Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие знаний об обществе




Ответ: В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. Мифология как первоначальная форма познания и объяснения мира – одна из древнейших форм интеллектуального отношения человека к окружающему миру (мифы Др.Греции – 12 подвигов Геракла, миф о Прометее, об Ахиллесе…индийская мифология…). Первым источником философской мудрости в Индиистала ведическая литература («веда» с языка хинди – знание), составлялась в течении 9 столетий. Для др.индийцев зависимость жизни Человека, Земли, Космоса. В буддизме, возникшем в Индии в IV в.до н.э. раскрывается путь, который должен привести к преодолению страданий. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности – 5 буддистских заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздержаться от запрещенных половых контактов, не лгать, не пользоваться опьяняющими напитками. По представлениям др.китайцев мир разделен на два начала: инь и янь. Данные положения развивали сторонники даосизма («дао»-путь). Даосистысчитали, что человек может быть бессмертен как телом так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений при помощи медитации. В др.Китае появилось учение, в центре которых была личность не «для себя», как в даосской школе мудрецов, а для общества. Это относится к философской школе Конфуция (Кон-Цзы)-VI-V вв.н.э. Отождествляя общество с государством Конфуций уделил внимание вопросам гос.устройства. Само государство это одна большая семья. Человек должен подчинятся установленному порядку. В период античности были заложены основы наук, которые существуют в наши дни (политология, социология, экономика…). Платон (V-IV вв. до н.э)– древнегреч.философ, он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в жилище, пище, одежде… такое поселение называется государством. Главная работа: «Государство». Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость. По мнению Платона, не государство существует ради человека, а человек существует ради государства. Ученик Платона Аристотель (IV в. до н.э.), который впоследствии оказался его противником. Он сыграл огромную роль в становлении современной науки, т.к. он описал систему наук, которая без кардинальных изменений сохранилась до сих пор. Основная работа: «Политика», здесь он сформулировал первые признаки демократии. В частности он утверждал, что основой демократии считается средний класс, выборность органов власти. Платон к демократии относился негативно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению Платона, из демократии постепенно рождается тирания, т.к тиран обычно приходит к власти как ставленник народа, потому что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Аврелий Августин (IV-V в. н.э.) средневековый философ. «О граде Божьим» - один из основных его трудов. Он первым выделил принцип верховенства церковной власти над светской. Идею божественного происхождения госуд.власти развивает и Фома Аквинский (XII-XIII вв.). Отход от чисто теологического т.е. богословского объяснения общественного развития происходит в эпоху возрождения. Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природа, а затем религия. Возникает понятие «гуманизм» - исторически определенная система взглядов, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие…Томас Мор «Утопия», Томмазо Кампанелла «Город солнца», Николло Макиавелли «Государь». Сен – Симон, Фурье, Оуэн. В новое время – XVI-XVII вв., развивается теория «общественного договора». В центре просветительских теорий были теория естественного права и общественного договора. Ее суть: каждый человек обладает «естественным» т.е. природным правом на жизнь и свое место в мире. Люди должны сами, добровольно отказаться от части своих естественных прав, передавая их, государству. Между государством (в лице государя) и народом заключается общественный договор: одна сторона в лице народа отдает часть своих прав, государство – берет на себя обязанность обеспечить обществу мир и согласие. Основатели теории анг.философы – Томас Гоббс, Джон Локк. Продолжателями теории естественного права и общественного договора были фран. и анг. Просветители XVIII в. – Жан Жак Руссо, Дени Дидро – говорили о том, что если правитель не выполняет обешания данные перед народом, то народ в праве свергнуть его. Монтескье говорил, о том, что жизнедеятельность народов зависит напрямую от той территории на которой они проживают. Адам Смит анг. ученый – экономист, доказал механизм работы спроса и предложения. На рубеже XVIII-XIX вв. последователи Т.Мора создали новое направление утопического социализма и коммунизма. Георг Гегель – нем.философ. ввел понятие гражданского общества, под этим термином он понимал сферу экономической жизни людей. Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали новую теорию общественного развития, суть которой составляет положение о способе производства, связанным с историческим развитием человечества, появляется идея классовой борьбы, понятие рабочий класс, диктатура пролетариата (рабочего класса) в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства. Последователи К.Маркса и Ф.Энгельса – Л.И.Ленин, Антонио Грамши (основатель коммунистической. партии в Италии), считал, что путь к коммунистической цивилизации должен быть мирным – реформы в рамках конституции с расширением демократии.

