![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.
Игрушки и дидактические материалы, используемые воспитателем на занятии, пополняют игровые уголки. Они способствуют появлению новых ролей, новых событий, разных условных действий. Дети используют их в режиссерских играх, когда говорят и действуют за нескольких персонажей. Это приносит радость детям, эмоциональный комфорт. Можно развернуть игру-драматизацию по мотивам любого из прочитанных художественных произведений. Дети могут принять роли персонажей и на себя. Тогда дети не только выполняют действия, связанные с персонажами, но и общаются друг с другом как партнеры, воспринимают участников игры как носителей других ролей. Педагог помогает изобразить характерные особенности некоторых животных (мишка — неуклюжий, говорит низким голосом; лиса — хитрая, голосок у нее ласковый, вкрадчивый и пр.). Не надо стремиться к запоминанию и точному воспроизведению текста произведения. Дети могут импровизировать, включать в игру других персонажей, придумывать другие события. Здесь должен быть простор для детского творчества. В игру-драматизацию воспитатель отбирает простые, доступные детям игровые действия, однако в них уже вносится оттенок эмоционально окрашенной речи. Педагог учит детей передавать черты характеров персонажей. В такой игре дети учатся согласовывать свои действия, слушать партнера и говорить по очереди.
Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.Конструирование из природного материала. Важно приобщать детей к рассматриванию природного материала как средства для создания разного рода поделок, показывать основные приемы построения образа способом «опредмечивания» (достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного расположения). Учить «видеть» разные образы в одном элементе природного материала, например, в одном корне, который имеет несколько ответвлений, «видеть» и медузу, и бороду, и метлу без ручки, и букет, и т. п. Педагог вместе с детьми рассматривает природный материал — ветки, корни деревьев, кустов, желуди, плоды каштана, крылатки клена и ясеня, шишки ели и сосны, листья разных деревьев. Показывает разветвленный корень в разных ракурсах, помогает детям увидеть разные образы, убирая какие-то детали (закрывая рукой) или дополняя (ягодами, мхом и т. п.) После рассматривания природного материала, детям предлагается создать увиденный в материале образ. Воспитатель дает им мелкий дополнительный природный материал и пластилин для склеивания деталей. Он нацеливает детей на включение сконструированных образов в широкий контекст, например, по мотивам знакомых сказок. Дети объединяют несколько образов на одной «площадке» (подставке), где происходит «доводка» образа. Воспитатель помогает детям наводящими вопросами типа: «Почему у зайца, щенка и др. уши прижаты, он чего-то испугался, он трусишка?»; «Почему у твоего героя грустный вид?»; «Он скучает по своим друзьям?»; «Кто у него друзья?». Сам воспитатель при этом подсказывает идеи, активно действует вместе с детьми. ПРИРОДА «В гости к рябине» Задачи.Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, показать на примере рябины взаимосвязь дерева с окружающей средой, воспитывать бережное, заботливое отношение к природе. Материалы, инструменты, оборудование.Сделанные из цветной бумаги фигурки: капелька воды, солнышко, птица; земля в мешочке (все эти предметы можно заранее сделать вместе с детьми). Лупы. Содержание образовательной деятельности.Занятие проводится на территории детского сада. Воспитатель напоминает детям о путешествии в царство цветов и рассказывает, что в этот раз они отправятся в гости к другим растениям — деревьям. Воспитатель просит показать деревья на участке и вспоминает вместе с детьми, как они называются. Затем воспитатель говорит, что сегодня дети отправятся в гости к самому яркому осеннему дереву и описывает его, не называя. После того, как дети отгадали, о каком дереве идет речь, воспитатель говорит: «Раз, два, три, к рябине беги!» Дети собираются вокруг рябины. Воспитатель рассказывает: 131 —Ребята, мы пришли в гости к одному из наших самых люби —Погладьте кору рябины, какая она — гладкая или шершавая? —Обнимите рябину. А теперь попробуйте вытащить наше дерево —Посмотрите на ветви рябины: они толстые или тонкие? Направ Вместе с детьми воспитатель рассматривает гроздь рябины: ягод много, каждая ягодка висит на своей тоненькой веточке, которые соединяются в более толстые, а потом объединяются в одну большую общую ветку. Затем воспитатель говорит детям, что когда ходят в гости, то берут с собой подарки. Давайте и мы подарим дереву подарки. Вот у нас есть солнышко. Как вы думаете, оно нужно рябине? Конечно, оно дает ей свет и тепло. Давайте повесим его на веточку. А еще у нас есть капелька воды. Нужна она рябине? Да, дерево пьет воду, как и мы с вами. Значит, подарим рябине и капельку, повесим ее на веточку. Откуда берется вода? Рябину поливает дождик. Весной тает снег, текут ручьи. Они тоже могут напоить дерево. Если летом долго не будет дождя, мы с вами польем землю у дерева. Еще один подарок для рябины у меня в мешочке. Потрогайте, может, вы узнаете, что там находится. (Дети трогают мешочек и на ощупь пытаются отгадать, что в нем лежит.) В мешочке земля. Это тоже подарок для нашей рябины. (Воспитатель открывает мешочек, показывает.) Как вы думаете, нужна рябине земля? Конечно, она растет в земле, земля ее кормит и поит. Давайте вы- 132 сыплем землю под нашу рябину, чтобы она лучше росла. А еще у нас есть вот такая птица. Деревья любят, когда к ним прилетают птицы. Летом птицы спасают их от гусениц. Посадим птицу на ветку? Скоро зима, еды у птиц становится все меньше. Но многие птицы прилетают к рябине лакомиться ее ягодами (дрозды, снегири). Вот какие замечательные подарки мы подарили нашей рябине! Давайте все вместе вспомним, какие это подарки и для чего мы их подарили нашему дереву. (Дети с воспитателем показывают и называют подарки, объясняют их значение для жизни дерева). А еще рябине очень нужны наша забота, внимание и помощь. Поэтому мы еще не раз будем приходить к нашей рябине и осенью, и зимой, и весной, и летом. Зимой мы будем приносить еду для птиц и класть ее в кормушку, наблюдать за птицами. В конце занятия воспитатель повторяет игру «Раз, два, три, к дереву беги!», называя другие деревья участка и обращая внимание детей на то, чем эти деревья отличаются от рябины. РИСОВАНИЕ «Гроздь рябинки» Задачи.Учить детей рисовать кисть рябины ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок — приемом ритмичного «при-макивания» ворса кисти. Закрепить представление о строении грозди. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе. Предварительная работа.Наблюдение за деревьями (рябиной, калиной), рассматривание их плодов. Материалы, инструменты, оборудование.Краски гуашевые (красного, оранжевого, зеленого, желтого цвета), цветные карандаши, листы тонированной бумаги (голубого, синего, бирюзового, фиолетового цвета) для свободного выбора фона, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки или клеенки для ватных палочек. Содержание образовательной деятельности.Воспитатель показывает детям букет из веток рябины или отдельную гроздь, предлагает полюбоваться и читает стихотворение: Как рябина хороша: И кудрява, и стройна. Украшая весь наряд, Гроздья красные горят1. Автор — А. Аркадьева. 133
