Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.




Игрушки и дидактические материалы, используемые воспитателем на занятии, пополняют игровые уголки. Они способствуют появле­нию новых ролей, новых событий, разных условных действий. Дети используют их в режиссерских играх, когда говорят и действуют за нескольких персонажей. Это приносит радость детям, эмоциональ­ный комфорт.

Можно развернуть игру-драматизацию по мотивам любого из про­читанных художественных произведений. Дети могут принять роли персонажей и на себя. Тогда дети не только выполняют действия, свя­занные с персонажами, но и общаются друг с другом как партнеры, воспринимают участников игры как носителей других ролей. Педагог помогает изобразить характерные особенности некоторых животных (мишка — неуклюжий, говорит низким голосом; лиса — хитрая, голо­сок у нее ласковый, вкрадчивый и пр.). Не надо стремиться к запоми­нанию и точному воспроизведению текста произведения. Дети могут импровизировать, включать в игру других персонажей, придумывать другие события. Здесь должен быть простор для детского творчества. В игру-драматизацию воспитатель отбирает простые, доступные детям игровые действия, однако в них уже вносится оттенок эмоционально окрашенной речи. Педагог учит детей передавать черты характеров персонажей. В такой игре дети учатся согласовывать свои действия, слушать партнера и говорить по очереди.

130


Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.Конструиро­вание из природного материала. Важно приобщать детей к рассматри­ванию природного материала как средства для создания разного рода поделок, показывать основные приемы построения образа способом


«опредмечивания» (достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного расположения). Учить «видеть» разные образы в одном элементе природного материала, например, в одном корне, который имеет несколько ответвлений, «видеть» и медузу, и бороду, и метлу без ручки, и букет, и т. п.

Педагог вместе с детьми рассматривает природный материал — ветки, корни деревьев, кустов, желуди, плоды каштана, крылатки клена и ясеня, шишки ели и сосны, листья разных деревьев. Показы­вает разветвленный корень в разных ракурсах, помогает детям уви­деть разные образы, убирая какие-то детали (закрывая рукой) или дополняя (ягодами, мхом и т. п.)

После рассматривания природного материала, детям предлагает­ся создать увиденный в материале образ. Воспитатель дает им мелкий дополнительный природный материал и пластилин для склеивания деталей. Он нацеливает детей на включение сконструированных об­разов в широкий контекст, например, по мотивам знакомых сказок. Дети объединяют несколько образов на одной «площадке» (подстав­ке), где происходит «доводка» образа. Воспитатель помогает детям наводящими вопросами типа: «Почему у зайца, щенка и др. уши при­жаты, он чего-то испугался, он трусишка?»; «Почему у твоего героя грустный вид?»; «Он скучает по своим друзьям?»; «Кто у него дру­зья?». Сам воспитатель при этом подсказывает идеи, активно дейс­твует вместе с детьми.

ПРИРОДА «В гости к рябине»

Задачи.Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках, пока­зать на примере рябины взаимосвязь дерева с окружающей средой, воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Материалы, инструменты, оборудование.Сделанные из цветной бумаги фигурки: капелька воды, солнышко, птица; земля в мешочке (все эти предметы можно заранее сделать вместе с детьми). Лупы.

Содержание образовательной деятельности.Занятие проводится на территории детского сада. Воспитатель напоминает детям о путешес­твии в царство цветов и рассказывает, что в этот раз они отправятся в гости к другим растениям — деревьям. Воспитатель просит показать деревья на участке и вспоминает вместе с детьми, как они называют­ся. Затем воспитатель говорит, что сегодня дети отправятся в гости к самому яркому осеннему дереву и описывает его, не называя. После того, как дети отгадали, о каком дереве идет речь, воспитатель гово­рит: «Раз, два, три, к рябине беги!» Дети собираются вокруг рябины. Воспитатель рассказывает:

131


—Ребята, мы пришли в гости к одному из наших самых люби­
мых деревьев — рябине. О ней придумано много стихов, загадок
и песен! Давайте с ней поздороваемся: «Здравствуй, рябинка! Мы
пришли к тебе в гости!» Посмотрите, она в ответ качает веточками.
Наверное, хочет, чтобы мы с ней познакомились поближе. Давай­
те рассмотрим рябину, расскажем, что есть у дерева (ствол, ветви,
листья, плоды).

—Погладьте кору рябины, какая она — гладкая или шершавая?
Теплая или холодная? Рассмотрите внимательно кору. Кора — это
«одежда» рябины, она ее спасает от холода. А везде ли кора гладкая?
Есть ли на коре трещинки? Может, в этих трещинках есть паучки или
жучки? Сейчас осень, и многие насекомые в это время прячутся на
зиму под корой деревьев, потому что там теплее. Возьмите лупы и
рассмотрите кору еще раз.

—Обнимите рябину. А теперь попробуйте вытащить наше дерево
из земли. Не получается? Почему? Нас ведь так много, и мы так ста­
раемся, а рябина даже с места не сдвинулась. Дерево в земле держат
большие, сильные корни. Так что даже сильный ветер не может вы­
дернуть его из земли.

—Посмотрите на ветви рябины: они толстые или тонкие? Направ­
лены вверх или свисают? А теперь рассмотрим листочки дерева. Где
сейчас больше листочков — на ветках или под деревом? Какого они
цвета? На что похожи? Кто найдет самый большой листочек (самый
маленький)? Давайте возьмем по одному листочку в руки и рассмот­
рим его. Чем он отличает от листочка березы (клена, дуба). Погладьте
листочек — какой он? Обведите пальчиком по краешку листочка. Где
у него кончик? Какой он? Давайте возьмем эти листочки в группу на
память о нашей встрече с рябиной.

Вместе с детьми воспитатель рассматривает гроздь рябины: ягод много, каждая ягодка висит на своей тоненькой веточке, которые со­единяются в более толстые, а потом объединяются в одну большую общую ветку.

Затем воспитатель говорит детям, что когда ходят в гости, то берут с собой подарки. Давайте и мы подарим дереву подарки. Вот у нас есть солнышко. Как вы думаете, оно нужно рябине? Конечно, оно дает ей свет и тепло. Давайте повесим его на веточку. А еще у нас есть капель­ка воды. Нужна она рябине? Да, дерево пьет воду, как и мы с вами. Значит, подарим рябине и капельку, повесим ее на веточку. Откуда берется вода? Рябину поливает дождик. Весной тает снег, текут ручьи. Они тоже могут напоить дерево. Если летом долго не будет дождя, мы с вами польем землю у дерева. Еще один подарок для рябины у меня в мешочке. Потрогайте, может, вы узнаете, что там находится. (Дети трогают мешочек и на ощупь пытаются отгадать, что в нем лежит.) В мешочке земля. Это тоже подарок для нашей рябины. (Воспитатель открывает мешочек, показывает.) Как вы думаете, нужна рябине зем­ля? Конечно, она растет в земле, земля ее кормит и поит. Давайте вы-

132


сыплем землю под нашу рябину, чтобы она лучше росла. А еще у нас есть вот такая птица. Деревья любят, когда к ним прилетают птицы. Летом птицы спасают их от гусениц. Посадим птицу на ветку? Скоро зима, еды у птиц становится все меньше. Но многие птицы прилета­ют к рябине лакомиться ее ягодами (дрозды, снегири).

Вот какие замечательные подарки мы подарили нашей рябине! Давайте все вместе вспомним, какие это подарки и для чего мы их по­дарили нашему дереву. (Дети с воспитателем показывают и называют подарки, объясняют их значение для жизни дерева). А еще рябине очень нужны наша забота, внимание и помощь. Поэтому мы еще не раз будем приходить к нашей рябине и осенью, и зимой, и весной, и летом. Зимой мы будем приносить еду для птиц и класть ее в кормуш­ку, наблюдать за птицами.

В конце занятия воспитатель повторяет игру «Раз, два, три, к дере­ву беги!», называя другие деревья участка и обращая внимание детей на то, чем эти деревья отличаются от рябины.

РИСОВАНИЕ «Гроздь рябинки»

Задачи.Учить детей рисовать кисть рябины ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок — приемом ритмичного «при-макивания» ворса кисти. Закрепить представление о строении гроз­ди. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отраже­нию в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Предварительная работа.Наблюдение за деревьями (рябиной, ка­линой), рассматривание их плодов.

Материалы, инструменты, оборудование.Краски гуашевые (крас­ного, оранжевого, зеленого, желтого цвета), цветные карандаши, листы тонированной бумаги (голубого, синего, бирюзового, фиоле­тового цвета) для свободного выбора фона, ватные палочки, салфет­ки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки или клеенки для ватных палочек.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель показы­вает детям букет из веток рябины или отдельную гроздь, предлагает полюбоваться и читает стихотворение:

Как рябина хороша: И кудрява, и стройна. Украшая весь наряд, Гроздья красные горят1.

Автор — А. Аркадьева.

133


 


Воспитатель предлагает детям нарисовать красками картинку на сюжет этого стихотворения — листочек и гроздь рябины.

Спрашивает детей, как выглядит гроздь рябинки и как ее можно изобразить. Показывает разные приемы модульного рисования с по­мощью ватной палочки или пальчиков.

Затем просит подумать, как можно нарисовать листок рябины. Показывает прием ритмичного «примакивания» всего ворса кисти к листу бумаги. Уточняет последовательность действий, учит детей планировать работу:

— Сначала мы возьмем цветные карандаши и нарисуем в верхней части листа паучка, который путешествует по свету на тонкой пау­тинке, и основу для листочка — черешок — тонкую линию. Рисуем вверху, чтобы осталось место для грозди рябинки. Потом берем кис­точку и рисуем лист рябины — «примакиваем»: шлеп-шлеп, так-так, раз-раз. (Повторяющиеся ритмичные слова «шлеп-шлеп» или другие позволяют детям уловить ритм движения.) Ну, а гроздь рябинки луч­ше всего поместить под листком (см. рисунок). У нас как раз осталось место для ягодок. Рябинку будем рисовать кто как хочет — пальчика­ми или ватными палочками.

Последующая работа.После занятия оформляется экспресс-вы­ставка рисунков для родителей или они используются для оформле­ния зала к осеннему празднику.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Времена года. Осень»

Задачи. Формировать первоначальные представления детей о вре­менах года, их последовательности и цикличности. Знакомить с за­готовкой продуктов впрок, со способами длительного хранения про­дуктов. Приобщать к традициям и обычаям русского народа.


Материалы, инструменты, оборудование.Картинки с изображения­ми разных времен года, несколько засушенных кусочков яблока, гру­ши, сливы (чернослив), гречка, мед, баночки с вареньем и компотом.

. Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предлага­ет детям послушать стихотворение. Читает отрывок из стихотворения «Когда это бывает?» (автор — Е. Трутнева):

Пусты поля, Мокнет земля, День убывает. Когда это бывает?'

Педагог выслушивает ответы детей, обобщает их, отмечает, что в стихотворении говорится про осень. Спрашивает, какое сейчас время года, какая погода на улице, теплая или холодная, идет ли дождик, что происходит с деревьями. Делает вывод, что сейчас на дворе осень. Затем обсуждает, что еще происходит осенью (пти­цы улетают на юг, созревает урожай и т.д.). Предлагает послушать стихотворение и сказать, какие подарки принесла нам осень. Чи­тает отрывок из стихотворения «Осень спросим» (автор — Е. Бла­гинина):

—      Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, Осень, спросим, Что в подарок принесла?

— Принесла я вам муки!

— Значит, будут пирожки!

— Принесла вам гречки!

— Каша будет в печке!

— Принесла вам овощей!

— И для каши и для щей!

— Рады ли вы грушам?

— Мы их впрок насушим!

— А уж яблоки — что мед!

— На варенье, на компот!

— Принесла и меду!

— Полную колоду!

— Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

— Дождику вы рады?

— Не хотим, не надо!2

Трутнева Е.Ф. Проталинки. Стихи. — М: Детская литература, 1973. С. 3. Благинина Е. Стихи, сказки и игры. — М.: Стрекоза-Пресс, 2006. С. 63.


 


134


135


Дети вспоминают и называют, какие подарки принесла нам осень, педагог подчеркивает, что именно осенью созревают на полях коло­сья пшеницы и ржи, из которых делают хлеб; фрукты и овощи в садах и на огородах; пчелы накапливают в ульях сделанный ими мед. Затем воспитатель спрашивает детей, знают ли они, какое время года было до осени, какое наступит потом. Предлагает послушать рассказ о вре­менах года — «Четыре желания» (автор — К. Д. Ушинский):

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерз­шей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была.

Запиши свое желание в мою карманную книжку, сказал отец.
Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зе­леному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный

день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету кон­
ца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды: румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорит отцу:

Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете1.

После чтения рассказа воспитатель просит вспомнить, что нрави­лось делать мальчику Мите зимой, весной, летом, осенью. По мере называния разных времен года воспитатель выставляет соответству­ющие картинки.

