Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы фиксации и расчета численности прихожан




Общая характеристика региона и приходской инфраструктуры

Рязанская область была выбрана для проведения исследования в качестве типичного с точки зрения религиозной жизни региона Центральной России: моноэтнического, со средними по сравнению с соседями показателями урбанизации[3]. Несмотря на наличие в Рязанской области относительно крупных групп автохтонного инорелигиозного населения[4], она входит в число регионов, составляющих так называемый «православный пояс России». В них число приходов РПЦ превышает суммарное количество других зарегистрированных религиозных организаций[5].

По мере проведения исследования стало очевидно, что Рязанская область по некоторым признакам[6] является несколько «более православным» регионом, чем ее соседи. Это становится очевидным при сопоставлении количества жителей с числом приходов в Рязанской и соседних с ней областях, а также в некоторых других регионах, входящих в «православный пояс».

Таблица 1. Соотношение численности населения некоторых областей Центральной России с количеством приходов РПЦ (в 2005-2007 годы) с учетом фактора урбанизации

Область Численность населения (тыс. чел.) (город/село)[7] Количество приходов (город/село) Информация на Количество человек на один приход (город/село)* Соотношение городского и сельского населения (%) Соотношение городских и сельских приходов (%)
Владимирская[8] 1524,9 (1215,4/309,5) 265 (63/202) 2005 5754 (19292 / 1532) 79,7/20,3 23,8/76,2
Калужская 1040,9 (779,7/261,2) 168 2006 6195 74,9/25,1  
Ивановская 1148,9 (949,7/199,2) 252 2006 4559 82,7/17,3  
Костромская 737,5 205 21.12.2006 3597    
Липецкая[9] 1213,4 (780,0/433,4) 180 27.01.2005 6741 64,3/35,7  
Московская 6627,0 (5255,5/1371,5) 1057[10] 20.12.2006 6269 79,3/20,7  
Нижегородская 3524,0 (2755,3/768,7) 431 31.12.2006 8176 78,2/21,8  
Рязанская 1228,0 (846,3/381,7) 308 (65/243) [11] 27.12.2005 3987 (13,02 тыс./ 1570) 68,9/31,1 21,1/78,9
Пензенская 1453,4 (945,5/507,9) 186[12] 12.06.2006 7813 65/35  
Тамбовская 1179,6 (675,3/504,3) 155 2007 7610 57,2/42,8  
Тверская 1472,6 (1076,9/395,7) 207 (45/162) 2007 7114 (23931/ 2442) 73,1/26,9 21,7/78,3
Тульская 1675,7 (1366,7/309,0) 150 (56/94) 2007 11171 (24405/ 3287) 81,6/18,4 37,3/62,7
Ярославская 1367,7 (1107,1/260,6) 269 2005 5084 80,9/19,1  
Республика Мордовия 888,7 (531,4/357,3) 255 (25/230)[13] 1.01.2006 3485 (21256/ 1553) 59,8/40,2 9,8/90,2

* Данные о соотношении городского и сельского населения удалось получить не по всем представленным епархиям.

При том, что по соотношению количества городских и сельских приходов область не выделяется из общей массы[14], количество православных приходов на душу населения в ней (как и в граничащей с ней на востоке Мордовии, а также Костромской области) вдвое больше, чем у подавляющего большинства соседей. Если в целом по составленной нами таблице число потенциальных прихожан у одного прихода РПЦ в Центральной России (без учета Москвы) составляет 6254[15], то в Рязанской области, как мы видим, их в полтора раза меньше.

При использовании подобной статистики важно понимать, что чаще всего речь в ней идет только о зарегистрированных приходах, то есть существующих номинально. По нашему мнению, количество «приписных» (не имеющих собственного священника и нередко не проводящих регулярных богослужений) приходов в каждой епархии может составлять до 20% от общего числа[16]. В 1999 году рязанская епархиальная пресса писала: «В настоящее время в Рязанской епархии 209 зарегистрированных приходов, а действующих - 186»[17]. В 2006-м, несмотря на общий рост числа православных общин, пасхальные службы в области, по данным МВД, прошли лишь в 278 храмах при наличии более 300 зарегистрированных приходов[18]. В то же время в таблице 1 не учитывается количество монастырей (на 2006 год их в Рязанской области было 11), имеющих, как правило, помимо паломников, еще и постоянных прихожан.

