Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура программы на языке Паскаль
Программа – это последовательность инструкций компьютеру приводящих к конечному результату за конечное число шагов. Программа, написанная на алгоритмическом языке, переводится на язык машинных команд: program <имя>; <описательная часть>; <раздел функций и процедур>; begin <исполнительная часть>; end.
Зарезервированные слова:
<имя> - присваивается составителем программы (строится по правилам составления переменных).
Описательная часть программы
Все переменные, используемые в программе, должны быть описаны. Описание начинается со служебного слова var.
program ff; var i,n: integer; x,y,z: real; begin; ... Список переменных от типа отделяется - “:”, одно описание от другого - “;”, список переменных перечисляется через - “,”. Если в программе используются метки, то они описываются с помощью служебного слова label. Метки могут быть числовые и символьные. В программах на Паскале можно использовать константы, которые описываются с помощью служебного слова const. const n=100; …
Переменная-константа (n), более в программе не описывается, ее тип определяется присвоенным ей числовым значением. Для определения пользовательского типа данных используют служебное слово - type. type in=integer; var a,b: in; …
С помощью служебного слова uses можно подключать к программе стандартные библиотечные модули. Стандартные модули объединяют функции определенного назначения и, в случае необходимости, подключаются к программе. Например, для использования функции очистки экрана (clrscr), к программе подключают стандартный модуль crt. uses crt; …
Исполнительная часть программы
Выполнение программы начинается именно с исполнительной части. Отдельные инструкции, входящие в программу, называются операторами. Операторы отделяются один от другого – “;” . Операторы бывают трех типов: пустой оператор; простой оператор; составной оператор. Структура составного оператора: begin <оператор 1>; <оператор 2>; …<оператор N>; end;
Оператор присваивания
<переменная> : = <выражения>; где “: =” – знак присваивания. Следующие выражения читаются одинаково x:=2; x:= 2;
y:=d+beta; y:=d+Beta;
Заглавные и прописные буквы в программе интерпретируются одинаково. Операторы ввода-вывода
Оператор ввода readln (<список ввода>); где readln - имя оператора ввода; <список - ввода> - список имен переменных, разделенных запятыми. Например: readln (a,b,c); По данному оператору с клавиатуры необходимо ввести значения переменных a, b и c. readln ; По этому оператору компьютер ожидает нажатия любой клавиши. Используется как последний в программе, чтобы успеть записать результаты вычислений.
Оператор вывода writeln (<список - вывода>); где writeln - имя оператора вывода; <список - вывода> - список переменных вывода, разделенных запятыми.
writeln ; Оператор writeln без списка вывода можно использовать для пропуска пустых строк при оформлении вывода результатов.
В операторе writeln можно использовать формат вывода значений переменных. Например: writeln ( ’ a = ’, a:8:3, ’ b = ’ , b:4);
Первая цифра (8) после имени переменной вещественного типа определяет количество позиций, выделенных под число, включая знак и десятичную точку, а вторая цифра (3) определяет количество позиций выделенных под дробную часть числа. Цифра, стоящая после имени переменной целого типа, определяет количество позиций, отводимых под число, включая знак. При a =341.154 , b = 2 результат на экране будет выглядеть: a = 341.154 b = 2 При a = 1.3 , b = 144 результат на экране будет выглядеть: a = 1.300 b =144
Комментарии в программе
В любом месте программы можно записать пояснительный текст – комментарий. Он не обрабатывается во время выполнения программы. Текст комментария ограничен символами { }. … { Пояснения к программе - комментарии} … Комментарии удобно использовать в программе при отладке для временного исключения группы операторов, заключив их в фигурные скобки.
Задача. Даны два целых числа. Найти их полусумму и произведение.
рrogram primer; uses crt; var a, b,p: integer; s: real; begin сlrscr; {функция очистки экрана} {вывод сообщения на экран} writeln (’ введите a, b ’); {ввод данных с клавиатуры } readln ( a, b); s: = (a + b)/2; p: = a*b; вывод результатов } writeln (’ s = ’, x:8:3, ’ ’, ’p = ’, y:4); readln; end.
Ключевые слова горят ярче, чем остальной текст программы.
Пример программы линейной структуры
Задача. Математическая формулировка задачи: Вычислить и вывести на печать значение функции y. Исходные данные x, a и b ввести с клавиатуры.
рrogram lab1; uses crt; var a, b: integer; y,x: real; begin {оператор очистки экрана} сlrscr; {вывод сообщения на экран} writeln (’ введите x,a, b ’); {ввод данных с клавиатуры } readln ( x,a, b); y:=(a+2*b)*sqrt(a+2*b)*(1/cos(x)); {вывод результатов вычисления} writeln (’ y=’, y:8:3); readln; end.
Вопросы для самоконтроля
Методические указания для выполнения практического задания №4. «Следования» Цель работы: Ознакомиться со структурой программы на языке Паскаль, основными операторами, алгоритмами линейной структуры.. Задание: 1. В приложении 5 выбрать вариант задания. 2. Выполнить практическое задание №4, используя пример программы линейной структуры. 3. Составить блок-схему алгоритма. 4. Написать программу и отладить ее по заранее подготовленному тесту. 5. Оформить работу в тетради для практических работ. 6. Результат выполнения программы предъявить преподавателю. 7. Ответить на вопросы самоконтроля. 8. Защитить выполненную работу у преподавателя. Приложение 5. Таблица вариантов заданий
Ветвления Очень часто встречаются ситуации, когда требуется выбрать между двумя или более вариантами действий в зависимости от заданного условия. Такая алгоритмическая конструкция называется ветвлением.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 651. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |