Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.




Конструирование из природного материала. Педагог вместе с де­тьми готовится к сбору природного материала (заранее подбираются пакеты и коробочки разной величины), напоминает им, что собирать природный материал нужно с соблюдением правил бережного отно­шения к природе (не ломать ветки, собирать сухие). Учит детей рас­сматривать собранный природный материал, анализировать его как основу будущей поделки. Помогает им осваивать основные приемы построения образа способом «опредмечивания» (достраивание, из­менение пространственного расположения). Развивает у детей вооб­ражение и желание использовать природный материал для изготов­ления интересных поделок.

Организуя рассматривание природного материала, воспитатель обращает внимание детей на его особенности. Задает вопросы: «На что это похоже? А если посмотреть сверху? А если перевернуть ко­рень? А теперь?» Воспитатель побуждает детей к высказываниям и желанию обсуждать возможные варианты «достраивания» образа. Воспитатель поощряет детей, когда они объединяют свои поделки единым сюжетом.

97


Воспитатель организует рассматривание природного материала по подгруппам. Используются приготовленные заранее корни, вет­ки, сучки разной формы, очень похожие на что-то конкретное. Он учит «видеть» в каждом элементе природного материала всевозмож­ные образы.


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Хлеб да каша»

Задачи.Познакомить детей со значением хлеба в жизни человека, с названиями и использованием различных зерен, воспитывать бе­режное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Предварительная работа.Составление «коллекции» из разных круп — гречневой, рисовой, перловой, ячневой, овсяной, пшенной, кукурузной, манной и др.

Материалы, инструменты, оборудование.Образцы разных круп (гречневой, продельной, рисовой, перловой, ячневой, овсяной, пшенной, кукурузной, манной), мука. Несколько колосков пшени­цы, ржи и овса или их изображения на картинках. Картинки (фото­графии) разных хлебобулочных изделий, о которых говорится в сти­хотворении Ю. Кушака.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель спра­шивает у детей, какие каши они знают, какие пробовали сами. Спрашивает детей, из чего делают каши, видел ли кто-нибудь из них, как мама или бабушка варят кашу (наливают в кастрюлю не­много воды или молока, высыпают крупу, добавляют соль, сахар и варят, пока крупа не станет мягкой).

Предлагает детям внимательно рассмотреть составленную ими «коллекцию» разных круп и вместе с детьми называет их. Рассказы­вает, что крупы состоят из зернышек. Некоторые зернышки люди используют целиком — из них варят каши: гречневую, перловую, ри­совую и пшенную. Ячневая, продельная и кукурузная каши готовятся из зернышек, размолотых на кусочки. И почти все зернышки — пше­ницы, ржи, гречихи, кукурузы и риса — размалывают очень мелко и делают из них муку. Самая известная мука — пшеничная. Из нее пе­кут белый хлеб, пироги, блины и торты, делают макароны, а из ржа­ной муки — черный хлеб.

Педагог рассказывает детям о том, как из зернышек на мельни­це делают муку. При возможности показывает детям, как в электри­ческой кофемолке можно сделать муку (например, из гречневой или перловой крупы).

Воспитатель спрашивает детей, видел ли кто-нибудь из них, как из муки пекут пироги, говорит детям, что они скоро отправятся на кухню детского сада и смогут увидеть, как повар печет пироги или ватрушки.

Затем педагог предлагает детям послушать стихотворение «На ба­заре спозаранок» (автор — Юрий Кушак). Во время чтения стихотво­рения педагог показывает детям соответствующие изображения.


На базаре спозаранок Накупил баран баранок: Для барашков, для овечек ДЕСЯТЬ маковых колечек, ДЕВЯТЬ сушек, ВОСЕМЬ плюшек, СЕМЬ лепешек, ШЕСТЬ ватрушек, ПЯТЬ коржей, ЧЕТЫРЕ пышки, ТРИ пирожных, ДВЕ коврижки и ОДИН калач купил — Про себя не позабыл! А для женушки — Подсолнушки1.

После чтения стихотворения воспитатель спрашивает детей, за­помнили ли они, что купил баран на базаре, что еще вкусное можно приготовить из муки (блинчики, печенье, пирожки и т. д.).

Педагог показывает детям колоски пшеницы, ржи и овса или их изображения, называет их. Вместе с детьми находит в колосках зер­нышки. Просит детей показать, из каких зернышек делают белый хлеб, черный хлеб, варят овсяную кашу.

Затем воспитатель предлагает детям послушать литовскую народ­ную сказку, которая называется «Как волк вздумал хлеб печь».

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

Дай мне хлеба!

Человек дал. Волк облизнулся вкусный был хлеб. Говорит волк че­ловеку:

Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!

Ладно, согласился человек и начал учить волка. Сперва надо
вспахать землю...

А когда вспашешь, можно уж есть?

Еще нет. Надо рожь посеять.

А когда посеешь, можно уж есть ?

Еще нет. Надо подождать пока она вырастет.

А когда вырастет, можно уж есть ?

Еще нет. Надо ее убрать.

А когда уберешь, можно уж есть ?

Еще нет. Надо ее смолотить.

А когда смолотишь, можно уж есть ?

Еще нет. Надо испечь хлеб.

~ А когда испечешь, можно уж есть ?

Можно.

Кушак Ю. Покупал баран баранки. Стихи. — М.: Детская литература, 1992. С. 3.


 


98


99


Подумал волк, подумал и говорит:

Лучше уж не будуя печь хлеб, коли так долго ждать. Какдосихпор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь1.

Воспитатель вспоминает с детьми, как много нужно потрудиться прежде, чем получится хлеб. Рассказывает, что к хлебу у нас всегда относились очень уважительно, хлеб был главным на столе, поэтому раньше говорили так: «хлеб всему голова». Педагог напоминает детям, что хлеб нельзя выбрасывать, остатки хлеба можно отдать птицам.

Последующая работа.В течение нескольких дней во время завтра­ка воспитатель предлагает детям с закрытыми глазами угадать, какую именно кашу они пробуют. В вечернее время вместе с детьми педагог может выкладывать узоры из зернышек разных круп. Педагог может прочитать детям стихотворение О. Дриза «Как все радовались, когда меня впервые послали за хлебом»2.

Проводится экскурсия на кухню детского сада — дети наблюдают за тем, как повар делает пирожки или ватрушки.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Оладушки с печи горячи»

Задачи.Вовлекать детей в общий разговор. Побуждать высказы­ваться на темы из личного опыта. Участвовать в инсценировке. Обо­гащать словарь прилагательными. Сопровождать слова выразитель­ными условными движениями. Развивать речевое дыхание, дикцию.

Материалы, инструменты, оборудование.Картинки с изображени­ем колоса. Корзина, в ней на салфетке разнообразные хлебобулоч­ные изделия (батон, бублик, буханка, сушка, рогалик, булка, пряник, коржик и т. п.). Поднос. Изделия из соленого теста: ватрушка, плюш­ка, коржик, торт. Прозрачный сосуд.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель загадыва­ет детям загадку:

Сначала он в поле большом колосится, Потом он в амбаре крестьянском хранится. Затем он в пекарне печется И мягким, душистым на стол подается.

(Хлеб)3

1 Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педа­
гогов и родителей. В 2 кн. Кн. 1. / Сост. С.Д. Томилова. — Екатеринбург: У-Фактория,
2007. С. 410.

2 ДризО. Как сделать утро волшебным. — М.: Малыш, 1984. СП.

3 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С.46.

100


Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением, ибо настоящий хлебный колос. Поясняет, что колосья тоже называ­ют хлебом. Из них делают муку и выпекают хлеб.

Воспитатель достает корзину с хлебобулочными изделиями, кото-пые лежат на салфетке и перекладывает их на поднос. Дети рассмат­ривают и называют их. (Батон, бублик, коржик, сушка, рогалик, бул­ка, пряник и т. п.)

Педагог спрашивает детей, любят ли они хлеб? Что любят больше всего? Выслушивает высказывания детей из личного опыта. Интересу­ется какие слова можно сказать про хлеб? Какой он? (Хороший, све­жий, теплый, душистый, ароматный, мягкий, вкусный.) Воспитатель проходит около детей, дает понюхать печенье («ароматное», «душис­тое»), потрогать батон («мягкий»). Обобщает и дополняет ответы детей.

Далее детям читают выборочно отрывки из сказки «Живот-живо-ток». По ходу чтения кладут в прозрачный сосуд изделия из соленого теста (ватрушку, плюшку, коржик, торт).

Вот — Живот-животок, Он не низок, не высок, Он не узок, не широк — Расчудесный такой Живот Средних размеров.

Пробегала мимо Пышка-Ватрушка, Увидела Живот и спрашивает: Это чей тут Животик-живот? Кто-кто в невысоком живет?

Никто ей не отвечает.

Обрадовалась Пышка и стала в Животе жить.

Пришла Плюшка-Пампушка, Увидела Живот и спрашивает: Это чей тут Животик-живот? Кто-кто в невысоком живет?

А из Живота отвечают:

—Я, Пышка-Ватрушка,
А ты кто?

—Ая — Плюшка-Пампушка.

—   Иди ко мне жить.

И стали они жить вместе.

Тут прибежал коржик:

— Это чей тут Животик-живот?
Кто-кто в невысоком живет?

— Я, Пышка-Ватрушка.

— Я, Плюшка-Пампушка,
А ты кто?

— Ая Коржик-Без-Рук-Без-Ножек!

101


—         Иди к нам жить!

И стали они жить втроем...

Тут появился здоровенный Торт и спрашивает:

—Это чей тут Животик-живот?
Кто-кто в невысоком живет?

—Я, Пышка-Ватрушка.

—Я, Плюшка-Пампушка,

—Я, Коржик-Без-Рук-Без-Ножек.
А ты кто?

—А я — Торт-Торчище-Слоеный-Бочище!
Свободного местечка не найдется?

—Нету! Нету! — закричали все.

Но Торт-Тортище упрямо полез в Живот: Лез, лез, лез, лез...

—ОЙ, БАБУШКА! — закричал испуганный Живот. —
Я СЕЙЧАС ЛОПНУ..

—КУШАЙ, КУШАЙ, ДЕТОЧКА! СКОРО
И БЛИНЧИКИ ПОДОСПЕЮТ!'

После чтения воспитатель спрашивает детей:

— Понравилась ли вам сказка?

— О чем бы вы хотели услышать еще раз: о ватрушке, о торте, о
плюшке? (Зачитывает отрывки.)

— Кто хочет поиграть в эту сказку?

Дети по желанию выходят к столу. Берут заинтересовавший их предмет и самостоятельно импровизируют. Воспитатель дает детям возможность проявить творчество. Если ребенок действует молча, вос­питатель подсказывает начало фраз. Выслушивают троих желающих.

Далее дети встают в круг. Медленно идут по кругу и читают слова считалки. На слова «Хруст—хруст...» останавливаются, хлопают в ла­доши, грозят пальцем.

Раз — два — три — четыре — пять

Вышел пряник погулять.

Рядом зубки поджидают —

В прятки с пряником играют:

— Хруст—хруст...

Ай-яй-яй!

По столу растекся чай!2

Читают считалку три раза. Садятся на места.

1 Усачев А. Мы играли в паповоз. — М.: РИО «Самовар», 2000. С. 72.

2 Ясное М. Когда я стану школьником. — Ярославль: Академия развития, Академия
Холдинг, 2001. С. 11.

102


Организуется игра с символическими условными действиями. Воспитатель говорит:

— Сейчас мы как будто будем печь оладушки. Сначала помоем тщательно руки. Положим в миску ложкой муку, сахар, соль. (Выра­зительные движения.) Нальем в муку кефир. Замесим ложкой тесто. Ставим на плиту сковородку. Ждем, чтобы она нагрелась. Наливаем масло. Выкладываем в горячее масло тесто ложечкой. Переворачи­ваем оладушки. Хороши оладушки! Горячи! Подуем на них: ф-у-у-у. (Игра повторяется 3 раза.)

Рассказ и действия воспитателя сопровождаются выразительны­ми движениями детей. Дети угощают друг друга оладушками (услов­ные действия).

В завершение воспитатель читает стихотворение «Оладушки»:

Если утром бабушка Напекла оладушков,

Не спеши, как бегемот, Запихнуть оладьи в рот:

Ведь оладушки с печи Го-ря-чи...1

В обеденное время воспитатель угощает детей изделиями из хлеба.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №3

Задачи.Учить детей определять величину предметов: длинный — короткий, длиннее — короче. Показать относительность величины предметов. Учить конструировать различные предметы из имеющих­ся геометрических фигур.

Материалы, инструменты, оборудование.Демонстрационный мате­риал: наборное полотно, или фланелеграф, или магнитная доска. Три полоски картона или плотной бумаги разного цвета: ширина каждой полоски — 6 см, длина — 35 см, 32 см, 29 см. Изображение домика на квадратном листе бумаги или картона (см. второе занятие).

Раздаточный материал. Геометрические фигуры: квадрат со сто­роной 6 см, треугольник равнобедренный с основанием 6 см и сторо­нами по 5 см, круг диаметром 4см.

Содержание образовательной деятельности.Дети сидят за столами. Воспитатель ставит в наборное полотно или лучше на проведенную

Степанов В. Детки-конфетки. — М.: Омега, 2005. С. 37.

103


горизонтально линию на магнитной доске две полоски картона, зеле­ную и желтую, вертикально вплотную друг к другу (см. рисунок).

Воспитатель приглашает детей на воображаемую прогулку в парк или сад. Она просит их посмотреть на доску и представить, что перед ними в саду две дорожки — показывает на полоски картона. Спраши­вает, почему одна дорожка зеленая, а другая желтая. (На одной растет травка, другая посыпана песком.) Затем предлагает детям выбрать для прогулки длинную дорожку. Выслушивает ответы детей. Выбира­ют зеленую дорожку с травкой.

Воспитатель подходит к зеленой дорожке, ставит указательный и средний пальцы на горизонтальную линию. Предлагает детям встать. Воспитатель «идет» пальцами по зеленой дорожке медленно, чтобы у детей создалось впечатление длинного пути. Дети идут на месте в таком же темпе, высоко поднимая ноги.

Теперь воспитатель приглашает детей пройтись по короткой до­рожке, уточняя, какая она по цвету. (Желтая, с песочком.)

Дети встают и идут на месте, высоко поднимая ноги, а воспита­тель, перебирая пальцами, движется вверх по дорожке немного быс­трее, чем в первый раз.

