Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Влияние конкуренции на деятельность фирм




 

Основные вопросы

1. Что означает конкуренция и какие функции она выполняет?

2. Каковы типы рыночных структур?

3. Какие фирмы называют совершенно конкурентными?

4. Какой доход называется валовым, средним, предельным?

5. Каково условие прекращения производства совершенно-конкурентной фирмы?

6. В каких условиях возникает неконкурентный рынок?

7. В чем суть монопольной власти над рынком?

8. На каком рынке действует монополистическая конкуренция?

9. Что представляет собой олигополия и каковы её признаки?

10.Каковы цели и направления антимонопольной политики?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте кроссворд, используя термины и понятия, рассмотренные в теме 5.

2. Представьте теоретический материал по теме 5 в виде схем и таблиц, используя в качестве образца подобные рисунки из литературы: Липсиц И.В., Экономика: учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 167–168.

3. Законспектируйте материал по теме 5, используя источник: Липсиц И.В. Экономика: учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 164–166.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят особенности кривой спроса совершенно-конкурентной фирмы?

2. Какой вид будет иметь кривая предложения совершенно-конкурентной фирмы?

3. Каковы виды существования монополии?

4. Каковы ориентиры монополиста при выборе ценовой стратегии и наиболее выгодных объемов производства?

5. Почему монополист прибегает к ценовой дискриминации?

6. Каким образом рынок монополистической конкуренции сочетает черты монополии и совершенной конкуренции?

7. Каковы основные признаки олигополии?

8. Какие меры административного и экономического характера используются в антимонопольной политике государства?

 

Тема 6. Значение и функции рынка факторов производства

 

Основные вопросы

1. Значение и особенности рынка, его вторичный характер.

2. Спрос и предложение на рынке факторов производства, влияние и учет предельных показателей.

3. Формирование цены спроса и цены предложения на факторы производства.

4. Особенности рынка труда и заработная плата.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте кроссворд, используя термины и понятия, рассмотренные в теме 6.

2. Представьте теоретический материал по теме 6 в виде схем и таблиц, используя в качестве образца подобные рисунки из литературы: Липсиц И.В., Экономика: учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 225–236.

3. Законспектируйте материал по теме 6, используя источники.

Басовский Л.Э., Басовская Е.Н., Экономика: учебное пособие. – М.: РИОР, 2010. – С. 32–35.

Николаева И.П., Экономика в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2011. – С. 128–135.

4. Подготовьте тест по теме 6 (5–10 вопросов).

 

Контрольные вопросы

1. Почему наряду с основными факторами производства к ним стали относить предпринимательскую способность, научно-технический прогресс, знания, информацию.

2. Для чего руководителям фирм необходимо знать степень взаимозаменяемости разных факторов производства?

3. Что означает производительность ресурса, способ его определения и влияние на спрос?

4. От каких факторов зависит предложение труда и спрос на него?

5. Как определяются предельные показатели и учитываются при спросе на труд?

6. В каких случаях появляется на рынке труда избыток предложения труда и его недостаток?

7. Чем вызывается различие номинальной и реальной заработной платы?

8. Что означает внутренний рынок труда и каковы его функции?

 

Тема 7. Рынок вещественных факторов производства

Основные вопросы

1. Каковы составные части рынка капитала?

2. Чем определяется цена денежного капитала?

3. От чего зависит спрос на землю, цена земли и услуги земли?

4. Особенности рынка природных ресурсов.

5. Предпринимательство как фактор производства.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте кроссворд, используя термины и понятия, рассмотренные в теме 7.

2. Представьте теоретический материал по теме 7 в виде схем и таблиц, используя в качестве образца подобные рисунки из литературы: Липсиц И.В., Экономика: учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 340–418 (выбор в соответствии с исходными позициями).

3. Законспектируйте материал по теме 7, используя источник: Николаева И.П., Экономика в вопросах и ответах. – М.: «Проспект», 2011. – С. 143-–146.

4. Подготовьте тест по теме 7 (5–10 вопросов).

Контрольные вопросы

1. Чем торгуют на рынке физического капитала и на рынке денежного капитала?

2. Какие признаки делают знания, умения и информацию невещественным (незримым) капиталом и какую зримую форму они приобретают как объекты купли-продажи на рынке факторов производства.

3. Чем различаются основной и оборотный капитал?

4. Что такое амортизационные отчисления и к какому виду затрат они относятся?

5. Чем определяется величина земельной ренты и её дифференциация?

6. Ограниченность природных ресурсов и научно-технический прогресс.

7. Предпринимательский доход, условия его получения и расчет величины.

8. Эффективность предпринимательства и составляющие успеха фирмы.

 

Тема 8. Национальная экономика как единая система

 

Основные вопросы:

1. Понятие макроэкономики.

2. Национальная экономика как целое.