Воспитатель предлагает детям нарисовать красками картинку на сюжет этого стихотворения — листочек и гроздь рябины. Спрашивает детей, как выглядит гроздь рябинки и как ее можно изобразить. Показывает разные приемы модульного рисования с помощью ватной палочки или пальчиков. Затем просит подумать, как можно нарисовать листок рябины. Показывает прием ритмичного «примакивания» всего ворса кисти к листу бумаги. Уточняет последовательность действий, учит детей планировать работу: — Сначала мы возьмем цветные карандаши и нарисуем в верхней части листа паучка, который путешествует по свету на тонкой паутинке, и основу для листочка — черешок — тонкую линию. Рисуем вверху, чтобы осталось место для грозди рябинки. Потом берем кисточку и рисуем лист рябины — «примакиваем»: шлеп-шлеп, так-так, раз-раз. (Повторяющиеся ритмичные слова «шлеп-шлеп» или другие позволяют детям уловить ритм движения.) Ну, а гроздь рябинки лучше всего поместить под листком (см. рисунок). У нас как раз осталось место для ягодок. Рябинку будем рисовать кто как хочет — пальчиками или ватными палочками. Последующая работа.После занятия оформляется экспресс-выставка рисунков для родителей или они используются для оформления зала к осеннему празднику. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Времена года. Осень» Задачи. Формировать первоначальные представления детей о временах года, их последовательности и цикличности. Знакомить с заготовкой продуктов впрок, со способами длительного хранения продуктов. Приобщать к традициям и обычаям русского народа. Материалы, инструменты, оборудование.Картинки с изображениями разных времен года, несколько засушенных кусочков яблока, груши, сливы (чернослив), гречка, мед, баночки с вареньем и компотом. . Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение. Читает отрывок из стихотворения «Когда это бывает?» (автор — Е. Трутнева): Пусты поля, Мокнет земля, День убывает. Когда это бывает?' Педагог выслушивает ответы детей, обобщает их, отмечает, что в стихотворении говорится про осень. Спрашивает, какое сейчас время года, какая погода на улице, теплая или холодная, идет ли дождик, что происходит с деревьями. Делает вывод, что сейчас на дворе осень. Затем обсуждает, что еще происходит осенью (птицы улетают на юг, созревает урожай и т.д.). Предлагает послушать стихотворение и сказать, какие подарки принесла нам осень. Читает отрывок из стихотворения «Осень спросим» (автор — Е. Благинина): — Здравствуй, Осень! У тебя мы, Осень, спросим, Что в подарок принесла? — Принесла я вам муки! — Значит, будут пирожки! — Принесла вам гречки! — Каша будет в печке! — Принесла вам овощей! — И для каши и для щей! — Рады ли вы грушам? — Мы их впрок насушим! — А уж яблоки — что мед! — На варенье, на компот! — Принесла и меду! — Полную колоду! — Ты и яблок, ты и меду, А хорошую погоду Нам в подарок припасла? — Дождику вы рады? — Не хотим, не надо!2
134 135 Дети вспоминают и называют, какие подарки принесла нам осень, педагог подчеркивает, что именно осенью созревают на полях колосья пшеницы и ржи, из которых делают хлеб; фрукты и овощи в садах и на огородах; пчелы накапливают в ульях сделанный ими мед. Затем воспитатель спрашивает детей, знают ли они, какое время года было до осени, какое наступит потом. Предлагает послушать рассказ о временах года — «Четыре желания» (автор — К. Д. Ушинский): Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: — Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была. — Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была! день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету кон И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды: румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорит отцу: — Осень лучше всех времен года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете1. После чтения рассказа воспитатель просит вспомнить, что нравилось делать мальчику Мите зимой, весной, летом, осенью. По мере называния разных времен года воспитатель выставляет соответствующие картинки. Затем предлагает детям попробовать отгадать загадки о других временах года и сказать, когда это бывает. Зачитывает следующие отрывки из стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?»: Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет Когда это бывает? Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает Когда это бывает? Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает. Когда это бывает? Педагог просит детей вспомнить и назвать последовательно, о каких временах года идет речь. Напоминает детям, что год состоит из четырех времен года — зимы, весны, лета и осени, когда заканчивается один год, начинается другой, и все повторяется снова, после зимы наступает весна, после весны — лето, после лета — осень, а после осени — вновь зима. Спрашивает детей, сколько им сейчас лет, выслушивает их ответы. Так как большинству детей в этой группе должно уже исполниться 4 года, обращает их внимание на слово год, подчеркивает его. Затем воспитатель напоминает, что за осенью наступит зима, станет холодно, землю покроет снег, зимой на деревьях не будет ни яблок, ни груш, ни слив, на огороде не будут расти ни морковка, ни капуста, ни помидоры, ни другие овощи. Спрашивает детей, как можно сохранить все подарки осени зимой. Показывает им кусочки сушеного яблока, груши, чернослив. Дети трогают их, называют, какие они (твердые, сухие, жесткие и т.п.). Затем на глазах у детей воспитатель заливает сухофрукты горячей водой и предлагает им подождать и вечером посмотреть, что же будет с ними происходить. В это время достает и показывает им баночку с вареньем, дает детям попробовать, спрашивает, что это такое. Воспитатель обобщает увиденное детьми и рассказывает им, как сохраняют на зиму разные продукты: что овощи можно засолить, овощи и фрукты засушить, фрукты сварить с сахаром и сделать из них варенье, компот или цукаты. Кроме того, овощи, и фрукты можно заморозить и хранить в морозильнике. В заключение занятия воспитатель предлагает детям послушать загадку: В сенокос — горька, А в мороз — сладка, Что за ягодка? (Рябина) Для того чтобы дети отгадали эту загадку, предлагает им послушать подсказку и читает стихотворение Ирины Токмаковой «Рябина» (по ходу чтения поясняет, что хина — это такое горькое лекарство): Красненькую ягодку Думал я, что сладкую, А она — как хина.
136 137 То ли эта ягодка Просто не дозрела, То ль рябина хитрая Подшутить хотела?' Воспитатель объясняет детям, что летом ягоды рябины еще горькие, но осенью, после первых морозов, становятся сладкими, вкусными и очень полезными — из них делают варенье, пастилу, конфеты, ягоды сушат и даже квасят, как капусту. ЛЕПКА «Банкиссоленьямиивареньями» Задачи.Инициировать (пробудить) интерес клепке осенних плодов по представлению. Учить создавать коллективные композиции в прозрачных банках, распределяя вылепленные плоды на разные группы — классифицировать (овощи, фрукты, ягоды, грибы). Формировать представление о том, что разные плоды можно лепить на основе одних и тех же форм. Предварительная работа.Беседа о том, как люди готовят запасы на зиму. Рассказ педагога о том, как звери готовятся к зиме. Дидактические игры «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь» (муляжи). Материалы, инструменты, оборудование.Пластилин, стеки, банки небольшого размера для создания коллективных композиций с этикетками (на картинках изображены: овощное ассорти, компот, грибы, ягоды); клеенки, салфетки, поворотный диск. Картинки с изображением разных плодов (овощи, фрукты, ягоды, грибы). Содержание образовательной деятельности.Вспоминает с детьми разнообразие осенних плодов (овощи, фрукты, ягоды, орехи), способы их заготовки. Показывает пустые банки с красочными этикетками и предлагает наполнить банки соленьями, вареньями и компотами, чтобы помочь куклам сделать запасы на зиму. Дети рассматривают этикетки и стараются определить, что можно положить в ту или иную банку. Педагог уточняет и обобщает предположения (ответы) детей: «На этой этикетке нарисованы помидор, огурец, кабачок — в эту банку можно положить разные соленья из овощей: красные, желтые и зеленые помидоры, огурцы, кабачки, лук и чеснок. А на этой этикетке мы видим клубничку, малинку, крыжовник — в эту банку можно поместить варенье из ягод. В эту банку — компот из фруктов: яблок, груш, слив. А в эту — грибы».
138 Затем педагог показывает шар, заранее вылепленный из красного пластилина, и спрашивает, что это такое. Подводит детей к тому, что может быть несколько вариантов ответов: помидор (помещает в банку с соленьями) или яблоко (укладываем в банку с компотом). Предлагает детям слепить то, что они сами захотят, чтобы наполнить банки. Еще раз показывает этикетки и называет: соленья из овощей и грибов, компот из фруктов, варенье из ягод. Подсказывает, что каждый ребенок может слепить запасы для наполнения одной банки или нескольких (по своему желанию). Дети начинают лепить и выкладывают пластилиновые поделки сначала рядом на свою салфетку, чтобы видеть то, что сделано, и сравнивать плоды между собой (каждый ребенок может слепить от 3 до 7 осенних плодов — разных или одинаковых). Педагог помогает советами, вопросами, индивидуальным показом. За несколько минут до конца занятия педагог проходит с разными банками поочередно и просит наполнить. Дети складывают свои пластилиновые плоды, ориентируясь по этикетке и по виду плодов (овощи, фрукты, ягоды, грибы). Последующая работа.Использование банок с вареньями-соленьями-компотами в разных играх («Магазин», «Семья», «Кукольный домик»). Рисование гостинцев для белки (по замыслу). МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №4 Задачи.Учить детей определять пространственные характеристики предметов: широкий — узкий, шире — уже. Показать относительность величины предметов. Учить различать пространственное направление в непосредственной близости от себя: спереди — сзади. Развивать произвольное внимание и память. Материалы, инструменты, оборудование.Демонстрационный материал: наборное полотно, или фланелеграф, или магнитная доска. Три полоски картона или плотной бумаги разного цвета, но одинаковой 139 длины — 35 см и разной ширины: 10 см, 7 см, 4 см. Четыре игрушки: кукла, машинка, мяч, медвежонок. Раздаточный материал: по три полоски бумаги разного цвета (например, желтая, синяя, белая) длиной 25 см, шириной: 7 см, 4 см, 2 см соответственно. Содержание образовательной деятельности.Воспитатель вывешивает наборное полотно. Ставит вертикально в него две полоски плотной бумаги или картона разной ширины и цвета — зеленую и красную (см. рисунок). Воспитатель предлагает детям представить, что это дорожки во дворе дома и спрашивает их, одинаковые ли они по ширине. Дети отвечают, что зеленая дорожка — широкая, а красная — узкая. Воспитатель просит одного или двух ребят по желанию подойти к доске и показать широкую и узкую дорожки. Дети показывают. Воспитатель, предлагает проверить это. Накладывает узкую полоску на широкую. Обращает внимание детей на то, что нижние края полосок должны совпадать. Дети видят, что красная полоска полностью уместилась на зеленой, а от зеленой виден еще большой кусок. Воспитатель предлагает детям представить, как будто папа и мама вышли во двор и гуляют по дорожкам: папа — по широкой, а мама — по узкой. Двое детей — мальчик и девочка — выходят к доске и «идут», перебирая пальцами вверх по полоскам. Воспитатель просит детей у доски — «папу» и «маму» — выбрать себе «сыночка». Выбранный ребенок подходит к «родителям» и видит, что для него дорожки нет. Тогда воспитатель ставит на доску синюю полоску, которая уже красной. И вместе с детьми удивляется, что теперь красная полоска не самая узкая. Она шире синей. Теперь у «сыночка» есть своя дорожка. У детей на столах две полоски бумаги: желтая и синяя шириной 7 см и 4 см. Воспитатель просит сравнить их по ширине: наложить одну на другую и определить, какая из них широкая, а какая узкая. Напоминает, что полоски должны совпадать по нижнему краю. Дети сравнивают и показывают сначала широкую желтую полоску, называя ее цвет, а затем — узкую синюю. Далее воспитатель раздает детям по белой полоске шириной 2 см, просит наложить ее на синюю и определить, какая полоска уже. Оказывается, что теперь белая полоска уже, чем синяя. Далее проводится игра «Что исчезло?». На столе у воспитателя две игрушки: кукла и мяч. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на стол и запомнить, что на нем лежит. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну игрушку, например, мяч. Дети открывают глаза и говорят, что мяч исчез. Воспитатель возвращает мяч на место. Дети убеждаются, что были правы. Воспитатель просит назвать игрушки на столе. (Кукла и мяч). Затем ставит на стол машинку. Теперь на столе три игрушки. Просит детей назвать и запомнить их. После этого дети снова закрывают глаза. Воспитатель убирает куклу. Предлагает детям открыть глаза и определить, что исчезло. Воспитатель сажает куклу на прежнее место. Воспитатель ставит или сажает на стол четвертую игрушку — медвежонка. Игра повторяется аналогичным образом. Воспитатель приглашает детей встать в круги спрятать руки за спиной, спрашивает, где сейчас находятся их руки — спереди или сзади. Воспитатель кладет в руки каждому какую-нибудь игрушку, легко определяемую на ощупь — башенку, мяч, матрешку, машинку и т. п. (Игрушки, конечно, будут повторяться.) Просит одного из детей назвать, а затем показать, что у него в руках сзади. Затем спрашивает, кому еще попалась такая же игрушка, и просит сделать так, чтобы эта игрушка оказалась спереди, и ее смогли увидеть остальные дети. Далее воспитатель выбирает ребенка с другой игрушкой, и игра повторяется. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Синичкина кладовая» Задачи.Побуждать детей вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них, рассуждать. Кратко передавать содержание отрывка рассказа. Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат детей, интонационную выразительность. Уточнять и закреплять правильное произношение свистящих звуков. Материалы, инструменты, оборудование.Сухая ветка, на ней грибы из бумаги, пластилина и т. п.; тарелочка из соломки, в которой лежат шишки, орехи, семечки. Игрушечная белка. Картинка с нарисованной сорокой. Корзиночка с предметами и мелкими игрушками, в названиях которых есть звуки «з», «зь» (восемь предметов). Содержание образовательной деятельности.Воспитатель организует на столе «кладовую белочки»: сухую ветку, на ней развешены грибы (из бумаги, пластилина и пр.), тарелочку с шишками, орехами, семечками. Рассматривает эти предметы вместе с детьми. Задает вопрос: «Кто же все это припас?» Выслушивает догадки и рассуждения Детей. Воспитатель подсказывает, загадывая загадку: Я скачу туда-сюда По деревьям ловко. Не пустует никогда У меня кладовка. (Белка)' —-- —_---- .—. Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 5.
140 141 Задает детям вопрос: зачем нужны белочке запасы? Выслушивает рассуждения детей. Затем воспитатель сажает в «кладовую» белку-игрушку и спрашивает детей: Каким словом можно охарактеризовать белочку, которая делает запасы? Какая она? (Запасливая). Воспитатель говорит детям, что запасы на зиму делают многие звери. Читает отрывок из рассказа Н. Сладкова «Синичкина кладовая». Демонстрирует иллюстрации по ходу чтения. Осень пришла. Холода, дожди и ветры в лес принесла. Попрятались жуки-пауки, а семена и ягоды того и гляди снег засыплет. Пора жителям леса запасы на зиму делать. Каждый в лесу запасает по-своему. Белка по сучкам грибы развесила, на зиму насушила. Водяная крыса картошки с огорода натаскала, в свою нору спрятала. Хомяк наносил с поля овса и гороха. В норе по углам разложил. Сам рядом спит — свой припас сторожит. Одна синичка хохлатая не на себя, а на всех запасла! Жуков-пауков, семена-зернышки во все щели спрятала. Кто найдет зимой — тот пусть и угощается. На всех хватит. Еще и синичке останется/' Педагог обсуждает с детьми, что их удивило в этом рассказе, что нового они узнали, выслушивает их свободные высказывания. Затем спрашивает, о ком они хотели бы услышать еще раз, и зачитывает отрывки по желанию детей. После этого предлагает одному из детей по желанию рассказать, как разные звери делают запасы на зиму. Ребенок может пересказать любую часть рассказа. Далее воспитатель обращается к детям со словами: «Многие звери запасают на зиму еду. А есть такая птица — сорока (показывает картинку), которая запасает в гнезде разные блестящие вещицы». Педагог достает корзиночку с предметами и говорит: «Вот как будто гнездо сороки. Давайте узнаем, что припасла сорока». Дети подходят к столу, достают предмет, рассматривают его, демонстрируют всем детям и называют. В игре используются предметы и мягкие игрушки (могут быть поделки из бумаги, ткани): значок, заколка, зеркальце, запонка, звездочка, зонтик, замок, заяц, зебра, ваза, коза, обезьяна. После этого организуется игра «Скажи, как я». Воспитатель демонстрирует предмет, называет его, интонационно выделяя звук «з» или «зь». Дети хором произносят слово так же и выделяют звук изолированно. В заключение дети садятся на корточки и читают скороговорку: «Заяц косой сидит за осокой-травой»2. Меняют громкость, темп и интонацию. Затем задают вопросы, интонационно выделяя одно слово, и отвечают на них: — Заяц косой сидит за осокой-травой? (Сидит). — Заяц косой сидит за осокой-травой? (За осокой-травой). 1 Сладкое Н. Синичкина кладовая. — М.: Малыш, 1989. С. 10. 2 Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки / Сост. Г.М.Науменко. — НОЯБРЬ. 9 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы.На этой неделе продолжится работа по обогащению представлений детей о сезонных изменениях в природе, о том, как животные готовятся к зиме. Дети будут наблюдать за поведением птиц на улице и питомцев живого уголка группы. Содержание русской народной сказки «Три медведя» станет основой для разнообразной продуктивной деятельности детей на занятиях. На занятии по конструированию воспитатель предложит детям сделать для семьи медведей мебель из строительного материала, на занятии по лепке — слепить миски трех размеров, обучая приему трансформирования формы шара; на занятии по рисованию — украсить декоративные салфетки, осваивая принцип ритмичного повтора элементов в узоре. Внутри этой интересной для детей деятельности педагог будет иметь возможность закреплять представления детей о величине, учить их выкладывать сериационный ряд, ориентируясь на параметры величины (длина, ширина, высота) и ее градацию (большой — поменьше — самый маленький, низкий - повыше - самый высокий и пр.) На занятии по познанию окружающего мира продолжится работа по обогащению представления детей о разнообразии предметов мебели, их назначении. На занятии по развитию речи будет инициироваться использование прилагательных и диалогическое общение. Дети также будут слушать русскую народную сказку «У страха глаза велики» и авторские современные сказки, похожие на нее по сюжету и главной мысли. Воспитатель будет учить их вслушиваться и понимать смысл, высказываться и рассуждать, сравнивать услышанные произведения.
143
144
Наблюдения в природе. Наблюдения на прогулке. Воспитатель объясняет, что наступил последний месяц осени — ноябрь. (В северных регионах ноябрь — это Уже первый зимний месяц.) Воспитатель подчеркивает, что становится все холоднее. Дети продолжают наблюдать за лужами, обра-Щая внимание на то, что они все чаще по утрам покрываются коркой льда. Воспитатель рассказывает, что многие животные в лесу, на лугу 145 и даже на территории детского сада готовятся к зиме. Многим из них тоже нужны домики, правда, домики у них особенные, они не похожи на дома людей. Воспитатель спрашивает, кто из детей знает, что делает зимой бурый медведь. Воспитатель рассказывает, что бурый медведь зимой спит в своем доме, который называется берлогой, а осенью он очень много ест, чтобы накопить запасы жира, ведь он всю зиму спит без пищи. Это только в сказках медведи живут в домиках, едят из тарелок и спят в кроватках (дети вспоминают недавно прочитанную сказку «Три медведя»). Воспитатель рассказывает, что берлога настоящего медведя обычно бывает в густой чаще леса, куда трудно добраться людям. Этот зверь роет берлогу под корягами больших деревьев. Зимой ее заносит снегом, будто медведь укрывается снежным покрывалом, под которым ему не холодно спать всю зиму. (Демонстрация картинки.) Воспитатель предлагает продолжить в течение недели наблюдение за птицами, чтобы выяснить, какие из них остались зимовать. Дети кормят птиц, подкладывая еду (пшено, семена подсолнечника, хлебные крошки) в кормушки во время каждой прогулки. Воспитатель обращает внимание на то, что разным птицам нужна разная еда. При этом дети не кормят птиц конфетами и другими сладостями, так как от этого те могут заболеть. Воспитатель обращает внимание на то, как распушены перья воробышков в холодную погоду, что в холодное время многие птицы меньше двигаются, чтобы сберечь тепло. Дети наблюдают за одной из птиц: что она делает, издает ли звуки, что ест, какие места предпочитает на территории детского сада. В заключение воспитатель подводит итог. Животные осенью готовятся к зиме по-разному: одни готовятся к спячке (медведь, еж), другие запасают пищу и меняют цвет шубки (заяц, белка). Некоторые птицы (скворцы, ласточки) улетают на юг, туда, где тепло, а другие (воробьи, вороны, синицы) остаются зимовать, и их надо подкармливать, помогать пережить холодную зиму. Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Воспитатель обсуждает с детьми, готовятся ли обитатели уголка природы к зиме, и предлагает детям подумать, почему морская свинка или хомячок осенью и зимой ведут себя в уголке природы так же, как и летом, весной, нужно ли им спать зимой? Воспитатель подчеркивает, что в уголке природы у животных всегда есть в достатке пища, вода, к тому же здесь не бывает снега и дождя, и всегда тепло. Воспитатель предлагает понаблюдать в течение недели за тем, что делают обитатели уголка природы, чтобы выяснить, одинаково ли они ведут себя каждый день или их поведение меняется. В конце недели воспитатель вместе с детьми подводит итог: дети вспоминают обо всем, что видели в уголке природы, рассказывают, что делали морская свинка, попугайчик, хомячок, чем их поведение похоже, а чем отличается. Воспитатель подчеркивает, что все животные, как и люди, живые, значит, нужно бережно к ним относиться, ухаживать за 146 ними не стучать по стеклу, по клетке, чтобы не испугать. Воспитатель спрашивает: _ Что можно делать в нашем уголке природы (зимнем саду, экологической комнате)? (Наблюдать за животными, рассматривать их, общаться с ними.) — Чего не нужно делать в нашем уголке природы? Что может ис — Что нужно делать в нашем уголке природы, чтобы его обитате Формирование игровых уменийи поддержка сюжетно-ролевой игры. Событием недели может быть сказка о трех медведях и ее «ожившие» персонажи (мишки-игрушки разного размера). Дети могут поиграть в «медвежью семью». Предметно-игровую среду они уже способны приготовить и сами, используя умения, полученные на занятиях по конструированию. Например, построить дом для трех медведей из крупных блоков-модулей напольного конструктора. Также дети могут взять в игру вылепленную на занятии посуду, сделанную из строительного материала мебель (стол, стулья, кровать). Использование детских поделок в играх обогащает ассортимент игрушек, побуждает детей к играм на разные темы. Игровая ситуация сохраняется в группе, пока дети не утратят интерес к ней. Они периодически возвращаются к этой игре, включают других персонажей, придумывают новые события, что способствует развитию творческих замыслов. Игра по мотивам прочитанных на этой неделе сказок может быть сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной, импровизированной. Воспитатель постепенно приучает детей к тому, чтобы они сами создавали игровую ситуацию, придумывали и реализовывали свои замыслы. Дети с ограниченным игровым опытом затрудняются в создании игрового замысла, часто им не хватает знаний и впечатлений. Надежным партнером им всегда будет воспитатель, который поможет отобрать интересные, доступные события, поможет подобрать роль, игровые действия и средства их реализации, подберет вместе с ребенком игровой материал. При этом воспитатель активизирует ребенка и вовлекает его в создание и воплощение замысла. Так, формируя игровые умения в совместной игре с ребенком, воспитатель помогает постепенно переходить от игр по предложенному сюжету к играм по собственному замыслу. Для многих детей более доступной остается индивидуальная игра с игрушками, где они не должны согласовывать свои замыслы с партнерами. Однако сюжетные события и взаимоотношения меж-ДУ игрушками в такой игре могут быть достаточно сложными. Педагог наблюдает за подобной игрой и иногда подключается в нее сам, а затем привлекает и какого-либо партнера-ребенка. Это позволяет 147
«изобретателю» игры побыть какое-то время в роли лидера и нередко способствует поднятию его игрового и социального статуса, что ведет к повышению эмоциональной комфортности у такого (как правило, не очень уверенного в себе) ребенка. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Как коза избушку построила» Задачи.Обогащать содержание общения детей. Развивать диалогическое общение со сверстниками. Активизировать прилагательные. Побуждать соотносить глагол и выразительное движение. Уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков. Материалы, инструменты, оборудование.Букет осенних листьев. Вазы с ветками ели, березы, дуба (могут быть самодельные или искусственные). Элементы костюмов: козы, козлят, деревьев (по усмотрению воспитателя). Гербарий с листьями березы, клена, дуба. Содержание образовательной деятельности.Воспитатель обращается к детям со словами: — Между летом и зимой природа готовится ко сну. Засыхает трава, Педагог достает букет осенних листьев. Рассматривает их с детьми. — Вот ветка березы. Маленькие листочки пожелтели. А это листья Воспитатель показывает детям гербарий, дети передают листья друг другу по цепочке. В это время воспитатель читает текст Н. Сладкова: «Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали, как солнышки — багряными и золотыми^». — Есть такое дерево, которое и зимой, и летом зеленое. Какое де Далее воспитатель загадывает детям загадку: Летают, кружатся, На землю ложатся... (Листья дерева)2
2 Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно. /Сост. Г.М. Науменко. — М.: Дет Спрашивает детей: «Как вы догадались, что это листья?» Выслушивает рассуждения детей. Затем педагог обращается к детям: «Представьте себе, что наш ковер"— поляна, усыпанная опавшими листьями. Походим по ковру из листьев, пошелестим, пошуршим: ших-ших-ших». Дети ходят по ковру, «шелестят листьями», садятся на места. Воспитатель просит детей сказать, какие были листья под ногами (желтые, красные, разноцветные, шуршащие, красивые, золотые, резные, узорчатые, осенние и т. п.). Воспитатель обобщает и распространяет высказывания детей, после чего читает стихотворение А. Аркадьевой: В листопад, в листопад Листья желтые шуршат. Шурш — шуршат, Шурш — шуршат.1 Последние строки дети повторяют хором вместе с воспитателем 2 раза. Далее воспитатель рассказывает своими словами отрывки из русской народной сказки «Как коза избушку построила»: — У козы с козлятами была ленивая хозяйка. Травки не давала, клю Пошли они к елке. (Демонстрирует ветку елки. Ставит ее на пол.) — Елка, елка, можно нам под тобой избушку построить ? Не строй подо мной избушку, — отвечает елка. — Шишки с меня упадут, козляток ушибут. Ищите место получше! Пошли коза с козлятками дальше. Вот высокий дуб стоит. (Демонстрирует высокую ветку, ставит ее поодаль от ветки елки.) —Дуб, дуб, можно нам под тобой избушку построить ? —Не строй подо мной избушку, — отвечает дуб. — По осени желуди Пошла коза к березе. (Демонстрирует ветку, ставит ее на расстоянии.) — Березка, березка! Можно мне под тобой избушку построить ? — Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра Обрадовалась коза. Построила под березкой избушку и стала жить в ней со своими козлятками2. Организуется игра по мотивам сказки. Педагог принимает на себя роли деревьев, а троих детей приглашает на роль козы с козлятами. (Дети надевают элементы костюмов).
148 149 Воспитатель подводит детей к еловой ветке и предлагает попросить у елки разрешения построить избушку, тем самым инициирует диалог (в случае необходимости подсказывает слова). Отвечает козе от имени елки. Аналогично разыгрываются другие эпизоды сказки. При повторном разыгрывании все роли принимают на себя дети. Допускается импровизация: дети разыгрывают ролевые диалоги своими словами. Игра повторяется 2 раза. Воспитатель обращается к детям с предложением: «Сейчас я как будто ваша мама — коза, а вы — мои козлята. Мы все живем в избушке под березой. Мама-коза пришла, молочка принесла. Подставляйте, кружечки, козлята. (Условные действия.) Пейте молочко. А что еще делают козлята в избушке?» (Спят, прыгают, играют и т. п.) Воспитатель выслушивает фантазии детей, побуждает изобразить те действия, которые называют дети. — Козлята, идите погулять, травки пощипать. Игра переходит в свободную деятельность детей. ЛЕПКА «Миски для трех медведей» Задачи. Вызвать интерес к лепке атрибутов для сказочных героев. Учить лепить миски для трех медведей разные по величине. Формировать умение планировать работу — делить исходный материал на три неравные части, используя стеку. Учить трансформировать шар усложненным способом — сплющиванием в диск и загибанием бортиков. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Предварительная работа.Чтение русской сказки «Три медведя» (в изложении Л. Н. Толстого). Материалы, инструменты, оборудование.Пластилин, стеки, дощечки или клеенки, салфетки бумажные и матерчатые, миски разного размера (взрослая, детская и кукольная), кукла Машенька в русском костюме. Содержание образовательной деятельности.Воспитатель напоминает детям о том, что они читали сказку про трех медведей. Показывает куклу в народном костюме и говорит: «Это Машенька, которая заблудилась в лесу и попала в избушку к медведям». Спрашивает: «Что Машенька увидела на столе в избушке у медведей?» После ответов детей показывает три миски разного размера (взрослую, детскую, кукольную) и просит помочь Машеньке правильно расставить посуду 150
на столе. Дети помогают распределить миски по размеру: большую — для Михаила Потаповича, среднюю — для Настасьи Петровны и маленькую.— для Мишутки. Предлагает детям слепить еще много мисок для трех медведей, но только так, чтобы все могли угадать, какая миска чья (Мишуткина, Настасьи Пертровны и т. п.). Показывает кусок пластилина или глины и поясняет последовательность работы, привлекая к обсуждению детей (вовлекает в планирование): —на сколько частей нужно разделить кусок пластилина, чтобы —эти три кусочка должны быть одинаковые или разные по вели —как и чем можно разделить пластилин (глину) на три кусочка? —каким способом можно слепить миску? Напоминает один из способов трансформации шара — сплющивание в диск (раскатывание шара круговыми движениями ладоней и равномерное сдавливание). Показывает пластилиновый диск и спрашивает, можно ли в такую тарелочку налить суп или положить кашу (если необходимо, показывает наглядно, как с плоской тарелочки падает еда (кусочки пластилина). Просит детей подумать, как сделать глубокие миски — с высокими бортиками. Подсказывает и показывает, что края плоской тарелочки можно загнуть, чтобы получились бортики, или, напротив, серединку миски аккуратно вдавить — углубить. Затем педагог напоминает, что Машенька попросила слепить для медведей много посуды разного размера. Дети выбирают цвет пластилина по своему желанию, делят стекой на три части и лепят по три миски с высокими бортиками.
В конце занятия педагог от лица Машеньки благодарит детей за то, что у медведей в избушке теперь много мисок. Они будут хранить их в посудном шкафу и во время еды выставлять на обеденный стол. Очень хорошо, что они получились разного размера. Потому что Ми-шутка не может съесть большую порцию из большой тарелки. А Михаил Потапович останется голодным, если ему достанется маленькая мисочка. Последующая работа.Часть Детских вылепленных работ можно поставить в «Посудный шкаф» (картонную коробку) в избушке у медведей в дремучем лесу и разместить его на игровой композиции с мебелью, сделанной детьми из строительного материала на занятии по конструированию. 151
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «М е б е л ь » Задачи.Учить детей называть и описывать предметы мебели и их детали, показывать связь между размером, формой предмета и его использованием. Продолжать знакомить детей с разными материалами, профессиями людей. Предварительная работа.Воспитатель вместе с детьми рассматривает и описывает предметы мебели в групповой комнате и спальне, просит детей сказать, какие из них для чего используются. Обращает внимание, что на стуле можно сидеть, но нельзя качаться. Материалы, инструменты, оборудование.Картинки с изображением разных предметов мебели, инструментов для работы по дереву, китайского фарфорового человечка. Игрушечная (кукольная) мебель, сделанная из разных материалов (деревянная, пластмассовая). Детская мебель в группе (пластмассовые и деревянные стулья, пластмассовые и деревянные столы, в том числе расписные). Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение про старый шкаф. Зачитывает стихотворение «Старый шкаф» М. Лукашкиной: Старый шкаф похож на дом — Крыша и окошко. Там, в окошке, за стеклом Пастилы немножко. Чашки. Мамино кольцо. Кофейник. Пара свечек. Важный, круглый, как яйцо, Китайский человечек. Головой кивает он, В гости приглашает... Только дверцу открывать Мне не разрешают1. Педагог спрашивает детей, видели ли они когда-нибудь такую игрушку — китайского человечка, показывает детям картинку с его изображением, объясняет, что такие фигурки изготавливали из фарфора (как и чашки), поэтому они были очень хрупкими — могли легко раз-
152 биться, и обращаться с ними надо было очень осторожно. Вспоминает, что еще стояло в старом шкафу, спрашивает, почему девочке не разрешали открывать дверцу шкафа, делает вывод, что там хранились только взрослые вещи, которые детям трогать нельзя. Воспитатель спрашивает детей, какие еще бывают шкафы, что еще может в них храниться. Показывает картинки с разными видами шкафов, обсуждает с ними, чем они отличаются друг от друга, чем похожи, что в каком шкафу может храниться, где у них полки, что на них лежит или стоит (что ставят, а что кладут на полку). Затем педагог говорит детям, что шкаф — это мебель, спрашивает их, знают ли они, что такое мебель (что мы называем мебелью). Просит назвать, какую мебель увидела девочка Маша в доме у трех медведей, какого размера была эта мебель (большого, среднего и маленького). Воспитатель обсуждает с детьми, какие предметы мебели больше и меньше по размеру и почему (например, столы и стулья детей и взрослых предназначены для людей разного роста, столы не могут быть такой же высоты, как и шкафчики, за ними нельзя будет сидеть и т. д.) Воспитатель предлагает детям рассмотреть образцы игрушечной мебели и решить, для каких кукол какие предметы мебели подходят по размеру, какого они цвета, из чего сделаны, как украшены. Предлагает детям подобрать предметы из одного мебельного гарнитура друг к другу и объяснить, почему они сделали такой выбор. Затем воспитатель спрашивает детей, знают ли они, из каких материалов сделана разная мебель. Обращает их внимание на пластмассовые и деревянные столы и стулья, диван, кресла. Называет еще раз то, что в групповой комнате сделано из дерева. Рассказывает детям, как изготавливают деревянную мебель, говорит, что люди, которые делают мебель и другие вещи (предметы) из дерева, называются столярами. Предлагает детям послушать стихотворение об удивительном столяре. Читает отрывок из стихотворения Д. Хармса «Как-то жил один столяр...»: ...Вот однажды утром рано Он стоял над верстаком И барана из чурбана Ловко делал топором. А закончил он барана, Сразу сделал пастуха, Сделал три аэроплана И четыре петуха1.
153 Воспитатель просит детей вспомнить и назвать, какую мебель делал удивительный столяр (стулья, столы, табуретку, парту, полку), что еще он делал (игрушки: барана, пастуха, петухов). Педагог показывает детям картинки (или сами предметы) и объясняет, какими инструментами пользовался столяр, что такое пила, топор, шило. Последующая работа.Дети могут оборудовать разные квартиры для кукол, рассказать, где что находится, как украшены комнаты. Воспитатель может обсудить с детьми, какую мебель бы они хотели иметь у себя в группе, у себя дома в комнате. КОНСТРУИРОВАНИЕ «Мебель для трех медведей» Задача.Учить детей конструировать по образцу мебель трех величин (кровать, стул). Формировать обобщенный способ обследования конструкции кровати и стула. Учить выделять в конструкциях определенные параметры величины (длина, ширина, высота) и различать три градации величины данных параметров при конструировании предметов мебели (большой — поменьше — маленький, широкий — уже — узкий, длинный - короче — короткий, высокий — ниже — низкий); соотносить их с размерами игрушек (медведей), для которых они предназначены. Материалы, инструменты, оборудование.Набор строительного материала для каждого ребенка (большие и маленькие кубики; кирпичики короткие, средние узкие и широкие пластины, длинные пластины); три игрушечных медведя (большой, средний, маленький). Содержание образовательной деятельности.Педагог показывает детям трех игрушечных медведей и спрашивает, из какой сказки они к нам пришли, уточняет: «Кто из трех медведей был самым маленьким?», «Кто из трех медведей был самым большим медведем?», «Какая была мама-медведица?». Дети вспоминают, отвечая на вопросы педагога: «Какие были кровати у медведей? Были ли они одинаковые по величине? Какая кровать была у медвежонка (мамы-медведицы, папы-медведя)? Почему Машеньке понравилось спать на кроватке маленького Мишутки и не понравилось спать на кроватях больших медведей?». (Машенька была маленькой девочкой, а у Мишутки — кроватка низкая и короткая, в ней уютно; у мамы-медведицы кровать побольше, чем у мишутки, а у папы-медведя кровать самая большая. Он сам большой, а Мишутка — маленький). Затем воспитатель предлагает сделать мебель для трех медведей. Показывает детям кровать, выполненную из 6 длинных пластин и предлагает ее рассмотреть: 154
—Что это? (Кровать.) —Из каких частей она состоит? (Из двух спинок и спального мес • — Как расположены эти части? (Спинки по краям спального места.) —Из каких деталей сделаны спинки кровати? (Из длинных плас —Как стоят длинные пластины, которые заменяют кровати спин —Из каких деталей сделано спальное место? (Из четырех длин —Как расположены эти пластины? (Они лежат на широкой длин Таким образом организуется обследование конструкции в следующей последовательности: охват взором объекта мебели в целом; выделение в ней основных частей; установление пространственного расположения этих частей; выделение строительных деталей, необходимых для конструирования каждой части конструкции и возвращение к целости объекта. Далее воспитатель объясняет и показывает, как сконструировать кровать для самого большого медведя: «Сначала надо взять одну длинную пластину и положить ее на стол на широкую сторону; рядом положить еще три, точно таких же, пластины. Это будет спальное место. Посмотрим, уместится ли наш медведь, когда ляжет спать». Воспитатель кладет медведя на спальное место и отмечает: «Да ему здесь будет удобно. Спальное место получилось длинным и широким. Мы правильно подобрали детали по длине. Из длинных деталей кроватка получилась по росту большому медведю». Дети этого возраста еще не умеют самостоятельно соотносить пространственные характеристики конструкции и объекта — игрушки. Поэтому воспитатель показывает, как это надо делать: «А теперь с одной стороны и с другой стороны спального места мы поставим на узкую длинную грань по одной длинной пластине. Они будут спинками у кровати». Далее воспитатель показывает детям еще две кровати, которые отличаются от первой (большой) по величине (средняя и маленькая). Кровати сконструированы из разных по длине кирпичиков (коротких и средних) и разного их количества. Кровать средней величины сконструирована из 5 кирпичиков средней величины. Из двух кирпичиков сконструированы спинки кровати. Они ставятся на узкую длинную грань; спальное место — из 3 кирпичиков, они кладутся рядом на широкую сторону, вдоль спального места кровати, чтобы кроватка получилась достаточно широкой. Маленькая кровать конструируется из трех кирпичиков. Она получается короткой и узкой, по сравнению с другими кроватями (см. рисунок). 155 Воспитатель обращает внимание детей, что кровати по конструкции похожи, у них много общего и предлагает их рассмотреть: —Что есть у каждой кровати? Что у них общего? (Спинки, спаль —Чем эти кровати отличаются друг от друга? (Они разные по дли —Что можно сказать про эту кровать? (Она большая. У нее длин —А про эту? (Эта кровать поменьше, чем первая). —А про эту? (Эта — маленькая кровать). Воспитатель предлагает детям примерить, поместятся ли медведица и медвежонок на средней и маленькой кроватях. Медведи подбираются в соответствии с размерами деталей строительного материала. После того как дети рассмотрят все три кровати, воспитатель предлагает детям сконструировать каждому одну из них. Далее сконструировать стул, который будет подходить ей по величине (маленький, средний, большой), проговаривая и показывая, как построить стул. • Дети работают самостоятельно. Воспитатель наводящими вопросами помогает детям подобрать детали строительного материала для конструирования стула, соответствующей величины. В конце работы дети ставят у своей кровати стул, а воспитатель проверяет, как они соответствуют друг другу по величине. Созданные детьми конструкции обыгрываются, например, большой медведь пытается лечь на маленькую кроватку или медведица садится на маленький стульчик. При этом воспитатель словесно сопровождает эти действия: «Нет, такой большой медведь сломает Ми-шуткину кроватку, а вот эта кроватка ему подойдет. Она длинная и широкая. Она самая большая». Важно дать возможность каждому ребенку положить медведей в «свои» кроватки и посадить на стулья, сделанные им самим.
РИСОВАНИЕ «Салфетки с узором для трех медведей» Задачи.Учить детей создавать узоры — украшать «салфетки» разного размера орнаментом из чередующихся элементов в разных сочетаниях цвета и формы (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые, штрихи). Пояснить зависимость орнамента от формы салфетки. Развивать чувство цвета, ритма и пропорций. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Предварительная работа.Рассматривание узоров на разных изделиях декоративно-прикладного искусства (салфетках, платках, скатертях, шарфах). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |