Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Издержки и прибыль фирмы, их виды и экономическое значение




ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 


Кафедра экономики

 


Ю. К. Кирбятьев

 

 

ЭКОНОМИКА

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Учебно-методическое пособие

Для студентов дневной формы обучения

Юридического факультета

 

Санкт-Петербург

Пушкин

2011



УДК 33

ББК 65.01я73

 

Научный руководитель проекта:

Юрий Алексеевич КОЗЛОВ

первый проректор Института правоведения и предпринимательства,

кандидат юридических наук, доцент

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры экономики.

 

Рекомендовано Учебно-методическим Советом Института правоведения и предпринимательства в качестве учебно-методического пособия по курсу «Экономика» для студентов дневной формы обучения Юридического факультета.

 

Кирбятьев Ю. К.Экономика: Планы практических занятий: учебно-методическое пособие для студентов дневной формы обучения Юридического факультета / под общ. ред. Ю.А. Козлова. — СПб.: Изд-во ИПП, 2011. — 28 с.

 

 

УДК 33

ББК 65.01я73

 

 

© Кирбятьев Ю. К. , 2011

© ЧОУ ВПО «Институт правоведения

и предпринимательства», 2011



Тема 1. Ограниченность экономических ресурсов

И порождаемые ею проблемы

Основные вопросы:

1. Иерархия потребностей человека и бюджетные ограничения.

2. Причины возникновения экономической ограниченности ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательства).

3. Кривая производственных возможностей и главные вопросы экономики.

Решение ситуационных задач

Задача 1

У директора предприятия возник вопрос выбора одного из 2-ух вариантов использования ресурсов (сырья) для изготовления товаров.

Первый. Все имеющееся сырье использовать на изготовление традиционного товара по принятой технологии с относительно низкими затратами.

Второй. Большую часть сырья использовать для изготовления новой разновидности товара по заказу известной фирмы, но с дополнительными затратами на модернизацию технологии.

Требуется. Обосновать выбор одного из вариантов.

 

Задача 2

Генри Форд (1863—1947) на своём автомобилестроительном заводе запустил первый в мире конвейер, что позволило сократить время на сборке в 4 раза, а выпуск машин в 2 раза. Это было достигнуто в основном за счет не технических, а организационных мероприятий при той же численности рабочих.

Требуется определить. Какого характера могли бы быть эти мероприятия? Какие ресурсы были сэкономлены?

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте кроссворд, используя термины и понятия, рассмотренные в теме 1.

2. Представьте теоретический материал темы 1 в виде схем таблиц, используя в качестве образца, подобные рисунки из источника: Липсиц И.В., Экономика: учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 17–38.

3. Законспектируйте материал по теме 1, используя источник: Басовский Л.Э., Басовская Е.Н. Экономика: учебное пособие. – М.: РИОР, 2010. – С. 4–7.

4. Подготовьте тест по теме 1 (5–10 вопросов).

Контрольные вопросы

1. Какие виды ресурсов вы знаете, какими пользуетесь?

2. Какие основные права имеет владелец по отношению к своей собственности?

3. Почему людям всё время приходиться делать выбор в сфере экономики?

4. Какие принципы распределения вы знаете и чем они различаются?



Тема 2.Типы экономических систем

Основные вопросы:

1. Сущность понятия «экономические системы». Традиционная система.

2. Преимущества и недостатки рыночной системы (капитализм, конкуренция).

3. Командная система (социализм).

4. Смешанная система и ее основные элементы (сферы деятельности)

Решение ситуационных задач

 

Задача 1

На рейсы государственной компании «Эр Франс», пользующейся поддержкой со стороны государства цены оказались существенно выше, чем на аналогичные рейсы частных британских авиакомпаний.

Требуется. Объясните причину разных цен?

Задача 2

В СССР в период командной системы была распространена практика, когда отчетные результаты работы предприятий искусственно завышались.

Требуется. Определить экономические причины такой нечестности руководителей предприятий?

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте кроссворд, используя термины и понятия рассмотренные в теме 2.

2. Представьте теоретический материал по теме 2 в виде схем и таблиц, используя в качестве образца, подобные рисунки из источника: Липсиц И.В., Экономика: учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 45–53.

3. Законспектируйте материал по теме 2, используя источник: Николаева И.П. Экономика в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2011. С. 14–36.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под термином «система»?

2. Как определяется понятие «экономическая система»?

3. Что такое частная собственность?

4. Почему рыночную экономику называют « мир компромиссов»?

5. Какой тип собственности преобладает в смешанной системе?

Тема 3. Рынок, его механизм и условия формирования

Основные вопросы

1. Суть и использование закона спроса.

2. Проявление закона спроса в вашей жизни на конкретных примерах.

3. Классификация потребительских товаров по степени их необходимости.

4. Перекрестная эластичность в ценообразовании.

5. Функции рынка по регулированию хозяйственной жизни (экономики) в передаче информации, в посредничестве и санировании.

Решение задач

Задача 1

Условие: На рисунке (рис. 1) показана бюджетная линия одного из потребителей.

Требуется: а) Определить доход потребителя, если цена товара «у» = 500 руб. за штуку; б) найти цену товара «х».

