.

19. Понятие о научно-технической революции. Наука как подсистема НТР.

20. Современное мировое хозяйство: теоретические подходы к теме.

21. Международные экономические отношения. География мировых экономических связей 

22. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция.

23. Закономерности размещения производительных сил: фактор территории, экономико-географического положения.

24. Принципы размещения производительных сил: природно-ресурсный, транспортный фактор, фактор трудовых ресурсов.

25. Факторы размещения производительных сил: фактор территориальной концентрации, территориальной организации науки и экологический фактор.

26. Глобальные проблемы человечества

 

Теоретические и методические основы социально-экономической географии

 

В самом общем виде можно сказать, что задача науки вообще заключается в том, чтобы нарисовать научную картину мира. Тогда задача географии – нарисовать научную географическую картину мира, которую можно представить как своего рода триптих, включающий картины земной природы, населения Земли и мирового хозяйства. Созданием этого триптиха занимается вся система географических наук, включая ее теоретические и эмпирические подразделения. В данном случае нас прежде всего интересуют теоретические знания, отражающие саму сущность географических процессов и явлений, методологию и методику их познания.

В связи с этим перед нами неизбежно встает вопрос об иерархии научных знаний. География, включая ее социально-экономическую ветвь, не имеет какой-то своей иерархии, а исходит из принятой общенаучной иерархии, которая разработана науковедением, т. е. наукой о науке. Она выражается в следующем соподчинении: 1) учение, 2) научная теория, 3) научная концепция, 4) научная гипотеза, 5) научное понятие, 6) научный термин, 7) научный факт. В эту иерархию не укладываются, но также имеют очень большое значение законы и закономерности, которые выражают постоянную, повторяющуюся и необходимую связь между явлениями.

Вся эта иерархия научных знаний в географии подробно рассмотрена в учебнике «Географическая культура», так что нет ни необходимости, ни возможности повторять все сказанное там в одной лекции. Тем более, что в данном случае нас интересует не вся, а только социально-экономическая география. Обращаясь к СЭГ, давайте попробуем упростить приведенную выше многочисленную научную иерархию, ограничившись применением одного обобщающего понятия научная теория (от греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование). Какие же теории СЭГ должны составить основу вашей географической культуры? Очевидно, что это прежде всего теория экономико-географического положения, теории природопользования, теории населения и теории размещения производительных сил. С большинством из них вы достаточно подробно познакомитесь в нашем курсе лекций и в курсах социально-экономической географии России и зарубежных стран. Поэтому сегодня мы скажем о них только самое главное, необходимое для предварительного знакомства с теоретическими основами СЭГ.

Начнем с т е о р и и э к о н о м и к о – г е о г р а ф и ч е с к о г о п о л о ж е н и я (ЭГП), одной из наиболее разработанных в нашей науке, в особенности благодаря трудам Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского, И.М. Маергойза да и многих других ученых. Еще со школьных времен вы должны знать, что ЭГП – это положение города, района, страны по отношению к другим как социально-экономическим (города, районы, транспортные пути, государства), так и некоторым природным (судоходные реки, незамерзающие моря, месторождения полезных ископаемых) объектам. ЭГП – один из важнейших факторов, влияющих на размещение производительных сил, оно также во многом определяет индивидуальные черты экономико– и социально-географических объектов. ЭГП может быть общим, интегральным, а также частным (например, транспортно-географическое положение). Особо выделяется и политико-географическое положение (ПГП) – положение страны или ее части, а также группы стран по отношению к другим государствам и их группам, к центрам и районам сосредоточения противоборствующих политических сил, очагам разного рода военно-политических конфликтов. Н.Н. Баранский особо отмечал, что ЭГП и ПГП являются исторической категорией, изменяющейся во времени. Для примера можно взять ЭГП и ПГП (или геополитическое положение) России, которое после распада СССР в 1991 г. очень сильно изменилось (рис. 7).