Затем предлагает детям попробовать отгадать загадки о других временах года и сказать, когда это бывает. Зачитывает следующие от­рывки из стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?»:

Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет Когда это бывает?

Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает Когда это бывает?


Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает. Когда это бывает?

Педагог просит детей вспомнить и назвать последовательно, о каких временах года идет речь. Напоминает детям, что год состоит из четырех времен года — зимы, весны, лета и осени, когда закан­чивается один год, начинается другой, и все повторяется снова, пос­ле зимы наступает весна, после весны — лето, после лета — осень, а после осени — вновь зима. Спрашивает детей, сколько им сейчас лет, выслушивает их ответы. Так как большинству детей в этой группе должно уже исполниться 4 года, обращает их внимание на слово год, подчеркивает его.

Затем воспитатель напоминает, что за осенью наступит зима, ста­нет холодно, землю покроет снег, зимой на деревьях не будет ни яб­лок, ни груш, ни слив, на огороде не будут расти ни морковка, ни ка­пуста, ни помидоры, ни другие овощи. Спрашивает детей, как можно сохранить все подарки осени зимой. Показывает им кусочки сушено­го яблока, груши, чернослив. Дети трогают их, называют, какие они (твердые, сухие, жесткие и т.п.). Затем на глазах у детей воспитатель заливает сухофрукты горячей водой и предлагает им подождать и ве­чером посмотреть, что же будет с ними происходить. В это время до­стает и показывает им баночку с вареньем, дает детям попробовать, спрашивает, что это такое.

Воспитатель обобщает увиденное детьми и рассказывает им, как сохраняют на зиму разные продукты: что овощи можно засолить, овощи и фрукты засушить, фрукты сварить с сахаром и сделать из них варенье, компот или цукаты. Кроме того, овощи, и фрукты можно заморозить и хранить в морозильнике.

В заключение занятия воспитатель предлагает детям послушать загадку:

В сенокос — горька, А в мороз — сладка, Что за ягодка?

(Рябина)

Для того чтобы дети отгадали эту загадку, предлагает им послу­шать подсказку и читает стихотворение Ирины Токмаковой «Рябина» (по ходу чтения поясняет, что хина — это такое горькое лекарство):

Красненькую ягодку
'                                            Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую, А она — как хина.


Ушинский К.Д. Рассказы и сказки. — М.: Стрекоза-Пресс, 2004. С. 19.


136


137


То ли эта ягодка Просто не дозрела, То ль рябина хитрая Подшутить хотела?'

Воспитатель объясняет детям, что летом ягоды рябины еще горь­кие, но осенью, после первых морозов, становятся сладкими, вкус­ными и очень полезными — из них делают варенье, пастилу, конфе­ты, ягоды сушат и даже квасят, как капусту.

ЛЕПКА «Банкиссоленьямиивареньями»

Задачи.Инициировать (пробудить) интерес клепке осенних пло­дов по представлению. Учить создавать коллективные композиции в прозрачных банках, распределяя вылепленные плоды на разные группы — классифицировать (овощи, фрукты, ягоды, грибы). Фор­мировать представление о том, что разные плоды можно лепить на основе одних и тех же форм.

Предварительная работа.Беседа о том, как люди готовят запасы на зиму. Рассказ педагога о том, как звери готовятся к зиме. Дидактичес­кие игры «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь» (муляжи).

Материалы, инструменты, оборудование.Пластилин, стеки, банки небольшого размера для создания коллективных композиций с эти­кетками (на картинках изображены: овощное ассорти, компот, гри­бы, ягоды); клеенки, салфетки, поворотный диск. Картинки с изоб­ражением разных плодов (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Содержание образовательной деятельности.Вспоминает с детьми разнообразие осенних плодов (овощи, фрукты, ягоды, орехи), спо­собы их заготовки.

Показывает пустые банки с красочными этикетками и предлагает наполнить банки соленьями, вареньями и компотами, чтобы помочь куклам сделать запасы на зиму. Дети рассматривают этикетки и стара­ются определить, что можно положить в ту или иную банку. Педагог уточняет и обобщает предположения (ответы) детей: «На этой этикет­ке нарисованы помидор, огурец, кабачок — в эту банку можно поло­жить разные соленья из овощей: красные, желтые и зеленые помидоры, огурцы, кабачки, лук и чеснок. А на этой этикетке мы видим клубничку, малинку, крыжовник — в эту банку можно поместить варенье из ягод. В эту банку — компот из фруктов: яблок, груш, слив. А в эту — грибы».

Токмакова И. Поиграем! Стихи. — М: Эксмо, 2009. С. 67.

138


Затем педагог показывает шар, заранее вылепленный из красного пластилина, и спрашивает, что это такое. Подводит детей к тому, что может быть несколько вариантов ответов: помидор (помещает в бан­ку с соленьями) или яблоко (укладываем в банку с компотом).

Предлагает детям слепить то, что они сами захотят, чтобы напол­нить банки. Еще раз показывает этикетки и называет: соленья из ово­щей и грибов, компот из фруктов, варенье из ягод. Подсказывает, что каждый ребенок может слепить запасы для наполнения одной банки или нескольких (по своему желанию).

Дети начинают лепить и выкладывают пластилиновые поделки сначала рядом на свою салфетку, чтобы видеть то, что сделано, и срав­нивать плоды между собой (каждый ребенок может слепить от 3 до 7 осенних плодов — разных или одинаковых). Педагог помогает совета­ми, вопросами, индивидуальным показом. За несколько минут до кон­ца занятия педагог проходит с разными банками поочередно и просит наполнить. Дети складывают свои пластилиновые плоды, ориентиру­ясь по этикетке и по виду плодов (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Последующая работа.Использование банок с вареньями-солень­ями-компотами в разных играх («Магазин», «Семья», «Кукольный домик»). Рисование гостинцев для белки (по замыслу).

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Занятие №4

Задачи.Учить детей определять пространственные характерис­тики предметов: широкий — узкий, шире — уже. Показать относи­тельность величины предметов. Учить различать пространственное направление в непосредственной близости от себя: спереди — сзади. Развивать произвольное внимание и память.

Материалы, инструменты, оборудование.Демонстрационный мате­риал: наборное полотно, или фланелеграф, или магнитная доска. Три полоски картона или плотной бумаги разного цвета, но одинаковой

139


длины — 35 см и разной ширины: 10 см, 7 см, 4 см. Четыре игрушки: кукла, машинка, мяч, медвежонок.