Факторы, влияющие на динамику посещаемости храмов

В современной Церкви принадлежность верующего к определенномуприходу не фиксируется[19] и никаких формальных обязательств по посещению храма на него не накладывается. Поэтому мирянин волен выбирать и храм (храмы), куда он ходит, и регулярность, с которой он это делает. В этой ситуации число посещающих конкретную церковь не является постоянным и зависит от многих факторов.

Наиболее важным из них является календарный - мы имеем в виду и церковный календарь, и астрономический. Очевидно, что во время постов и церковных праздников храмы посещает больше людей, чем в «обычные» дни. Летом, в период отпусков, когда часть городского населения перебирается за город, число прихожан сельских храмов возрастает, иногда во много раз, а в городских людей становится меньше.

Необходимо помнить и о том, что в один и тот же день в двух расположенных неподалеку храмах число прихожан может заметно различаться. Имея свободу выбора, верующий учитывает возможность удобного подъезда к церкви, красоту ее убранства, наличие известной святыни, репутацию священника и многое другое.

Поэтому автоматическое перенесение ситуации, зафиксированной исследователем в одном приходе, на все остальные неизбежно приведет к значительным искажениям. Компенсировать их можно только за счет репрезентативной выборки и достаточно широкого охвата. Для этого в приводимые ниже таблицы мы включили как наиболее популярные, так и менее посещаемые храмы, оценка показателей посещаемости которых дает в итоге достаточно корректный результат.

В таблице 2 собраны сведения о количестве посещавших богослужения в воскресные дни, двунадесятые (за исключением Рождества), великие и менее крупные церковные праздники[20] (исключая те случаи, когда какой-то из этих праздников является для храма престольным) в приходах в селах и районных центрах области - в сопоставлении с численностью жителей этих населенных пунктов. Сюда же включены два монастыря, расположенные в сельской местности, а также два московских подворья, поскольку они функционируют и воспринимаются местными жителями как обычные приходские храмы. Данные о храмах областного центра - Рязани - для удобства приведены нами в таблице 3. Сведения о присутствовавших на пасхальной, рождественской службах, а также на престольных праздниках[21] отражены в таблице 4.

Таблица 2. Фиксация посещаемости храма на селе и в районном центре Рязанской области в зависимости от типа служба и в процентном отношении к населению административного образования

Название и местоположение храма Количество жителей в населенном пункте[22] Субботняя всенощная Воскресная литургия % Будни, литургия % Двунадесятые и великие праздники, литургия % Другие праздники, литургия, всенощная %
Сельский                    
Александро-Невский, п. Ибердский, Кораблинский р-н 474           300 63,2    
Вознесенский, с. Князево, Скопинский р-н[23] 618   20 3,2            
Пятницкий, с. Панино, Спасский р-н 817               5 0,6
Никольский, с. Задубровье, Шиловский р-н 625   20 3,2            
Архангельский, с. Казачий Дюк, ШР 260   10 3,8            
Архангельский, с. Желанное, ШР[24] 542 1-2 10 0,003; 0,02     40 7,4    
Казанский, с. Лесное Конобеево, ШР 1487   20 1,3            
Никольский, с. Борки, ШР 676   50 7,4     120-150 17,8-22,2    
Никольский, с. Темешово, ШР 825               40 4,8
Сергиевский, с. Эммануиловка, ШР 88   5-10 5,7-11,4            
Троицкий, с. Польное Ялтуново, ШР 877   30-40 3,4-4,6     100 11,4    
Троицкий, с. Высокое, ШР 365   10-15 2,7-4,1            
Свято-Никольский монастырь, с. Чернеево, ШР 536   40 7,5            
Димитриевский монастырь (п. Заречный, г. Скопин)[25]             100      
Районный центр                    
Никольский, г. Рыбное 19 039   50 0,26            
Троицкий, г. Шацк 7157   80-120 1,1-1,7            
Успенский, г. Шацк 7157 10 40 0,42     60-80 2,5-3,4    
Преображенский, г. Спас-Клепики 6671 40-50 70 0,6-0,7; 1     120 1,8    
Вознесенский собор, г. Касимов 34544   90 1,56            
Успенский, п. Шилово 16 024   100 0,62         20-25в 0,12-0,15
Покровский, с. Путятино 3138   50 1,6     80 2,5    
Казанский, г. Сасово 29 568   200 1,4 30-40 0,2-0,3        
Никольский, п. Сапожок 4135   80 3,9            
Рождества Богородицы, г. Михайлов 12 884   100 2,3 10-15 0,2-0,3        
Архангельский, п. Пронск 4195   30-40 0,7-1            
Петра и Павла, п. Старожилово 5291               40 0,8
Иконы Божьей Матери «Нечаянная радость», г. Новомичуринск[26] 20 254   50-100 0,09-0,5            

% - к числу жителей населенного пункта.