 

Обратимся далее к т е о р и я м п р и р о д о п о л ь з о в а н и я, которые вместе с географическим ресурсоведением входят в орбиту социально-экономической географии. Во-первых, это теория природно-ресурсного потенциала (ПРП) территории, под которым понимают некий предельный запас производственных ресурсов, обусловленный самой природой и теоретически доступный для использования в любой отдаленной перспективе. В свою очередь ПРП подразделяют на интегральный и частные ПРП – минерально-сырьевой, водный, земельный и др. Во-вторых, это теория ресурсных циклов, которая исходит из того, что все используемые человеком природные ресурсы проходят три последовательные стадии или цикла: 1) изъятия из природы, 2) переработки и 3) возвращения в природу отходов этой переработки. Сами ресурсные циклы обычно именуются по видам ресурсов – энергетических, металлических, неметаллических, земельных, лесных и др. В-третьих, это теория территориальных сочетаний природных ресурсов (ТСПР), в основе которой лежит оценка различных видов таких ресурсов, расположенных на определенной территории. Эта теория, разработанная учеными Института географии Академии наук, часто используется в трудах по социально-экономической географии. Особую наглядность ей придает картирование ТСПР.

 

Теперь давайте назовем н а с е л е н ч е с к и е т е о р и и, т. е. теории, непосредственно связанные с географией населения. Это общая теория расселения населения, которая рассматривает расселение людей во взаимодействии с природной средой, изучает формы расселения, и прежде всего городскую и сельскую, сети и системы поселений. Это зародившаяся в СССР в 60-х гг. теория единой системы расселения, относящаяся как ко всей стране, так и к отдельным ее районам. Наконец, это получившая особенно большое развитие и у нас и за рубежом теория геоурбанистики, которая рассматривает городские поселения, их сути и системы. Отечественных географов, внесших особенно большой вклад в создание перечисленных населенческих теорий СЭГ, мы уже называли во второй лекции, когда говорили о географии населения.

 

А теперь перейдем к рассмотрению самой большой группы теорий социально-экономической географии, которые условно назовем р а з м е щ е н ч е с к и м и т е о р и я м и. Их относят в основном к хозяйственной, но в последнее время все больше и к непроизводственной сфере человеческой деятельности.

Начнем с основополагающей для всех видов размещения теории географического разделения труда, которое Н.Н. Баранский назвал основным понятием экономической географии. Наряду с ним, большой вклад в развитие этой теории внесли и другие представители его научной школы – И.А. Витвер, Ю.Г. Саушкин, И.М. Маергойз. Заметим попутно, что некоторые из них называли разделение труда географическим, а другие – территориальным, но в общем их надо считать идентичными понятиями.

 

Географической разделение труда представляет собой пространственную форму общественного разделения труда и выражается в специализации отдельных местностей, центров, районов и стран на производстве определенной продукции, которая затем становится предметом обмена между ними.

 

Географическое разделение труда складывалось исторически на протяжении, можно сказать, всего развития человеческой цивилизации. Это означает, что оно прошло разные этапы, каждому из которых соответствовал свой характер специализации районов и стран. Но наибольшей широты и, главное, глубины оно достигло в наши дни.

 

Что касается собственно размещенческих теорий, то они постепенно усложнялись и в терминологическом отношении, и по существу. Сам термин размещение уходит своими корнями в те штандортные теории, о которых мы уже говорили. Долгое время он был главным и применялся по отношению и к хозяйству, и к населению. Затем в научных обиход стал постепенно входить термин территориальная организация, более широкий, чем размещение, и включающий также взаимосвязи между производственными объектами и систему управления ими. Соответственно появилась теория территориальной организации производительных сил (ТОПС), а вслед за нею – теория территориальной организации общества (ТОО) и выделения общественных территориальных систем (ОТС). В широком смысле эта теория охватывает все вопросы, касающиеся размещения производительных сил, расселения людей, их деятельности, взаимодействия общества и природы, а также региональной, социальной, демографической, экологической политики.