Затем дети садятся на стульчики. Воспитатель еще раз спрашивает детей, какая дорожка оказалась длиннее, а какая — короче. Выслу­шав ответы, заключает, что желтая дорожка короткая.

Дальше воспитатель рассказывает, что прошло лето и осень, на­ступила зима, и начал падать снежок, исчезла зеленая, длинная до­рожка. (Убирает ее).

Появилась белая дорожка. (Ставит на доску рядом с желтой белую полоску).

Воспитатель просит посмотреть на дорожки и сказать, какая из них теперь короче. (Белая.)

А что стало с желтой песочной дорожкой? Рядом с белой снежной дорожкой, желтая оказалась длиннее. Воспитатель делает удивленное лицо и предлагает «пробежаться» по снежной дорожке.

Дети поднимаются с места, и, пока воспитатель быстро «пробега­ет» пальцами по белой «дорожке», дети также быстро бегут на месте.

Воспитатель убирает с доски полоски картона и просит детей сесть за столы. На столах у каждого ребенка три геометрических фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель вывешивает на доску лист с домиком, который был на предыдущем занятии. Предлагает двоим детям выйти к доске и просит их показать поочередно круг, квадрат и треугольник. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не просто пока­зали рукой на фигуру, а обвели бы ее: многоугольники по сторонам, круг по окружности.

Затем воспитатель просит детей сделать такой же домик из квад­рата, треугольника, круга, которые лежат у них на столах.

Дети приступают к работе. На доске по-прежнему находится кар­тон с домиком и дети могут скопировать изображение.

104


После того как все дети сделали домики, воспитатель предлагает сравнить свои работы с работами других детей и придумать для

иогоэти домики (для гномиков или для птичек, которые останутся

зимовать, и мы будем их подкармливать и т.п.)

РИСОВАНИЕ

«Храбрый петушок»

Задачи.Учить детей рисовать петушка гуашевыми красками, кра­сиво сочетая разные формы и цвета. Совершенствовать технику вла­дения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. Развивать наблюдательность, чувство цве­та и формы. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

Предварительная работа.Лепка петушка по мотивам филимоновс-кой игрушки из глины, соленого теста, пластилина (по выбору).

Материалы, инструменты, оборудование.Листы бумаги большого формата A3 белого, светло-желтого, светло-зеленого или голубого цвета; гуашевые краски, кисти круглые, банки с водой, салфетки бу­мажные и матерчатые, подставки под кисти, игрушка-петушок.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель читает де­тям рассказ К. Д. Ушинского «Петушок с семьей»:

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом крас­ная бородка. Носу Пети долотцом, хвосту Пети колесцом; на хвосте узо­ры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Черненькие-бе­ленькие! Собирайтесь с цыплятами, с малыми ребятами: я вам зернышко припас!» Курочки с цыплятками собрались, раскудахтались; зернышком не поделились передралися. Петя-петушок беспорядков не любит сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»'

Педагог показывает несколько разных изображений петушка (от реалистичного до сказочного) и вспоминает с детьми внешний вид и «характер» петушка.

Затем воспитатель предлагает детям нарисовать петушка — краси­вого, нарядного, задиристого и, вместе с тем, заботливого. Советует выбрать бумагу по своему желанию:

' Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педа­гогов и родителей: В 2 кн. Кн. 1. / Сост. С.Д.Томилова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 549.

105


— голубую, если петушок будет сидеть на заборе или плетне;

— светло-желтую или светло-зеленую, если петушок собирается
ходить по двору в поисках зернышек и червяков;

— темную, если петушок будет спать или проснется на рассвете и
будет петь свою утреннюю песню.

Педагог показывает и поясняет обобщенный способ создания об­раза петушка:

— рисуем посередине листа бумаги «огурчик» (или овал) — это ту­
ловище петушка;

— стараемся разместить «огурчик» (овал) наклонно;

— сверху рисуем небольшой круг (или овал) — это голова петушка;

— изображаем красивый разноцветный хвост петушка, проводим
дуги разного цвета хвост похож на радугу;

— берем кисть с более узким ворсом (№ 2 или 3) — рисуем гребень
и бородку приемом «примакивание»; гребень похож на корону;

— у петушка тонкие длинные ноги — рисуем их цветным каранда­
шом или фломастером.

Педагог может усложнить задачу создания выразительного образа петушка: обращает на многоцветный, пышный, роскошный хвост и показывает отдельные приемы его изображения:

— из отдельных дуг (полос, лент) разного цвета (реалистичная
трактовка);

— цельный, но разделенный на части внутри общего силуэта; в
форме круга, полукруга, цветка или солнца (в декоративной трактов­
ке образа).

Дети выбирают материалы и начинают рисовать. Педагог напо­минает, что петушок храбрый, спрашивает, как можно передать его характер, и поддерживает поиски средств выразительности (пышный хвост, высокий гребень, высоко поднятая голова).

В конце занятия проводится общая выставка «Храбрый петушок».






































ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Петушок и бобовое зернышко»

Русская народная сказка

Задачи.Поддерживать интерес и эмоциональное восприятие рус­ских народных сказок. Приучать внимательно слушать, понимать главную мысль сказки, оценивать характеры героев, отвечать на про­стые вопросы по сюжету сказки.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предлагает детям удобно расположиться вокруг нее и послушать русскую народ­ную сказку «Петушок и бобовое зернышко» о торопливом петушке. Интересуется, знают ли дети, что означает слово «торопливый» — это какой? (Тот, кто все время спешит, торопится сделать все побыстрее.)

Педагог читает сказку выразительно, не торопясь, демонстрируя детям иллюстрации по ходу чтения. После чтения беседует с детьми по содержанию сказки. Дети высказываются свободно, по желанию, в этом возрасте их ответы часто короткие. Примерные вопросы для беседы:

—Про кого рассказывалось в сказке?

—Какая беда приключилась однажды с петушком?

—Кто выручал Петушка из беды?

—К кому обратилась курочка за помощью? (воспитатель вместе с
детьми последовательно вспоминает всех героев).

Воспитатель поясняет детям, что кузнец — это человек, который делает разные инструменты из металла. Он может сделать косу, ко­торой косят траву. (Можно показать картинку с изображением косы или косарей «Заюшкина избушка», на которой изображен петушок, несущий косу на плече.)

—Зачем хозяину понадобилась коса?

—Почему хозяйка велела курочке принести травы?

—Для чего понадобилось молоко?

—Как курочка помогла петушку?

—Какими словами мы можем сказать о ней, какая она? (Добрая,
заботливая, внимательная и пр.) А можно ли сказать, что курочка то­
ропливая? Почему?

Далее воспитатель предлагает детям не только послушать сказку еще раз, но и поиграть в нее. Вносятся фигурки плоскостного театра или куклы и игрушки, наряженные в героев сказки. Педагог может предложить детям помочь ей двигать фигурки в процессе рассказыва­ния сказки (или делает это сама). Таким образом, дети слушают сказ­ку повторно. Воспитатель, озвучивая реплики героев, приглашает к этому и детей, стимулируя их таким образом к произнесению фраг­ментов текста с разной интонацией, выразительно.

В конце занятия игрушки остаются в игровом уголке, где воспи­татель заранее готовит некоторые декорации, например, зеленый лу-


 







106



107


жок, домик, плетень. Эта наглядная ситуация будет стимулировать детей использовать эти игрушки в свободной игре, самостоятельно повторяя эпизоды сказки. Также эту игровую ситуацию педагог мо­жет использовать для индивидуальной работы с отдельными детьми по развитию связной речи.

ЛЕПКА «Петушок и курочка»

Задачи.Учить детей создавать выразительные образы петушка и курочки пластическим способом (из единого куска). Развивать мел­кую моторику рук, способности к формообразованию, композиции. Воспитывать интерес к народному искусству.

Предварительная работа.Знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имею­щим свою специфику и образную выразительность (рассматривание, обследование, сравнение).

Материалы, инструменты и оборудование.Филимоновские игруш­ки (курочка и петушок), поворотный диск для демонстрации игру­шек. Пластилин (соленое тесто), подставки, стеки, салфетки бумаж­ные и матерчатые.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель показыва­ет детям филимоновские игрушки — петушка и курочку. Обращает внимание детей на то, какие красивые игрушки делают филимонов­ские мастера, какими яркими красками их расписывают. Предлагает детям слепить петушка и его курочек — кто кого захочет.

Показывает и объясняет способ лепки: «Лепить будем из одного куска пластилина (или теста). Раскатаем толстый столбик (цилиндр, колбаску) и согнем дугой — вот здесь будет голова, а вот здесь — хвос­тик. Вытянем двумя пальчиками на голове острый клюв, сверху при­щепим гребешок, другой конец сплющим, чтобы получился большой хвост. Острым концом стеки сделаем петушку глазки. Потом из куска пластилина поменьше слепим подставку и прикрепим нашего пе­тушка к ней».

Затем спрашивает детей, можно ли таким же образом слепить ку­рочку? Обсуждают все вместе, чем курочка будет отличаться от пе­тушка (у нее совсем небольшой хвост и гребешок). Воспитатель за­крепляет с детьми порядок действий и после этого еще раз демонс­трирует способ лепки: «Что сначала сделаем с кусочком пластилина? Как нам получить голову и хвост? Что надо делать, чтобы появился клюв и гребешок? Какой у курочки будет гребешок — большой и ма­ленький?».


Воспитатель спрашивает детей, кого они будут лепить — петушка или курочку. В процессе лепки помогает детям советом и практичес­ки. Показывает, как можно слегка в наклон прикрепить курочку к подставке, чтобы было похоже, что она клюет зернышки.

В конце занятия дети приносят своих петушков и курочек на об­щую подставку (лист картона зеленого цвета). Из детских поделок воспитатель составляет композицию и еще раз читает стихотворение, с которого началось занятие.


108


ОКТЯБРЬ. 7 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе дети про­должат знакомство с жизнью людей в деревне, ее отличием от жизни в городе. Они узнают, чем домашние животные отличаются от диких, поговорят об особенностях некоторых из них. Дети сконструируют «домики» для домашних животных, отрабатывая знакомый способ складывания квадратного листа бумаги по диагонали; будут лепить поросенка, передавая пластическими средствами характерные осо­бенности его внешнего вида, делать для него «лужу» способом аппли-кативной мозаики, отрабатывая.при этом навык резания и разрывания бумаги, способы создания выразительного образа с помощью цвета.

Сказки, героями которых являются домашние животные, будут поддерживать интерес детей к теме, обогащая имеющиеся у них пред­ставления о реальных животных. Используя произведения с анало­гичными сюжетами (М. Пляцковский «Как щенок Тявка учился кука­рекать» и Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился»), педагог будет учить детей сравнивать животных, замечать сходства и отличия. Воспитатель будет вовлекать детей в игровое и речевое взаимодейс­твие, в игры-инсценировки по мотивам прочитанных произведений.

Также продолжится знакомство детей с деревьями, растущими на участке детского сада, будет учить узнавать их по наиболее харак­терным признакам, исследовать кору, рассматривать и сравнивать листья.

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1 Познание окружающего мира. «Дерев­ня». 2. Физкультура № 7.1. Закрепление уме­ния строиться в колонны по подгруппам (самостоятельно); ползать по прямой на четвереньках, изменяя темп движения (расстояние 10 м). Развитие быстроты: подвижные игры «Найди свой домик», «Не опоздай» и др.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Жмурки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа Г. А. Балл «Новичок на прогулке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Вечер Игры по инициативе детей.

2 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Природа. «Домашние животные». 2. Музыка № 7.1. Пение: «Чудо-крыша» (муз. Т. Назарова-Метнер, ел. И. Ми­хайловой), игра с пением «Огородная хороводная» (муз. Б. Можжевелова, ел. А. Пассовой). Игра на детских музыкаль­ных инструментах: Р. Леденев «Дождь идет», В. Кикта «Дятел». Музыкальное движение: танец «Веселые воротики» (рус. нар. песня «Аи, вы кумушки, до­мой»).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «У медведя во бору». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Т. И. Александровой «Хрюш­ка и Чушка».
Вечер Игры по инициативе детей.

3 день

Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Развитие речи. «Как поросенок гово­рить научился». 2. Лепка. «Веселые поросята».
Прогулка Динамическая прогулка: подвижные игры «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот», «У медведя во бору». Наблюдения в природе. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки М. Пляцковского «Как щенок Тявка учился кукарекать».
Вечер Игры по инициативе детей.

4 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Аппликация. «Лужи для веселых поро­сят». 2. Музыка № 7.2. Пение: «Ой, заинька по сеничкам» (рус. нар. песня), «Зайчик» (рус.нар.песня в обработке Г. Лобачева). Игра на детских музыкальных инструмен­тах: Р. Леденев «Дождь идет», В. Кикта

 


110


111


 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

  «Дятел». Музыкальное движение: игры с пением «Огородная хороводная» (муз. Б. Можжевелова, ел. А. Пассовой), «Ой, заинька по сеничкам» (рус. нар. песня).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Воробушки и кот». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим».
Вечер Игры по инициативе детей.

5 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Конструирование из бумаги. «Деревен­ская улица». 2. Физкультура № 7.2. Разучивание тех­ники ходьбы в разных направлениях. За­крепление умения выполнять несколько прыжков подряд (расстояние 2 м). Разви­тие выносливости: медленный бег в под­готовительной и заключительной частях занятия до 50 сек.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Птички в гнездыш­ках». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (продолжение).
Вечер Игры по инициативе детей.









Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Дети с воспитателем продолжают наблю­дать за растениями, отмечать изменения в их внешнем виде. Воспи­татель спрашивает, какого цвета стали листья на деревьях. Дети под­ходят к дереву, воспитатель рассказывает о частях дерева и показыва­ет их, например:

— Давайте обнимем ствол этого дерева. Какой ствол — толстый или тонкий? Для чего он нужен дереву? Он держит ветки с листьями. Это старое дерево или молодое? Давайте послушаем, как оно шумит листочками, может, оно нам рассказывает, сколько ему лет. Слышите? Дерево сказало, что оно живет уже много-много лет, поэтому у него старый толстый ствол. Погладьте ствол. Что вы чувствуете? Какой он — гладкий или шершавый? А что именно мы с вами гладим? Пом-

