Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Массовые явления в больших диффузных группах




6.3.1. Основные признаки большой диффузной группы

Под термином диффузная понимается рассеянная, распределен­ная группа, имеющая общие социально-психологические призна­ки, основными среди которых являются следующие:

размытые, т. е. нечетко очерченные границы; ее составляет неопределенная совокупность людей;

• слабая взаимосвязь и лишь эпизодическое взаимодействие; для них характерны, во-первых, локсыьныесвязи (например, между членами семей, близкими родственниками, соседями, по месту жительства или сослуживцами по работе), а во-вто­рых, опосредствованные связи через интересующие информаци­онные источники, отдельных представителей интересуемого социального объекта или через причастность к его действиям;

высокая динамичность, изменчивость, т. е. ее состав легко может меняться: люди могут выходить и входить в диффуз­ную группу без затруднений, поэтому она относится к чис­лу открытых и высокомобильных групп;

•    низкая интегрированноетъ, слабая сплоченность; однако это может не относиться к отдельным локальным ее частям.

Большая диффузная группа — это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегриро-ванная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.

Примерами большой диффузной группы являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители каких-то конкретных теле- или радиопередач (например: зрители телефильма «Санта-Барбара» или телеигры «Поле чудес» и т. д.), постоянные читатели периодических издании (газет, журналов, еженедельников и т. п.), спортивные болельщики конкрет­ной команды, почитатели (любители) того или иного театра, поклон­ники эстрадного певца, актера и т. д.

6.3.2. Психология слухов

Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распространение, обязательно возникая в толпах и дру-

274_____________________________________________________________Глава 6

гих больших социальных группах, включая общество вцелом. При этом соииально-психологические закономерности их возникно­вения и распространения являются общими.

Во-первых, слухи возникают в связи с важными для людей со­бытиями или значимыми для них социальными объектами (напри­мер, о предстоящей денежной реформе в России или какой-то надвигающейся угрозе для нормальной жизнедеятельности людей и т. п.) Информация о незначимом или значимом только для узко­го круга людей обычно широко не распространяется.

Во-вторых, они возникают в условиях неопределенности, ког­да информация либо совсем отсутствует, либо явно недостаточна, либо является противоречивой и тем самым порождает неопреЪе-ленность (таким примером была несогласованная информация о дозах радиоактивного загрязнения территорий в результате чер­нобыльской катастрофы, вызвавшая массовые слухи в конце ап­реля — мае 1986 г.)

В-третьих, важным условием, способствующим зарождению и распространению слухов, является политическая и экономичес­кая нестабильность 8 общности, в которую входит интересующая диффузная группа. Это может быть город, регион или общество в целом. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенности в своем будущем или будущем своих детей и т п.

В-четвертых, благоприятным фактором порождения слухов становится желание лювлй стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек сграст- но стремится передать ее другим людям — это очень благоприят­ная почва для зарождения слухов.

Слухи — это форма искаженной (трансформированной) ин­формации о значимом объекте, циркулирующей в больших диф­фузных группах в условиях неопределенности и социально-психо­логической нестабильности.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:

• с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;

вбольшой степени снимают или, по меньшей мере, снижа­ют неопределенность относительно важных событий, в ко­торой человек не может пребывать длительное время, т. е.

Психология больших социальных групп и массовые психические явления 275

слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятнои,

• слухи не только помогают человеку сориентироваться в си­туации, но и регулируют его поведение, которое в соответ­ствии с ними может изменяться;

• социальный опыт человека показывает, что нередко слухи воз­никают вокруг событий, которые очсроченно могут состоять­ся, хотя и не в том варианте, которыи составлял их содержание, однако в этом реализуется функция предвосхищения соци­альных событий, что помогает человеку ч го то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, отношения к социальным явлениям, либо в реальное поведение.