 

К размещенческим безусловно следует отнести и теорию экономического районирования, т. е. выделения экономических районов, возникших под воздействием географического разделения труда. Следовательно, экономический район – это территория, которая отличается от других территорий своеобразием своего ЭГП, природных, трудовых ресурсов и специализации хозяйства. Отечественная школа экономического районирования, основанная Н.Н. Баранским и Н.Н. Колосовским, вообще придает категории района исключительно большое значение. Неудивительно, что именно Россия стала родиной и теории и практики экономического районирования, причем как интегрального, так и отраслевого – промышленного, сельскохозяйственного и др.

 

Однако сам термин «экономическое районирование» в полной мере соответствовал своему названию в индустриальную эпоху развития общества. Во второй половине ХХ в., когда все более важные позиции стала занимать непроизводственная деятельность и появились другие виды районирования – социальное (включая политическое и культурное), а также природно-хозяйственное, эколого-экономическое, рекреационное, начала меняться и терминология. Вместо экономического стали чаще говорить об экономико-географическом и о социально-экономической районировании и, соответственно, о таких же районах. Даже в новых школьных учебниках по курсу «География России» речь идет уже о социально-экономических районах.

 

С теорией экономического районирования тесно взаимосвязана теория территориально-производственных комплексов (ТПК), основоположником которой, как мы уже говорили, является Н.Н. Колосовский.

 

Под ТПК Н.Н. Колосовский понимал такое взаимообусловленное сочетание предприятий и населенных мест на территории района или подрайона, которое дает дополнительный экономический эффект благодаря их комплексированию. В свою очередь формирование ТПК происходит под воздействием природных, социально-демографических и технико-экономических факторов. ТПК могут иметь разные классы и типы, подразделяться по своей производственной специализации на комплексы топливно-энергетических, металлургических, машиностроительных, агропромышленных и других отраслей. А для анализа их отраслевой (покомпонентной) структуры Н.Н. Колосовский, как мы уже отмечали, разработал теорию энергопроизводственных циклов (ЭПЦ), которые Ю.Г. Саушкин назвал «строительным материалом» ТПК.

 

В заключение упомянем еще теорию территориальной структуры хозяйства (ТСХ), которую прежде всего связывают с именем И.М. Маергойза, хотя ее развивали и многие другие представители школы Баранского. Пока мы лишь назовем эту теорию без ее подробной характеристики. Но чтобы вам стала понятна ее суть, можно сказать, что ТСХ отражает «географический рисунок» хозяйства страны или района с подразделением территории на центры, узлы, районы, зоны, а также главные линии их экономического взаимодействия. В связи с этим можно упомянуть и появившееся на Западе, а затем получившее права гражданства и в отечественной СЭГ подразделение территории на ее «центр» и «периферию».

 

Таковы в кратком изложении основные научные теории собственно социально-экономической географии. Как видите, и они свидетельствуют о ее весьма прочном теоретическом фундаменте. И это без упоминания стыков СЭГ с общегеографическими теориями – такими, например, как теория географической среды, а также с теориями уже упоминавшихся пограничных направлений СЭГ.

 

Тем не менее, как отмечает, в частности, академик П.Я. Бакланов, с середины 80-х гг. ХХ в. в нашей стране стал проявляться спад интереса к теории социально-экономической географии. Особенно эта тенденция усилилась в 90-е гг., после распада СССР, когда стали отказываться от государственного планирования, когда началась приватизация и экономика постепенно превращалась в рыночную. В условиях такой «смены вех» некоторые экономико-географы начали подвергать сомнению и весь тот теоретический арсенал СЭГ, о котором мы только что говорили. Так, по их мнению, частная собственность сделала несостоятельной теорию ТПК как территориального каркаса экономического района, да и всю теорию экономического районирования, которая опиралась на централизованное планирование. Теория ЭПЦ также хорошо «работала» на районоформирование в условиях ресурсопотребляющего типа экономики, но в эпоху НТР перестала выполнять свою функцию. Это означает, что нужно искать новые подходы, но не исходить из того, что рыночная экономика отменяет географическое разделение труда, существование и развитие разнообразных территориальных структур общества, взаимозависимости различных экономических и социальных объектов и т. д.

