Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические особенности поведения людей




В условиях паники

Данному вопросу была посвящена одна из задач классического исследования X Кэнтрила, посвященного изучению массовой паники и США в 1938 году, вызнанной радиоспектаклем «Вторже­ние с Марса* {по Г Уэллсу).

Около 1 млн. американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событии В результате исследования были выде­лены четыре группы людей, в разной степени поддавшихся панике

Первую группу составили те, которые испытали легкое чувство страха, но засомневались в реальности таких событии и, подумав, самостоятельно пришли к выводу о невозможности вторжения марсиан

Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации, по-JTOMy попытался проверить реальность этих событий с помощью других (обращались к соседям, знакомым, на радио и т. п , и толь­ко после эгого приходили к отрицательному заключению)

В третью группу вошли тс, кто, испытав сильное чувство стра-

278________________________________________________Глава 6

xa, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью других, поэтому оставался при своем первом впечатлении о пол­ной реальности вторжения марсиан.

И четвертую группу составили те, кто сразу паниковал, даже не пытаясь что-то узнать, уточнить или проверить

Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, особенно важными среди ко­торых являются социально-демографические признаки.

Высокий уровень образованности, информированность о косми­ческих явлениях тормозили развитие панических состояний. Обрат­ные характеристики, т е. низкий уровень образованности и информи­рованности, способствовали паническим настроениям людей.

Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенно­сти, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий

Важными были также поло-возрастные признаки, женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддана-пись панике

Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие как. некритичность мышления, выраженная лич­ностная тревожность и повышенная внушаемость — качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний

Вопросы для повторения

1 Что понимается под большими социальными группами9 На какие виды они разделяются''

2 Длите характеристику уровням развития больших социальных групп

3 Какие основные элементы состав™ ют психо югию больших соци­альных rpvnn'

4 В каких формах прояв ]яется пииоюгия больших социльных групп0

5 Какие признаки характеризуют miirv как сошптьную rpvnny0

6 Назовите основные виты толпы

7 Чем отличаются панические толпы от спасающихся1

К Что относится к (J)op\ia.ibHO-CTpvKT\piibi\i \ap жтеристикам толпы.' 9. С какой пелыо необходимо выявлять внутреннюю структуру толпы1 !0 Чем наиболее приншшиачько различается поведениече ювека втолпе

и вне толпы1 I I I

I il

Психология больших социальных групп и массовые психические явления 279

11.Что понимается поя большой диффузной группой,' Приведите примеры ) 2. Какие социальные условия являются благоприя гныч и для возникнове­ния слухов и больших группах?

13. В чем состоят основные функции слухов?

14. Какими способами осуществляется профилактика слухов п больших группах?

15. Что характеризует панику как социально-психологическое явление?

16. Какие социальные условия способствуют возникновению паники в больших социальных группах',1

17. На какие rpvnnu (типы) разделяются люди по их. поведению в условиях паники9

18. Что предрасполагает к возникновению панических состояний людей?

Литература

1. Дилигенский Г .Г. Некоторые методологические проблемы исследования психология больших групп // Методологические проблемы социальной психологии/Отв. ред. Е. В. Шорочова. М.:Наукл, 1975. С 196-205.

2 Динамика социально-лстологнческих явлений в изменяющемся об­ществе / Огв. ред. \. Л. Жураилсв. М • Изл-i» «Институт печколопш РАН». 1996

2. Зотовл О. И., Новиков В. В , Шорохова Е. В. Особенности психологии крестьянства. М.: Наука. 1983.

3. Кэнтрил X. «Чудовища вокруг нас . » // Страх: Антология / Сост. П. С. Гуревкч. М.: Адстейа. 1998 С. 52-70.

4. Маккей Ч Наиболее распространенные заблуждения и без\\1ства тол­пы. М.. Изд. дом «АЛЬПИНА», 1998.

5 Московичн С Век то in: Историческим трактат по психологии мясе. М.: Ии-во «Центр психологии и психотерапии». 1496.

6 Парыгин Б Д Социальная психология. Проблемы методологии, исто­рии и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

7 Преступная толпа М • Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во «КСП + ... 1998.

8 Пснхолошя масс. Хрестоматия Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998.

9. Психология толп. М.. Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во «КСП + .», 1998.

