Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка конкурентной позиции компании.




Элементами оценки конкурентной позиции компании яв­ляются исследования того:

1) насколько прочно компания удер­живает свою конкурентную позицию в настоящее время;

2)  како­вы перспективы укрепления или ослабления конкурентной пози­ции пои сохранении применяемой в настоящее время стратегии;

3)  какое место занимает компания среди основных конкурентов;

4)  имеет ли компания в настоящее время конкурентное преиму­щество или отстает по уровню конкурентоспособности от основ­ных конкурентов;

5)  какова способность компании защищать свою позицию в контексте движущих сил отрасли, конкурентного давления, ожидаемых шагов конкурентов.

 

 Показатели сильных и слабых сторон в конкурентной позиции компании

Признаки конкурентной силы

Большая доля на рынке (или лидирующее положение на рынке)

Лидирующая или отличительная стратегия

Растущее количество потребителей и улучшение отношения потребителей к фирме и ее продуктам

Компания улавливает тенденции на рынке лучше, чем ее конкуренты

Компания входит в стратегическую группу с наиболее удачным положением на рынке

Компания концентрируется на наиболее быстрорастущих сегментах рынка

Сильно дифференцированные товары

Более низкие издержки

Уровень прибыли выше, чем в среднем на рынке

Компания обладает технологическим и инновационным преимуществом

Творческий, готовый к переменам менеджмент

Компания готова извлечь выгоду из благоприятной ситуации

Признаки конкурентной слабости

Компания столкнулась с конкурентными недостатками

Конкуренты захватывают ее долю на рынке

Рост доходов ниже, чем в среднем по рынку

Нехватка финансовых ресурсов

Репутация компании у потребителей падает

Компания входит в стратегическую группу с ухудшающимся положением на рынке

Положение компании слабо в наиболее перспективных областях

Высокие издержки

Компания слишком мала, чтобы оказывать влияние на рынок

Компания не в силах противостоять угрозе поглощения

Низкое качество товаров

Недостаток умений и способностей в основных областях

Систематическая оценка конкурент­ной позиции фирмы — насколько она сильна или слаба по сравнению с ближайшими конкурентами — необ­ходимый этап в анализе состояния фирмы.

Необходимо выяснить, имеет ли компа­ния чистое конкурентное преимущество (или наоборот) по от­ношению к основным конкурентам, а также есть ли возмож­ность упрочения рыночной позиции компании и увеличение эффективности ее деятельности в рамках применяемой в на­стоящее время стратегии.                             

Менеджеры могут начать оценку прочности конкурентной позиции компании со сравнительной оценки по отношению к основным конкурентам, принимая в расчет не только издержки, но и такие важные с точки зрения конкуренции показатели, как качество товара, потребительские услуги, финансовая устойчи­вость, технологические возможности, продолжительность товар­ного цикла (время, необходимое для превращения идеи в про­дукт и затем в рыночный товар).

Оценка конкурентной силы

Наиболее многообещающий способ определения того, насколь­ко крепко фирма удерживает свою конкурентную позицию, — это количественная оценка по сравнению с соперниками каж­дого из ключевых факторов успеха и каждого существенного индикатора конкурентной силы. Большая часть информации вне оценки конкурентного положения фирмы поступает из преды­дущих исследований. В процессе анализа отрасли и конкурент­ного анализа выявляются ключевые факторы успеха и конку­рентные критерии, которые и делят участников рынка на лиде­ров и аутсайдеров. Исследование конкурентов и их сравнитель­ная оценка являются основой для определения преимуществ и возможностей основных соперников.

Первым шагом является составление списка ключевых фак­торов успеха в данной отрасли и важнейших показателей их конкурентных преимуществ или недостатков (обычно достаточно 6-10 показателей).

На втором шаге проводится оценка фирмы и ее конкурентов по каждому показателю. При этом предпочтительнее использо­вать шкалу от 1 до 10, но можно пользоваться оценками сильнее (+), слабее (—) и примерно одинаково (=), если информации недостаточно и количественная оценка является субъективной (обманчиво точной).

Третий шаг представляет собой суммирование оценок сильных сторон каждого из сопер­ников и расчет итоговых пока­зателей их конкурентной силы.

Четвертый шаг — выводы о масштабах и степени конкурент­ного преимущества или недос­татка и определение тех сфер, где позиции фирмы сильнее или слабее.

Высокие оценки показателей, характе­ризующих конкурентную силу, говорят о сильной конкурентной позиции и наличии конкурентного преимущест­ва. Напротив, низкие оценки в этом случае свидетельствуют о слабой конкурентной позиции и о конкурент­ных недостатках.

 

Заключительной аналитической задачей является определение стра­тегических вопросов, на которых должен сконцентрироваться ме­неджмент при формировании эффективного стратегического плана действий.