112


ните, мы говорили, что у дерева есть особая «одежда» — кора, которая защищает его ствол? Какого цвета кора этого дерева? Поднимите го­лову и послушайте, как шуршат листья, как стучат друг о друга ветки. (Наблюдения за листьями проводятся в южных районах.) На чем рас­тут листья? На веточках. Поищите упавшие веточки под ногами. Как вы думаете, почему они оказались на земле? (Например, был силь­ный ветер.) Давайте рассмотрим эти веточки. Какие они — твердые или мягкие? Чем они пахнут? Есть ли на них листья? Кто хочет, мо­жет взять веточку, сухие листики в группу. А теперь обнимите дерево и попробуйте вытащить его из земли. Почему мы не можем это сделать? Что же так крепко держит дерево в земле? Давайте посмотрим под ноги. Под землей у дерева находятся корни. Они очень крепко держат дерево в земле, не дают сильному ветру сломать его. В конце прогулки воспитатель обобщает: у дерева есть разные части: ствол, ветви, лис­тья, корни. (Дети показывают части, которые называет воспитатель). Воспитатель подводит детей к дереву, на котором есть смола, и предлагает осторожно дотронуться до нее. Какая смола — клейкая или нет? Дети с помощью смолы могут попробовать приклеить упавшие хвоинки, маленькие листочки. Воспитатель объясняет, что смола для дерева — это лекарство, как для нас «зеленка». Когда на дереве появ­ляется порез, смола «лечит» его. Воспитатель подчеркивает, что кора — это «одежда» дерева. Дети гладят кору, нюхают, рассматривают с помо­щью лупы. Кора согревает дерево, защищает его. Поэтому к коре нуж­но относиться бережно. Нельзя ее разрезать, чтобы не поранить ствол.

Формирование игровых умений и поддержкасюжетно-ролевой игры.

К4-м годам дети уже способны принимать на себя роли, предлагать их партнерам по игре, понимая, что и они могут быть в игре кем-то другим. Задача педагога — расширять диапазон ролей, продолжать формировать у детей ролевое поведение.

Персонажем этой недели станет поросенок. Он «расскажет» детям о том, как он живет на бабушкином дворе, как общается с другими домашними животными. Личный опыт детей и впечатления, полу­ченные на занятиях и из литературных произведений, помогут детям при желании перевоплотиться в этих персонажей. Воспитатель может вместе с детьми построить на столе или в большой коробке «скотный двор», возвести забор, разные строения, кормушки и пр., используя умения детей, полученные на занятиях по конструированию. Вылеп­ленные на занятии по лепке поросята также могут «поселиться» на этом дворе. Постройки дети могут использовать для самостоятель­ных игр разной тематики. Воспитатель подключается к играм детей, взяв на себя с их согласия, например, роль бабушки или хозяйки, и может показать, как животных выгуливают, кормят, доят, как они спят в своих загонах и пр. Дети в роли «внуков», если захотят, могут помогать бабушке «пасти» коров и выполнять другие обязанности по Уходу за домашними животными.

113


Дети также могут взять на себя и роли животных. Тогда воспита­тель в совместной игре обратит их внимание на характер персонажей (корова — ласковая, медлительная, поросята — шаловливые, весе­лые) и отношения между «родителями и детьми» в «семье» коров, ло­шадей и других животных.

Исследования показывают, что центральным содержанием игр де­тей этого возраста является реализация действий, связанных с ролью. Далее развитие игры связано с выделением действий, передающих характер отношений к другим участникам игры. Роли дети называют до начала игры. Они направляют и определяют поведение ребенка.

Воспитатель старается учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей при привлечении их к игре и распределении ро­лей. Детям активным, хорошо играющим доступны более сложные роли, требующие инициативности в игровых действиях и построе­нии сюжетных событий. Плохо играющим детям, которые не умеют поддерживать игровой диалог и затрудняются в понимании сюжета, предлагаются роли, позволяющие «брать пример» с хорошо играю­щих детей: помощник фермера или хозяйки скотного двора, вторая сторожевая собака и т. д. Или можно выделить для них нетрудную, но необходимую по сюжету роль: кто-то готовит пищу для животных, кто-то подвозит продукты в грузовике. При этом от ребенка не требу­ется интенсивного общения с партнерами, но он чувствует себя пол­ноправным участником игры.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Д е р е в н я»

Задачи. Познакомить детей с разными типами домов (многоэтаж­ными и одноэтажными), с особенностями жизни людей за городом, с деревенским бытом. Знакомить детей с профессиями взрослых. Учить уважать труд крестьян, фермеров.

Материалы, инструменты, оборудование.Плакаты с видами города и деревни, картинки с изображениями домашних животных (корова, лошадь, овечка, коза, поросенок). Мягкая игрушка — корова.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предла­гает детям послушать стихотворение и догадаться, о каком домике в нем говорится. Читает стихотворение «Вот мы и дома!» (автор — Эмма Мошковская):

Вверх и вниз По этажам Ходит домик. Ходит сам.

114


Кнопка нажимается Домик поднимается!

Вот

Дом

На седьмом. А потом На восьмом.

За минуту мы уже На девятом этаже!

Вышли из дома — Вот мы и дома!!!'

Воспитатель спрашивает детей, догадались ли они, о каком до­мике, который ходит по этажам, говорится в этом стихотворении (лифт). Вывешивает два плаката с видами города и деревни, на кото­рых изображены многоэтажные и одноэтажные дома или коттеджи, и просит детей показать, в каких из этих домов может быть лифт, а в каких нет, и почему (лифт есть только в высотных, многоэтажных домах). Продолжает рассматривать вместе с детьми дома, изображен­ные на рисунках, просит их описать, какие они - много или мало этажей, есть ли балконы, антенны на крыше, что находится рядом с домами (детская площадка, дорога, улица с машинами, огород, сад, клумбы, луг, на котором пасутся животные и т. д.).

Воспитатель подводит детей к ответу, что место, где есть много­этажные дома, много машин, автобусов, называется городом (на одном плакате изображен город). Спрашивает, что изображено на другом плакате (деревня). Предлагает послушать стихотворение и до­гадаться, как называется это место. Читает стихотворение «Мне грус­тно» (автор — И. Токмакова):

Мне грустно — я лежу больной. Вот новый катер заводной. А в деревне — лошади... Папа мне купил тягач, Кран игрушечный и мяч. А в деревне — лошади... Мне грустно, я лежу больной, Вот вертолетик жестяной. А в деревне — лошади... А я в деревне летом был, Я лошадь серую кормил, Она сухарь жевала, И головой кивала2.

1 Мошковская Э. Любимые стихи. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. С. 56.

2 Токмакова И. Почитай мне, мама... — М.: Самовар, 1990. С. 32.

115


После чтения стихотворения воспитатель обсуждает с детьми, поче­му мальчику было грустно, радовали ли его игрушки (катер, тягач, вер­толетик), чего хотелось мальчику, где он был летом, что ему там понра­вилось. Спрашивает детей, был ли кто-нибудь из них в деревне, что им запомнилось, каких еще животных можно увидеть в деревне, по мере называния достает и размещает на плакате «Деревня» соответствую­щие картинки с изображениями домашних животных. Затем переносит картинки на плакат «Город» и обсуждает с детьми, можно ли увидеть на улице города лошадь, корову, козу, овечку, поросенка и почему.

После этого воспитатель предлагает детям послушать и спеть пес­ню «Кто пасется на лугу» (слова Ю. Черных, музыка А. Пахмутовой).