 

Далее, на стыке собственно теоретических и собственно методических основ СЭГ мы с вами затронем вопрос о географическом мышлении, которое должно быть присуще каждому географу. А такое мышление в свою очередь связано с определенными научно-методическими подходами, которые его и формируют. В большинстве своем это общенаучные подходы, которые широко применяются и в географии и в ее социально-экономической подсистеме. Исходя из времени возникновения и накопленного уже «стажа», их можно подразделить на традиционные, классические и более новые. Знакомство с ними, даже краткое, важно для того, чтобы каждый из вас более осознанно и целеустремленно развивал свое географическое мышление.

 

Начнем с т р а д и ц и о н н ы х п о д х о д о в, к числу которых относятся: территориальный, комплексный, региональный, исторический и типологический подходы.

 

Вслед за Н.Н. Баранским вся его школа обычно рассматривает территориальный поход как едва ли не главный фактор географического мышления. Не случайно Ю.Г. Саушкин назвал географию «пространственной наукой», а В.В. Покшишевскому принадлежит крылатая фраза о том, что «территорией заведует география». В самом деле, ведь территория – это главная арена жизни и деятельности человека и общества. Именно с ней связаны процессы расселения населения, размещения производительных сил, социально-экономического районирования, природопользования и др. В свою очередь территорию в СЭГ можно изучать на самых различных уровнях – локальном, районном, региональном, страновом, глобальном. Сравнение этих уровней и обеспечивает ту самую, очень важную для СЭГ, «игру масштабами», о которой не раз писали Баранский и Витвер.

Комплексный подход Н.Н. Баранский поставил рядом с территориальным. В социально-экономической географии он выражается в рассмотрении районов разного ранга, ТПК, а во всей географии имеет три главных «поля»: 1) проблематику взаимодействия общества и природы, 2) комплексное страноведение, о котором мы уже говорили, и 3) комплексное картографирование.

 

С территориальным и комплексным тесно связан и региональный подход. В первой лекции мы уже затрагивали вопрос о районной школе Баранского и «региональной науке» У. Изарда, а во второй – о подразделении региональной СЭГ. Не случайно в последнее время в научный обиход вошло понятие о регионоведении, под которым понимают область научного образовательного знания, которая имеет своей целью изучение относительно целостных территориальных образований, именуемых регионами. Региональный подход применяется в разных науках (региональная экономика, региональная политика, региональная демография и т. п.). Но для географии, включая СЭГ, он особенно важен и специфичен. Например, Ю.Г. Саушкин считал, что региональный подход, регионализм стал ядром всех географических наук, а Я.Г. Машбиц назвал его «живой душой географии».

 

Исторический подход, применяемый во многих науках, очень важен и для СЭГ. Хотя методологической основой географических наук является прежде всего категория пространства, а исторических – категория времени, исторический подход широко применяется и в экономико– и социально-географических исследованиях. В последнее время все чаще говорят о географии как о пространственно-временной науке. Образцы конкретного применения исторического подхода вы встретите в трудах Н.Н. Баранского, И.А. Витвера, Ю.Г. Саушкина, И.М. Маергойза и многих других ученых-географов. Можно сказать, что все они исходили из следующего принципиального высказывания Н.Н. Баранского: «Для понимания географии настоящего сплошь и рядом оказывается необходимым знание географии прошлого».

 

Большое распространение получил в СЭГ и типологический подход. Вы должны быть знакомы с ним еще по школьным учебникам географии. Вспомните о типах воспроизводства населения, типах городов, типах промышленных районов, ТПК, районов сельского хозяйства, отдыха и туризма и, конечно, о типологии стран мира. Все эти вопросы типологии, только на более высоком уровне, рассматриваются и в вузовских учебниках. Особенно подробно – в учебнике МГУ под редакцией В.В. Вольского.

