Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.




Конструирование из плоских геометрических фигур. Для развития У детей умения создавать условные схематические образы самосто-ятелйно и по готовому образцу воспитатель организует в свободное время конструирование фигурок животных (собачка, уточка, лисич­ка, птичка, сороконожка, бабочка и др.). Для этого предоставляет де­тям набор плоских геометрических фигур разной формы, величины и цвета из картона, цветной бумаги или пластмассы, а также карточки со схематическими рисунками животных.


 


198


199


Воспитатель привлекает внимание детей к рисункам и геометри­ческим фигурам. Сначала демонстрирует детям, как можно «увидеть» и достроить одну деталь, выбранную из общего количества: посмот­реть на нее, «увидеть» в ней конкретного животного и «достроить» — добавить недостающие элементы и детали. Затем показывает, как можно по-другому построить изображение животного, используя чертеж (схематический рисунок). Фигуру можно расположить пря­мо на рисунке или, рассмотрев его и выбрав нужные детали, создать изображение животного, точно следуя рисунку.

Воспитатель раздает детям чертежи или отдельные фигурки и предлагает конструировать изображения разных животных одним из данных способов. Педагог наблюдает за деятельностью детей, дает им советы, помогает обмениваться набором геометрических фигур и чертежами. Удачные образы животных обсуждаются всеми детьми, отмечаются находки в изображении животных (узнаваемость, поза, ракурс и др.). Наборы геометрических фигур и рисунки комплекту­ются в коробочки. Дети могут пользоваться ими и во время самосто­ятельной деятельности.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Обув ь»

Задачи.Формировать представления о разнообразии предметов обуви и их назначении. Продолжать знакомить детей с разными ма­териалами. Рассказать об изготовлении обуви. Познакомить с про­фессией сапожника.

Материалы, инструменты, оборудование.Картинки с изображениями разной обуви (ботинки, сандалии, босоножки, кеды, кроссовки, шлепан-

200


цы, валенки, туфли, сапоги кожаные и резиновые), детские кожаные сан­далии или туфли, валенки, лапти, три ботинка разного размера (малень­кого ребенка, школьника, взрослого). Иллюстрации к русским народным сказкам, на которых изображены персонажи в валенках и лаптях.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предлага­ет детям послушать стихотворение «По тропинке жарким летом» (ав­тор — А. Усачев), в процессе чтения демонстрирует соответствующие картинки:

По тропинке

Жарким летом

Шли Ботинки

К Сандалетам

И случайно

На дорожке

Повстречали Босоножки.

Постояли, поболтали, Дальше вместе зашагали.

... По тропинке

Жарким летом

Шли Ботинки

К Сандалетам.

Рядом

По дорожке

Пылили

Босоножки.

Видят вдруг —

На тропке

Новенькие

Шлепки.

Постояли, поболтали, Дальше вместе зашагали.

... По тропинке Жарким летом Шли Ботинки К Сандалетам. Рядом

•                               По дорожке

Пылили Босоножки, А за ними Шлепки Топали По тропке.

201


Обсуждает с детьми, чем разные виды обуви похожи между собой и чем они отличаются. Просит выбрать те карточки, на которых изоб­ражена обувь, которую:

—носят только на улице;

—только дома;

—и дома, и в детском саду, и на улице;

—носят в теплую, холодную, мокрую, сухую погоду.

Далее воспитатель демонстрирует детям три предмета обуви раз­ного размера (например, ботинок маленького ребенка, школьника, взрослого человека), сравнивает размер обуви. Предлагает кому-ни­будь одному из детей померить их, делает вместе с детьми вывод, что обувь может быть велика, мала или точно подходить человеку по раз­меру.

Спрашивает детей, знают ли они, кто делает обувь, как называют таких людей. Педагог не дает ответа, а предлагает детям послушать короткое стихотворение и догадаться самим. Читает стихотворение Б. Заходера «Сапожник»1, в котором говорится о сапожнике, сшив­шем сапожки для соседской кошки.

После чтения стихотворения воспитатель спрашивает детей, ус­лышали ли они, как называют человека, который делает обувь; до­гадались ли, как ее делают. Педагог обращает внимание детей на строчку, которая есть на ботинке, сапоге, туфельке, вместе с детьми подтверждает, что обувь шьют. Рассказывает, что сапожники выреза­ют из кожи или особой ткани детали, сшивают их на специальных машинах (но не на тех, на которых шьют одежду), а затем пришивают или приклеивают подошву.

После этого педагог достает и показывает детям лапти и вален­ки. Просит их назвать, что это такое. Рассказывает, что раньше люди очень часто носили именно такую обувь. Показывает иллюстрации к русским народным сказкам, на которых изображены герои в валенках и лаптях. Спрашивает, знают ли они, из чего сделана эта обувь. Дети рассматривают, трогают обувь и с помощью взрослого определяют, что валенки сделаны из шерсти (сваляны). Воспитатель рассказывает им, что лапти сделаны из лыка (сплетены), объясняет, что если снять с дерева (липы) толстую кору, то под ней находится тонкий слой, ко­торый и называется лыком; делали лапти, переплетая тонкие полос­ки лыка.

В заключение педагог напоминает детям, что дома нельзя ходить в уличной обуви, а на улице — в домашней. Идя в гости или в театр, следует захватить с собой сменную обувь и мешок для уличной обуви. У аккуратного человека обувь всегда в порядке. Придя с улицы, сле­дует смыть или счистить грязь и поставить обувь сушиться.


Мимо Кеды И Кроссовки Прыгали По бровке.


Постояли, поболтали, Дальше вместе зашагали


... По тропинке

Жарким летом

Шли Ботинки

К Сандалетам.

Рядом

По дорожке

Пылили

Босоножки,

А за ними

Шлепки

Топали

По тропке.

Да Кеды

И Кроссовки

Прыгали

По бровке.


Постояли, поболтали, Дальше вместе зашагали.

И пришли к Сандалиям, А Валенки сказали им, Что эти Сандалеты Их ждут на речке где-то...

И на речку По дороге Понеслись Босые Ноги1.

После чтения стихотворения воспитатель просит детей вспомнить и назвать, кто же шел по тропинке жарким летом (ботинки, босонож­ки, кеды, кроссовки и т.д.). Уточняет, что шли, конечно же, не сами ботинки, босоножки или кроссовки, а дети в ботинках, босоножках и кроссовках. Спрашивает, как можно назвать все эти предметы одним словом, выслушивает ответы и уточняет, что все это обувь. Просит назвать, какую еще обувь знают дети, и демонстрирует соответству­ющие картинки.

Затем педагог предлагает детям рассмотреть, из каких частей со­стоит обувь (подошва, каблук, голенище, застежка, задник, носок).


С 191.

Усачев А.Л. Про праздники: Стихи. М.: Дрофа-Плюс, 2005. С. 60.


202


Заходер Б. Про всех на свете: Стихи и сказки. — М.: Детская литература, 1990.

203


Последующая работа.Педагог может познакомить детей с валя­нием шерсти, показать, как делают валенки, используя специальную шерсть для валяния, которая продается в магазинах.















