Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Теоретические аспекты изучения социально-психологического климата в школьном коллективе.




ВВЕДЕНИЕ

Социально-психологический климат - это неотъемлемая характеристика коллектива. Он представляет собой среду, в которой развивается групповая деятельность и которая определяет самочувствие личности. Большое значение данный феномен приобретает в школьном коллективе. Школа- один из главных институтов общества, и именно она обеспечивает эффективность многих социально-психологических факторов, которые оказывают огромное воздействие на личность.

На формирование социально-психологического климата оказывают влияние множество факторов, но самые главные факторы находятся внутри общеобразовательной организации и формируются в процессе совместной целенаправленной деятельности педагогов, родителей и детей. Важным условием благоприятного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально- психологического климата.

Актуальность проблемы изучения социально-психологического климата в школьном коллективе обусловлена тем, что взаимоотношения с другими людьми всегда крайне важны для человека любого возраста. Особо значимой роль взаимоотношений представляется для подростков. Эмоциональное благополучие в классе является одним из важнейших условий развития личности школьников. Наличие в общеобразовательной системе благоприятного социально-психологического климата – это важное условие эффективного ее функционирования и развития классного коллектива. Именно поэтому социально-психологический климат приобретает особую значимость.

Исходя из этого, мы определили цель, предмет, объект исследования.

Цель исследования: изучение социально-психологического климата в школьном коллективе

Объект: социально-психологический климат

Предмет: особенности и условия формирования социально-психологического климата в школьном возрасте

Гипотеза: мы предполагаем, что в 7 «В» классе социально-психологический климат является благоприятным для учебной деятельности, что проявляется в групповой сплоченности коллектива

На основе поставленной цели и гипотезы решаются следующие задачи:

1. Изучение источников по теме нашего исследования;

2. Подбор методик, позволяющих исследовать социально- психологический климат в школьном коллективе;

3. Анализ полученных в ходе исследования данных;

4. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по данной теме исследования, направленных на улучшение социально-психологического климата в школьном коллективе.

Методология исследования:

1. «Оценка социально-психологического климата в коллективе» методика определения индекса групповой сплоченности Сишора;

2. В.Андреева методика «Определения психологического климата классного коллектива».

База исследования: ученики 7 «В» класса МКОУ СОШ с УИОП №2 им.А.Жаркова г.Яранска Кировской обл.,

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком, приложениями.


 


Глава 1. Теоретические аспекты изучения социально-психологического климата в школьном коллективе.

1.1 Понятие социально психологического климата в научных источниках.

Социально-психологический климат (СПК) - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе. [1, C. 194]

Социально-психологический  представляет собой такое психическое состояние группы, которое обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Социально-психологический климат- это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого- объективной жизнедеятельности группы и условий, в которых она протекает. Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны, но в то же время они не тождественны.

Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.

Следует отметить важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата группы [2, С. 94]:

1. Доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу

2. Доброжелательная и деловая критика

3. Свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы

4. Отсутствие давления руководителей, признание права принимать значимые для данной группы решения

5. Достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел

6. Удовлетворенность принадлежностью к группе

7. Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов группы

8. Принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов

9. Высокая сплоченность всех членов группы

Благоприятный климат каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами, руководителями, своей работой, процессом и  результатами той или иной деятельности.

Основным критерием, отражающим благоприятность социально-психологичекого климата – позитивное развитие личности. Следовательно, неблагоприятный климат- это такой климат, который тормозит или препятствует развитию личности учащегося.

Благоприятный СПК  также характеризуют такие понятия как дружелюбие, согласие, удовлетворенность учебной деятельностью, увлеченность, продуктивность учебной деятельности, сотрудничество, взаимная поддержка, успешность учебной деятельности и так далее.

Неблагоприятный социально-психологический климат характеризую такие понятия как  враждебность, несогласие, неудовлетворенность учебной деятельностью, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность по отношению друг к другу, скука, не успешность в учебной деятельности и так далее.

Социально-психологический климат- это объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов:

¾ Прежде всего это социально-психологическая атмосфера общества в целом, поскольку именно она находит свое отражение в психологическом климате отдельных коллективов.

¾ Второй фактор- это микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда, возрастной и половой состав, географические и климатические условия и т.д.

Основные психологические факторы, регулирующие социально психологический климат в коллективе:

¾     доверие или  недоверие членов группы друг к другу;

¾ симпатия или антипатия во взаимоотношениях членов группы;

¾ свобода или несвобода в принятии каких-либо решений в группе;

¾ давление на рядовых членов группы или признание за ними права на самостоятельные решения со стороны руководства;

¾ информированность – не информированность членов группы о состоянии дел в группе;

¾ удовлетворённость - неудовлетворённость членов группы принадлежностью к группе [3, С. 192].

Принято подразделять социально-психологический климат на типы:

¾ Зрелый тип климата коллектива. Наиболее благоприятный социально-психологический климат, члены которого позитивно относятся к порядку в коллективе, к методам управления;

¾ Незрелый тип климата коллектива. Весьма неблагоприятный тип климата, члены которого отличаются пассивностью и нежеланием к каким-либо дальнейшим изменениям;

 

¾ Отстающий тип климата коллектива. Члены данного коллектива просто не способны к каким-либо изменениям, поскольку цели и задачи им попросту непонятны;

¾ Перспективный. Тип климата коллектива, который находится в непосредственном своем развитии.