10. Революционный невроз М.. Изд-во «Институт психологии РАЯ»; Изд-во «КСП+». 1998-

11.  Рошин С. К Психотогия толпы, анализ прошлых исследований и про­блемы сегодняшнего дня // Пси \ол. журн. Т. 11. !99О. N° 5 С 3-16,

12. Современная психология. Справочное руководство / Отв. ред. В. Н.Дружинин. М ' ИНФРА-М, 1999. С. 547-559.

13. Социальная психология/ Под ред Е С Кузьмина В Е. Семенова Л.. Итя-ноЛГУ. 1979.

14. Социально-психологическая динамика в условняч экономических из­менении / Отв.ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорочоиа. М.: Изл-во «Ин­ститут психологии РАН*, 1998.

15. Соииплыю-психологические исследования руководства и предприни­мательства/Отв. ред. А. Л Журавле в, Е В LUopoxoiu. M,. Изд-во «Ин­ститут психологии РАН», 1999.

16. ТощснкоЖ.Т,ХарченкоС В.Социатьноенастроение М Academia, 1996.

280__________________________________________________________

Глава 7

Некоторые отрасли социальной психологии

Политическая психология

Предпосылки политической психологии

Американский психолог С. Хоффман справедливо заметил, что не вся психология посвящена политике, но вся политика пси­хологична. И он совершенно прав: поскольку политику «.делают» живые люди, то их психология неизбежно накладывает свою пе­чать на всю политическую жизнь общества.

Историю политической психологии можно исчислять с тех вре-мен. когда появились первые, пусть самые примитивные политичес­кие отношения между людьми. Тогда и возникли остающиеся акту­альными » сегодня вопросы о том, кто, кому и почему должен подчи­няться, то есть проблема власти, и кто, какие права и почему имеет в отношениях между различными сообществами, то есть проблема со-циальных и международных отношений Первоначально знания в эгои области формировались на основе опыта и традиции, а затем на­ходили место R трудах философов о мироздании, человеке и обществе. Потребовалось много веков накопления и осмысления этих знаний, прежде чем стало возможным формирование самостоятельной науки о политике — политологии, заявившей о себе в коние XIX в., и особой психологической дисциплины — политической психологии, возник­новение которой можно отнести к 60-м гг. XX столетия.

Задолго до возникновения политической психологии интерес к ее проблемам проявляли почти все авторитетные представители психологической науки 3 Фрей, по мнению некоторых его пос­ледователей, считается «творцом современной социальной науки» (П. Розен, 1973). а сам он претендовал на разработку «психологии народов, которая вела непосредственно к происхождению важ­нейших культурных установлении, государственных порядков, нравственности, религии...» (3. Фрейд, 1923, 1991). А. Адлер прел-

Некоторые отрасли социальной психологии______________________281

тожил концепцию психологии власти, которая до сих пор сохра­няет свое влияние в политической мысли на Западе Б Скиннер (1972) разработал теорию «Запрограммиров тнои культуры» как новой формы общества и государства A Macjoy (1977) написал работу о способе формирования политической структуры власти на основе принципов гуманистической психологии Г Айзенк был озабочен поиском психологических предпосылок различных политических ориентации граждан. Этологическое течение в пси-хоюгии (К Лорени, 1966, Д Моррис и др ), бурно проявившее себя в разгар «холодной войны», отражало запросы политики того времени, объясняя неизбежность гонки вооружении биологичес­ки детерминированной склонностью человека к агрессивности

Многие американские психологи — К. Левин, Г. Мюррей, Л Фестингер, О Кляйберг, Ю Бронфенбреннер и другие — при­глашались в качестве консультантов при решении конкретных по­литических вопросов

Россию можно по прав> назвать первой страной, где уже в XIXв были проведены серьезные социально-психологические и поли­тико-психологические исследования Не случайно Г Спенсер и В Вундт, признанные мировые авторитеты, высказывали сожаление по поводу незнания русского языка, по нагая, что российские ис­следователи в некоторых вопросах опередили их К политико-психологическим исследованиям можно о гнести, например, изучение поведения солдат при разгоне толпы и демонстрации (Д Д Безсонов), работы по проб темам массовых психических за­ражений и самоубийств (В. X Кандинский,А А Токарский и др ), попытки анализа психологических основ правосознания (Л И Петражицкий, М А. Реиснер) и многие другие

В 1905 г вышла книга К Головина «Вне партий Опыт полити­ческой психологии», в которой с удивительном глубиной просле­жено влияние национально-исторических и этнопсихологических особенностей народов Франции, Германии и США на развитие государственности и политической жизни в этих странах










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...