РИСОВАНИЕ

«Сороконожка»

Задачи.Закреплять умение рисовать круги, учить согласовывать пропорции листа бумаги (фона) и задуманного образа. Развивать способности передачи цвета и формы как основным средствам худо­жественной выразительности.

Материалы, инструменты, оборудование.Длинные бумажные по­лосы, краски гуашевые, кисти, цветные карандаши или фломастеры, салфетки бумажные и матерчатые, стаканчики (баночки) с водой.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель читает детям отрывок из шуточного стихотворения Г. Лагздынь «В обувном магазине (вежливый разговор продавца с покупателем)»:

Входите, пожалуйста!

Купите, пожалуйста!

Туфли лаковые

На детские ножки.

Фасон? Одинаковый!

А вот — босоножки!

Сколько вам надо?

Пар двести? Так много?

Ну что вы! Я рада!

Асфальт ведь, дорога...

И все для любимой

Единственной дочки?

Прекрасно, прекрасно...

Их пять? А сыночков?

Сынишке всего двадцать пять?

Ах, простите!

У вас у самой сорок ног...

Извините...

Теперь стало ясно

И все так понятно!'

Воспитатель спрашивает детей, что стало понятно продавцу в магазине. Поясняет, что в обувном магазине сороконожка покупа­ет много-много обуви для себя и своих детей. Почему так много?

1Лагздынь Г. Р. Моя книга: Стихи для детей разных возрастных категорий, для родителей и педагогов. — Тверь, ГУПТО Тверская областная типография, 2005. С. 221.

204


Сколько ног у сороконожек? (Много — сорок, поэтому она так и на­зывается.)

Педагог спрашивает детей, какая сороконожка по размеру — длинная или короткая? Педагог предлагает «нарисовать» сороконо­жек в воздухе.

Затем педагог показывает детям два листа бумаги — длинный и короткий и спрашивает, на каком из них лучше всего изобразить сороконожку. Прикрепляет длинный лист (горизонтально) к моль­берту или доске и показывает последовательность работы, сопро­вождая частичный показ подробным комментарием:

—размещаем лист бумаги вот так (горизонтально) — это земля
или дорожка, по которой сейчас побежит сороконожка;

—выбираем краску по своему желанию, берем краски немного, на
кончик кисточки, лишнюю краску снимаем о край баночки;

—рисуем несколько кругов (не менее 5-6) близко друг к другу —
это тело сороконожки — и закрашиваем их;

—у сороконожки тонкие ножки, берем цветной карандаш или
фломастер и рисуем много-много ножек, а на каждую ножку наденем
ботинок: примакиваем кистью — шлеп-шлеп-шлеп;

— осталось дорисовать фломас­
тером или карандашом сороконожке
глазки и усики (см. рисунок).

Дети рисуют сороконожек, воспи­татель помогает им по мере необходи­мости.

Последующая работа.Оформление выставки рисунков «Сороконожки на дорожке».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Чудо-дерево»

Корней Чуковский

Задачи.Продолжать знакомить детей с произведениями К. И. Чу­ковского. Учить понимать юмор, пытаться интерпретировать его, придумывая собственные аналогичные варианты.

Материалы, инструменты, оборудование.Игрушка-сороконожка. Двусторрннее дерево из картона с прорезями или дырочками для крепления картинок (изображения разных видов обуви, одежды, иг-РУшек).

Содержание образовательной деятельности. Вгости к детям приходит игрушка-сороконожка, которая интересуется — не хо­тят ли дети узнать про «чудо чудное, диво дивное, что ни в сказ-

205


ке сказать, ни пером описать»? Получив утвердительный ответ, она предлагает детям сесть поудобнее вокруг нее и послушать одну историю. Воспитатель читает отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Чудо-дерево»1 от слов «Как у наших у ворот...» до слов «Их не обрываете?».

После чтения воспитатель спрашивает детей:

—Понравилась ли вам эта история? Что именно понравилось?

—Какое чудо произошло «у наших у ворот»? (На дереве вместо
листьев и плодов выросла разная обувь).

—Почему писатель Корней Иванович Чуковский назвал это
«чудом»? (По-настоящему такое произойти не может).

Игрушка-сороконожка говорит, что принесла детям картинки с изображением разной обуви. Показывает их детям по одной, просит назвать.

Затем педагог вносит изображение стилизованного дерева из кар­тона и предлагает детям еще раз внимательно послушать стихотво­рение, сопровождая чтение развешиванием картинок. Она читает стихотворение еще раз, желающие дети по очереди вешают на дерево (или вставляют в прорези) картинки. Игрушка-сороконожка вместе с детьми радуется «башмачному» дереву.

Затем воспитатель говорит детям, что однажды автор стихотво­рения Корней Иванович Чуковский прочитал это стихотворение девочке Муре. И знаете, что произошло потом? Читает следующее стихотворение «Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»2.

Воспитатель спрашивает детей, что еще могла бы вырастить Мура на чудо-дереве? Что можно было бы закопать, чтобы оно потом вы­росло? Выслушивает рассуждения детей. Просит их отгадать, что выросло бы на чудо-дереве, если бы Мура закопала свое платьице? Воспитатель произносит первую часть стихотворения, заменяя сло­во «туфелька» на слово «платьице». Слова Муры дети могут повто­рить хором (как бы поколдовать) вместе с воспитателем. Затем дети называют предметы, которые могли бы вырасти (пальто, кофточка, брюки, носки и другие предметы одежды), выбирают картинки и раз­вешивают их на дереве. Все радуются, какое «одежное» дерево у них получилось. Аналогичным образом выращивается, например, «игру­шечное» дерево.

Затем воспитатель говорит, что хочет закопать под деревом вкус­ную булочку, а вот что из нее вырастет, дети сами отгадают на следу­ющем занятии по лепке.

С. 33.

С. 35.

Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 198]. Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 1981.

206


ЛЕПКА «Чудо-дерево»

Задачи.Вызвать интерес к созданию коллективной компози­ции по мотивам литературного произведения. Продолжать осво­ение пластических способов создания образов на основе шара и цилиндра (сплющивание, прищипывание, замыкание в кольцо, свивание и другие). Создать условия для экспериментирования (отпечатки на тесте, декорирование мелкими предметами). Раз­вивать чувство формы. Формировать навыки сотрудничества при создании коллективной композиции (договариваться, обсуждать замыслы, размещать свои изделия на общей композиционной ос­нове).

Предварительная работа.Чтение сказки К. И. Чуковского «Чу­до-дерево». Приготовление соленого теста (в присутствии детей) по рецепту: 2 стакана муки, 1-2 стакана соли, стакан теплой воды, ложка растительного масла. Тесто можно окрасить гуашевыми красками, для этого необходимо разделить его на части, скатать в шарики, сделать углубления, влить понемногу густой краски и хо­рошо перемешать. Соленое тесто можно хранить в холодильнике около месяца (в пластиковых контейнерах с крышками или в плас­тиковых пакетах).

Материалы, инструменты, оборудование.Соленое тесто (натураль­ное и окрашенное), формочки, скалки, доска разделочная, предметы для отпечатков (штампики, колпачки фломастеров), мелкие быто­вые предметы (пуговицы) и природный материал (горох, фасоль) для украшения поделок; салфетки, трубочки для коктейля, шнурки или тесьма декоративная. Силуэт чудо-дерева из картона с парными от­верстиями для подвешивания чудо-плодов.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель пригла­шает детей к чудо-дереву, напоминает, что она под ним закопала (на предыдущем занятии) вкусную сладкую булочку. Приглашает детей вместе «поколдовать». Дети хором произносят отрывок из стихот­ворения К. И. Чуковского «Что сделала Мура, когда ей прочитали сказку «Чудо-дерево», начиная со слов: «Расти, булочка моя, / Расти маленькая» до слов: «И вырастет дерево, / Чудесное дерево!».

Воспитатель спрашивает детей, что же может вырасти на дереве из булочки. Выслушивает и дополняет ответы детей, ориентируя их на называние разных видов изделий из муки: бублики, баранки, коржи­ки, пирожки, батоны, плюшки, ватрушки, пряники, крендели, пече­нье и пр.

Затем педагог показывает детям и поясняет варианты лепки раз­ных хлебобулочных изделий:

207


—булочку и пряник можно слепить из шара и слегка сплющить;

—крендель, баранку и бублик легко сделать из толстых валиков
(столбиков), замкнув их в кольцо;

—начинку для ватрушки и пирожка сделать из кусочка теста (на-
лепом) или мелких предметов (фасолин, бусин);

— фигурное печенье удобнее всего вырезать формочками из
теста, раскатанного в тонкий пласт с помощью скалки, и украсить
штампиками (колпачками фломастеров) или выложить узор из бу­
син, семян.

Педагог раздает детям по кусочку соленого теста. Предлагает подумать, каким образом чудо-плоды окажутся на дереве и будут висеть на веточках. Дети предлагают свои варианты. Педагог со­ветует сделать на булочках и пирожках отверстия для петелек, а бублики и крендельки просто повесить на ветки как колечки на пирамидку. Показывает две-три фигурки с подвесками из шнур­ков (узкой тесьмы, декоративной ленты). Напоминает, что все чу­до-плоды можно украсить отпечатками, бусинами, фасолинами, горохом и т. д.

Дети лепят изделия по своему замыслу. Затем проделывают в по­делках отверстия (например, с помощью трубочек для коктейля или острием карандаша) и украшают по своему желанию мелкими быто­выми предметами (пуговицами) или природным материалом (горо­хом, фасолью, скорлупой фисташек и пр.).

Педагог поясняет детям, что чудо-плоды должны сначала подсох­нуть (в духовке в течение 4—5 часов при температуре 90—100° С или на открытом воздухе в течение 2—3 дней), поэтому их нужно собрать на противень или поднос, оставить для просушки и лишь затем под­весить на дерево с помощью шнурков или тесемок.

Внимание!Способ изготовления макета дерева и размещения чудо-плодов может быть другим (на усмотрение педагога), например, пло­ды после сушки можно не подве­сить, а приклеить на композици­онную основу. Или же в качестве чудо-дерева можно использовать ветку настоящего дерева, укреп­ленную в керамической вазе.

Последующая работа.Сушка поделок из соленого теста, изго­товление крепежа (петелек, под­весок), создание коллективной композиции «Чудо-дерево» с де­тскими поделками. «Чудо-дере­во» педагог может использовать в дальнейшем для индивидуальной работы по развитию речи детей.

208


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №6

Задачи.Показать детям образование числа 3. Учить считать в пре­делах 3-х, согласовывая в роде, числе и падеже числительное с сущес­твительным, относить последнее числительное ко всей пересчитан­ной группе. Учить называть форму реальных предметов; выстраивать ряд из 4-х предметов в убывающем порядке: от самого длинного к са­мому короткому.

Материалы, инструменты, оборудование.Демонстрационный ма­териал: 3 мелкие игрушки и 3 картинки с изображением реальных предметов, счетная лесенка, наборное полотно, 3 предмета в форме квадрата, круга и прямоугольника (например, тарелка, носовой пла­ток, картина), круг, квадрат и прямоугольник из бумаги; 4 полоски разного цвета, одинаковой ширины и разницей по длине в 4 см с на­клеенными на них мордочками животных.

Раздаточный материал. По 4 полоски разного цвета, одинаковой ширины и разницей по длине в 2 см.

Содержание образовательной деятельности.Педагог показывает детям образование числа 3 по той же схеме, что и образование чис­ла 2 (см. занятие № 5). В начале занятия демонстрируются игрушки на «счетной лесенке». Затем — картинки с изображением реальных предметов в наборном полотне. На этом занятии, так же как и на пре­дыдущем, все предметы — мужского рода.

На столе у воспитателя находятся предметы разной формы, на­пример, тарелка, квадратный носовой платочек, картина на подстав­ке. На доске выставлены круг, квадрат, прямоугольник. Воспитатель выясняет, знают ли дети названия предметов. Лучше, если игра будет проводиться от лица кукольного персонажа, тогда действия взросло­го не выглядят так авторитарно. Воспитатель от лица, например, мед­вежонка, говорит детям, что он хочет узнать, какой формы тарелка. Дети говорят: «Круглая». Воспитатель отвечает, что медвежонок не знает, что такое «круглое» и просит кого-то из детей показать круг медвежонку. Медвежонок благодарит ребенка, гладит его по плечу, хлопает в ладоши и кладет круг к тарелке. Воспитатель спрашивает у детей, правильно ли сделал медвежонок, и подтверждает: «Правиль­но, тарелка круглая».

Таким же образом воспитатель с медвежонком выясняют у де­тей форму носового платка (он квадратный) и картины (она пря­моугольная), раскладывая соответственно квадрат и прямоуголь­ник.

Воспитатель берет 4 полоски бумаги или картона с разницей по Длине в 4 см и одинаковой ширины. У каждого ребенка имеются та­кие же 4 полоски бумаги одинаковой ширины, но с разницей в 2 см

209


по длине. В верхней части полоски нарисованы (или приклеены) мордочки животных. Воспитатель договаривается с детьми, что эти полоски будут как будто животные, и предлагает построить их по росту. Она выкладывает на доске 4 полоски на некотором расстоянии друг от друга.

— Посмотрите и решите, кто здесь самый высокий. (Обычно дети
безошибочно находят самую длинную полоску. Воспитатель кладет
ее на доске первой слева.)

— А кто немного ниже? (Ответы детей могут быть самыми разны­
ми.) Воспитатель сама подбирает полоску соответствующего размера,
накладывает ее поочередно на две оставшиеся в произвольном ряду,
и дети убеждаются, что выбранная воспитателем полоска действи­
тельно та, которая будет стоять рядом с первой. Дети порядковыми
числительными пока не пользуются, они называют цвета полосок.
Выбранную вторую полоску воспитатель ставит близко к первой без
интервала.

