Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности развития внимания у дошкольников.




В дошкольном детстве объем внимания увеличивается, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменение устойчивости внимания как способности сохранять сосредоточенность на объекте. Показателем устойчивости внимания может являться долгота сохранения сосредоточенности. Наличие распределения внимания говорит о том, что ребенок способен направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах в один момент[8].

Развитие свойств и видов внимания у дошкольника сильно зависит от значимости, эмоциональности и интересности для ребенкапредставленного материала, от характера той деятельности, которой занят дошкольник. Так, в сюжетно – ролевых и дидактических играх показатели становятся выше. Развитие внимания тесно связано с развитием таких качеств, как воля и произвольность поведения, способность управлять своим поведением.

Внимание дошкольника и его восприятие тесно связаны. Выделение предмета из общего фона, выделение каких-либо деталей, сопоставление с эталоном - все перцептивные действия активизируют внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: увеличиваются устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может заниматься рисованием, «исследовать» песок, делая куличики или создавая домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассматриватьвсе детально и т.п., тогда начинает развиваться специфика действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер, который является новым качеством [9].

Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в линии своей культурно- исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания ребенка следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает из-за того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств наводить внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием»[12].

Особенно показательно для развития ребенка внимание к речи - рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса уходят на задний план, значимым становится лишь содержание получаемой информации, которое понимается на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей применяют интонацию, приправленную загадочностью, и паузы.

Новым источником развития произвольного внимания являются инструкции взрослого в повседневном общении и на занятиях. В этом случае, взрослый указывает не только цель, но и подсказывает способы ее достижения, а порядок действий контролируется взрослым и под влиянием его оценок превращается в самоконтроль ребенка - акт внимания. Переключение внимания с объекта на способы и порядок действий превращает его в развернутый процесс самоконтроля, как его объясняет П.Я. Гальперин. Эта задача возможна для дошкольника в том случае, если промежуточные действия-цели представлены образцами.

У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им все еще нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными и «непроизвольными» сигналами.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отображает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интересность для него существует. Появление нового предмета тот час же приводит к переключению внимания на него. Поэтому дети редко способны длительное время заниматься одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает больше сосредоточенности и устойчивости. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 40 минут, то к 5 - 6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным появлением новых ситуаций.

Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от многих причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек изменяет объект своего внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Таким образом, в дошкольном возрасте можно наблюдать два вида внимания: непроизвольное - от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от опыта) и произвольное - от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника[13]. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности поддталкивают ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...