Воспитатель показывает детям упаковки молочных продуктов из­вестной марки, в названии которой есть слово «деревня». Спрашива­ет детей, что это такое. Напоминает детям, что козы, коровы и овцы дают нам молоко. Рассказывает, что люди, которые живут и работают в деревне, ухаживают за животными, кормят их. Они отправляют мо­локо на молокозаводы, где его перерабатывают, разливают в пакеты и отправляют в магазины, где мы его покупаем. Вспоминает с детьми, что крестьяне и фермеры, живущие в деревне, еще выращивают на полях и огородах овощи, фрукты, хлеб.

В конце занятия воспитатель достает мягкую игрушку — корову — и от ее имени угощает детей молоком.

ПРИРОДА «Домашние животные»

Задачи.Познакомить детей с обобщающими понятиями «домаш­ние животные» и «дикие животные», с отдельными домашними жи­вотными, их особенностями.

Материалы, инструменты, оборудование.Игрушки, картинки с изображением диких и домашних животных, картины с изображени­ем многоэтажных и одноэтажных домов и с изображением пейзажа (природа родного края). Мяч.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель показыва­ет детям картину с изображением домов и спрашивает, кто в них мо­жет жить (человек, люди, папа, мама, бабушка, дедушка и т. п.). Затем показывает пейзаж и спрашивает, а кто может жить в таком лесу (на лугу, в тундре — содержание рисунка зависит от особенностей при­родной зоны, в которой находится детский сад).

Воспитатель выставляет на стол игрушки: лошадку, корову, соба­ку, кошку, зайца, лису, белку, волка, тигра. (Игрушки можно заменить картинками, но детям интереснее работать с игрушками.) Воспита­тель просит назвать животных, которых дети знают, и спрашивает,

116


кто из этих животных живет рядом с человеком. Затем предлагает каждому ребенку по очереди взять одну игрушку и поставить ее рядом с картиной, на которой изображены дома, если это животное живет рядом с человеком, или же поместить игрушку около картины с пей­зажем, если животное обитает в лесу (на лугу, в тундре и т. п.). Если дети затрудняются с определением места нахождения какого-либо из животных, воспитатель задает наводящие вопросы: «А это живот­ное может жить в лесу, без помощи человека? Что оно ест?» Когда все животные поделены на две группы, воспитатель обобщает: есть животные, которые всегда живут рядом с человеком, они называются «домашними». «Где у нас находятся домашние животные?» (Дети по­казывают на картину с домами.) «Как они называются?» (Дети пере­числяют животных, которые размещены около этой картины.)

Воспитатель продолжает: а животные, которые живут сами по себе, без помощи человека, в лесу, на лугу, в тундре, в степи, называ­ются «дикими». Где у нас находятся дикие животные? Как они назы­ваются? Воспитатель рассказывает, что дикие животные сами нахо­дят себе еду.

Воспитатель просит найти фигурку кошки. (Дети находят кошку и ставят ее на столе отдельно от других животных.) «Где живет кошка? Кто-нибудь видел кошку в лесу? Что ест кошка? Человек кормит ее молоком, мясом. А кто видел кошку в городе или поселке? У кого из ребят дома есть кошка? Кто ее кормит и чем? Какое кошка живот­ное — домашнее или дикое?»

Воспитатель предлагает детям найти фигурку тигра и поставить его рядом с кошкой. Обращает внимание детей на то, чем они вне­шне похожи, а чем различаются. Затем спрашивает детей: «Что ест тигр? Может, ему кто-нибудь приносит молоко и мясо? (Нет, тигр сам охотится на других зверей.) А может ли он жить вместе с людьми? (Нет, его дом — природа.) Значит, тигр какое животное — домашнее или дикое?» (Дикое). Аналогичным образом воспитатель обсуждает других представителей диких и домашних животных, по возможнос­ти, сравнивая их (например, волка и собаку, свинью и дикого кабана).

В заключение воспитатель предлагает поиграть: раздает детям картинки с изображением разных животных и предлагает всем «до­машним» животным собраться у домика или у стола, а всем диким — у окошка (или в уголке природы). Затем все обсуждают, правильно ли дети определили свои места. Возможен другой вариант: воспитатель загадывает загадки, а дети, смотря на картинки, называют и выбира­ют соответствующую картинку. Примеры загадок:

—Зверь рогат, молоком богат. (Корова.)

—Зимой спит, летом ульи воротит. (Медведь.)

—Мяукает громко и прыгает ловко, мягоньки лапки, но остры ца-
рапки. (Кошка.)

—Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с со­
бой унесла. (Лиса.)

117


— Дом хозяйский охраняет, на чужого громко лает. (Собака.)

— Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)

— Розовый пятачок, хвост похож на крючок. (Поросенок.)

В заключение воспитатель еще раз обобщает, вспоминая вместе с детьми, какие животные называются домашними, а какие — дикими.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Как поросенок говорить научился»

Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, в игру-инсценировку. Уточнить значение наименования «домашние животные». Пробуждать словотворчество и словообразование. За­креплять правильное произношение свистящих звуков. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.

Материалы, инструменты, оборудование.Игрушки: девочка, поро­сенок, петушок, цыпленок, корова, утка, коза, овечка, гусь, лошадка.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель читает де­тям произведение Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился».

«Один раз я видел, как совсем маленькая девочка учила поросенка говорить. Поросенок ей попался очень умный и послушный, но по­чему-то говорить по-человечески он ни за что не хотел. И девочка как ни старалась — ничего у нее не выходило.

Она ему, я помню, говорит:

Поросеночек, скажи: «мама»!
Л он ей в ответ:

Хрю-хрю.
Она ему:

Поросеночек, скажи: «папа»!
А он ей:

Хрю-хрю.
Она:

Скажи: «дерево»!
А он:

Хрю-хрю!

Скажи: «цветочек»!
А он:

Хрю-хрю.

Скажи: «здравствуйте»!
А он:

Хрю-хрю.

Скажи: «до свидания»!


А он:

Хрю-хрю.

Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко и поросенка, и девочку. Я говорю:

Знаешь что, голубушка, ты бы ему все-таки попроще велела ска­
зать. А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова произносить.

Она говорит:

А что попроще ? Какое слово ?

Ну, попроси его, например, сказать: «хрю-хрю».
Девочка немного подумала и говорит:

Поросеночек, скажи, пожалуйста, «хрю-хрю»!
Поросенок на нее посмотрел и говорит:

Хрю-хрю!

Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.

Ну вот, — говорит, — наконец-то!Научился!1

После чтения воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, поро­сенок действительно говорить научился?». Выслушивает рассуждения детей.

Далее предлагает детям проиграть сюжет рассказа. Говорит: «Вот девочка и поросенок. (Достает игрушки.) Я буду девочка, а кто-то из вас — поросеночек». Разыгрывается сценка. При повторных инсце­нировках роли девочки и поросенка принимают на себя дети. Ин­сценировка повторяется неоднократно в соответствии с проявлен­ным детьми интересом. При необходимости педагог подсказывает слова роли. Детям предоставляется возможность действовать и гово­рить самостоятельно. Не следует добиваться полной передачи слов девочки. Важно, чтобы дети по желанию вступали в игровое и рече­вое взаимодействие. Возможен такой вариант развития инсцениров­ки, когда дети придумывают свои задания поросенку. Это творчество надо всячески поддерживать.

Воспитатель берет поросенка, сажает его в машину и читает строки из стихотворения Андрея Усачева «Ехал поросенок на рассвете»:

Громкий звук раздался утром рано. Я в окошко выглянул спросонок: Розовый, веселый, аккуратный На машине ехал Поросенок.