Для того чтобы точно указать вопросы, на решении которых должна сосредоточиться компания, менеджеры должны принять во внимание следующее:

• Приемлема ли сегодняшняя стратегия фирмы для данной отрасли, если учесть влияние движущих сил?

• Насколько действующая стратегия фирмы соответствует ключевым факторам успеха отрасли в будущем?

• Хорошую ли защиту против пяти конкурентных сил предла­гает существующая стратегия — особенно против тех, влия­ние которых может усилиться?

• В каких ситуациях сегодняшняя стратегия не может соответ­ствующим образом защитить компанию от внешних угроз и внутренних слабостей?

• Может ли наступление одного или нескольких конкурентов повредить компании? Если да, то где и как?

• Имеет ли компания конкурентное преимущество или она должна работать, чтобы преодолеть конкурентные недостатки?

• Каковы сильные и слабые стороны сегодняшней стратегии?

• Необходимы ли дополнительные действия, чтобы снизить издержки, извлечь выгоду из существующих возможностей, усилить конкурентное положение компании?

 

Анализ состояния компании

 

1. Стратегические показатели деятельности компании

Показатели деятельности         20_   20_  20_  20_  20_

1) Доля на рынке                                 __       __       __      __       __

2) Увеличение объема продаж          __       __       __       __      __

3) Чистая прибыль                             __        __       __      ___     ___

4) Доходность акций                          __        __       __        ___   ___

5) Другое                                             __        __      ___        __    ___

2. Внутренние сильные стороны

Внутренние слабые стороны

Внешние возможности

Внешние угрозы

3. Оценка конкурентной силы

Шкала оценок: 1 — очень плохо (данный показатель силы компании практически от­сутствует); 10 — очень хорошо.

Ключевые факторы успеха/конкурентные переменные

1) Качество/характеристики товара

2) Репутация/имидж

3) Производственные возмож­ности

4) Грамотное использование технологии (технологические навыки)

5) Сбытовая сеть

6) Маркетинг/реклама

7) Финансовое положение

8) Издержки по сравнению с конкурентами

9) Другое

10) Общая оценка силы фирмы

4. Выводы о положении компании по сравнению с конкурентами (Улучшается/ухудшается? Конкурентные преимущества/недостатки?)

5. Главные стратегические вопросы/проблемы, которые должны быть решены компанией.

Ответы на эти вопросы должны показать, может ли компа­ния продолжать реализацию своей базовой стратегии, внеся в нее лишь незначительные изменения, или она должна быть полностью пересмотрена.

Чем лучше стратегия фирмы приспособлена к внешнему ок­ружению и внутреннему состоянию компании, тем меньше не­обходимости в значительных изменениях ее стратегии. С другой стороны, если сегодняшняя стратегия не слишком соответствует требованиям будущего, то главной задачей для менеджеров должна стать выработка новой стратегии.

Таблица 4.1. Факторы и вопросы для анализа внутреннего состояния компании

 

Сфера     Факторы     Вопросы для анализа  
Кадры   • Управленческий персонал. • Мораль и квалификация сотрудников. • Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли. • Кадровая политика. • Использование стимулов для мотивирования выполнения работы. • Возможность контролировать циклы найма рабочей силы. • Текучесть кадров и прогулы. • Особая квалификация сотрудников. • Опыт     • Какой стиль управления использует высшее руководство? • Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства? • Как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации? • Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества? • Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам? • Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации? • Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля?  
Организация общего управления   Организационная структура. Престиж и имидж фирмы. Организация системы коммуникаций. Общая для всей организации система контроля Организационный климат, культур. Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений. • Квалификация, способности и интересы высшего руководства. •Система стратегического планирования. •Внутриорганизационная синергия (для многоотраслевых фирм).   • Четко ли распределены в организации права и обязанности? • Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек? • Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений в процессе достижения целей организации?  
Производство   • Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками. • Система контроля запасов, оборот запасов. • Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей. • Экономия от масштаба производства;  • Техническая эффективность мощностей и их загруженность. • Использование субконтрактной системы.  • Степень вертикальной интеграции. • Отдача от использования оборудования. • Контроль процесса изготовления продукта. • Проектирование, составление графика работы. • Закупка. • Контроль качества. • Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек. • Исследования и разработки, инновации. • Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.     • Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или же они уже морально устарели? • Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы? • Какова отдача от исследований и разработок?  • Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов?  
Маркетинг   • Продукты (услуги), производимые фирмой; • Сбор необходимой информации о рынке. • Доля рынка. • Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения. • Жизненный цикл основных продуктов. • Каналы распределения: число, охват и контроль. • Организация сбыта: знание потребностей покупателей. • Имидж, репутация и качество товара (услуги). • Продвижение товаров на рынок и их реклама. • Ценовая политика. • Процедуры установления обратной связи с рынком. • Развитие новых продуктов, услуг и рынков. • Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара • Отношение к марке   • Что является сильными и слабыми сторонами продукта организации: дизайн, качество, доставка, гарантии? • Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым последователем? • Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация, каковы тенденции в изменении ее доли рынка? • Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков? • Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей?  
Финансы и учет   • Возможность привлечения краткосрочного капитала. • Возможность привлечения долгосрочного капитала. • Стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов. • Отношение к налогам. • Отношение с хозяевами, инвесторами, акционерами. • Возможность использования альтернативных финансовых стратегий. • «Рабочий» капитал: гибкость структуры капитала. • Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек. • Система учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли. • Каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации?  • Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями? • Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности? • Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации? • Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику?  