ШР - Шацкий район.

Методы фиксации и расчета численности прихожан

Как говорилось выше, при посещении храмов Ольга Сибирева фиксировала количество присутствующих на службе, хотя далеко не все эти люди оставались на богослужении от начала и до конца. Значительная их часть проводила в храме лишь несколько минут, необходимых для того, чтобы подать записку и поставить свечи. Такие посетители на церковном сленге обычно именуются «захожанами». Их отдельный учет не велся, поэтому в таблице 2 они включены в число тех, кто провел в церкви большую часть богослужения. Число, зафиксированное исследовательницей во время службы, в данной таблице мы округляли до следующего десятка в большую сторону, допуская, что не все присутствующие были замечены и учтены.

Следует добавить, что приходящие в храм по-разному участвуют в богослужении. Часть из них исповедуется и причащается, часть молится, но не причащается. При визитах исследовательницы в приходы и в ходе бесед с духовенством количество причастников по возможности фиксируется, но в данной статье мы не ставим своей задачей анализ участия прихожан в церковных таинствах, ограничиваясь оценкой численности посетителей служб. Упомянем, однако, что численность причастников в зависимости от времени церковного года и традиций конкретного храма (где-то священник поощряет частое причащение, где-то - нет) может колебаться от 5-6% от общего числа присутствующих до почти 100%.

Когда начиналась работа над этой статьей, мы располагали данными о количестве прихожан на 38 службах, проводившихся в храмах Рязанской епархии в 2002-2006 годах. Казалось, что этого достаточно как с количественной точки зрения (более 10% от числа реально существующих приходов епархии), так и с точки зрения репрезентативности.

Однако при первичной систематизации этих данных возникли серьезные трудности, связанные с различной популярностью служб (это подтверждается и наблюдениями авторов статьи, и мнением прихожан и духовенства), а следовательно, и с разницей в количестве прихожан. Мы имели данные, как минимум, о шести типах служб: литургия в рабочий день и субботу, всенощная под воскресенье, воскресная литургия, литургия на двунадесятые и менее крупные общецерковные праздники и, наконец, ночное богослужение на Пасху[27]. При этом совершались они, как минимум, в трех разновидностях храмов - сельском, районном и храме областного центра[28], что давало, естественно, разную численность прихожан на каждой конкретной службе. Даже минимальная выборка - сравнение одинаковых по типу служб в трех одинаковых по типу храмах - заставила бы нас привлечь данные из 48 церквей.

Поэтому мы сочли возможным объединить собственные подсчеты с оценкой количества прихожан, данной священниками. В ходе интервью им задавались стандартные вопросы о численности прихожан на воскресной литургии, на пасхальной и рождественской службах. И хотя далеко не всегда исследовательница могла получить ясные ответы, эти сведения позволяют существенно дополнить эмпирические наблюдения данными о тех приходах, где на службе побывать не удалось, а также сравнить зафиксированную во время визита ситуацию (например, субботнюю всенощную в сельском приходе летом) с другими примерами (например, с двунадесятыми праздниками)[29].

Следует отметить, что в первые годы проведения исследования священники нередко затруднялись определить количество прихожан и называли примерную цифру только после наводящих вопросов интервьюера. Но уже в 2004-2006 годах с подобными случаями сталкиваться почти не приходилось. Возможно, увеличение числа недавно рукоположенных (и несколько более образованных) священников и ужесточение требований к приходским отчетам со стороны епархиального управления привело к тому, что батюшки стали чаще фиксировать для себя численность паствы. Как правило, при этом они указывали на диапазон колебания численности своих прихожан (например, 15-20 человек), а не называли конкретную цифру. Эти приблизительные оценки вошли в нашу таблицу, хотя при расчетах в таком случае мы используем средний показатель.

При учете населения, теоретически способного посещать богослужения в конкретной церкви, мы учитывали тот факт, что прихожанами сельского храма являются и жители близлежащих населенных пунктов. Ввиду отсутствия регулярного транспорта приходы нередко сами организуют подвоз жителей, арендуя автобус или, если он есть, используя собственный. Поэтому, говоря о количестве потенциальных прихожан, мы приводим численность проживающих не только в указанном населенном пункте, но во всем сельском округе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...