Ехал Поросенок на рассвете, Розовый, похожий на зарю... И, предупреждая всех на свете, Нажимал на пятачок: — ХРЮ-ХРЮ!2

Книга для чтения малышам. — М.: УЛИСС, 1993. С. 126.

Усачев А. Мы играли в паповоз... — М.: РИО «Самовар», 2000. С. 15.


 


118


119


Затем воспитатель говорит детям: «Поросенок Пятачок ехал в де­ревню к своим друзьям, домашним животным. Как вы думаете, кто у него друзья?» Выслушивает свободные высказывания детей. «Друзья разбрелись куда-то. Давайте их всех соберем».

Дети по очереди парами ходят по группе и отыскивают игрушки — домашних животных, которые заранее расставлены на видных местах (на столе, на полу, на ковре и т. д.). Каждой паре детей воспитатель задает вопросы:

—Кто это? Как он подает голос, приветствует поросенка?
Далее организуется игровое упражнение «Кто как голос подает?»

—Поросенок: «Хрю-хрю-хрю» — что делает? (Хрюкает.)

—А петушок: «Ку-ка-ре-ку»... (Кукарекает.)

—Корова: «Му-у, му-у»...(Мычит.)

—Цыпленок: «Пи-пи-пи»... (Пищит.)

Далее дети читают скороговорку, стоя около стульев и помогая себе руками (ритмично сжимают и разжимают пальцы). Воспитатель объясняет, что Назар — это мужское имя.

Пошел спозаранку Назар на базар, Купил там козу И корзинку Назар1.

Затем воспитатель говорит: «Поросенок вместе с друзьями при­думал веселую игру в путаницу. Поросенок замяукал: «Мяу-мяу», уточка захрюкала: «Хрю-хрю». Сейчас вы как будто друзья Пятачка. Придумайте, как вы голос подадите. (Дети берут в руки игрушки и произносят звукоподражания, не соответствующие выбранному жи­вотному.) Воспитатель спрашивает детей: «Кто ты? Как на самом деле подает голос твое животное?»

Занятие переходит в свободную деятельность детей. Игрушки ос­таются в игровом уголке.

ЛЕПКА «Веселые поросята»

Задачи. Продолжать учить детей лепить домашних животных на основе овоида (яйцевидной формы), передавая пластическими средс­твами характерные особенности внешнего вида. Формировать умение лепить по объяснению с частичным показом способа изображения. Учить лепить пальцами — раскатывать жгутик для хвоста. Иницииро­вать поиск средств художественно-образной выразительности (нос-пятачок, хвост—крючок, ушки—лопоушки, пятнышки на спинке). Воспитывать инициативность, самостоятельность, уверенность.

1 Тридцать три Егорки/Сост. Г.М. Науменко. — М.: Детская литература, 1989. С. 19.

120


Предварительная работа.Беседа о домашних животных. Знакомс­тво с внешним видом свиньи и поросят. Знакомство с образом свинки в народном декоративно-прикладном искусстве (например, рассмат­ривание дымковской или филимоновской игрушки). Освоение конс­труктивного способа лепки на основе шара и вариантов его преобра­зования.

Материалы, инструменты, оборудование.Пластилин белого, розо­вого, серого цвета, салфетки, зубочистки или трубочки для коктейля для оформления пятачка, игрушечный поросенок или картинка с его изображением, народная игрушка — свинка (дымковская, филимо-новская).

Содержание образовательной деятельности.Педагог обращается к игрушке-поросенку, спрашивает его, почему он такой грустный. От­вечает от имени игрушки, что ему одиноко, не с кем играть. Воспи­татель предлагает слепить для поросенка много-много друзей, чтобы они весело играли вместе. Демонстрирует способ лепки с последова­тельным пояснением и частичным показом:

— Берем кусочек пластилина розового (или белого) цвета и рас­катываем шар (показывает готовый шар). Как можно слепить шар? (Дети имитируют лепку шара круговым движением ладоней.) Но если сделать поросенка из шара, он будет слишком толстенький, как арбуз. Что нужно сделать, чтобы поросенок «похудел»? (Отве­ты детей.) А еще шар можно слегка раскатать в ладошках, чтобы туловище было похоже на яйцо. (Показывает, как раскатать шар в овоид прямыми движениями ладоней). Как сделать поросенку нос пятачком? (Ответы детей.) Да, можно вытянуть нос, сплющить на конце и сделать дырочки зубочисткой. Ушки у поросенка похожи на листики — лопушки (показывает прием «прищипывание»). Хвост крючком мы сделаем вот так: отщипнем маленький кусочек пласти­лина, раскатаем двумя пальчиками жгутик и завернем. Как сделать ножки придумайте сами. А если поросенок лежит, ножек не видно (вариант для тех детей, которым не удается слепить сложную фигурку из нескольких частей). А еще у поросен­ка могут быть пятнышки на шкурке, берем кусочки серого или черного Цвета и примазываем к спинке — вот так. И делаем маленькие глазки — ка­таем шарики.

Дети выбирают пластилин белого, розового или серого цвета и начинают лепить веселых поросят. Педагог на­поминает последовательность лепки, помогает советами, наводящими воп-

121


росами, индивидуальным показом. Если необходимо, демонстрирует свинку — мелкую пластику, народную игрушку или пластилиновую фигурку.

Последующая работа.Обыгрывание пластилиновых фигурок в сю­жете «Веселые поросята дружно играют».

АППЛИКАЦИЯ «Лужи для веселых поросят»

Задачи.Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги на кусочки и наклеивать в пределах сложного силуэта (лужи). Показать зависимость содержания (интер­претации) образа от его размещения в пространстве (один и тот же силуэт может быть «тучей» при размещении его вверху и «лужей» — внизу). Подвести к сравнению способов деления бумаги на части: с помощью разрезания и с помощью разрывания. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать мелкую мото­рику, согласованность движений обеих рук. Воспитывать самостоя­тельность, уверенность, интерес к экспериментированию с художес­твенными материалами.

Предварительная работа.Рассматривание луж на прогулке. Беседа о сезонных изменениях в природе.

Материалы, инструменты, оборудование.Узкие полоски бумаги си­него, фиолетового и белого цвета — для модульной аппликации-мо­заики; силуэты луж голубого цвета (в разнообразии оттенков); нож­ницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. Аппликация-мозаика «Тучи», выполненная воспитателем или детьми старшего дошкольного возраста. Несколько бумажных силуэтов для показа детям вариантов очертаний луж.

Содержание образовательной деятельности.Педагог предлагает де­тям послушать одну историю, которая приключилась с поросенком. Вчера он играл с друзьями на улице, весь испачкался и не мог таким грязным вернуться в детский сад. «Где же мне умыться?» — думал по­росенок, оглядываясь по сторонам. Но тут на небе появились тучки, пролился дождик, и на дороге образовалось много разных — больших и маленьких — луж. Поросенок обрадовался, искупался в луже и чис­тым вернулся в сад.

Воспитатель показывает детям силуэт тучи, поднимает его высоко в воздухе и спрашивает, что это такое (дети догадываются, что это туча). Педагог опускает силуэт вниз, размещает горизонтально и просит оп­ределить, что это такое. (Подсказывает, что туча превратилась в лужу.)

122


Снова показывает детям силуэт аппликации-мозаики и спраши­вает, как сделаны эти необычные тучи-лужи. Дети высказывают свои догадки. Воспитатель уточняет и поясняет новый способ:

—беру две полоски бумаги синего и белого цвета;

—одну полоску разрезаю на мелкие кусочки;

—вторую полоску разрываю на кусочки;

—все кусочки складываю отдельными кучками или перемешиваю
все вместе (позывает поочередно оба варианта);

—беру лужу (тучу-лужу), покрываю клеем часть лужи и быстро,
пока клей не подсох, выкладываю бумажные кусочки (если кусоч­
ки лежат отдельными кучками, приклеиваю сначала кусочки одного
цвета, потом другого); потом покрываю клеем еще часть лужи-тучи и
опять быстро выкладываю бумажки.

Воспитатель показывает несколько вариантов луж-туч с апплика­цией (см. рисунок). Предлагает выбрать силуэты по своему желанию (из подготовленных педагогом заранее) и оформить их мозаикой.

Тем детям, которые не владеют ножницами, воспитатель дает го­товый для наклеивания материал — мелкие кусочки бумаги разного цвета или конфетти (или предлагает не резать, а разрывать полоски на кусочки).

Дети оформляют силуэты луж-туч в технике мозаики. Педагог напоми­нает последовательность работы и уточняет, что дети по желанию могут только резать или только рвать полос­ки на кусочки.

В конце занятия педагог вовлекает детей в обыгрывание силуэтов, просит показать то тучу (поднять вверх и раз­местить вертикально), то лужу (опус­тить вниз и положить на стол).

Последующая работа.Обыгрывание силуэтов туч-луж с вылеп­ленными поросятами — раскладывание луж на столах или на полу и размещение в них пластилиновых фигурок (купаются, спят, играют, плещутся, моются, пачкаются).

КОНСТРУИРОВАНИЕ

«Деревенская улица»

Задачи.Знакомить детей с простым и многофункциональным способом работы с бумагой в технике оригами. Учить складывать бу­мажный квадрат по диагонали пополам с совмещением его противо­положных углов; использовать новый способ работы с бумагой для самостоятельного изготовления разнообразных поделок.

123


Обозначать словом пространственные характеристики: боль­шой — маленький; высокий — низкий.

Материалы, инструменты, оборудование.Фоновая композиция «Деревенская улица на опушке хвойного леса», выполненная на большом рулонном листе бумаги, с изображением цветных деревенс­ких домов (10x10 см) с окошком, но без крыши (по количеству детей в группе). Рядом с домами — деревья, кусты, дети, домашняя птица (петухи с курами и цыплятами). Вдоль домов — дорога, по которой идет трактор, едут велосипедисты. С другой стороны дороги — зе­леный луг. На зеленой траве пасутся коровы, гуляют лошади. Рядом пруд с утятами.

Раздаточный материал. Для каждого ребенка лист белой бума­ги А4; бумажные квадраты 7 величин зеленого цвета для елей (9x9, 8x8, 7x7, 6x6, 5x5, 4x4, 3x3 см); 1 квадрат красного цвета, равный стене дома; 2—3 квадрата красного и оранжевого цветов для грибов (2x2 см); 2—3 квадрата синего цвета для пилоток, косынок и фартуков (3x3 см); клей-карандаш.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель привлека­ет внимание детей к незавершенной фоновой композиции, располо­женной горизонтально на сдвинутых вместе столах, и предлагает ее рассмотреть. Он спрашивает детей: «Что они видят на картине?».

После того, как дети перечислят все объекты, представленные на картине, он предлагает внимательно рассмотреть домики: «Что мож­но сказать об этих домиках? Какие они? Что у них есть? Что у них общего? Чем они отличаются? Где бывают такие домики? Что отсутс­твует у всех домов?»

Далее воспитатель подводит итог: «Вы правильно сказали, что все домики похожи друг на друга тем, что они одноэтажные и у них нет крыши. А какие крыши бывают у таких деревенских домиков? Кто знает, как сделать треугольную крышу?».

Воспитатель выслушивает ответы детей, затем говорит, что знает не только как сделать треугольную крышу, но и четверостишие, кото­рое поможет всем детям правильно ее сделать. Она берет бумажный квадрат, читает четверостишие и сопровождает свои слова показом процесса складывания квадрата по диагонали:

Квадрат сгибаем осторожно, Чтоб пара противоположных Углов сложилась, и смотри — Углов-то сколько стало? Три!

Далее воспитатель предлагает детям сесть на свои места за столы и поупражняться в сложении квадратов. Перед каждым ребенком в подносе представлен индивидуальный набор разноцветных квад-

124


ратов. Педагог просит детей сначала взять в руки один квадрат и вместе с воспитателем, повторяя слова четверостишия, его сло­жить. Затем второй. И так все квадраты, пока дети не запомнят описание нового способа работы с бумагой.

Дети сложили все квадраты по диагонали, воспитатель уточня­ет, что у них много треугольников, и спрашивает: «Что можно де­лать с ними? Может, они (треугольники) помогут нам дорисовать картину? Как их можно использовать? На что они похожи?» Дети делают свои предположения. Воспитатель предлагает начать ра­боту с достраивания дома: «Найдите-ка, треугольник, не малень­кий — размером с дом, и приклейте крышу к дому».

Дети встают, переходят к фоновой композиции и приклеивают крышу (треугольник красного цвета) к «своему» домику. Дети лю­буются своей работой, отмечают, что все дома стали красивее.

Воспитатель предлагает детям снова сесть на места и переклю­чает их внимание на конструирование хвойных деревьев. Просит сказать, что можно сделать из полученных треугольников зеленого цвета. Выслушивает ответы детей. Если никто из детей не догада­ется, что из зеленых треугольников можно сконструировать изоб­ражение ели (или нескольких еловых деревьев), то воспитатель сам говорит им об этом. При этом делает уточнение, что изобра­жение ели следует конструировать снизу вверх. Работа начинается с того, что выбирается из всех треугольников зеленого цвета самый большой по величине и кладется на лист белой бумаги. Затем к нему добавляются другие треугольники, которые меньше перво­го треугольника по величине, — выстраивается сериационный ряд (большой, поменьше, еще меньше, еще меньше, еще меньше и совсем маленький). Каждый раз из оставшихся треугольников ре­бенок выбирает самый большой по величине и помещает его выше предыдущего.

Построив ель из треугольников на листе белой бумаги, дети пе­реносят ее на этом листе на фоновую композицию. Сначала они находят место на фоновой композиции для «своей елочки» в ело­вом лесу, повторно конструируют ее и только после этого прикле­ивают (без листа белой бумаги).

Детям более сильной подгруппы воспитатель предлагает разо­рвать квадраты пополам по линии сгиба, чтобы получились оди­нарные треугольники. Неровная линия разрыва бумаги позволит детям создать более живописные изображения елей, которых мо­жет быть значительно больше двух.

Воспитатель предлагает детям опять сесть за столы, обращает их внимание на то, что осталось еще много треугольников разного цвета и величины, и просит подумать: «Как можно использовать эти треугольники при достраивании картины?»

Педагог подводит детей к тому, что из маленьких треугольников красного и оранжевого цветов можно сделать грибочки и прикле-

125


ить в еловом лесу, а из треугольников синего цвета можно сделать пи­лотки для велосипедистов, косынки и фартуки для девочек.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...