 

Теперь познакомимся с группой б о л е е н о в ы х п о д х о д о в, которые стали широко использоваться в социально-экономической географии в последние десятилетия. Здесь имеются в виду системный, проблемный, экологический, конструктивный и прогнозный подходы.

 

Начнем с системного подхода, который опирается на общую теорию систем, широко применяемую в науке. Изучая основы физической географии, вы уже познакомились с основополагающим понятием о геосистеме. В курсах социально-экономической географии вы встретитесь с понятиями о природно-технической системе, системе расселения, транспортной системе, рекреационной системе и многими другими системами. Собственно говоря, мы уже применили этот подход, когда знакомились с самой системой социально-экономической географии, да и географии в целом.

 

Проблемный подход, как и системный, относится к общенаучным подходам. В СЭГ он тоже широко применяется, причем на разных уровнях. На районном уровне вы встретитесь с понятием «проблемный район», на страновом – с проблемным страноведением, на глобальном – с глобальными проблемами человечества.

 

Экологический подход, тоже фактически ставший общенаучным, заключается в выявлении и исследовании связей, существующих между изучаемым объектом и окружающей его средой. В социально-экономической географии он относится и к отраслевой, и к региональной ее составным частям, и к пограничным направлениям. Экологический подход также применяется в СЭГ на всех основных территориальных уровнях – локальном, районном, региональном, страновом и глобальном. В дальнейшем конкретные примеры такого рода вам встретятся во всех курсах социально-экономической географии.

 

Очень важен для СЭГ и конструктивный подход. Точнее говоря, сначала в международный лексикон вошел термин прикладная география, означавший повышение внимания к прикладным исследованиям, имеющим выходы в практику. Затем, в 60-х гг. прошлого века академик И.П. Герасимов, ввел представление о конструктивной географии, которую нужно трактовать более широко, поскольку она подразумевает как прикладные, так и фундаментальные, теоретические исследования. Конструктивная география, по мысли И.П. Герасимова, должна была в еще большей мере способствовать превращению географии из старой описательно-познавательной в новую экспериментально-преобразовательную науку. В качестве яркого примера такого конструктивного подхода можно привести районную планировку. Под районной планировкой, получившей в нашей стране в эпоху плановой экономики широкое распространение, понимают комплексное территориально-хозяйственное устройство проектируемого объекта – города, его части, промышленного узла, курортной зоны и т. п. В районных планировках экономико-географы принимают участие наряду с градостроителями, инженерами и специалистами других профилей. Еще один пример такого рода – так называемая инженерная география.

 

Прогнозный подход также общенаучный. В социально-экономической географии применяются как комплексные, интегральные, так и в еще большей мере частные прогнозы. Примерами последних могут служить прогнозы использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, прогнозы роста населения и его расселения, хозяйственного освоения территории, развития отдельных отраслей, территориальной организации производительных сил и др. По степени охвата территории географические прогнозы обычно подразделяются на глобальные, региональные и локальные. В данном курсе лекций наибольшее внимание мы уделим глобальным прогнозам.

 

Теперь обратимся к непосредственно методическим основам СЭГ. Социально-экономическая география обладает большим арсеналом преимущественно общегеографических методов, находящих применение и в ее сфере. Как и при характеристике подходов, попробуем подразделить эти методы на традиционные и более новые.

 

И также начнем с т р а д и ц и о н н ы х м е т о д о в, к которым относятся методы описания, картографический, сравнительно-географический, а также количественные методы.