 

\

 

 



Таблица 4.2. SWOT-анализ: характеристики при оценке сильных, слабых сторон компании, ее возможностей и угроз ей

Потенциальные внутренние сильные стороны - полная компетентность в ключевых вопросах - адекватные финансовые ресурсы - хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей - признанный лидер рынка - хорошо проработанная функциональная стратегия - экономия на масштабах производства - умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов - собственная технология - более низкие издержки (преимущество  по издержкам) - опыт в разработке новых товаров - проверенный менеджмент - лучшие возможности производства - превосходные технологические навыки - другое Потенциальные внешние возможности  фирмы -способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки или новые сегменты рынка -пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов -способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции -вертикальная интеграция (вперед или назад) -снижение торговых барьеров на привлекательных иностранных рынках -ослабление позиций фирм-конкурентов -возможность быстрого развития в связи с  резким ростом спроса на рынке -появление новых технологий -другое
Потенциальные внутренние слабые стороны - нет четкого стратегического направления развития - устаревшее оборудование - низкая прибыльность из-за... - недостаток управленческого таланта и умения - отсутствие определенных способностей и навыков в ключевых областях деятельности - плохо зарекомендовавшая себя стратегия компании - внутренние производственные проблемы - отставание в области исследований и разработок - слишком узкий ассортимент продукции - недостаточный имидж на рынке - плохая сбытовая сеть - неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности - недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии - себестоимость каждого изделия выше, чем у основных конкурентов - другое  Потенциальные внешние угрозы -выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками -рост продаж продуктов-субститутов -медленный рост рынка неблагоприятное изменение курсов ино- странных валют или торговой политики иностранных правительств -дорогостоящие законодательные требования -высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла развития бизнеса -растущая требовательность покупателей и поставщиков -изменение потребностей и вкусов покупателей -неблагоприятные демографические изменения - другое  

 

 

 

 

 

А. Пример невзвешенной оценки конкурентной силы

Ключевые факторы успеха/оценка силы Компания АВС Конку- рент 1 Конку- рент 2 Конку- рент 3 Конку- рент 4
Качество/характерис- тики товара   8   5   10   1   6
Репутация/имидж 8 7 10 1 6
Производственные возможности   2   10   4   5   1
Грамотное использова- ние технологии   10   1   7   3   8
Сбытовая сеть 9 4 10 5 1
Маркетинг/реклама 9 4 10 5 1
Финансовое положение 5 10 7 3 1
Издержки в сравнении с конкурентами   5   10   3   1   4
Обслуживание клиен- тов   5   7   10   1   4
Невзвешенная общая оценка   61   58   71   25   32

 

 

Б. Пример взвешенной оценки конкурентной силы

Ключевые факторы успеха/оценка силы Компа- ния АВС Конку- рент 1 Конку- рент 2 Конку- рент 3 Конку- рент 4 Вес
Качество/характерис- тики товара   8/0,80   5/0,50   10/1,00   1/0,10   6/0,60   0,10
Репутация/имидж 8/0,80 7/0,70 10/1,00 1/0,10 6/0,60 0,10
Производственные воз- можности   2/0,20   10/1,00   4/0,40   5/0,50   1/0,10   0,10
Грамотное использова- ние технологии   10/0,50   1/0,05   7/0,35   3/0,15   8/0,40   0,05
Сбытовая сеть 9/0,45 4/0,20 10/0,50 5/0,25 1/0,05 0,05
Маркетинг/реклама 9/0,45 4/0,20 10/0,50 5/0,25 1/0,05 0,05
Финансовое положение 5/0,50 10/1,00 7/0,70 3/0,30 1/0,10 0,10
Издержки в сравнении с конкурентами   5/1,75   10/3,50   3/1,05   1/0,35   4/1,40   0,35
Обслуживание клиен- тов   5/0,75   7/1,05   10/1,50   1/0,15   4/1,60   0,15
Взвешенная общая оценка 6,20 8,20 7,00 2,10 2,90 1,00

 

(Шкала оценок: 1 — очень плохо; 10 — очень хорошо)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...