Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальный статус и социальные роли личности




Ответ: Социальный статус – это положение человека в обществе, этот статус имеет соответствующий список прав и обязанностей. Каждый статус имеет свою функцию в организации, например, функция руководителя состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств и т.д. Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и т.д. Виды статусов: прирождённый статус, например, национальность, социальное происхождение, пол, раса, каста; достигаемый статус, например, президент страны, академик, генерал. Социальная роль – ожидаемое поведение человека, обладающего определенным социальным статусом в данном обществе. Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель - ради общего блага, учёный – ради служения истине. · Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.

Наука и общество

Ответ: Наука – это исторически развивающаяся система достоверных, логически непротиворечивых знаний о законах природы, общества и мышления; это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности; это система знаний, духовное производство, хранение и распространение знаний. Наука – следствие общественного разделения труда, она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий. Предпосылки для возникновения науки появляются в странах Древнего востока: Египте, Вавилоне, Индии. Китае. Европейской родиной науки считается Древняя Греция. Греки первыми совершили переход от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии – влияние церкви и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX—XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом — духовным производством. Важнейшими социальными функциями науки являются: наука формирует мировоззрение – это система взглядов на мир; наука связана с технических прогрессом; наука помогает создавать прогнозы развития общества.

  

                                                      Билет №18

Этнические общности

Ответ: Этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Основные условия возникновения Э. о. — общность территории и языка — выступают затем и в качестве её главных признаков. Но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общую территорию. К числу признаков относят не только язык. Но и общую историческую память, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане, многие нации Америки и т. п.). Дополнительными условиями сложения Э. о. могут служить общность религии, близость компонентов Э. о. в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе Этногенеза (с греч. этнос – народ, генез/генезис – происхождение т.е. происхождение народа), под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются характерные для Э. о. черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов Э. о. появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание — этноним, так др. греки называли себя эллинами, восточно – славянские племена русичами... Сформировавшаяся Э. о. выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д. Э. о. подвержены изменениям в ходе этнических процессов — консолидации т.е объединения, ассимиляции т.е. смешения и т. п. Для более устойчивого существования Э. о. стремится к созданию своей социально-территориальной организации (в классовом обществе — государства). С течением времени этнос может претерпеть изменения и даже прекратить существования, войдя в более крупный этнос, или дать начало другим этническим общностям.

Современное человечество

Ответ: Человечество — динамичная, постоянно развивающаяся система, совокупность всех людей, когда-либо населявших Земной шар (мира), пребывающих на жизненном этапе от рождения из материнской утробы до смерти; как объединение персон, живших в историческую эпоху; как совокупное количество индивидов, личностей, граждан. Человечество подразделяется на расы, народы (или этносы), социальные и культурные группы. Часть результата деятельности человечества принято называть культурой. Человечество — активная часть животного мира биосферы, способная не только приспособить её под свои нужды, но и полностью изменить её облик. Состав Человечества. Человечество расселено по континентам Земли, и это расселение явилось причиной большого разнообразия народов. Такое разнообразие характерно и для континентов, смотрите, например, население Евразии. Человечество можно рассматривать как совокупность населения Земли и созданной им техносферы. Человечество можно рассматривать также как совокупность государств. Человечество разделено на расы, которые разделены на племена, народности, а те, в свою очередь, на субкультуры, нации. Разделение не является абсолютным — различные группы могут смешиваться, вливаясь друг в друга или образуя новые группы. Человечество во временном аспекте. Есть предположения о существовании других цивилизаций на Земле, предшествующих современной (Атлантида, например). Может рассматриваться во временном аспекте, как фратрия (или род), существующая не менее 2-х миллионов лет с выделением трёх этапов: раннее человечество, древнее человечество и современное человечество. В настоящем времени современное человечество – совокупность государств,  проводящих политику защиты своих национальных интересов.

                                                                           Билет №19

Духовная сфера общества

Ответ:  Духовная сфера жизни общества – это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры. В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу. Наука, искусство, философия, религия, мораль, дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом, кроме того духовная сфера общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Мораль — это совокупность правил поведения; наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир; искусство — отражение окружающей действительности в художественных образах; религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь, мечеть…); политика — основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти; право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства. В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством, хранения и передачи накопленного людьми опыта.  










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...