Раздаточный материал: по три полоски бумаги разного цвета (на­пример, желтая, синяя, белая) длиной 25 см, шириной: 7 см, 4 см, 2 см соответственно.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель вывешива­ет наборное полотно. Ставит вертикально в него две полоски плотной бумаги или картона разной ширины и цвета — зеленую и красную (см. рисунок). Воспитатель предлагает детям представить, что это дорожки во дворе дома и спрашивает их, одинаковые ли они по ширине. Дети отвечают, что зеленая дорожка — широкая, а красная — узкая.

Воспитатель просит одного или двух ребят по желанию подойти к доске и показать широкую и узкую дорожки. Дети показывают.

Воспитатель, предлагает проверить это. Накладывает узкую по­лоску на широкую. Обращает внимание детей на то, что нижние края полосок должны совпадать. Дети видят, что красная полоска полно­стью уместилась на зеленой, а от зеленой виден еще большой кусок.

Воспитатель предлагает детям представить, как будто папа и мама вышли во двор и гуляют по дорожкам: папа — по широкой, а мама — по узкой.

Двое детей — мальчик и девочка — выходят к доске и «идут», пере­бирая пальцами вверх по полоскам.

Воспитатель просит детей у доски — «папу» и «маму» — выбрать себе «сыночка». Выбранный ребенок подходит к «родителям» и ви­дит, что для него дорожки нет. Тогда воспитатель ставит на доску си­нюю полоску, которая уже красной. И вместе с детьми удивляется, что теперь красная полоска не самая узкая. Она шире синей. Теперь у «сыночка» есть своя дорожка.

У детей на столах две полоски бумаги: желтая и синяя шириной 7 см и 4 см.

Воспитатель просит сравнить их по ширине: наложить одну на другую и определить, какая из них широкая, а какая узкая. Напоми­нает, что полоски должны совпадать по нижнему краю. Дети срав­нивают и показывают сначала широкую желтую полоску, называя ее цвет, а затем — узкую синюю.

Далее воспитатель раздает детям по белой полоске шириной 2 см, просит наложить ее на синюю и определить, какая полоска уже. Ока­зывается, что теперь белая полоска уже, чем синяя.

Далее проводится игра «Что исчезло?».

На столе у воспитателя две игрушки: кукла и мяч.

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на стол и запомнить, что на нем лежит. Затем дети закрывают глаза, а воспита­тель убирает одну игрушку, например, мяч. Дети открывают глаза и говорят, что мяч исчез.

Воспитатель возвращает мяч на место. Дети убеждаются, что были правы.


Воспитатель просит назвать игрушки на столе. (Кукла и мяч).

Затем ставит на стол машинку. Теперь на столе три игрушки. Про­сит детей назвать и запомнить их. После этого дети снова закрывают глаза. Воспитатель убирает куклу. Предлагает детям открыть глаза и определить, что исчезло. Воспитатель сажает куклу на прежнее место.

Воспитатель ставит или сажает на стол четвертую игрушку — мед­вежонка. Игра повторяется аналогичным образом.

Воспитатель приглашает детей встать в круги спрятать руки за спи­ной, спрашивает, где сейчас находятся их руки — спереди или сзади. Воспитатель кладет в руки каждому какую-нибудь игрушку, легко оп­ределяемую на ощупь — башенку, мяч, матрешку, машинку и т. п. (Иг­рушки, конечно, будут повторяться.) Просит одного из детей назвать, а затем показать, что у него в руках сзади. Затем спрашивает, кому еще попалась такая же игрушка, и просит сделать так, чтобы эта игрушка оказалась спереди, и ее смогли увидеть остальные дети. Далее воспита­тель выбирает ребенка с другой игрушкой, и игра повторяется.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Синичкина кладовая»

Задачи.Побуждать детей вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них, рассуждать. Кратко передавать содержание отрывка рассказа. Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат детей, интонационную выразительность. Уточнять и закреп­лять правильное произношение свистящих звуков.

Материалы, инструменты, оборудование.Сухая ветка, на ней грибы из бумаги, пластилина и т. п.; тарелочка из соломки, в которой лежат шишки, орехи, семечки. Игрушечная белка. Картинка с нарисован­ной сорокой. Корзиночка с предметами и мелкими игрушками, в на­званиях которых есть звуки «з», «зь» (восемь предметов).

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель организу­ет на столе «кладовую белочки»: сухую ветку, на ней развешены гри­бы (из бумаги, пластилина и пр.), тарелочку с шишками, орехами, семечками. Рассматривает эти предметы вместе с детьми. Задает воп­рос: «Кто же все это припас?» Выслушивает догадки и рассуждения Детей. Воспитатель подсказывает, загадывая загадку:

Я скачу туда-сюда По деревьям ловко. Не пустует никогда У меня кладовка.

(Белка)'

—-- —_---- .—.

Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 5.


 


140


141


Задает детям вопрос: зачем нужны белочке запасы? Выслушивает рассуждения детей. Затем воспитатель сажает в «кладовую» белку-иг­рушку и спрашивает детей: Каким словом можно охарактеризовать белочку, которая делает запасы? Какая она? (Запасливая).

Воспитатель говорит детям, что запасы на зиму делают многие звери. Читает отрывок из рассказа Н. Сладкова «Синичкина кладо­вая». Демонстрирует иллюстрации по ходу чтения.

Осень пришла. Холода, дожди и ветры в лес принесла.

Попрятались жуки-пауки, а семена и ягоды того и гляди снег засып­лет. Пора жителям леса запасы на зиму делать. Каждый в лесу запаса­ет по-своему.

Белка по сучкам грибы развесила, на зиму насушила.

Водяная крыса картошки с огорода натаскала, в свою нору спрятала.

Хомяк наносил с поля овса и гороха. В норе по углам разложил. Сам рядом спит свой припас сторожит.

Одна синичка хохлатая не на себя, а на всех запасла! Жуков-пауков, семена-зернышки во все щели спрятала. Кто найдет зимой тот пусть и угощается. На всех хватит. Еще и синичке останется/'

Педагог обсуждает с детьми, что их удивило в этом рассказе, что нового они узнали, выслушивает их свободные высказывания.

Затем спрашивает, о ком они хотели бы услышать еще раз, и зачи­тывает отрывки по желанию детей.

После этого предлагает одному из детей по желанию рассказать, как разные звери делают запасы на зиму. Ребенок может пересказать любую часть рассказа.

Далее воспитатель обращается к детям со словами: «Многие звери запасают на зиму еду. А есть такая птица — сорока (показывает картин­ку), которая запасает в гнезде разные блестящие вещицы». Педагог до­стает корзиночку с предметами и говорит: «Вот как будто гнездо соро­ки. Давайте узнаем, что припасла сорока». Дети подходят к столу, доста­ют предмет, рассматривают его, демонстрируют всем детям и называют.

В игре используются предметы и мягкие игрушки (могут быть по­делки из бумаги, ткани): значок, заколка, зеркальце, запонка, звез­дочка, зонтик, замок, заяц, зебра, ваза, коза, обезьяна.

После этого организуется игра «Скажи, как я». Воспитатель демонс­трирует предмет, называет его, интонационно выделяя звук «з» или «зь». Дети хором произносят слово так же и выделяют звук изолированно.

В заключение дети садятся на корточки и читают скороговорку: «Заяц косой сидит за осокой-травой»2. Меняют громкость, темп и ин­тонацию. Затем задают вопросы, интонационно выделяя одно слово, и отвечают на них:

— Заяц косой сидит за осокой-травой? (Сидит).

— Заяц косой сидит за осокой-травой? (За осокой-травой).

1 Сладкое Н. Синичкина кладовая. — М.: Малыш, 1989. С. 10.

2 Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки / Сост. Г.М.Науменко. —
М: Детская литература, 1989. С. 23.


НОЯБРЬ. 9 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе продолжит­ся работа по обогащению представлений детей о сезонных изменениях в природе, о том, как животные готовятся к зиме. Дети будут наблю­дать за поведением птиц на улице и питомцев живого уголка группы.

Содержание русской народной сказки «Три медведя» станет ос­новой для разнообразной продуктивной деятельности детей на заня­тиях. На занятии по конструированию воспитатель предложит детям сделать для семьи медведей мебель из строительного материала, на занятии по лепке — слепить миски трех размеров, обучая приему трансформирования формы шара; на занятии по рисованию — укра­сить декоративные салфетки, осваивая принцип ритмичного повтора элементов в узоре. Внутри этой интересной для детей деятельности педагог будет иметь возможность закреплять представления детей о величине, учить их выкладывать сериационный ряд, ориентируясь на параметры величины (длина, ширина, высота) и ее градацию (боль­шой — поменьше — самый маленький, низкий - повыше - самый высокий и пр.) На занятии по познанию окружающего мира продол­жится работа по обогащению представления детей о разнообразии предметов мебели, их назначении.

На занятии по развитию речи будет инициироваться использова­ние прилагательных и диалогическое общение. Дети также будут слу­шать русскую народную сказку «У страха глаза велики» и авторские современные сказки, похожие на нее по сюжету и главной мысли. Воспитатель будет учить их вслушиваться и понимать смысл, выска­зываться и рассуждать, сравнивать услышанные произведения.

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Как коза избушку построила». 2. Физкультура № 9.1. Разучивание техники прыжков с поворотами вправо, влево; разу­чивание построения в колонну по одному (всей группой). Развитие ловкости: под­вижные игры с бросанием и ловлей «Мяч через сетку», «Подбрось повыше» и др.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Птички в гнездыш­ках». Игры по инициативе детей.

143


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деньнедели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

После сна Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три мед­ведя».
Вечер Игры по инициативе детей.

2 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Лепка. «Миски для трех медведей». 2. Музыка № 9.1. Музыкальная игра-дра­матизация: слушание музыкальной иг­ры-драматизации М. Магиденко «Куроч­ка-ряба». Игра на детских музыкальных инструментах: оркестровка «Заключи­тельной пляски» игры-драматизации «Курочка-ряба» (ударный оркестр: бубны, трещотки, колокольчики).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры. «У медведя во бору». Игры по инициативе детей.
После сна Просмотр мультфильма по сказке «Три медведя».
Вечер Конструирование из крупных блоков-модулей «Мебель» Игры по инициативе детей.

3 день

Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Ме­бель». 2. Конструирование из строительного материала. «Мебель для трех медведей».
Прогулка Динамическая прогулка: подвижные игры «Лохматый пес», «Мыши в кладо­вой», «Сбей булаву». Наблюдения в природе. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение главы из книги А. И. Введенско­го «О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке».
Вечер Знакомство с работой плотника, столя­ра в детском саду (рабочего по зданию). Игры по инициативе детей.

4 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Рисование. «Салфетки с узором для трех медведей».



























































144


 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

  2. Музыка № 9.2. Музыкальная игра-дра­матизация: узнавание «Заключительной пляски» музыкальной игры—драмати­зации М. Магиденко «Курочка-ряба». Пение: разучивание «Песни Курочки» в удобной для детей тональности. Музы­кальное движение: разучивание «Заклю­чительной пляски»; творческое движение «Пляска Деда», «Пляска Бабы», «Пляска Курочки», «Пляска Мышек» (во всех тан­цах участвуют все дети группы).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Лохматый пес». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки М. Пляцковского «Кро­лик, который никого не боялся».
Вечер Игры по инициативе детей.

5 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Художественная литература. «У страха глаза велики» (русская народная сказ­ка). 2. Физкультура № 9.2. Закрепление уме­ния строиться в колонну по одному (всей группой, самостоятельно); ползать на чет­вереньках между предметами с различной скоростью. Развитие быстроты: подвиж­ные игры «Бездомный заяц», «Ловишки» и др.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Жмурки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа Н. Носова «Затейни­ки».
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Воспитатель объясняет, что наступил пос­ледний месяц осени — ноябрь. (В северных регионах ноябрь — это Уже первый зимний месяц.) Воспитатель подчеркивает, что стано­вится все холоднее. Дети продолжают наблюдать за лужами, обра-Щая внимание на то, что они все чаще по утрам покрываются коркой льда. Воспитатель рассказывает, что многие животные в лесу, на лугу

145


и даже на территории детского сада готовятся к зиме. Многим из них тоже нужны домики, правда, домики у них особенные, они не похо­жи на дома людей.

Воспитатель спрашивает, кто из детей знает, что делает зимой бу­рый медведь. Воспитатель рассказывает, что бурый медведь зимой спит в своем доме, который называется берлогой, а осенью он очень много ест, чтобы накопить запасы жира, ведь он всю зиму спит без пищи. Это только в сказках медведи живут в домиках, едят из тарелок и спят в кроватках (дети вспоминают недавно прочитанную сказку «Три мед­ведя»). Воспитатель рассказывает, что берлога настоящего медведя обычно бывает в густой чаще леса, куда трудно добраться людям. Этот зверь роет берлогу под корягами больших деревьев. Зимой ее заносит снегом, будто медведь укрывается снежным покрывалом, под которым ему не холодно спать всю зиму. (Демонстрация картинки.)

Воспитатель предлагает продолжить в течение недели наблюде­ние за птицами, чтобы выяснить, какие из них остались зимовать. Дети кормят птиц, подкладывая еду (пшено, семена подсолнечника, хлебные крошки) в кормушки во время каждой прогулки. Воспита­тель обращает внимание на то, что разным птицам нужна разная еда. При этом дети не кормят птиц конфетами и другими сладостями, так как от этого те могут заболеть. Воспитатель обращает внимание на то, как распушены перья воробышков в холодную погоду, что в холодное время многие птицы меньше двигаются, чтобы сберечь тепло. Дети наблюдают за одной из птиц: что она делает, издает ли звуки, что ест, какие места предпочитает на территории детского сада.

В заключение воспитатель подводит итог. Животные осенью го­товятся к зиме по-разному: одни готовятся к спячке (медведь, еж), другие запасают пищу и меняют цвет шубки (заяц, белка). Некоторые птицы (скворцы, ласточки) улетают на юг, туда, где тепло, а другие (воробьи, вороны, синицы) остаются зимовать, и их надо подкарм­ливать, помогать пережить холодную зиму.

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Воспитатель обсуждает с детьми, готовятся ли обитатели уголка при­роды к зиме, и предлагает детям подумать, почему морская свинка или хомячок осенью и зимой ведут себя в уголке природы так же, как и летом, весной, нужно ли им спать зимой? Воспитатель подчерки­вает, что в уголке природы у животных всегда есть в достатке пища, вода, к тому же здесь не бывает снега и дождя, и всегда тепло.

Воспитатель предлагает понаблюдать в течение недели за тем, что делают обитатели уголка природы, чтобы выяснить, одинаково ли они ведут себя каждый день или их поведение меняется. В конце недели воспитатель вместе с детьми подводит итог: дети вспомина­ют обо всем, что видели в уголке природы, рассказывают, что делали морская свинка, попугайчик, хомячок, чем их поведение похоже, а чем отличается. Воспитатель подчеркивает, что все животные, как и люди, живые, значит, нужно бережно к ним относиться, ухаживать за

146


ними не стучать по стеклу, по клетке, чтобы не испугать. Воспита­тель спрашивает:

_ Что можно делать в нашем уголке природы (зимнем саду, эко­логической комнате)? (Наблюдать за животными, рассматривать их, общаться с ними.)

— Чего не нужно делать в нашем уголке природы? Что может ис­
пугать тех, кто здесь живет? (Не нужно громко кричать, стучать по
клеткам и т.п.)

— Что нужно делать в нашем уголке природы, чтобы его обитате­
лям хорошо жилось? (Ухаживать за ними, кормить, поить.)

Формирование игровых уменийи поддержка сюжетно-ролевой игры.

Событием недели может быть сказка о трех медведях и ее «ожившие» персонажи (мишки-игрушки разного размера). Дети могут поиграть в «медвежью семью». Предметно-игровую среду они уже способны приготовить и сами, используя умения, полученные на занятиях по конструированию. Например, построить дом для трех медведей из крупных блоков-модулей напольного конструктора. Также дети мо­гут взять в игру вылепленную на занятии посуду, сделанную из стро­ительного материала мебель (стол, стулья, кровать). Использование детских поделок в играх обогащает ассортимент игрушек, побуждает детей к играм на разные темы. Игровая ситуация сохраняется в груп­пе, пока дети не утратят интерес к ней. Они периодически возвраща­ются к этой игре, включают других персонажей, придумывают новые события, что способствует развитию творческих замыслов.

Игра по мотивам прочитанных на этой неделе сказок может быть сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной, импровизиро­ванной. Воспитатель постепенно приучает детей к тому, чтобы они сами создавали игровую ситуацию, придумывали и реализовывали свои замыслы.

Дети с ограниченным игровым опытом затрудняются в создании игрового замысла, часто им не хватает знаний и впечатлений. На­дежным партнером им всегда будет воспитатель, который поможет отобрать интересные, доступные события, поможет подобрать роль, игровые действия и средства их реализации, подберет вместе с ребен­ком игровой материал. При этом воспитатель активизирует ребенка и вовлекает его в создание и воплощение замысла. Так, формируя иг­ровые умения в совместной игре с ребенком, воспитатель помогает постепенно переходить от игр по предложенному сюжету к играм по собственному замыслу.

Для многих детей более доступной остается индивидуальная игра с игрушками, где они не должны согласовывать свои замыслы с партнерами. Однако сюжетные события и взаимоотношения меж-ДУ игрушками в такой игре могут быть достаточно сложными. Педа­гог наблюдает за подобной игрой и иногда подключается в нее сам, а затем привлекает и какого-либо партнера-ребенка. Это позволяет

147


 


 


«изобретателю» игры побыть какое-то время в роли лидера и нередко способствует поднятию его игрового и социального статуса, что ведет к повышению эмоциональной комфортности у такого (как правило, не очень уверенного в себе) ребенка.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Как коза избушку построила»

Задачи.Обогащать содержание общения детей. Развивать диало­гическое общение со сверстниками. Активизировать прилагатель­ные. Побуждать соотносить глагол и выразительное движение. Уточ­нять и закреплять правильное произношение шипящих звуков.

Материалы, инструменты, оборудование.Букет осенних листьев. Вазы с ветками ели, березы, дуба (могут быть самодельные или ис­кусственные). Элементы костюмов: козы, козлят, деревьев (по усмот­рению воспитателя). Гербарий с листьями березы, клена, дуба.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель обраща­ется к детям со словами:

— Между летом и зимой природа готовится ко сну. Засыхает трава,
желтеют листья клена, дуба, ложатся на землю золотым ковром. Медведь
ищет берлогу, ежик засьшает в норе. Это время года называется осенью.

Педагог достает букет осенних листьев. Рассматривает их с детьми.

— Вот ветка березы. Маленькие листочки пожелтели. А это листья
клена. Осенью они краснеют. А у дуба листья узорчатые. Летом они
были зеленые, а сейчас потемнели, стали коричневыми (сухими) или
совсем опали.

Воспитатель показывает детям гербарий, дети передают листья друг другу по цепочке. В это время воспитатель читает текст Н. Сладкова:

«Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали, как солнышки багряными и золотыми^».

Есть такое дерево, которое и зимой, и летом зеленое. Какое де­
рево зимой и летом одним цветом? (Достает еловую ветку.)

Далее воспитатель загадывает детям загадку:

Летают, кружатся, На землю ложатся...

(Листья дерева)2

1 Сладкое Н. Отрывок из книги «Солнцеворот». С. 186.

2 Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно. /Сост. Г.М. Науменко. — М.: Дет­
ская литература, 1991. С. 35.


Спрашивает детей: «Как вы догадались, что это листья?» Выслу­шивает рассуждения детей.

Затем педагог обращается к детям: «Представьте себе, что наш ковер"— поляна, усыпанная опавшими листьями. Походим по ковру из листьев, пошелестим, пошуршим: ших-ших-ших». Дети ходят по ковру, «шелестят листьями», садятся на места. Воспитатель просит детей сказать, какие были листья под ногами (желтые, красные, раз­ноцветные, шуршащие, красивые, золотые, резные, узорчатые, осен­ние и т. п.). Воспитатель обобщает и распространяет высказывания детей, после чего читает стихотворение А. Аркадьевой:

В листопад, в листопад Листья желтые шуршат. Шурш — шуршат, Шурш — шуршат.1

Последние строки дети повторяют хором вместе с воспитателем 2 раза.

Далее воспитатель рассказывает своими словами отрывки из рус­ской народной сказки «Как коза избушку построила»:

У козы с козлятами была ленивая хозяйка. Травки не давала, клю­
чевой водой не поила. Коза с козлятками решили уйти от хозяйки. По­
шли они искать место, где можно построить свою избушку.

Пошли они к елке. (Демонстрирует ветку елки. Ставит ее на пол.)

Елка, елка, можно нам под тобой избушку построить ?

Не строй подо мной избушку, отвечает елка. — Шишки с меня упадут, козляток ушибут. Ищите место получше!

Пошли коза с козлятками дальше. Вот высокий дуб стоит. (Демонс­трирует высокую ветку, ставит ее поодаль от ветки елки.)

Дуб, дуб, можно нам под тобой избушку построить ?

Не строй подо мной избушку, отвечает дуб. По осени желуди
с меня упадут, твоих козляток пришибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к березе. (Демонстрирует ветку, ставит ее на расстоянии.)

Березка, березка! Можно мне под тобой избушку построить ?
Качнула березка веточками и сказала:

Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра
укрою. Строй подо мной избушку.

Обрадовалась коза. Построила под березкой избушку и стала жить в ней со своими козлятками2.

Организуется игра по мотивам сказки. Педагог принимает на себя роли деревьев, а троих детей приглашает на роль козы с козлятами. (Дети надевают элементы костюмов).

2 Автор — А. Аркадьева. Книга для чтения малышам. 4.1. — М.: УЛИСС, 1993. С.17.


 


148


149


Воспитатель подводит детей к еловой ветке и предлагает попро­сить у елки разрешения построить избушку, тем самым инициирует диалог (в случае необходимости подсказывает слова). Отвечает козе от имени елки.

Аналогично разыгрываются другие эпизоды сказки.

При повторном разыгрывании все роли принимают на себя дети. Допускается импровизация: дети разыгрывают ролевые диалоги сво­ими словами. Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель обращается к детям с предложением:

«Сейчас я как будто ваша мама — коза, а вы — мои козлята. Мы все живем в избушке под березой. Мама-коза пришла, молочка при­несла. Подставляйте, кружечки, козлята. (Условные действия.) Пейте молочко. А что еще делают козлята в избушке?» (Спят, прыгают, иг­рают и т. п.)

Воспитатель выслушивает фантазии детей, побуждает изобразить те действия, которые называют дети.

— Козлята, идите погулять, травки пощипать.

Игра переходит в свободную деятельность детей.

ЛЕПКА «Миски для трех медведей»

Задачи. Вызвать интерес к лепке атрибутов для сказочных ге­роев. Учить лепить миски для трех медведей разные по величине. Формировать умение планировать работу — делить исходный ма­териал на три неравные части, используя стеку. Учить трансфор­мировать шар усложненным способом — сплющиванием в диск и загибанием бортиков. Развивать глазомер, чувство формы и про­порций.

Предварительная работа.Чтение русской сказки «Три медведя» (в изложении Л. Н. Толстого).

Материалы, инструменты, оборудование.Пластилин, стеки, до­щечки или клеенки, салфетки бумажные и матерчатые, миски раз­ного размера (взрослая, детская и кукольная), кукла Машенька в рус­ском костюме.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель напоми­нает детям о том, что они читали сказку про трех медведей. Показы­вает куклу в народном костюме и говорит: «Это Машенька, которая заблудилась в лесу и попала в избушку к медведям». Спрашивает: «Что Машенька увидела на столе в избушке у медведей?» После отве­тов детей показывает три миски разного размера (взрослую, детскую, кукольную) и просит помочь Машеньке правильно расставить посуду

150


 


на столе. Дети помогают распределить миски по размеру: большую — для Михаила Потаповича, среднюю — для Настасьи Петровны и ма­ленькую.— для Мишутки.

Предлагает детям слепить еще много мисок для трех медведей, но только так, чтобы все могли угадать, какая миска чья (Мишуткина, Настасьи Пертровны и т. п.).

Показывает кусок пластилина или глины и поясняет последова­тельность работы, привлекая к обсуждению детей (вовлекает в пла­нирование):

—на сколько частей нужно разделить кусок пластилина, чтобы
получилось три миски?

—эти три кусочка должны быть одинаковые или разные по вели­
чине?

—как и чем можно разделить пластилин (глину) на три кусочка?

—каким способом можно слепить миску?

Напоминает один из способов трансформации шара — сплющи­вание в диск (раскатывание шара круговыми движениями ладоней и равномерное сдавливание). Показывает пластилиновый диск и спра­шивает, можно ли в такую тарелочку налить суп или положить кашу (если необходимо, показывает наглядно, как с плоской тарелочки падает еда (кусочки пластилина). Просит детей подумать, как сделать глубокие миски — с высокими бортиками. Подсказывает и показы­вает, что края плоской тарелочки можно загнуть, чтобы получились бортики, или, напротив, серединку миски аккуратно вдавить — углу­бить.

Затем педагог напоминает, что Машенька попросила слепить для медведей много посуды разного размера. Дети выбирают цвет плас­тилина по своему желанию, делят стекой на три части и лепят по три миски с высокими бортиками.

В конце занятия педагог от лица Машеньки благодарит детей за то, что у медведей в избушке теперь много мисок. Они будут хранить их в посудном шкафу и во время еды выставлять на обеденный стол. Очень хорошо, что они получились разного размера. Потому что Ми-шутка не может съесть большую порцию из большой тарелки. А Ми­хаил Потапович останется голодным, если ему достанется маленькая мисочка.

Последующая работа.Часть Детских вылепленных работ мож­но поставить в «Посудный шкаф» (картонную коробку) в избушке у медведей в дремучем лесу и раз­местить его на игровой компози­ции с мебелью, сделанной детьми из строительного материала на за­нятии по конструированию.

151


 

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«М е б е л ь »

Задачи.Учить детей называть и описывать предметы мебели и их детали, показывать связь между размером, формой предмета и его ис­пользованием. Продолжать знакомить детей с разными материалами, профессиями людей.

Предварительная работа.Воспитатель вместе с детьми рассматри­вает и описывает предметы мебели в групповой комнате и спальне, просит детей сказать, какие из них для чего используются. Обращает внимание, что на стуле можно сидеть, но нельзя качаться.

Материалы, инструменты, оборудование.Картинки с изображе­нием разных предметов мебели, инструментов для работы по дереву, китайского фарфорового человечка. Игрушечная (кукольная) ме­бель, сделанная из разных материалов (деревянная, пластмассовая). Детская мебель в группе (пластмассовые и деревянные стулья, пласт­массовые и деревянные столы, в том числе расписные).

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предла­гает детям послушать стихотворение про старый шкаф. Зачитывает стихотворение «Старый шкаф» М. Лукашкиной:

Старый шкаф похож на дом — Крыша и окошко. Там, в окошке, за стеклом Пастилы немножко.

Чашки.

Мамино кольцо.

Кофейник.

Пара свечек.

Важный, круглый, как яйцо,

Китайский человечек.

Головой кивает он, В гости приглашает... Только дверцу открывать Мне не разрешают1.

Педагог спрашивает детей, видели ли они когда-нибудь такую иг­рушку — китайского человечка, показывает детям картинку с его изоб­ражением, объясняет, что такие фигурки изготавливали из фарфора (как и чашки), поэтому они были очень хрупкими — могли легко раз-

1 Наши друзья — поэты. Часть 2. — СПб.: Агентство образовательного сотрудни­чества, 2006. С. 20.

152


биться, и обращаться с ними надо было очень осторожно. Вспоминает, что еще стояло в старом шкафу, спрашивает, почему девочке не разре­шали открывать дверцу шкафа, делает вывод, что там хранились толь­ко взрослые вещи, которые детям трогать нельзя.

Воспитатель спрашивает детей, какие еще бывают шкафы, что еще может в них храниться. Показывает картинки с разными видами шкафов, обсуждает с ними, чем они отличаются друг от друга, чем похожи, что в каком шкафу может храниться, где у них полки, что на них лежит или стоит (что ставят, а что кладут на полку).

Затем педагог говорит детям, что шкаф — это мебель, спрашива­ет их, знают ли они, что такое мебель (что мы называем мебелью). Просит назвать, какую мебель увидела девочка Маша в доме у трех медведей, какого размера была эта мебель (большого, среднего и ма­ленького).

Воспитатель обсуждает с детьми, какие предметы мебели больше и меньше по размеру и почему (например, столы и стулья детей и взрос­лых предназначены для людей разного роста, столы не могут быть та­кой же высоты, как и шкафчики, за ними нельзя будет сидеть и т. д.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть образцы игрушечной мебели и решить, для каких кукол какие предметы мебели подходят по размеру, какого они цвета, из чего сделаны, как украшены. Пред­лагает детям подобрать предметы из одного мебельного гарнитура друг к другу и объяснить, почему они сделали такой выбор.

Затем воспитатель спрашивает детей, знают ли они, из каких ма­териалов сделана разная мебель. Обращает их внимание на пластмас­совые и деревянные столы и стулья, диван, кресла. Называет еще раз то, что в групповой комнате сделано из дерева. Рассказывает детям, как изготавливают деревянную мебель, говорит, что люди, которые делают мебель и другие вещи (предметы) из дерева, называются сто­лярами.

Предлагает детям послушать стихотворение об удивительном сто­ляре. Читает отрывок из стихотворения Д. Хармса «Как-то жил один столяр...»:

...Вот однажды утром рано Он стоял над верстаком И барана из чурбана Ловко делал топором.

А закончил он барана, Сразу сделал пастуха, Сделал три аэроплана И четыре петуха1.

ХармсД. Плих и Плюх. Стихи и рассказы. - М: «РОСМЭН», 1996. С. 50.

153


Воспитатель просит детей вспомнить и назвать, какую мебель де­лал удивительный столяр (стулья, столы, табуретку, парту, полку), что еще он делал (игрушки: барана, пастуха, петухов). Педагог показыва­ет детям картинки (или сами предметы) и объясняет, какими инстру­ментами пользовался столяр, что такое пила, топор, шило.

Последующая работа.Дети могут оборудовать разные квартиры для кукол, рассказать, где что находится, как украшены комнаты. Воспитатель может обсудить с детьми, какую мебель бы они хотели иметь у себя в группе, у себя дома в комнате.

КОНСТРУИРОВАНИЕ «Мебель для трех медведей»

Задача.Учить детей конструировать по образцу мебель трех вели­чин (кровать, стул). Формировать обобщенный способ обследования конструкции кровати и стула. Учить выделять в конструкциях опре­деленные параметры величины (длина, ширина, высота) и различать три градации величины данных параметров при конструировании предметов мебели (большой — поменьше — маленький, широкий — уже — узкий, длинный - короче — короткий, высокий — ниже — низ­кий); соотносить их с размерами игрушек (медведей), для которых они предназначены.

Материалы, инструменты, оборудование.Набор строительного ма­териала для каждого ребенка (большие и маленькие кубики; кирпи­чики короткие, средние узкие и широкие пластины, длинные плас­тины); три игрушечных медведя (большой, средний, маленький).

Содержание образовательной деятельности.Педагог показывает детям трех игрушечных медведей и спрашивает, из какой сказки они к нам пришли, уточняет: «Кто из трех медведей был самым малень­ким?», «Кто из трех медведей был самым большим медведем?», «Ка­кая была мама-медведица?». Дети вспоминают, отвечая на вопросы педагога: «Какие были кровати у медведей? Были ли они одинаковые по величине? Какая кровать была у медвежонка (мамы-медведицы, папы-медведя)? