Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура программы на языке Паскаль




 

Программа – это последовательность инструкций компьютеру приводящих к конечному результату за конечное число шагов.

Программа, написанная на алгоритмическом языке, переводится на язык машинных команд:

program <имя>;

<описательная часть>;

<раздел функций и процедур>;

begin

<исполнительная часть>;

end.

 

Зарезервированные слова:

  • program <имя>– необязательная строка;
  • begin – начало;
  • end – конец.

<имя> - присваивается составителем программы (строится по правилам составления переменных).

 

Описательная часть программы

 

Все переменные, используемые в программе, должны быть описаны.

Описание начинается со служебного слова var.

 

program ff;

var

i,n: integer;

x,y,z: real;

begin;

...

Список переменных от типа отделяется - “:”, одно описание от другого - “;”, список переменных перечисляется через - “,”. Если в программе используются метки, то они описываются с помощью служебного слова label. Метки могут быть числовые и символьные.

В программах на Паскале можно использовать константы, которые описываются с помощью служебного слова const.

const

n=100;

 

Переменная-константа (n), более в программе не описывается, ее тип определяется присвоенным ей числовым значением.

Для определения пользовательского типа данных используют служебное слово - type.

type

in=integer;

var

a,b: in;

 

С помощью служебного слова uses можно подключать к программе стандартные библиотечные модули. Стандартные модули объединяют функции определенного назначения и, в случае необходимости, подключаются к программе.

Например, для использования функции очистки экрана (clrscr), к программе подключают стандартный модуль crt.

uses

crt;

 

Исполнительная часть программы

 

Выполнение программы начинается именно с исполнительной части.

Отдельные инструкции, входящие в программу, называются операторами. Операторы отделяются один от другого – “;” .

Операторы бывают трех типов:

пустой оператор;

простой оператор;

составной оператор.

Структура составного оператора:

begin

<оператор 1>; <оператор 2>; …<оператор N>;

end;

 

Оператор присваивания

 

<переменная> : = <выражения>;

где “: =” – знак присваивания.

Следующие выражения читаются одинаково

x:=2;     x:= 2;

 

y:=d+beta;       y:=d+Beta;

 

Заглавные и прописные буквы в программе интерпретируются одинаково.

Операторы ввода-вывода

 

Оператор ввода

readln (<список ввода>);

где readln - имя оператора ввода;

<список - ввода> - список имен переменных, разделенных запятыми.

Например:

readln (a,b,c);

По данному оператору с клавиатуры необходимо ввести значения переменных a, b и c.

readln ;

По этому оператору компьютер ожидает нажатия любой клавиши. Используется как последний в программе, чтобы успеть записать результаты вычислений.

 

Оператор вывода

writeln (<список - вывода>);

где writeln - имя оператора вывода;

<список - вывода> - список переменных вывода, разделенных запятыми.

 

writeln ;

Оператор writeln без списка вывода можно использовать для пропуска пустых строк при оформлении вывода результатов.

 

В операторе writeln можно использовать формат вывода значений переменных.

Например:

writeln ( ’ a = ’, a:8:3, ’ b = ’ , b:4);

 

Первая цифра (8) после имени переменной вещественного типа определяет количество позиций, выделенных под число, включая знак и десятичную точку, а вторая цифра (3) определяет количество позиций выделенных под дробную часть числа. Цифра, стоящая после имени переменной целого типа, определяет количество позиций, отводимых под число, включая знак.

При a =341.154 , b = 2 результат на экране будет выглядеть:

a = 341.154 b = 2

При a = 1.3 , b = 144 результат на экране будет выглядеть:

a = 1.300 b =144

 

Комментарии в программе

 

В любом месте программы можно записать пояснительный текст – комментарий. Он не обрабатывается во время выполнения программы. Текст комментария ограничен символами { }.

{ Пояснения к программе - комментарии}

Комментарии удобно использовать в программе при отладке для временного исключения группы операторов, заключив их в фигурные скобки.

 

Задача.

Даны два целых числа. Найти их полусумму и произведение.

 

рrogram primer;

uses

crt;

var

a, b,p: integer;

s: real;

begin

сlrscr; {функция очистки экрана}

{вывод сообщения на экран}

writeln (’ введите a, b ’);

{ввод данных с клавиатуры }

readln ( a, b);

s: = (a + b)/2;

p: = a*b;

вывод результатов }

writeln (’ s = ’, x:8:3, ’ ’, ’p = ’, y:4);

readln;

end.

 

Ключевые слова горят ярче, чем остальной текст программы.

 

Пример программы линейной структуры

 

Задача.

Математическая формулировка задачи: Вычислить и вывести на печать значение функции y. Исходные данные x, a и b ввести с клавиатуры.

 

  1. Таблица идентификаторов.
Наименование переменной Обозначения в программе
1 Функция y
2 Аргумент x
3 Переменная 1 a
4 Переменная 2 b

 

  1. Листинг программы.

 

рrogram lab1;

uses

crt;

var

a, b: integer;

y,x: real;

begin

{оператор очистки экрана}

сlrscr;

{вывод сообщения на экран}

writeln (’ введите x,a, b ’);

{ввод данных с клавиатуры }

readln ( x,a, b);

y:=(a+2*b)*sqrt(a+2*b)*(1/cos(x));

{вывод результатов вычисления}

writeln (’ y=’, y:8:3);

readln;

end.

 

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Что такое программа?
  2. Какие символы могут содержать имена переменных?
  3. Какие типы стандартные переменных допустимы на языке Паскаль?
  4. Сколько байт памяти занимают переменные типа real?
  5. Из каких частей состоит структура программы на Паскале.
  6. Что определяет объем памяти, отводимой под каждую переменную?
  7. Что такое оператор?
  8. Какие типы операторов допустимы на Паскале?
  9. Как операторы отделяются друг от друга?
  10. Для чего используются комментарии в программе?

 

Методические указания для выполнения практического задания №4. «Следования»

Цель работы: Ознакомиться со структурой программы на языке Паскаль, основными операторами, алгоритмами линейной структуры..

Задание:

1. В приложении 5 выбрать вариант задания.

2. Выполнить практическое задание №4, используя пример программы линейной структуры.

3. Составить блок-схему алгоритма.

4. Написать программу и отладить ее по заранее подготовленному тесту.

5. Оформить работу в тетради для практических работ.

6. Результат выполнения программы предъявить преподавателю.

7. Ответить на вопросы самоконтроля.

8. Защитить выполненную работу у преподавателя.

Приложение 5. Таблица вариантов заданий

 

 

Вычислить и вывести на печать значение функции Y. Исходные данные x, a и b ввести с клавиатуры.

 

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

 

Ветвления

Очень часто встречаются ситуации, когда требуется выбрать между двумя или более вариантами действий в зависимости от заданного условия. Такая алгоритмическая конструкция называется ветвлением.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 651.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...