Затем оставшиеся две полоски кладут одну на другую. Дети опре­деляют, какая из них длиннее, и воспитатель ставит ее третьей рядом с двумя первыми, после чего ставит в тот же ряд последнюю полоску.

— Так какой же зверь самый высокий, на какой полоске? А кто
ниже его, но повыше другого — на какой полоске? (Подобным об­
разом воспитатель выясняет с детьми «размерные» отношения всех
полосок.)

Воспитатель предлагает детям построить такой же ряд на своих столах, начиная с самой длинной полоски. На счетных карточках детей на нижней линии слева нарисована красная точка. Это точка отсчета. Воспитатель следит за тем, чтобы дети выкладывали ряд на одной линии, начиная от точки отсчета.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Да здравствует Туфляндия!»

Задачи.Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, ролевой диалог. Активизировать глаголы, наименова­ния обуви. Стимулировать игры со словами и звуками, словотворчес­тво. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.

Материалы, инструменты, оборудование.Элементы костюмов Бабы Яги и избушки на курьих ножках. Обувь: сапоги, ботинки, кроссов­ки. Картинки: пальто, куртка, шуба, платье, юбка, сарафан, шляпа, кепка, шапка, валенки, туфли, тапки. Наборное полотно.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель читает де­тям стихотворение А. Усачева «Избушка на курьих ножках»:


Живая Избушка у Бабы Яги:

У этой избушки две курьих ноги.

Торчат ее ноги наружу —

И мерзнут в январскую стужу.

Купила ей Баба Яга сапоги —

Малы сапоги для куриной ноги.

И туфелек нет в магазинах

Для ног великанских куриных.

Размер у Избы —

девяносто второй:

Примерит ботинок —

ботинок с дырой.

Несет ей хозяйка кроссовки —

В момент развалились обновки.

Бредет одиноко она средь дубрав,

То ногу одну, то другую поджав...

Вздыхает в тоске и печали:

— Как люди теперь измельчали!'

Воспитатель поясняет, что значит «измельчали», т. е. стали мень­ше, и задает детям вопросы:

— Понравилось вам стихотворение?

— Какую обувь купила Баба Яга для куриных ног избушки? (Сапо­
ги, ботинки, кроссовки.)

— Что с ними произошло? (Свободные высказывания детей.)
Воспитатель продолжает:

— Избушка на курьих ножках без обуви не просто идет, а — как
сказано в стихотворении по-другому? («Бредет одиноко, то ногу одну,
то другую поджав».)

Кто-то из детей может показать, как бредет избушка. По желанию детей стихотворение читают повторно.

Далее разыгрывается сценка примерки обуви.

Роль Бабы Яги принимает на себя воспитатель (повязывает по-пиратски косынку). Роль избушки на курьих ножках берет на себя ребенок (ему на голову надевают какую-нибудь шляпу). Партнеры ведут диалог:

— Избушка, избушка, примерь сапоги. (Примеряет.) Малы?

— Малы.

— Избушка, избушка, примерь ботинок. (Примеряет.) Разорвал­
ся?

— Разорвался.

— Избушка, избушка, примерь кроссовки. (Примеряет.) Развали­
лись?

— Развалились.

Развалились обновки. Побрела избушка одиноко, то одну, то дру­гую ногу поджав. (Выразительные движения.)

100 любимых стихов малышей. — М.: Планета детства, 2005. С. 135.


 


210


211


 


При повторных инсценировках все роли исполняют дети, пере­дают по желанию друг другу элементы костюмов. Импровизируют в диалогах. В инсценировках участвуют 4 пары детей.

Воспитатель обращается к детям: «Баба Яга примеряла избуш­ке разную обувь. Какую еще обувь вы знаете? (Ответы детей.) Что можно делать с обувью?» (Одевать, снимать, носить, ремонтировать, покупать, завязывать шнурки, застегивать молнию.) Выслушивает свободные высказывания детей. По ходу ответов воспитатель дает подсказки в форме выразительных движений, обобщает и распро­страняет ответы детей.

Педагог предлагает детям встать и прочитать скороговорку: «Ку­пили Валерику и Вареньке варежки и валенки1». Скороговорку чита­ют в умеренном темпе, негромко. Сопровождают чтение движением пальцев, ритмично сжимая и разжимая их. Повторить 3—4 раза.

Затем организуется игра «Четвертый лишний». Воспитатель вы­ставляет на панно 4 картинки. Надо назвать картинки, догадаться, какая из них лишняя, и объяснить — почему. В игре используются следующие наборы картинок:

1. Пальто, куртка, шуба, валенки.

2. Ботинки, сапоги, брюки, туфли.

3. Тапочки, платье, юбка, сарафан.

В процессе игры воспитатель интонацией и словами: «перехит­рили», «снова отгадали», «какие догадливые» и т. п. — придает игре эмоциональный настрой. В завершение воспитатель читает детям смешное стихотворение об одежде, которое называется «Утренняя песенка»:

Проснувшись, крикнул маме я:

— Прощай, моя Пижамия!
Да здравствует Туфляндия!..
А мама мне в ответ:

— По курсу Свитерляндия!
Шляпляндии привет! —

— Ура Большой Пальтонии!
Шарфанции — виват!

А если вы не поняли, То я не виноват!2

Спрашивает детей:

— Над чем вы смеялись?

— Что вы поняли в этом стихотворении?

— Про какую одежду говорится в стихотворении? (Свободные вы­
сказывания детей.)


ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К ЗАНЯТИЯМ СЕНТЯБРЬ. 3 НЕДЕЛЯ

МАШИНЫ НА НАШЕЙ УЛИЦЕ1

М. Ильин, Е. Сегал

Есть машины, которые милиционеры пропускают без очереди. Они мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках.

На одной написано: «Скорая помощь». В окошко видны носилки. На носилках — больной. Рядом с шофером сидит человек в белом ха­лате — врач или санитар.

Почему эту машину скорее пропускают?

Потому что больного, надо поскорее отвезти в больницу.

А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и никто ее не задерживает. На ней ничего не написано. Но ее ты сразу узнал бы. Только пожарные машины бывают красные, как огонь. Да и как ее не узнать, когда на ней сидят пожарные в блестящих касках, а везет она длинную лестницу и навернутую на большую катушку пожарную кишку!

Пожарную машину пропускают без задержки. Ведь огонь надо поскорее потушить, пока он дом не сжег!

Оттого-то красная машина и летит так быстро. Недаром, если кто-нибудь очень торопится, говорят: «Что ты спешишь, как на пожар!»

Много проходит по нашей улице машин, и у каждой свое дело!

Вот идет машина с надписью: «Хлеб». В ней, как в шкафу, полки, а на полках — деревянные подносы со свежими, только что испечен­ными буханками.

Вот другая машина, на которой написано: «Рыба». Она рыбу везет.