Что такое цивилизация?

Ответ: Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный, общественный) – 1) достижения материальной и духовной культуры определенного общества; например российская, китайская, индийская цивилизации…; 2) все достижения современного человечества; 3) в культурно – исторической периодизации – этап общественного развития. Возникновение цивилизации связывается многими исследователями с переходом от первобытности к классовому обществу и государству, когда появляется письменность, правовые нормы (норма права). Процесс становления цивилизации рассматривается как «наращивание» социальной основы, социального потенциала развития общества. Ряд ученых разрабатывали теорию локальных цивилизаций, существующих одновременно и различающихся в силу особенностей природных, исторических и культурных условий формирования и развития. (Данилевский, Освальд Шпенглер Арнольд Тойнби).  Так Данилевский (основная работа: «Россия и Европа» 1869), обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной истории, есть лишь теория локальных цивилизаций. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по котором каждая цивилизация имеет циклический характер:  стадия зарождения, период оформления культурной и политической независимости, стадия расцвета, период упадка. Понятие «культурно-исторических типов» – центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории 1)египетский, 2)китайский, 3)ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древне-семитический, 4)индийский, 5)иранский, 6)еврейский, 7)греческий, 8)римский, 9)ново-семитический или аравийский и 10)германо-романский или европейский, а также мексиканский и перуанский, не успевшие совершить своего развития.  Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918). Как и Данилевский, Шпенглер решительно отвергал общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. А.Тойнби в своем труде «Постижение истории» (1934—1961) рассматривает историю человечества, как независимое друг от друга, параллельное движение особых культурно – исторических типов обществ: цивилизаций. Он выделил белее 20-ти локальных цивилизаций, из них сохранилось к сер. ХХ в. 7-8, одна из них российская.   

                                                   Билет №14

Теории развития общества

Ответ: Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Традиционное общество – первое по времени возникновения общества вообще. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционное общество - аграрное общество т.е. сельскохозяйственное. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило — по праву рождения). В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом. Индустриа́льное о́бщество (лат. industria – промышленность) — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности, для которого характерны - разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации (рост городов). Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество. Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Под этот критерий попадают, в частности, США, страны Евросоюза, Австралия, Япония, Канада, Россия. Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена. Относительное преобладание доли услуг над материальным производством не обязательно означает снижение объёмов производства. Просто эти объёмы в постиндустриальном обществе увеличиваются медленнее, чем увеличиваются объёмы оказанных услуг. Под услугами следует понимать не только торговлю, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание: любая инфраструктура создаётся и содержится обществом для оказания услуг: правительство, армия, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, интернет — это всё услуги. К сфере услуг относится производство и продажа программного обеспечения. Покупатель не обладает всеми правами на программу. Он пользуется её копией на определённых условиях, то есть получает услугу. Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества. Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество». В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа: Доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления Аналогично, Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества: аграрная при переходе к земледелию, индустриальная во время промышленной революции, информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному). Д. Белл выделяет три технологических революции: изобретение паровой машины в XVIII веке научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке создание компьютеров в XX веке Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям. Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.

Российская цивилизация

Ответ: Вся история России – это непрерывный, затянувшийся на многие века процесс расширения географического пространства. По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию, поэтому наше государство очень часто называют страной Евразийской зоны. Россия сталкивалась с проблемой освоения новых земель по мере своего продвижения на Восток: Урал, Сибирь, Д.Восток. Так во времена правления Ивана Грозного внешняя политика в направлении захвата и освоении восточных земель была удачной. Казанское, Астраханское ханства были присоединены, как и ряд других…Ногайская Орда, Башкирия (добровольное вхождение), Сибирское ханство… Богатые природными ресурсами Сибирь, Урал в дальнейшем стали объектом как переселенческой политики российского правительства, так и постоянным источником дохода казны – рудники, в дальнейшем горнодобывающая промышленность на Урале (русские предприниматели Демидовы), лес, ценный мех – в Сибири.

Билет №15










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...