3. Система макроэкономических показателей.

4. Модель оборота ресурсов в национальной экономике.

Решение задач

Задача 1

В таблице 2 представлены данные характеризующие величину ВВП страны «X» за три года (в млрд долл.)

 

Таблица 2

 

Год Номинальный ВВП Индекс уровня цен (%) Реальный ВВП
1999 104 121  
2003 56 91  
2009 91 100  

 

Требуется определить:

а) Какой год из трех является базовым?

б) Как изменился уровень цен в период с 1999 по 2003 гг.?

в) Как изменился уровень цен в период с 2003 по 2009 гг.?

г) Рассчитать величину реального ВВП для каждого года.

 

Задача 2

Условие: Предположим, что национальное производство включает два товара: «X» (потребительский товар) и «У» (средства производства). В текущем году было произведено 500 единиц «X» (цена за единицу – 2 у.е.) и 20 единиц «У» (цена за единицу – 10 у.е.). К концу года пять используемых машин (товар «У») должны быть заменены новыми.

Требуется определить:

а) величину ВВП;

б) величину ЧВП;

в) объем потребления и объем валовых инвестиций;

г) объем потребления и объем чистых инвестиций.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте кроссворд, используя термины и понятия, рассмотренные в теме 8.

2. Представьте теоретический материал по теме 8 в виде схем и таблиц, используя в качестве образца, подобные рисунки из литературы: Салов А.И. Экономика: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – С. 105–111.

3. Законспектируйте материал по теме 8, используя источник: Басовский Л.Э., Басовская Е.Н. Экономика: учебное пособие. – М.: РИОР, 2010. – С. 46–51.

Контрольные вопросы:

1. ВНП как обобщающий показатель развития страны.

2. Расходный метод подсчета ВНП.

3. Доходный метод подсчета ВНП.

4. Понятие добавленной стоимости.

5. Понятие и расчет национального дохода.

6. Личный и располагаемый доход населения.

7. Индексы цен и их использование.

Тема 9. Инфляция и безработица в современной экономике

Основные вопросы:

1. Что такое инфляция? Прокомментируйте утверждение, согласно которому инфляция носит многофакторный характер.

2. В чем особенность инфляционного процесса, протекающего в России?

3. Поясните различие между инфляцией издержек и инфляцией спроса.

4. Как известно инфляция ведет к перераспределению доходов, одни группы населения проигрывают, другие выигрывают. Укажите эти группы и объясните причину.

5. Безработица как макроэкономическая проблема экономики страны.

6. Основные виды безработицы.

7. Какой вид безработицы наиболее опасен для страны и почему?

8. Каковы возможные отрицательные и положительные последствия для российского рынка труда общего старения населения?

Решение задач

Задача 1

В таблице 3 представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.).

 

Таблица 3

 

Показатели Первый год Пятый год
Рабочая сила 84 889 95 453
Занятые 80 796 87 524
Безработные    
Уровень безработицы (%)    

Требуется:

а) Рассчитать численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода;

б) Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?;

в) Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?

Задача 2

Условие: Численность занятых 90 млн. человек, а численность безработных 10 млн. человек. Месяц спустя из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек, 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы.

Требуется:

а) Рассчитать уровень безработицы;

б) Определить, каковы теперь численность занятых, количество безработных и уровень безработицы.

Задача 3

Условие: а) номинальный доход увеличился на 10%, а уровень цен вырос на 7%; б) номинальный доход равен 30 тыс. руб., а индекс цен в этом же году составил 106.

Требуется: Определите величину изменения реального дохода.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте кроссворд.

2. Представьте теоретический материал по теме 8 в виде схем и таблиц, используя в качестве образца, подобные рисунки из литературы: Салов А.И., Экономика: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – С. 105–111.

3. Законспектируйте материал по теме 8, используя источник: Басовский Л.Э., Басовская Е.Н., Экономика: учебное пособие. – М.: РИОР, 2010. – С. 46–51.

4. Подготовьте тест по теме 9 (5–10 вопросов).

Контрольные вопросы:

1. Какие факторы определяют нужную стране массу денег?

2. Как рассчитывается скорость обращения денег?

3. Что произойдет в стране с ценами. если в обращение будет выпущено слишком много денег?

4. Как инфляция влияет на покупательскую способность денег?

5. Почему безработица порождает остроту проблемы в экономике страны?

6. Какой вид безработицы нельзя ликвидировать?

7. Можно ли считать методом борьбы с безработицей ликвидацию детских школьных учреждений, что заставляет матерей уйти с работы и воспитывать детей дома?

8. Досрочный выход на пенсию уменьшает число безработных, но рождает другую экономическую проблему. Какую?

9. Кто, по вашему мнению, должен оплачивать работу курсов переквалификации: государство или частные фирмы?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 496.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...