А эта машина для уборки мусора. Она помогает наводить во дво­рах и на улицах порядок. Прохожие бросают окурки и бумаги не на тротуар, а в ящик — в урну. У машины есть большой ковш, в который вываливают мусор из урны. Ковш сам поднимается по покатой кры­ше машины, и мусор падает сквозь открытое отверстие в кузов.

Есть и еще одна машина «Скорая помощь», только не для больных людей, а для больных машин.

Бывает, остановится на улице трамвай или троллейбус. Отчего он остановился? Оттого, что с проводом что-то случилось.

Надо бы провод починить, да как до него достанешь! Он высоко.

Тут-то и приходит машина «Скорая техническая помощь». На ма­шине столб, а на столбе круглая площадка с перилами. На площадке стоит человек. Это мастер, который умеет чинить провода.


 


1 Тридцать три Егорки / Сост. Г. Шумейко. — М: Детская литература, 1989. С. 11.

2 Ясное М. Когда я стану школьником. — Ярославль, Академия развития, Академия
Холдинг, 2001. С. 7.


1 Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитате­ля дет. сада. / Сост. Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 63.


 


212


213


И вот столб начинает расти и поднимает вверх площадку с челове­ком. Смотришь, мастер уже достал до провода и чинит его.

А то есть еще машины, которые дорогу от снега расчищают. Про­шлой зимой на улицах Москвы было очень много снега. С самого раннего утра дворники принимались убирать снег. А он все падал и падал.

Снег мешал людям ходить и ездить. Решили они позвать на по­мощь чудесную лопату.

Видел ли ты, как работает чудесная лопата? Она идет по улице, загребает снег лапами и перебрасывает его в грузовик.

Летом чудесная лопата отдыхает.

А за дело берется машина-лейка. Она поливает, моет улицы.

Идет эта огромная лейка, а из нее вода в обе стороны двумя фон­танами брызжет. Сквозь брызги солнечные лучи пробиваются и дро­бятся на разные цвета, как в граненом стекле.

ОКТЯБРЬ. 6 НЕДЕЛЯ

ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО1

(русская народная сказка в обработке О. Капицы)

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торо­пился, а курочка знай себе приговаривает:

— Петя, не торопись, Петя, не торопись. Клевал как-то петушок
бобовые зернышки да второпях и подавился. Подавился, не дышит,
не слышит, словно мертвый лежит.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица, петушку горлышко смазать:
подавился петушок бобовым зернышком.

— Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я ужо собью
маслица. Бросилась курочка к корове:

— Коровушка, голубушка, дай скорей молока, из молока хозяюш­
ка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился
петушок бобовым зернышком.

— Ступай скорей к хозяину. Пусть он принесет мне свежей травы.
Бежит курочка к хозяину:

— Хозяин, хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, коровуш­
ка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я
смажу петушку горлышко: подавился, петушок бобовым зернышком.

— Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

1 Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педа­гогов и родителей: В 2 кн. Кн. 1. / Сост. С. Д. Томилова. — Екатеринбург: У-Фактория. 2007. С. 371.


— Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне мас­лица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зер­нышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масло, дала маслице курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проско­чило. Петушок вскочил и во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!»

НОЯБРЬ. 9 НЕДЕЛЯ У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

— На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-ста­
рушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка да мышка-хлопотуш-
ка.

Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка — за печ­кой, а мышка — в норке.

Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки были ведерки с огурчик, у мышки ведерочки с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Бабушка воду зачерпнет, домой понесет. А ведра-то у нее трех-тре-ех! Вода из ведер пле-ех, пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведерки у нее трех-трех! Водица из ведерок плех-плех, плех-плех! Да на землю струйками, струйками...

Курочка за внучкой спешит. Ведерки у нее трех-трех-трех!.. Во­дичка-то на землю плех-плех-плех — ниточкой, ниточкой...

Мышка бежит, торопится. Ведерочки-то у нее трех-трех-трех! Во­дичка-то на землю кап-кап-кап — капелькой, капелькой...

Так-то вот они и носили воду.

Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внуч­кой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит...

А в сторонке, в зеленом садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал.

А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яб­лочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.

— Эх, — думает яблочко, — кто бы яблоньку тряхнул, да мне бы,
спелому яблочку, помог бы с веточки упасть!..


 


214


215


 


 


А тут и налети ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточку кач­нул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу!

Зайка спросонья вскочил... Со страху ничего не видит, ничего не понимает...

— Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! — Да бежать...

А навстречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с ведрами, с коромыслами да с водичкой...

Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги!.. Старуш­ку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал... Да и был таков!

А у наших водоносов ведра раскатились, вода разлилась, коро­мысла в сторону отлетели... Шуму-то, грому... Со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!..

Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.

Бабушка сидит на лавке, со страху-то у нее в головушке помути­лось. Никак она не поймет: что за зверь такой ей под ноги шарахнул­ся?

— Не иначе как медведище! И как я еще, старая, жива-то осталась!
Внучка у нее за спиной в голос плачет:

— Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что
свечки, горят! Зубами щелкает, а хвост-то какой! Я думала, он съест
меня!

Курочка за печкой затаилась, головку под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела. «Ну и лисица, — думает, — как это она меня упустила?! Ведь этакой второй лисы и не найдешь!»

А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится: «Ну и котище был! Откуда такой взялся?! Глазищи-то, усищи какие. Лапищей-то он меня как притянул, думала я — смерть мне! Как это я от него от такого да укатилась?!»

А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит, вздохнуть боится, а сам думу думает: «Охотники как подстерегли-то меня! И сколько их было!.. Да все с ружьями, с трещотками! Как толь­ко меня ноги унесли?!

Так-то вот, мои детушки. С той поры, с того времечка и говорят люди добрые:

— У страха глаза велики — чего нет, и то видят!


IIКВАРТАЛ

ДЕКАБРЬ. 13 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы.Наступление коротких зимних дней позволит воспитателю уточнить представления детей о частях суток, о том, что делают люди в разное время дня, о некоторых животных, ведущих ночной образ жизни, поговорить о снах. Воспи­татель прочитает детям фольклорные колыбельные песенки, позна­комит их с глупым мышонком — героем сказок С. Маршака. Дети коллективно сделают для него «лоскутное одеяло» из фантиков.

Прочитанный природоведческий рассказ обогатит представления детей о сове и поможет передать ее образ в лепке.

На содержании прочитанной «Зимней сказки» С. Козлова педагог построит занятие по развитию речи, обогащая представления детей о дружбе, обучая их не только понимать смысл произведения, отвечать на вопросы, высказываться, но и разыгрывать сюжет в игре-драмати­зации, решая с помощью интересной для детей деятельности задачи по развитию речи.

На занятиях по математике дети познакомятся с образованием числа четыре.

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Части суток. Сон». 2. Физкультура № 13.1. Разучивание тех­ники отбивания мяча об пол одной рукой. Закрепление умения бегать по кругу в ко­лонне по одному. Развитие гибкости: ком­плекс ОРУ с обручами.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Зайка беленький си­дит». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака.
Вечер Игры по инициативе детей. Пополнение коллекции фантиков (предварительная работа к аппликации).

