Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Численность прихожан, посещающих сельские и районные храмы




Воскресная литургия в сельской церкви и учтенных сельских монастырях[30] (всего 14 случаев) собирает в среднем 22,5 человека, или 4,2% жителей сельского округа.Дальнейшую интерпретацию этих сведений можно вести двумя способами. Если взять процентную составляющую и пересчитать ее на все сельское население области (433,5 тысячи)[31], то мы получим 18,2 тысячи человек.Если рассчитать среднее число прихожан на количество номинально существующих сельских приходов (243) и монастырей (7), расположенных в сельской местности (250), то результат получается в три с лишним раза меньше - 5625 человек.

Причина проста - многие сельские округа не имеют собственных храмов, и потому их жители посещают церкви, расположенные в соседних селах или райцентрах. Следовательно, правильно будет в дальнейшем отказаться от экстраполяции отношения количества участников конкретного богослужения к численности всего населения и считать только в абсолютных величинах.

Число прихожан сельской церкви на литургии на двунадесятые и великие праздники, естественно, больше. Но насколько? Простой пересчет имеющихся данных (5 случаев) дает в среднем 135 человек. Однако сопоставление данных по тем приходам, где у нас есть данные и по воскресной литургии, и по праздникам (3 случая), дает средний коэффицент роста посещаемости в 2,89 раза. То есть в среднем число посетителей по праздникам составляет - 65,2 человека. Соответственно, в пересчете на количество сельских храмов и монастырей, число прихожан на двунадесятые и великие праздники колеблется в зависимости от методики расчета - 16 300-33 750.

Специально отметим, что наблюдения в сельских храмах были сделаны преимущественно летом, когда, как уже упоминалось, число прихожан там значительно увеличивается за счет приезжих горожан, уровень религиозной культуры которых, по нашим эмпирическим наблюдениям, выше, чем у сельских жителей.

В районных центрах, больше половины из которых являются крупными селами и поселками городского типа[32], численность прихожан, естественно, сильно отличается. Воскресная литургия (12 случаев) собирает в среднем 82,5 человек.

Рассчитывая количество прихожан в праздники, мы снова столкнулись с тем, что из относительно небольшого количества данных (три случая) итоговая величина «средней» посещаемости (90 человек) оказалась неадекватной. На этот раз ниже, чем при пересчете сопоставимых данных по посещаемости литургии в рядовое воскресенье и в праздники (в последнем случае коэффицент роста в среднем 1,68). Таким образом, корректная величина для всего массива, на наш взгляд, 138,6 человека. Умножив число посетителей обычных и праздничных литургий на количество храмов в районных центрах Рязанской области и городе Новомичуринске (всего 41)[33], мы получим 3382 и 5687 человек соответственно.

Прихожане в Рязани

Ситуация в храмах областного центра (население - 513 261 человек) отличается от сельских и районных приходов, поэтому данные о количестве прихожан в церквах Рязани (включая пригороды) выделены в отдельную таблицу. В большинстве городских храмов (всего их, по данным сайта епархии, в начале 2006 года было 28) богослужения совершаются чаще, чем в сельских. В соответствии с этим таблица 3 предусматривает больше разновидностей служб.

Таблица 3. Фиксация посещаемости храмов в Рязани (в том числе в зависимости от типа службы)

Храм Субботняя всенощная Воскрес. литургия Вечернее богослужение в будни Будничная и субботняя литургия Двунадесятые и великие праздники, литургия Другие праздники, всенощные Другие праздники, литургия
Свято-Троицкий монастырь 200   30        
Христорождественский кафедральный собор     5     18  
Воскресенский   20          
монастырь Рождества Богородицы, Дягилево   60-70   10      
Борисоглебский собор     40 60 50-70      
Преображенский, с. Канищево   120-130[34]   20      
Скорбященский           35  
Вознесенский   80 20       35
Преображенский - Спас на Яру 20-70   15 45      
Александра Невского 200[35]            
Входоиерусалимский   50          
Екатерининский     10     20  
Николо-Ямской     10     30  
Богоявленский, п. Борки           8 20
Целителя Пантелеимона             40
Царско-Никольский   30          
Благовещенский         80-100    
Покровский, п. Мервино   60          
Иоанно-Богословский     1-10        

Основной для нас показатель - присутствие на воскресной литургии (в среднем 61,4 человека) - выше, чем в храме сельском, но существенно меньше, чем в районном. Это примечательный факт с учетом не слишком высокой популярности кафедрального собора в городе по сравнению с другими областными центрами. Он не «оттягивает» на себя значительное количество верующих, и православные прихожане в Рязани распределяются по храмам относительно равномерно. Суммарно по воскресеньям в городе на литургию приходит 1719 человек.

Довольно много людей собирают также всенощные (перед праздниками) и вечерние службы (в среднем 21,7 человека). Вечерняя служба в будни - явление почти исключительно городское (лишь некоторые райцентры, где есть несколько храмов, тоже могут себе такое позволить), поскольку некоторым прихожанам удобно заходить в храм после работы. Сопоставимых данных по количеству присутствующих на праздничной литургии собрать не удалось. Если экстраполировать на данный случай тенденцию села (2,89), то на такую службу должно собираться 0,87% жителей города (4968 человек), если районных центров (1,68) - то 0,5% (2888 человек).

Пасха, Рождество, престольный праздник

В отдельную таблицу выделены сведения о посещаемости храмов на Пасху и Рождество, а также на престольный праздник. Эти праздники традиционно собирают в храмах больше людей, чем любые другие события церковного календаря. Существует значительная категория верующих, посещающих храм лишь в эти дни. В таблице 4 отражены данные о присутствующих на ночном пасхальном, рождественском богослужении или на литургии по случаю «престола».

Таблица 4. Посещаемость некоторых храмов Рязанской области на Пасху, Рождество и престольный праздник

Название и местоположение храма Количество жителей в населенном пункте Пасха % к населению Рождество % к населению Престольный праздник, всенощная Престольный праздник, литургия % к населению Ср.: Воскресная литургия
Сельский                  
Архангельский, с. Казачий Дюк, Шацкий р-н 260           50 19,2 10
Казанский, п. Солотча, Рязанский р-н   1000              
Троицкий, с. Мурмино, Рязанский р-н 3646 30 0,8[36]            
Вознесенский, с. Князево, Скопинский р-н 618 200 32,4           20
Райцентр                  
Покровский, с. Путятино 3138 150-200 4,8-6,3           50
Архангельский, п. Пронск 4195 300-500 7,1-11,9           30-40
Троицкий, г. Шацк 7157 250-300 3,5-4,2 250-300         80-120
Казанский, г. Сасово 29 568 1000-1500 3,4-4,9 500 3,4%       200
Рождества Богородицы, г. Михайлов 12 884 200-300 17-2,5           100
Областной центр                  
Александра Невского 513 261           250 0,0  
Воскресенский 513 261 100 0,02            
Екатерининский 513 261         200 Более 300 0,04 0,06  
Преображенский, с. Канищево 513 261 1000 0,2%           120-130

К сожалению, авторы не располагают собственными наблюдениями по поводу крупнейших христианских праздников - Пасхи и Рождества. Все приведенные в этой таблице данные основаны на оценке священников. Как правило, они не могли указать точное количество прихожан, и поэтому корректно и сопоставимо в данной таблице представлены данные только в отношении храмов в районных центрах. В первую очередь, это касается Пасхи. Сопоставление данных по присутствию на рядовых воскресных литургиях и на ночном пасхальном богослужении (всего 5 случаев) говорит о пятикратном превышении нормы количества прихожан.

Особенностью празднования Пасхи (помимо многолюдности) стало то, что многие из пришедших воспринимают в качестве кульминации и одновременно знака окончания службы крестный ход, игнорируя следующую за этим литургию. По свидетельству многих священников, до конца пасхальной литургии остаются те, кто и составляет приходскую общину.

Таблица 5. Суммарное количество жителей области (в абсолютных и относительных показателях), принимающих участие в регулярных богослужениях

Тип храма[37] Количество храмов Количество населения (тыс.) Воскресная литургия %[38] Двунадесятый праздник %
Сельский 250 433,5 5625 1,3 16 300-33 750 3,8-7,7
Расположенный в райцентре[39] 41 281,3 3382 1,2 5687 2
Расположенный в областном центре 28 513,2 1719 0,3 2888-4968 0,5-0,9
Всего 319 1228 10726 0,9 24 875-44 405 2-3,6

Если принять за основу утверждения священников, что число прихожан на Пасху в 5-10 раз превышает число присутствующих на обычной воскресной литургии, а Рождество и престольный праздник собирают несколько меньше, чем Пасха, то тогда вполне убедительными выглядят подсчеты УВД области, сотрудники которого следят в храмах за порядком.

По данным УВД, в рождественских богослужениях в 2007 году приняли участие около 100 тысяч жителей Рязанской области[40]. Речь в данном случае идет о пришедших на ночную рождественскую службу, проводившуюся в 268 храмах и 9 монастырях. Говоря о праздновании Пасхи в 2006 году, областное УВД приводит данные о 250 тысячах человек, однако включает сюда не только пришедших на ночную службу, но и посетителей кладбищ, куда значительная часть населения ежегодно отправляется в пасхальные дни, минуя храм. В пресс-службе УВД Рязанской области нам не смогли прояснить, сколько же человек из 250 тысяч составляют побывавшие в храмах[41]. Можно только предполагать, что не меньше половины, поскольку Пасха собирает большее число прихожан, чем Рождество. Милицейская статистика не учитывает и количество пришедших на утреннюю службу, которая проводится в некоторых городских приходах.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...