Несомненно, благоприятный социально-психологический климат складывается именно в сплоченных коллективах. Сплочённость прямо связывается с уровнем развития межличностных отношений.

Основными свойствами сплочённой группы являются [4, C. 320]: привлекательность членов группы друг для друга

¾ сходство между участниками группы (прежде всего это ценности, установки, стереотипы поведения и т.п.);

¾ особенности групповых целей (их соответствие потребностям членов группы);

¾ удовлетворённость групповой деятельностью;

¾ характер руководства и принятия решений;

¾ структурные свойства группы;

¾ доброжелательная групповая атмосфера.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что групповая сплоченность есть не что иное как показатель социально-психологического климата в коллективе учащихся. Чем выше сплоченность, тем благоприятнее социально-психологический климат в коллективе.


 

 1.2. Особенности социально-психологического климата в коллективе подростков

Подростковый возраст – это период, когда человек начинает ценить общение со сверстниками. Условно хронологические границы старшего подросткового возраста совпадают с обучением в 7-8 классе (13-15 лет).

В подростковом возрасте как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Однако в данном возрасте меняется уже позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве подросток был поглощен учебной деятельностью, то в отрочестве важную роль занимают взаимоотношения со сверстниками, они становятся основой внутреннего интереса подростка. Подросток, не игнорируя ученья, придает особое значение общению. Общение со сверстниками является одним из важных источников из которых подросток берет образцы поведения для себя. Общение со сверстниками - это специфический вид деятельности и межличностных отношений, в ходе которых вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить интересы с общественными. Проблема межличностных отношений является основополагающей в жизни личности. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развитие психики детей происходит именно в процессе взаимодействия, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Это также специфический вид эмоционального контакта; сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дают подростку чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия.

В подростковом возрасте выделяются специфические функции отношений со сверстниками: выработка и проверка способов поведения, выработка ценностей, идеалов, личных качеств, имеющих огромное значение для становления подростка как личности. Все исследователи психологии подросткового возраста сходятся в признании того, что общение со сверстниками играет огромное значении для подростка, поскольку во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности .

Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) в коллективе подростков - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.На основе и в ходе межличностных отношений формируются групповые устремления-цели подростка, задачи, потребности, лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы.

Роль коллектива в дальнейшем становлении подростка особенно значима, поскольку в сплоченном коллективе ему легче развивать свои способности в учебной и общественно полезной деятельности. 

Для подросткового возраста первостепенную важность приобретает правильная организация его социального и коллективного взаимодействия, которая будет способствовать развитию его личности и межличностных отношений. Потребность во взаимодействии и общении является одной из основных социальных потребностей, именно на ее основе возникает общественная, познавательная и иная активность людей.

Важнейшей составляющей коллектива является групповое настроение- общий эмоциональный настрой членов группы, определяющий характер и направленность всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов. К ним обычно относятся:

¾ Совместные переживания конкретных событий, факторов;

¾ Сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью;

¾ Устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы;

Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются им как свои собственные , активная позиция становится привлекательной и самое главное значимой. Поэтому именно эмоциональное благополучие в коллективе школьников может разбудить активность детей.

Ребенок в подростковом возрасте зависим от общения со сверстниками, следовательно, большое влияние приобретает групповое мнение. Групповое мнение- совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри так и за ее пределами.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов.

Групповое мнение выполняет ряд определенных функций, а именно:

¾ Информационная функция, показывающая какова сплоченность группы, каков характер взаимоотношений между ее членами и т.д.;

¾ Воздействие, оказывающее влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработке общих мнений и суждений и т . д.;

¾  Оценка, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям , происходящим внутри малой группы и вне ее.

Мы уже рассмотрели взаимоотношения подростка со сверстниками и влияние группы сверстников на него. Но также следует отметить важность влияния учителя на коллектив подростков.

Формирование и совершенствование социально психологического климата - постоянная практическая задача не только классных руководителей и школьных психологов, но и учителей предметников.

Так под влиянием тех или иных предметов психологический климат в коллективе может видоизменяться. Исходя из этого, мы пришли к выводу о том, что на каждом уровне по новому предмету происходит воспроизведение, актуализация и укрепление новой системы взаимоотношений.

Если ученики не могут достигнуть определенных успехов по какому-либо предмету это может стать причиной его замкнутости, закрытости от остального коллектива. Данная может привести к не успешности совместной деятельности, а в последствии и нарушению социально-психологического климата в коллективе.

Формирование благоприятного социально-психологического климата требует от учителей понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, их настроений, переживаний и отношений друг с другом.

Овладение учителями социально-психологическими знаниями и методами будет способствовать успешному формированию благоприятного психологического климата в коллективе подростков.

 Таким образом, в старшем подростковом возрасте ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная активность. Общение развивает личность представителя подросткового возраста и вместе с тем пробуждает в нем активное желание к какой-либо деятельности, проявлению инициативы, креативности и других положительных качеств, присущих личности.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...