217


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

2 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Художественная литература. «Колы­бельные». 2. Музыка № 13.1. Слушание музыки: «Топ и хлоп» (муз. Т. Назаровой- Мет-нер, ел. Е. Каргановой). Пение: распевка «Елочка», «Топ и хлоп» (муз. Т. Назаро-вой-Метнер, ел. Е. Каргановой), «Ново­годняя хороводная» (муз. А. Островского, ел. Ю. Леденева). Музыкальное движение: игра-пляска с пением «Зимняя игра» (му­зыка, слова и движения А. Мовсесян).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Зима пришла», «Целься верней». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение «Сказки об умном мышонке» С. Маршака.
Вечер Игры по инициативе детей. Пополнение коллекции фантиков (предварительная работа к аппликации).

3 день

Утро Разные виды детских игр. Рассматривание изделий, выполненных в лоскутной технике (предварительная работа к аппликации).
После завтрака 1. Математические представления. Заня­тие № 7. 2. Аппликация из фантиков. «Лоскутное одеяло».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: подвижные игры и игровые упражнения «Зима пришла!», «Зайка беленький сидит», «Снежиночки-пушиночки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки В. Зотова «Сова».
Вечер Игры по инициативе детей.

4 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Лепка. «Сова и синица». 2. Музыка № 13.2. Музыкальное движе­ние: упражнение «Пружинки и прыжки»

218


 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

  (рус. нар. песня «Посеяли девки лен»); упражнения к русской народной пляске: притопы, «каблучки», полуприседания, кружение на беге. Танцы: рус. нар. пляс­ка «По улице мостовой»; игра-пляска с пением «Зимняя игра» (музыка, слова и движения А. Мовсесян), хоровод «Ново­годняя хороводная» (муз. А. Островского, ел. Ю. Леденева).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Снежинки-пуши-ночки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение «Зимней сказки» С. Козлова.
Вечер Игры по инициативе детей.

5 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Зимняя сказка». 2. Физкультура № 13.2. Разучивание тех­ники ползания по гимнастической ска­мейке, подтягиваясь руками. Закрепление умения отбивать мяч об пол одной рукой. Развитие силы: комплекс ОРУ на гимнас­тических скамейках.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры по выбору детей. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение по выбору педагога или жела­нию детей.
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.На одной из прогулок воспитатель расска­зывает, что она нашла на снегу что-то необычное, и ведет детей туда, где птицы, кошки оставили свои следы. Воспитатель говорит, что на­шла на снегу непонятные рисунки, и спрашивает, не знает ли кто-ни­будь из ребят, что это такое. Если дети не могут ответить, воспитатель предлагает им оставить на снегу свои следы и сравнить их по размеру, узорам на подошве. Воспитатель вместе с детьми рассуждает, кто же мог оставить следы на снегу на территории детского сада:

— Может, к нам в гости приходил тигр? Или медведь? Может, зай­ка беленький скакал под нашей елочкой? Может, это была лягушка? А почему нет?

219



Во время такой беседы дети должны вспомнить, каких живот­ных нельзя увидеть зимой, поскольку они впадают в спячку, каких животных нельзя увидеть, поскольку они не живут в городе (посел­ке), и т. п. В конце концов, воспитатель вместе с детьми вспомина­ет, за какими животными они наблюдали на территории детского сада и кто мог оставить следы. Воспитатель обращает внимание детей на следы птиц: часто они оставляют следы не только от ла­пок, но и от крыльев, хвоста, когда дотрагиваются ими до земли. Наблюдение за следами продолжается и в другие дни. Воспитатель может нарисовать следы какого-нибудь животного и предложить детям поискать их на территории участка, в ближайшем парке. (В качестве дополнения можно обсудить, в какое время суток то или иное животное могло оставить свои следы, какие животные спят ночью, а какие — днем).

На прогулках воспитатель обращает внимание детей на то, в ка­кое время дня они выходят гулять, спрашивает, какие части суток они знают. Если утро солнечное, воспитатель может сказать:

— Ребята, какой сегодня чудесный вечер! Отличное время для прогулки! Как ярко светит солнце! Или, может, я что-то перепу­тала? (Дети объясняют воспитателю, какое, по их мнению, сейчас время суток. Воспитатель просит объяснить, почему они так ре­шили.)

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Если в уголке природы есть большие клетки с песком, воспитатель предлагает детям понаблюдать, не остаются ли на песке следы чере­пахи и других животных.

Воспитатель выставляет достаточно большую емкость с песком, чтобы дети могли в ней сделать следы ладошками или с помощью разных предметов. Такие наблюдения и игры с песком можно прово­дить в течение всей недели. Параллельно продолжаются наблюдение и уход за растениями и животными.

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.Большую помощь детям в умении придумывать игру, стро­ить ее сюжет оказывают литературные произведения. К любому из прочитанных произведений педагог может создавать игровые си­туации с готовыми игрушками для разыгрывания фрагментов про­читанных сюжетов. Специально созданная игровая среда может «подсказать» детям сюжет и для самодеятельных игр. Так, Ежик и Медвежонок, глупый Мышонок и другие становятся любимыми персонажами в играх детей. Например, педагог, предусматривая желания детей, может создать готовую игровую ситуацию: зара­нее сделать норку, в которой живут мышонок с мамой-мышкой, и разместить в ней мебель — стол, стул, кроватку. Рядом с норкой могут находиться и другие персонажи сказки — няни мышонка: курица, щука, лошадь и пр. Эта ситуация, возможно, заинтересу-


ет тех детей, которые предпочитают игры с партнером-игрушкой, режиссерские игры. Обычно эти дети, еще недостаточно овладев­шие навыками игрового общения, им трудно договориться с парт­нером-ребенком, скоординировать с ним свои действия, удержать в памяти игровой сюжет или разнообразить его в соответствии со своим игровым замыслом и с учетом пожеланий партнеров. Если возникает возможность привлечь таких детей к совместным играм, то им поможет называние своей роли (ты — мышонок) и ролей партнеров (Катя — твоя мама-мышка), четко связанный с лите­ратурным произведением (или просто хорошо знакомый) сюжет, доброжелательные партнеры. Можно внести атрибутику, необхо­димую для принятия детьми ролей (элементы костюмов). Таким образом, начнется становление ролевой игры — взаимодействие между ролями, ролевой диалог.

Обогащают игру не только сюжетные произведения, но и сти­хи, колыбельные песенки, фольклорные произведения. Дети могут включать их в сюжеты на бытовые темы. В «семье» дети могут испол­нять колыбельные песенки, выражая заботливое отношение не толь­ко действиями, но и словами из текстов произведений.

