Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 10. Макроэкономическое равновесие.




Потребление и сбережения

Основные вопросы:

1. Что поддерживает макроэкономическое равновесие в национальной экономике?

2. Теоретические взгляды на равновесие в народном хозяйстве А. Смита и М. Кейнса и их модели.

3. Совокупный спрос и его состав.

4. Совокупное предложение и его элементы.

5. Графическое изображение взаимодействия совокупных спроса и предложения и его динамика.

6. Стабилизационная политика.

7. Мотивы использования дохода населения. Взаимосвязь сбережения и накопления.

8. Предельная склонность к потреблению и сбережению. Парадокс бережливости.

9. Содержание функции спроса на инвестиции.

10. Автономные и производственные инвестиции. Мультипликационный эффект инвестиций.

Решение задач

Задача 1

Условие: Еженедельные расходы семьи на потребление равны 100 ден. ед. + ½ объема располагаемого дохода за неделю (C = 100 ден. ед. + ½ DJ).

Требуется: (используя таблицу 4)

а) рассчитать расходы семьи на потребление и величину сбережений при каждом уровне дохода (ден. ед.)

Таблица 4

Располагаемый доход (DJ) Потребление(C) Сбережение (S) Располагаемый доход (DJ) Потребление (C) Сбережение (S)
0     300    
100     400    
200     500    

 

б) Основываясь на данных таблицы, постройте на рисунке график функции потребления.

Проведите на рисунке 2 диагональную линию из левого угла в правый под углом 45◦. В каждой точке, расположенной на этой кривой, потребление равно располагаемому доходу. Покажите: при каких условиях располагаемого дохода затраты на потребление равны, меньше и больше его объема.


 

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

0                 100                200                300                 400          500

располагаемый доход (ден.ед.)

 

Рисунок 2. Функция потребления.


Задача 2

Условие: Фирма рассматривает 7 инвестиционных проектов. Данные об ожидаемой норме прибыли по каждому проекту приведены в таблице 5.

 

Таблица 5

Проекты А Б В Г Д Е Ж
Ожидаемая норма прибыли (%) 12 8 7 15 25 11 9

Требуется: а) определить какие из этих проектов без всяких сомнений будут неприбыльными, если фирма берет кредит под 10% годовых;

б) если процентная ставка за кредит повысилась до 13%, то какие проекты будут неприбыльными?

Задача 3

Условие: В таблице 6 представленные данные характеризуют функцию потребления (в млрд. руб.)

 

Таблица 6

ВНП 130 150 170 190 210 230 250 270 290 310
Потребительские расходы 112 126 140 154 168 182 196 210 224 238

 

Требуется: а) определите объем равновесного ВНП при условии, что величина инвестиций равна 60 млрд. руб., а правительственные расходы равны «0»; б) определите объем равновесного ВНП, если величина инвестиций упадет до 30 млрд. руб.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте кроссворд. используя термины и понятия.

2. Представьте теоретический материал в виде схем и таблиц, используя в качестве образца подобные рисунки из литературы: Липсиц И.В. Экономика: учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 435–457.

3. Законспектируйте материал, используя источник: Салов А.И. Экономика: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – С. 113–120.

4. Подготовьте тест по теме (5–10 вопросов).

 

Контрольные вопросы

1. Какие ценовые и неценовые факторы влияют на динамику совокупного спроса? Сдвиги линии спроса на графике.

2. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на динамику совокупного предложения. Сдвиги линии предложения.

3. Динамика реального ВНП и уровня цен под влиянием совокупного спроса и совокупного предложения.

4. Понятия «функция потребления» и «функция сбережения» и их взаимосвязь друг с другом.

5. Факторы, которые вызывают сдвиг кривых потребления и сбережения.

6. Понятия инвестиций и их виды.

7. Роль инвестиций в установлении макроэкономического равновесия.

8. Обоснование мультипликационного эффекта в национальной экономике.

 

Тема 11. Цикличность экономического развития

 

Основные вопросы:

1. В чем состоит различие между понятиями «экономический рост» и «экономическое развитие»?

2. В чем состоит различие между экстенсивным и интенсивным типом экономического роста?

3. Какие факторы воздействуют на экономический рост через совокупное предложение, а какие через совокупный спрос?

4. Почему тенденция к экономическому росту периодически сменяется тенденцией к спаду?

5. Взаимосвязаны ли между собой различные виды циклов?

6. В чем состоят особенности каждой фазы цикла?

 

Решение задач

 

Задача 1

Условие: В таблице 7 по каждому году представлена численность населения страны (млн. чел.) и реальный объем ВНП (млрд. руб.).

Требуется рассчитать:

а) реальный объем ВНП в расчете на душу населения (полученные данные занести в таблицу).

б) оптимальную численность населения в данной стране;

в) абсолютную величину прироста ВНП во 2-м году по сравнению с 1-м годом;

г) прирост ВНП (в %) в 4-м году по сравнению с 3-м годом;

д) прирост ВНП (в %) в расчете на душу населения в 7-м году по сравнению с 6-м годом.

Таблица 7

Год Население (млн. чел.) Реальный объем ВНП (млрд. руб.) Реальный объем ВНП на душу населения (руб.)
1 30 9  
2 60 24  
3 90 45  
4 120 66  
5 150 90  
6 180 99  
7 210 105  

 

Задача 2

Определите, к какой из двух фаз экономического цикла, регрессия (P) или бума (Б), относится перечисленные процессы:

а) рост инвестиций в частном секторе;

б) сокращение прибыли;

в) рост налоговых поступлений;

г) увеличение спроса на труд;

д) падение курса акций;

е) рост инфляции;

ж) увеличение выплат по безработице;

з) снижение уровня процентной ставки.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте кроссворд;

2. Представьте теоретический материал по теме 11 в виде схем и таблиц, используя в качестве образца подобные рисунки из литературы: Липсиц И.В. Экономика: учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 463—490 (в соответствии с изученной темой).

3. Законспектируйте материал по теме 11, используя источник: Салов А.И. Экономика: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – С. 122–165.

4. Подготовьте тест по теме 11 (5–10 вопросов).

Контрольные вопросы:

1. Зачем человечеству нужен экономический рост?

2. С помощью какого показателя точнее всего можно оценить темпы экономического роста?

3. Почему развитые страны мира поощряют рождаемость, а беднейшие стремятся ограничить?

4. Каковы основные факторы ускорения экономического роста?

5. Почему роль инвестиций в человеческий капитал растет по мере ускорения технического прогресса и падения рождаемости?

6. Какое влияние на экономический рост оказывает недоверие россиян к финансовым посредниками стремление держать сбережения в наличных деньгах и иностранной валюте?

7. Чем экономическое развитие отличается от экономического роста и по отношению к каким странам обычно употребляются понятие «развитие»?

8. Какие предпосылки экономического развития в России наиболее слабы?

9. Что такое экономический кризис и каков его главный признак?

10. Почему изменение величины резервных требований для коммерческих банков помогает регулировать темпы экономического роста?

11. Почему для России сегодня практически единственно возможным вариантом стал интенсивный экономический рост?

Тема 12. Государственный бюджет в политике перераспределения доходов

Основные вопросы:

1. Основные принципы и направления перераспределения доходов.

2. Каковы основные уровни налогообложения и перераспределения доходов в государстве, определяемые Налоговым кодексом РФ.

3. Что представляет собой бюджетный дефицит и как он образуется?

4. Что такое масштаб налоговых изъятий и проблема уровня ставок налогообложения?

5. Почему часто государственный бюджет страны, региона составляется с дефицита?

6. Каким образом государство справляется с дефицитом своего бюджета?

7. Каковы причины появления теневой экономики и в чем ее экономический ущерб для государства?

8. В чем основная опасность покрытия государственного дефицита путем выпуска (эмиссии) необеспеченных денег?

 

Решение задач по теме 12

Задача 1

Условие. Валовой национальный продукт в условиях полной занятости составляет 20 млрд.руб. Фактический объем ВНП 16 млрд.руб. Сумма налогов составляет 10% от ВНП.

Государственные расходы на товары и услуги равны 1.8 млрд.руб.

Требуется определить:

а) окажется ли государственный бюджет с дефицитом или с излишним и каков его размер;

б) Как изменится сальдо государственного бюджета в условиях достижения полной занятости.

Задача 2

Условие. Правительство получило заём иностранных банков в размере 1млрд.руб.по годовой ставке 8%.Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в течение последующих лет на 300 млн.руб. ежегодно.

Требуется определить:

а) Приведет ли этот заем к увеличению государственного долга страны и в каком размере?

б) через, сколько лет накопленной суммы, за счет превышения прироста национального продукта над суммой процентов ,окажется достаточной для выплаты долга.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 470.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...