 

Метод описания, наверное можно назвать древнейшим в нашей науке, хотя при этом нужно учитывать, что собственно научное описание появилось только в XVIII в. В XIX и в первой половине ХХ в. научное описание получило еще более широкое распространение. Классиком его в сфере социально-экономической географии можно считать Н.Н. Баранского. Однако после начала «количественной революции» в нашей науке и усиления ее дифференциации метод описания стал «выходить из моды», и это явление можно оценить только отрицательно. К счастью, затем он снова получил, что называется, права гражданства и стал довольно широко применяться, особенно в страноведческих работах.

Картографический метод – такой же древний как и географическое описание. О его особом значении для всей географии и для ее социально-экономической подсистемы писали многие ученые. Еще раз сошлемся на Н.Н. Баранского, который назвал карту «альфой и омегой географии» и ее «вторым языком». В СЭГ картографический метод применяется для проведения измерений по картам, для получения количественных характеристик, изучения динамики развития, анализа факторов размещения, а также для создания «портрета территории» (особенно в страноведческих исследованиях).

 

Сравнительно-географический метод заключается в выявлении между изучаемыми объектами черт сходства и различия, которые в свою очередь могут быть количественными и качественными. Этот метод обычно широко применяется в школьном обучении, так что вы с ним уже в какой-то мере знакомы. В социально-экономической географии он используется при изучении самых различных объектов, но в особенности городов районов и стран.

 

Количественные методы также применяются в социально-экономической географии уже довольно давно. К этой категории можно отнести метод балльных оценок, балансовый метод и некоторые другие. Но чаще всего в вашей практике уже встречался и будет встречаться статистический метод, заключающийся в анализе данных экономической, социальной и демографической статистики.

 

У этому остается лишь добавить, что с методологической точки зрения одним из традиционных методов географии, включая СЭГ, следует считать и экономическое районирование.

 

К числу б о л е е н о в ы х м е т о д о в, порожденных уже эпохой НТР, следует отнести математические методы, включая математическое моделирование, геоинформационные методы и аэрокосмические методы.

 

Математические методы отражают тот процесс математизации географии, который начался еще в 50-е гг., а своего пика достиг в 60-х – начале 70-х г. ХХ в. Математизация социально-экономической географии, которая стала широко применять факторный анализ, математическое программирование, теорию графов и др. вооружает ее одним из универсальных, сквозных методов научного познания, помогая решать задачи классификации, типологизации, районирования и др. Синтез географии и математики означает синтез географического и математического мышления, что тоже очень важно. Так что использованию математических методов в социально-экономической географии вам крайне желательно научиться, однако эти методы не могут и не должны заменить все остальные.

 

Метод математического (или математико-географического) моделирования заключается в применении математических моделей для анализа географических явлений и процессов. Суть математического моделирования заключается в абстрагированном и упрощенном отображении действительности логико-математическими формулами. Как правило, этот метод включает ряд последовательных стадий (рис. 8). Что же касается социально-экономической географии, то в ней находят применение модели сетей и систем населенных пунктов, включая города и городские агломерации, модели воспроизводства населения и его миграций, модели грузопотоков и транспортных систем, модели ТПК, объектов районной планировки и др. Отдельно нужно сказать о глобальном моделировании, с которым мы еще познакомимся.

 

Геоинформационные методы, широкое внедрение которых в географию повлекло за собой создание геинформационных систем (ГИС), получили наибольшее распространение в картографии, в том числе и социально-экономической. Но они применяются и при изучении некоторых подотраслей собственно СЭГ.

 

Аэрокосмические методы в социально-экономической географии применяются в меньшей степени, но все же их используют при изучении, например, сельского хозяйства, включая структуру земельных угодий, состав и состояние сельскохозяйственных культур, их потенциальную урожайность, степень поврежденности посевов и др. Эти методы применяются также при анализе систем расселения, размещения промышленных предприятий.

 

Из всего сказанного в этой лекции вы должны сделать два очень важных вывода. Во-первых, о том, что социально-экономическая география – это фундаментальная наука, имеющая прочную теоретико-методическую основу. И, во-вторых, о том, что это в известной степени и конструктивная наука, имеющая прочные связи с практикой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 474.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...