В самодеятельной игре на одну и ту же тему сюжет и содержание могут расходиться. Часто одни и те же сюжеты игр встречаются как у младших, так и у старших дошкольников. То, во что играют дети, не показывает, какую сторону действительности они воспроизво­дят в игре. Содержанием игры является то, что выделено самим ребенком в деятельности взрослого, роль которого он выполняет. Главным содержанием игр малышей является многократное вы­полнение определенных действий с одними и теми же игрушками. Главным содержанием игр более старших дошкольников на ту же бытовую тему становятся отношения между людьми, роли которых взяли на себя дети. Чем старше дети, тем более свернутый, обоб­щенный характер носят их действия. Сама по себе тематическая сторона игры не может служить критерием, определяющим уро­вень развития игры. Например, игра детей 4-х лет в «дочки-матери» отличается от игры младших дошкольников тем, что в ней появля­ются роли, ролевое взаимодействие, ролевые диалоги, расширяет­ся диапазон ролей.

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.Конструиро­вание из крупных модулей (блоков). Для реализации игровых сюжетов, например «семья», воспитатель предлагает детям построить мебель из мягких крупных модулей. Они позволяют быстро конструировать кровать, стол, стулья, диван, на которых можно не только рассадить кукол, но и самим сесть во время игры. В процессе работы воспита­тель обращает внимание детей на конструктивные особенности каж­дого предмета мебели, их соразмерность. Затем помогает расставить мебель в «кухне, спальне или гостиной».


 


220


221


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Части суток. Сон»

Задачи. Формировать первоначальные представления детей о час­тях суток. Подводить детей к пониманию того, что спать в темноте не страшно. Объяснять разницу между правдой (былью, достоверны­ми событиями, реальностью, тем, что было взаправду) и вымыслом (фантазией, воображением, тем, что мы представляем себе понарош­ку) в простом варианте.

Материалы, инструменты, оборудование.Мягкая игрушка или кар­тинка с изображением совы. Иллюстрации с изображениями дивана, кровати, детской кроватки, коляски, люльки, гамака; с изображени­ем действий человека в разное время суток (дети идут в детский сад, гуляют во дворе, смотрят телевизор, спят).

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель показы­вает детям игрушку или картинку с изображением совы, спрашивает их, знают ли они, что это за птица. Предлагает послушать про нее стихотворение. Читает стихотворение Евгения Новичихина «Сова»:

Спят девчонки,

Спят мальчишки,

А Сова

Листает книжки.

А Сова

Своих совят

Отправляет

В детский сад.

В темноте

Твердит Сова

Очень странные

Слова:

«Просыпайтесь, —

говорит, —

Кто ж, совята,

Ночью спит!»

И до самого утра

У совят в саду игра.

Кто-то солнышком разбужен,

А они

Спешат на ужин.

На прогулке детвора,

А совятам

Спать пора.

Все у них

Наоборот.

Вот!'

250 золотых страниц. - М.: Олма-Медиа Групп, 2006.

222


Педагог спрашивает детей, что совята в этом стихотворении дела­ют утром (ужинают и ложатся спать), днем (спят), вечером (просы­паются), ночью (играют). Вместе с детьми рассматривает картинки и обсуждает с ними, что люди делают утром, днем, вечером, ночью; делают вывод, что у совят все наоборот.

Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение о веселых чижах. Читает отрывок из стихотворения Д. Хармса и С. Маршака «Веселые чижи»' от слов «Жили в квартире...» до слов «Чиж на полу».:

Педагог просит детей вспомнить и сказать, где устроились спать веселые чижи. Обсуждает, где могут спать люди. Показывает изоб­ражения дивана, кровати, детской кроватки, колыбельки, коляски, люльки, гамака. Рассматривает их вместе с детьми и обсуждает, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Воспитатель рассказывает детям, как спят туристы в палатке, пас­сажиры в поезде, матросы на корабле, подкрепляя рассказ показом иллюстраций.

Педагог обсуждает с детьми, кто из них любит или не любит ло­житься спать, кто боится или не боится темноты. Просит их расска­зать об игрушках, с которыми они спят. Спрашивает, знают ли они, что такое колыбельные песни, рассказывает, почему их поют.

Затем воспитатель читает детям стихотворение А. Введенского «Сны»:

Села кошка на окошко,

Замурлыкала во сне.

Что тебе приснилось, кошка?

Расскажи скорее мне!

И сказала кошка: — Тише,

Тише, тише говори.

Мне во сне приснились мыши —

Не одна, а целых три.

Тяжела, сыта, здорова,
Спит корова на лугу.
Вот увижу я корову,
К ней с вопросом подбегу:
—Что тебе во сне приснилось?
,                             Эй, корова, отвечай!

А она мне: — Сделай милость, Отойди и не мешай. Не тревожь ты нас, коров: Мы, коровы, спим без снов.

1 Веселые чижи: Стихи детских поэтов / Саша Черный, Ю. Владимиров, Н. Забо­лоцкий и др.: Илл. В. Коношевич, С. Остров, В. Чижиков и др. — М.: ООО «Издатель­ство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. С. 56.

223



Звезды в небе заблестели, Тишина стоит везде. И на мху, как на постели, Спит малиновка в гнезде. Я к малиновке склонился, Тихо с ней заговорил:

—     Сон какой тебе приснился?
Я малиновку спросил.

 

Мне леса большие снились, Снились реки и поля, Тучи синие носились И шумели тополя. О высоких ярких звездах Распевала песни я, — Встрепенулись птицы в гнездах И заслушались меня.

 

Ночь настала. Свет потух. Во дворе уснул петух. На насест уселся он, Спит петух и видит сон. Ночь глубокая тиха. Разбужу я петуха.

—     Что увидел ты во сне?
Отвечай скорее мне!

И сказал петух: — Мне снятся Сорок тысяч петухов, И готов я с ними драться И побить я их готов!

 

Спят корова, кошка, птица, Спит петух. И на кровать Стала Люша спать ложиться, Стала глазки закрывать. Сон какой приснится Люше? Может быть — зеленый сад, Где на каждой ветке груши Или яблоки висят? Ветер травы не колышет, Тишина кругом стоит. Тише, люди. Тише. Тише. Не шумите — Люша спит'.

 

Воспитатель поясняет, что Люша — это имя девочки, и спраши­вает детей, снятся ли им сны, если снятся, то какие. Обсуждает с де­тьми, на самом ли деле происходит то, что мы видим во сне, на самом ли деле было то, о чем рассказывается в сказках.

 

1Д. Хармс, Ю. Владимиров, В. Заболоцкий, А. Введенский «Игра». Сборник стихов. Составитель Л.Н.Колесова. — М.: «Галарт», 1993. С.55.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«К о л ы б е л ь н ы е»

Задачи.Закрепить представления детей о жанре «колыбельная песня», его особенности. Расширять словарный запас детей, пояс­нить значение слов, встречающихся в колыбельных («зыбка», «люль­ка», «дремота» и др.). Учить читать колыбельные тихим напевным голосом с соответствующими интонациями.

Материалы, инструменты, оборудование.Русский платок, куклы: девочка и мальчик, две кукольные кроватки (если есть — люлька и колыбелька), игрушки — собачка, котик, петушок.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель напо­минает детям сказку о глупом мышонке, о тех «няньках», что пели мышонку колыбельные песенки. Спрашивает детей — что такое ко­лыбельные песни? Как они поются? Поют ли детям сейчас колыбель­ные? Говорит, что раньше всем детям мамы и нянюшки пели перед сном колыбельные песенки и предлагает детям тоже отправиться в гости к нянюшке Варварушке.

Воспитатель на глазах детей повязывает на себя русский платок, создает из игрушек и атрибутов комнату с двумя кроватками, в кото­рых лежат куклы (девочка и мальчик). Сама садится рядом и говорит, обращаясь к детям:

Котик песенку поет В уголке у печки... Мой сыночек спать идет, Догорели свечки.

Котик песенку поет, Ждет сынка кроватка! Скоро мальчик мой уснет На кровати сладко.

Ночка темная уйдет; Снова утро будет... Котик песню допоет, Котик нас разбудит...

ч                                                          Выйдет солнышко опять,

В окна к нам заглянет... И сыночек мой гулять Собираться станет!1

1Галина Г. Колыбельная песня. Любимые стихи для моих детей и внуков / Анто­логия русской поэзии для детей. / Сост. В. Лунин. Т. 1 — М: ОАО «Московские учеб­ники», 2006. С. 121.


 


224


225


Затем воспитатель начинает укачивать куклу-мальчика, сопро­вождая действия чтением колыбельных:

Ночь пришла, Темноту привела; Задремал петушок, Запел сверчок. Уж поздно, сынок, Ложись на бочок, Баю-бай, Засыпай...1

После этого педагог начинает укачивать куклу-девочку и поет ей колыбельную:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченька — не спится,

Моя Танечка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Таню не пугай!2

Следующие слова колыбельной «Спи, сын!» обращены к детям:

Только мой сынок уснет — Дедка Дрема к нам придет... Старый Дрема старичок — Острый, серый колпачок... Дедка Дрема, сам с вершок, Принесет с собой мешок... А в мешке для деток сны У него припасены... Для дурных, для шалунов Не припас он сладких снов, Но для крошки моего Лучший сон есть у него!3

Педагог спрашивает детей негромким голосом:

— Укладывая своих деток спать, взрослые часто поют им такие пе­сенки. Кто знает, как называются эти песенки? (Колыбельные песен­ки. Их поют, когда дети ложатся спать в свои колыбельки. Поэтому они так и называются.)

1 Хрестоматия для дошкольников 2—4 года. М.: ACT, 1997. С. 13.

2 Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педа­
гогов и родителей: В 2 кн. Кн. 1. / Сост. С. Д. Томилова. — Екатеринбург: У-Фактория,
2007. С. 76.

3 Галина Г. Стихи русских поэтов. М.: ACT, 2004. С. 162.

226


 

—Понравились вам колыбельные песенки, которые я пела сейчас
своим детям?

—А кто такой дедка Дрема, что приходит по ночам? Зачем он при­
ходит? (Он приносит сны.)

—Всем ли детям он приносит сладкие сны?

—Как вы думаете, почему колыбельные поются медленно, тихим
голосом? (Рассуждения детей.)

—Давайте одну колыбельную песенку выучим с вами наизусть:

Вот и люди спят, Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке, Утки на муравушке, Детки все по люлечкам...

Спят-поспят,

Всему миру спать велят1.

Текст повторяется взрослым 3—4 раза, дети повторяют вместе с ним. Затем воспитатель спрашивает, кто запомнил слова и хотел бы сам прочитать колыбельную песенку. (Выслушивают двух-трех жела­ющих детей.)

Последующая работа.Укладывая детей спать, воспитатель может петь или читать им колыбельные песенки.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Занятие №7

Задачи.Показать детям образование числа четыре. Учить детей согласовывать числительное с существительным в роде, числе и па­деже. Учить различать процесс счета и его итог (процесс — при пере­счете называется только числительное, итог — при завершении счета называется числительное с существительным). Развивать у детей про­извольное внимание. Учить выстраивать ряд из четырех предметов в убывающем и возрастающем порядке. Познакомить с новой формой предметов — овалом. Учить называть форму реальных предметов.

Материалы, инструменты, оборудование.Демонстрационный ма­териал: счетная лесенка, 2 набора игрушек по 4 одинаковых в каж-

1 Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педа­гогов и родителей: В 2 кн. Кн. 1. / Сост. С. Д. Томилова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007.С. 15.

227


1


дом, наборное полотно, 2 набора картинок с изображением реальных предметов по 4 одинаковых в каждом; круглая тарелка и овальное блюдо; круг и овал, вырезанные из картона; 4 полоски разного цвета, одинаковой ширины и разницей по длине в 4 см.

Раздаточный материал. По 4 полоски разного цвета, одинаковой ширины и разницей по длине в 2 см; вырезанные из картона круг и овал.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель показывает детям образование числа четыре по той же схеме, что и на занятии № 5. В начале на счетной лесенке 3 и 4 игрушки, а затем 4 и 4. Далее прово­дятся те же действия с картинками на наборном полотне. Работа с иг­рушками и картинками по показу образования числа четыре начинается с выяснения количественных отношений: больше — меньше — поровну.

Затем воспитатель предлагает детям поучиться считать вместе с ней. Дети узнают новое слово «четыре». В самом конце воспитатель делает вывод, называя только числительные: четыре — больше, три — меньше.

После этого проводится игра «Делай, как я!», методика проведе­ния которой описана в занятии № 5.

Затем проводится выкладывание 4 полосок по длине в убывающем порядке (от самой длинной к самой короткой). На этом занятии вос­питатель повторяет с детьми то же самое, что было на занятии № 6. Далее полоски выкладываются по длине в возрастающем порядке (от самой короткой к самой длинной) воспитатель вместе с детьми из тех же четырех полосок выбирает самую короткую и ставит ее на доске, на проведенную там линию, начиная от точки отсчета. Дети, сидя за столами, на счетных карточках повторяют действие воспитателя. Затем все вместе подбирают «по росту» остальные полоски и выкла­дывают их, тесно прижимая одну к другой — воспитатель на доске, а дети у себя на счетных карточках. Таким образом выстраивается ряд из полосок в возрастающем порядке.

Далее воспитатель просит детей назвать цвет самой короткой по­лоски. Затем той, что длиннее названной, но короче последующей. И так до самой длинной. Дети, определяя длину полоски и ее соотно­шения с «соседями», называют и ее цвет. Например: зеленая полос­ка — самая длинная, а желтая — самая короткая. Красная полоска короче зеленой, но длиннее синей и т. п.

После этого воспитатель выставляет на столе перед детьми круг­лую тарелку и овальное блюдо так, чтобы их было хорошо видно. Педагог выясняет, знают ли дети, что находится перед ними на сто­ле. Если дети не знают слово «блюдо», воспитатель называет его и просит детей повторить его хором. Затем, дотрагиваясь до тарелки, воспитатель спрашивает: «Что это?» (Тарелка.) Воспитатель (дотра­гиваясь до блюда): «А это что?» (Блюдо.) «Блюдо и тарелка похожи по форме?»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 868.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...