Обшая стратегия профилактики слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникнове­нию и распространению Поэтому, учитывая выше описанные благоприятные для слухов условия, необходимо следующее

• добиваться высокой степени информированности больших диффузных групп о наиболее важных для них событиях, со­циальных условиях жизни и т п , информация при этом должна быть доступной для понимания и непротиворечи­вой, что позволит снимать неопределенность, в экстре­мальных условиях необходимо организовать регулярную работу специальных источников информации,

• целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов, событии или явлении, вокруг которых прогнози­руется возникновение слухов (такая работа, например, проводилась российским телевидением перед деномина­цией р>бля 1998 года);

• позитивное профилактическое воздействие на слухи ока­зывают условия политической, экономической, межнаци­ональной стабильности и устойчивости развития тех общ­ностей, в которые входят большие диффузные группы (го­род, регион или общество в целом), э!О существенно сни­жает состояние тревоги, напряженности людей, их опасе­ния за будущее и предотвращает слухи;

• в ситуациях, когда слухи уже возникли, важно выяснить их действительные причины и только поспе этого проводить разъяснительную работу, сделать эти причины достоянием людей, которые легче поймут и объяснят для себя склады-ваюшмоси социальную ситуацию и менее эмоционально будут к ней относиться и т п ,

276_________________________________________________Глава 6

• в условиях, благоприятных для слухов, появляются ич ак­тивные распространители (число и уровень их активности увеличиваются с возрастанием степени экстремальности условии жизни людей), которые могут представлять серьез­ную угрозу, поэтому необходимо выявить распространи­телей слухов и неытраяизовыватъ их в гияние на группу и др

Таким образом, практическая задача управления слухами ста­новится наиболее важной в любых условиях, опасных для нор­мального проживания людей, а именно предвоенная и военная обстановка, различные стихийные бедствия, техногенные катает рофы, крупные аварии, места большого скопления людей и т. п В таких условиях важны определенность воспринимаемой обста­новки и конкретность действий людей.

6.3.3. Психология паники

Наиболее важными характеристиками паники являются стсдуюшие"

• паника возникает, как и всякое массовое явление, в груп­пах большой численности (толпе, многочисленной диф­фузной группе, массовом скоплении людей);

• паника вызывается чувством бесконтрольного (неуправляе­мого) страха, основанного на реальной или мнимой угрозе,

• паника —это чаше всего стихийно возникающее, Heopia-низованное состояние и поведение людей;

• для людей в паническом состоянии характерна так называ­емая поведенческая неопределенность (состояние растерян­ности, неясности как себя вести, поэтому возникает хао­тичность в действиях и неадекватность поведения в целом)

Паника есть стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведен­ческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуж­дении от бесконтрольного чувства страха

Известно, что паника возникает далеко не во всяком скопле­нии людей, решающим становится сочетание многих условий, действие различных факторов, наиболее важными среди которых явтяются следующие

1. Обшая психологическая атмосфера тревоги и неуверенно­сти большой группы людей в случаях опасности или в ре­зультате продолжительного периода переживания негатив­ных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками и т п.), фактически является предпанической,

Психология больших социальных групп и массовые психические явления 277

т е предшествующей и способствующей возникновению паники.

2. Одним из решающих факторов является нашчие возбуждаю­щих и стимулирующих панику c/iyxoe, например, «подогреваю­щих» предстоящую опасность или степень ее негативных последствий (так нередко бывало на радиоактивно загряз­ненных территориях после чернобыльской катастрофы).

3 Принципиальными оказываются и личностные качества людей, особенно наличие предрасположенности к панике у так называемых паникеров. Очень важным условием воз­никновения паники становится доля таких людей в боль­шой группе Известно, что иногда достаточно и 1% панику­ющих, чтобы паникой была охвачена вся многочисленная группа людей.

4 Паника возникает при стечении не только общих, но и раз­нообразных частных и конкретных условий жизни большой группы в каждый конкретный период времени Такие сте­чения обстоятельств предусматривать сложнее всего ввиду многочисленности характеристик физической и социаль­ной среды










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...