Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Персонал организации. Научная организация труда




 

В обеспечении эффективности производства продукции (услуг) в сфере технического сервиса важное значение имеет структура кадров организации.

Персонал организации технического сервиса (кадры, трудовой коллектив) — это совокупность работников, входящих в ее списочный состав.

Различают численность явочную и списочную.

Явочная численность — количество персонала, находящегося на рабочих местах. Списочная численность — количество персонала по спискам организации.

Персонал организаций технического сервиса делится прежде всего на промышленно-производственный и непромышленный персонал. К промышленно-производственному персоналу относятся работники, которые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием: рабочие производственных цехов и участков, заводских лабораторий, управленческий персонал. К непромышленному персоналу относятся работники, занятые в непроизводственной сфере: жилищно-коммунальных хозяйствах, детских садах, столовых, принадлежащих организации, и т.д.

По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др.

Рабочие, в свою очередь подразделяются на основных и вспомогательных. К основным относятся рабочие, которые непосредственно связаны с производством продукции (работ, услуг), к вспомогательным — связаны с обслуживанием производства.

К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей организаций и их структурных подразделений.

Руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, организацию в целом и их заместители, относятся к линейным. Руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб и их заместители, относятся к функциональным.

По уровню, занимаемому в общей системе управления, все руководители подразделяются на руководителей низового, среднего и высшего звена.

К руководителям низового звена относят мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб.

Руководители среднего звена — это директора организаций, генеральные директора объединений, начальники крупных цехов.

Руководящие работники высшего звена — это руководители финансово-промышленных групп, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных отделов министерств, ведомств и их заместители.

К специалистам относятся работники интеллектуального труда (бухгалтеры, экономисты, инженеры).

Служащие — это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся агенты по снабжению, машинистки, кассиры, делопроизводители, табельщики, экспедиторы.

Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.

В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации.

Профессия — вид деятельности, требующий определенных знаний и трудовых навыков, которые приобретаются путем общего или специального образования и практического опыта (инженер, экономист, слесарь).

Специальность — вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков. Например: инженер-механик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, в рамках профессии экономиста, или: слесарь-ремонтник, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.

Квалификация определяет уровень знаний и трудовых навыков работника по специальности, который отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

Научная организация труда (НОТ) — совокупность мер, направленных на наиболее целесообразное использование труда работников в целях увеличения производительности.

Одним из направлений НОТ является повышение качества управления персоналом.

Управление персоналом — совокупность мер, направленных на получение максимальной отдачи от персонала организации.

Основной структурной единицей организации, занимающейся работой с персоналом, является отдел кадров.

Функции отдела кадров:

1. Подбор и отбор персонала.

2. Ведение документооборота (учет кадров).

Составным элементом процесса организации труда является его нормирование.

 

Нормирование труда

Нормирование труда — установление меры затрат труда на выполнение определенной операции в определенных организационно-технических условиях.

Нормы труда делятся:

– нормы времени;

– нормы выработки;

– нормы обслуживания;

– нормы численности.

Норма времени — количество рабочего времени, необходимое для выполнения единицы работы персонала определенного квалификационного уровня в определенных организационно-технических условиях.

Норма выработки — количество произведенной продукции (работ, услуг) в единицу рабочего времени.

Норма обслуживания — количество производственных объектов, оборудования, рабочих мест, которые работник или группа работников обязаны обслужить в течение единицы времени.

Норма численности — устанавливает численность работников определенного квалификационного состава, необходимых для выполнения определенных производственных, управленческих функций или объемов работ.

 

(5.1)
,

 

где Нв — норма выработки, шт/ч;

Нвр — норма времени, ч/шт.

Нормы труда по степени обусловленности подразделяются на:

– научно обоснованные;

– хронометрические;

– опытно-статистические.

С целью определения норм производится хронометраж, заключающийся в определении затрат времени на единицу работы.

Рабочее время — совокупность времени, в течение которого выполняется порученная работнику работа.

Совокупность рабочего времени в течение суток называется рабочим днем.

Совокупность рабочего времени в течение определенного временного интервала называется фондом рабочего времени.

Различают месячный, дневной, годовой фонд рабочего времени.

В организации рабочее время подразделяют на:

– подготовительно-заключительное, Тпз;

– время обслуживания рабочего места, Тобсл;

– время основной работы, То;

– вспомогательное время, Тв;

– время регламентированных перерывов, Тп.

Норму времени в общем виде можно определить по формуле:

 
(5.2)


;

 

Штучное время равно:

 
(5.3)


;

 

Оперативное время равно:

 
(5.4)


;

 

Таким образом, норма времени равна сумме времени штучного и подготовительно-заключительного:

 
(5.5)


.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 392.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...