Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особые службы и их посещение




Разновидности богослужений не исчерпываются проанализированными нами выше. В данную статью мы не включили еще несколько служб, собирающих, пожалуй, даже большее количество людей, чем уже упомянутые.

Так, «молебен о здравии», совершающийся еженедельно в Пятницком храме села Панино Спасского района, собирает, по утверждению настоятеля, не менее 100-150 человек[42]. «Молебен» является в значительной мере плодом литургического творчества этого священника и представляет собой богослужение продолжительностью более трех часов, включающее в себя, помимо собственно молебна о здравии, молитвы об изгнании бесов, помазание елеем, чтение Евангелия и катехизаторскую беседу. Подобные необычные службы, проводимые священниками под свою ответственность, пользуются популярностью, однако ввиду их нерегулярности мы не сочли возможным включить их в наши таблицы.

Довольно многолюдными могут быть молебны на почитаемых источниках, совершаемые обычно раз в год, в день памяти святого или иконы, с которыми связана история этого источника. Например, молебен в праздник Казанской иконы Божией Матери собирает на источнике в Милославском районе до 500 человек[43].

В последние несколько лет получила распространение практика перенесения («гастролей») различных святынь, ставшая весьма популярной среди верующих. В декабре 2006 года один из авторов этой статьи наблюдал, как в течение часа Преображенский храм в городе Спас-Клепики, где находилась привезенная из села Ижеславль Михайловского района деревянная скульптура Святого Николая, посетили около 60 человек.

Здесь же можно упомянуть традицию сельских праздников, существующую в некоторых селах области (например, в селе Борки Шацкого района). Эти праздники, как правило, отмечаются в день «престола», но, помимо богослужения в храме, могут иметь обширную программу (в том числе и светскую) за его пределами.

Ввиду нерегулярности таких богослужений они не рассматривались в статье подробно. Кроме того, участие в сельском празднике, поездка на источник, купание в Иордани, поход в храм за святой водой на Крещение, освящение куличей на Пасху или поклонение привезенной святыне отнюдь не предполагают регулярного посещения храма и чаще всего вызваны интересом к поддержанию «народных традиций», заботой о здоровье или воспринимаются как занимательное времяпрепровождение.Можно утверждать, что для части населения именно это, а не систематическое посещение предусмотренных церковным уставом служб, является формой исповедания православной веры. Но с этим трудно согласиться не только многим исследователям, но и, конечно же, духовенству.

***

Как говорилось в начале этой статьи, Рязанская область - один из наиболее «православных» регионов Центральной России. В своих подсчетах мы учитывали как функционирующие и те приходы области, которые бездействуют или проводят службы лишь по большим праздникам (даже рождественскую службу не служили в 13% номинально существующих приходов). Мы делали расчеты без скидки на календарный период фиксации сведений, фактически в наиболее благоприятный для Церкви сезон (летние подсчеты в сельской местности, зимние - по городам). Мы не выделяли среди прихожан «воцерковленных» и «захожан», считая всех присутствующих «практикующими». Мы доверяли словам священников о количестве приходящих в храм.

Результаты таковы: на обычной воскресной литургии в храмах области присутствует менее одного процента населения. На крупный (двунадесятый) праздник собирается в лучшем случае 3,6% (но не исключено, что и в два раза меньше). Даже Пасха, «праздник праздников и торжество торжеств», как любит говорить духовенство, собирает у храмов не более 10% жителей области (и это лучший известный нам результат среди регионов Центральной России), которые удовлетворяют свое религиозное чувство (и любопытство) участием в крестном ходе и расходятся, не дождавшись (с точки зрения учения Церкви) главного.

Вопросы о том, кто есть настоящие «воцерковленные» (или, как все более часто говорят священники, «ядро [общины]»), какова их численность, половозрастной и социальный состав, какова динамика происходящих с ними изменений, должны стать темами дальнейших (и, будем надеяться, многочисленных и разносторонних) исследований. Но социологам в данном случае придется исходить из того, что число реальных прихожан РПЦ, то есть людей, в самом деле относительно регулярно ходящих в храм, - категория, не улавливаемая в «сито» массовых опросов. И из того, что для получения достоверных цифр нужны иные методы фиксации данных, нежели распространенные в настоящее время.


[1] Лука 12:32.

[2] Некоторые результаты исследования уже были опубликованы. См.: Сибирева О.Православный священник как харизматический лидер (на материале Рязанской епархии) // Ежедневный журнал. 2005. 28 февраля; Она же. Современный священник и «народное православие» // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М.: Новое издательство, 2006. С. 149-177; Sibireva O.Le pretre et l¢«orthodoxie populaire»dans le diocese de Riazan // Revue d¢etudes comparatives Est-Quest. 2005. Vol.36.No. 4. P. 121-156.

[3] В среднем по составленной нами таблице соотношение городского и сельского населения в Центральной России - 72,8/27,2%, в Рязанской области - 68,9/31,1; подробней см. таблицу 1.

[4] Касимовские татары и старообрядцы, компактно проживающие, соответственно, в Касимовском (север области) и Клепиковском (северо-запад), Путятинском (восток), Шацком (юго-восток), Шиловском (центр) районах.

[5] См.: Сафонов С. Русская православная церковь в конце ХХ в.: Территориальный аспект // Московский центр Карнеги: Рабочие материалы. М., 2001. № 1. С. 12; Митрохин Н. Русская православная церковь: Современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 410, 411.

[6] Важным является наличие значительного количества уроженцев области среди духовенства и епископата РПЦ в 1950-2000-е годы. На начало 2006 года из 166 епископов РПЦ четверо родились в Рязанской области, в то время как уроженцев многих соседних областей в епископате нет вообще. Существенным фактором, по нашему мнению, стало и формирование в течение 1990-2000 годов на территории области ряда фундаменталистских общин (в том числе переселение из Москвы групп эсхатологически настроенных мирян), а также получение московскими монастырями на Рязанщине под свой контроль целого ряда аграрных хозяйств - чего нет ни в одной другом регионе страны.

[7] По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года (см. сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru/wps/portal).

[8] Данные по Владимирской и Ивановской епархиям приведены по: Атлас современной религиозной жизни России. Т. 2. М., 2006. С. 131, 255; по Тамбовской, Тверской и Тульской - предоставлены авторам епархиальными управлениями в ходе телефонного опроса в январе 2007 года; по Нижегородской - сайт епархии: http://eparhia.nnov.ru/; по Ярославской - сайт «Официальный портал Московской патриархии»: www.patriarchia.ru.

[9] См. в: Липецкая и Елецкая епархия принимает участие в выставке «Православная Русь» // ИА «Липецк-Инфоцентр». 2005. 27 января.

[10]Доклад митрополита Ювеналия на годичном епархиальном собрании «Московская епархия в 2006 году и дальнейшие пути нашего служения» (сайт Московской епархии. 2006. 20 декабря: www.meparh.ru).

[11] Доклад Высокопреосвященного Павла, архиепископа Рязанского и Касимовского, на общем епархиальном годовом собрании 27 декабря 2005 года // Рязанский церковный вестник. 2006. № 1. С. 37.

[12] Слово архипастыря. Пенза, 2006. С. 16.

[13] Данные предоставлены Саранским епархиальным управлением.

[14] Обращает на себя внимание следующее: при том, что почти 80% жителей Центральной России живут в городах, почти 80% приходов зарегистрировано в сельской местности.

[15] Некоторая разница в датах, на которые приводятся данные, не имеет принципиального значения, поскольку рост количества приходов в это время не превышал 3% в год.

[16] Подробнее: Митрохин Н. Русская православная церковь… С. 69, 74.

[17] «Днесь благодать Святого Духа нас собра» // Благовест. Рязань. 1999. № 2.

[18] По данным УВД, в праздновании Пасхи приняли участие 250 тысяч жителей Рязанской области // ИА «7 новостей». 2006. 24 апреля (www.7info.ru/index.php?ns=601&dtv=1145822410&kn=1145869810). Примечательная статистика была недавно оглашена на епархиальном собрании правящим епископом Нижегородским: «По состоянию на 31 декабря 2006 года […] зарегистрирован 431 приход […] В 329 приходах (78%) ведется активная приходская жизнь. В 279 (66%) приходах священники служат на постоянной основе». (В Нижегородской епархии действует более 500 храмов и храмовых помещений (сайт Нижегородской епархии. 2007. 24 января. www.nne.ru/news.php?id=3821).)

[19] За исключением списка учредителей прихода (10 человек).

[20] По степени торжественности церковные праздники подразделяются на несколько категорий. Главный - Пасха. Затем двунадесятые (12 праздников, посвященных Спасителю и Богородице, связанных с основными евангельскими событиями), великие (посвященные великим святым), средние и малые праздники - дни памяти всех остальных святых. К средним и малым относится большинство церковных праздников.

[21] Престольным праздником считается день памяти святого или события, в честь которого освящен храм.

[22] На 1 января 2006 года. По сведениям, предоставленным территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области.

[23]Подворье Патриарха Московского и всея Руси.

[24] Подворье Троице-Сергиевой лавры.

[25] Номинально поселок приписан к городу, однако находится от него далеко, в сельской местности. Данные о количестве жителей поселка у нас отсутствуют.

[26] Город не является районным центром.

[27] Этим списком, конечно же, количество типов служб не исчерпывается, но мы остнавливали наше внимание на основных.

[28] Первоначально отдельными типами служб были сочтены и монастырские, однако изучение их посещаемости (но, конечно, не хода самого богослужения) не выявило принципиальных отличий от окружающих приходских храмов.

[29] По категориям (согласно таблицам 2-4) они распределяются так: сельские (5 - подсчеты самой Ольги Сибиревой, 13 - информация священников); райцентры (6-15); областной центр (23-9); Рождество/Пасха/«престол» (4-12).

[30] Учтен Чернеевский монастырь.

[31] Этот показатель отличается от количества сельского населения по данным государственной статистики. Сюда включено также число житетелей поселков городского типа (не являющихся районными центрами), но исключены данные по селам, которые считаются райцентрами.

[32] Из 25 райцентров Рязанской области: 11 - города, 11 - поселки городского типа, 3 - села.

[33] В некоторых районных центрах по два-три храма.

[34] По воскресеньям в этом храме проводятся две литургии. В данном случае речь идет о поздней. Можно предположить, что на ранней присутствует меньше прихожан.

[35] В этот день в храме читался акафист иконе Божией Матери «Воскрешающая Русь», популярной в фундаменталистских кругах, но запрещенной священноначалием.

[36] В данном случае количество присутствующих на пасхальном богослужении приведено со слов настоятеля храма. Имеются в виду только прихожане, которые достояли до конца литургии. На всенощной, крестном ходе и в начале литургии людей, конечно, было больше, однако точное количество в интервью названо не было.

[37] С учетом монастырей.

[38] Цифры округлены до первого знака после запятой.

[39] Включая жителей сел-райцентров.

[40] На праздновании Рождества в Рязанской области работали более 3500 милиционеров // ИА «7 новостей». 2007. 9 января.

[41] К сожалению, нет возможности проследить динамику количества посетивших храмы на Пасху и Рождество в разные годы. В пресс-службе МВД Рязанской области сообщили, что за предыдущие годы сохранились данные лишь о количестве сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих порядок в храмах в эти дни.

[42] По наблюдению Ольги Сибиревой в июле 2006 года, минимум 200.

[43] Интервью Ольги Сибиревой с настоятелем Богородице-Рождественского храма села Ново-Александрово Милославского района протоиереем Валерием Хировым (Ново-Александрово. 2004. 10 мая).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...