Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие внимания, его виды и свойства.




Введение

Внимание в жизни каждого человека выполняет огромное количестворазных функций. Оно провоцирует или тормозит психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору информации, поступающей в сознание индивидуума, в соответствии с его нуждами.

Избирательность и направленность являются важными особенностями протекания психических процессов. Данный характер психической деятельности связывают со вниманием. Объектом внимания может быть всё, что угодно – предметы в купе с их свойствами, всевозможные явления, а также отношения, мысли и чувства других людей. Определяют внимание точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – то есть качество и результаты функционирования всей познавательной активности человека.

Проблема внимания никогда не изучается учеными отдельно от таких психических функций, как память, мышление, воображение и восприятие. Вызвано это тем, что в чистом виде наблюдать внимание невозможно. Но при этом внимание в научной среде изучается как особенная способность человека.

На сегодняшний день проблема развития внимания у дошкольников и младших школьников стала глобальной. Она вызывает беспокойство у всех, кто задействован в воспитании и обучении подрастающего поколения. Многие взрослые жалуются на низкий уровень внимательности детей, их неспособности сосредоточиться и удерживать внимание при решении учебных задач.

Развитие и совершенствование внимания у детей сейчас столь же важно, как и научение их таким необходимым вещам, как письмо, счёт, чтение. Это главное условие успешного осуществления познавательной деятельности ребенка.

Изучением внимания занимались такие ученые как В.А. Артемов, П.П. Блонский, Д.Е. Бродбент, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.Ф. Добрынин, З.М. Истомин, Н.Н. Ланге, Р.С. Немов, И.П. Павлов, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский, К.Д. Ушинский и др.

Цельюданной курсовой работы является сравнительный анализ внимания дошкольников и младших школьников.

В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:

- изучить и проанализировать литературу по данной теме;

- определить особенности внимания в дошкольном возрасте;

- определить особенности внимания в младшем школьном возрасте;

- подобрать методики для развития внимания детей дошкольного младшего школьного возраста;

- проанализировать результаты.

Объектом нашего исследования является особенности внимания.

Предметомисследования является развитие внимания у дошкольников и младших школьников.

Гипотеза:внимание у младших школьников развито лучше, чем у дошкольников.


 


Теоретические аспекты развития внимания.

Понятие внимания, его виды и свойства.

Внимание по своей сути есть психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в её сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определённого периода времени. Существует несколько трактовок понятия внимания:

1) Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой [6].

2) Внимание – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определённый объект, внешний или внутренний [14].

3) Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследование ведутся уже много веков [5].

В самом деле, трудно заставить быть внимательным к чему-то, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Впрочем, всегда найдутся предметы и явления, которые как будто способны самипривлекать внимание, нередко в противовес нашему желанию. Итак, в одном случае человеку следуетзаставить себя уделять внимание, а в другом – предмет «сам» обеспечивает внимание, заставляет слушать себя, рассматривать и т.д. Отсюда видно, что внимание подразделяется на два вида – произвольное и непроизвольное.

При непроизвольном внимании психическая деятельность человека устремляется в каком-либонаправлении как будто самостоятельно, без сознательных волевых усилий со стороны самого индивида, без его предварительного намерения. Именно по этой причине данный вид внимания нередко именуют непреднамеренным или пассивным вниманием. Непроизвольное внимание является продуктом двух групп факторов: внешних – то есть особенностей предметов и явлений, и внутренних – отношения личности к тем или иным фактам, явлениям, предметам, событиям, благодаря которым они и становятся привлекательными.[1]

Из внешних причин непроизвольного внимания огромную роль играет сила и интенсивность раздражителя. Сила звука, яркость цвета и мощь запаха невольно заставляют обратить внимание на предметы, обладающие такими качествами. При этом не стоит ограничиваться только абсолютной силой раздражителя. Нужно помнить и об относительной силе, и особенно о контрасте между ними. Звук шагов идущего за вами человека едва ли привлечёт к себе внимание днём на людном перекрёстке, зато окажется весьма сильным раздражителем ночью на пустынной дороге. Внимание человека привлекают вещи необычные, пульсирующие, движущиеся. На этих закономерностях непроизвольного внимания построена реклама и часть средств пропагандистской работы.

Произвольное внимание – это внимание, основанное на сознательно поставленной цели и волевом усилии человека. Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сам индивидуум. Формула здесь совершенно простая: «Мне необходимо стать внимательным, и я заставляю себя быть таковым, несмотря на всевозможные преграды и помехи».[3]

Внешние условия накладываются и на организацию произвольного внимания. Сложнеезаставить себя проявить внимательность в непривычной обстановке, когда вокруг возникает много новых раздражителей. Поэтому высшего уровня работоспособности можно достичь лишь тогда, когда есть чёткий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место хорошо подготовлено, когда нет сильных посторонних раздражителей.

Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное – тесно переплетены между собой и порой становятся единым целым. В любой сознательной деятельности они вынуждены пересекаться. И каждый из этих видов имеет свои ценные качества. Обращаясь к учителям, К. Д. Ушинский рекомендовал в учебной практике попеременно пользоваться и непроизвольным, и произвольнымвидами внимания.

Внимание отвечает не только за направление потока психической жизни человека, но и за другие его важные особенности. Действительно, поток может двигаться по широкому или узкому руслу. От этого, как мы знаем, будет зависеть его энергия; определённое направление может удерживаться длительное и короткое время. При этом в разных условиях переключение потока из одного русла в другое может осуществляться с различной скоростью и требовать неодинаковых усилий. Поток психической жизни способен иногда как бы раздваиваться и устремляться по параллельным или не очень параллельным дополнительным каналам; наконец, струи этого потока не текут плавно и безмятежно, а как бы пульсируют в своих берегах. Сложная динамика психической жизни человека выражается в основных свойствах внимания.

Для достижения успехов в любом виде деятельности особое значение имеют сосредоточенность и устойчивость внимания. Именно сосредоточенность и устойчивость можно наблюдать в людях, страстно увлечённых своим делом и умеющих ради основной задачи отключиться от побочных раздражителей.

Распределение внимания - субъективно переживаемая способность человека удерживать одновременно в центре внимания определённое число разнородных объектов. Именно это явление позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя всех их в поле внимания. Однако, из жизненной практики следует, что человек может выполнятьв определенный момент только один вид психической деятельности, а субъективным ощущением одновременности выполнения нескольких обязан быстрому последовательному переключению с одной на другую.

Следующим свойством внимания является его объём. Известно, что человек не способен в один момент думать о нескольких вещах и выполнять разныевиды работы. Это ограничение приводит к дроблению поступающей извне информации на части, не превышающие возможностей обрабатывающей их системы. Так же человек обладает сильно ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов – что, собственно, и является объёмом внимания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...