Рисунок 1

Задача 2

Условие: При цене Рх = 5 тыс. руб. спрос на товар составлял 6 тыс. шт. в год, а при цене 4 тыс. руб. – 8 тыс.

Требуется: Определить коэффициент прямой эластичности спроса по цене, значение знака («+» или «-») и величины коэффициента.

 

Задача 3

Условие: При цене Рх = 4 тыс. руб. спрос на товар «у» Qy составлял 6 тыс. руб., а при цене Рх = 5 тыс. руб. спрос на товар «у» Qy стал 8 тыс. руб.

Требуется: Определить коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Значение знака и величины коэффициента.

 

Задача 4

Условие: Эластичность спроса на конкретный товар (Qdx) по цене составляет (Ер) – 0.25, по доходу Ед + 0.6. Доход (Д) населения может увеличиться на 5% а цена (Рх) данного товара уменьшится на 8%. Общий уровень цен останется неизменным.

Требуется: Определить насколько может измениться объем спроса (Qx) на данный товар, если ранее (за период) его объем составлял 600 кг.

Решение ситуационных задач

Задача 1

В 1994—1995 гг. во многих городах страны началось активное строительство дорогих особняков.

Требуется. Выявить экономические причины этого явления.

Задача 2

В 1995 г. Правительство РФ приняло меры, в результате которых деньги в иностранной валюте хранить стало невыгодно.

Требуется. Объяснить, почему эти меры были полезны для возрождения отечественного производства товаров?

Задача 3

Российские фирмы пытаются пробиться на мировые товарные рынки за счет продажи товаров по более низким ценам.

Требуется. Объяснить такую стратегию и изобразить кривые спроса и предложения на этих рынках.

Задания для самостоятельной работы:

1. Представьте теоретический материал по теме 3 в виде схем и таблиц, используя в качестве образца, подобные рисунки из источника: Липсиц И.В., Экономика: учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 60–80.

2. Законспектируйте материал по теме 3, используя источник: Салов А.И., Экономика: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – С. 32–47.

Контрольные вопросы

1. Как меняется положение кривой спроса на графике под влиянием неценовых факторов.

2. Основные факторы, влияющие на величину предложения фирмами своих товаров.

3. Причины появления на рынке излишков, дефицита товаров, их исчезновения. Изображение их величин на графике.

4. Коэффициенты эластичности спроса по цене на товары разных потребностей и причины их различия.

5. От чего зависит полезность товара и его предельная и совокупная полезность?

 

Тема 4. Издержки и прибыль фирмы, их виды и экономическое значение

 

Основные вопросы

1. В чем различие в бухгалтерской и экономической трактовке издержек (затрат) и прибыли фирмы?

2. Величина экономических издержек и ее влияние на величину прибыли?

3. Взаимосвязь между эффектом масштаба и средними издержками?

Решение задач

 

Задача 1

Условие: В таблице 1 представлена зависимость общих затрат (ТС) от выпуска продукции (Q).

Требуется: Рассчитать постоянные (FC), переменные (VC), предельные (МС), средние общие (АТС), средние постоянные (AFC), и средние переменные затраты (AVC).

 


Таблица 1

Выпуск Q З Затраты общие ТС З Затраты постоянные FC 3 Затраты переменные VC 3 Затраты предельные МС А Средние общие затраты АТС А Средние постоянные затраты AFC А Средние переменные затраты AVC
1 2            
0 60            
1 140            
2 180            
3 240            
4 420            

 

Буквенные обозначения основных показателей, принятые в экономике и их расчет при решении задач.

FC – постоянные затраты

VC – переменные затраты

ТС – общие затраты

Q – выпуск за период времени

При ,

VC – переменные затраты

МС – предельные затраты

, где

– переменные затраты при производстве соответственно i и i+1 единиц продукции.  - изменение общих затрат,  - изменение выпуска продукции.

ATC – средние общие затраты

AFC –средние постоянные затраты

AVC – средние переменные затраты

TR – валовый доход

,где

Р – цена товара

MR – предельный доход

Решение ситуационных задач:


Задача 1

Экономика СССР была построена на основе крупнейших предприятий. Почему это было сделано именно таким образом и связано ли это с тем, что сейчас большинство таких предприятий переживает трудные времена?

 

Задача 2

В экономике страны наблюдается подъём и темпы инфляции стали снижаться.

Требуется. Объясните, почему это снижение побуждает российские предприятия больше заниматься вопросом снижения затрат?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Представьте теоретический материал по теме 4 в виде схем и таблиц, используя в качестве образца подобные рисунки из литературы: Липсиц И.В., Экономика: учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – С. 150–158.

2. Законспектируйте материал по теме 4, используя источник: Басовский Л.Э., Басовская Е.Н., Экономика: учебное пособие. – М.: РИОР, 2010. – С. 20–23.

 

Контрольные вопросы

1. Внешние и внутренние ресурсы фирмы, их происхождение и учет при расчете экономической прибыли.

2. Каковы критерии отнесения издержек к постоянным и переменным?

3. Возможные способы сокращения переменных издержек?

4. Взаимосвязь между маржинальными (предельными) издержками, выручкой и прибылью?

5. Каковы причины возникновения закона убывающей производительности факторов производства?

6. Перечислите виды трансакционных издержек и рыночные ситуации их использования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 431.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...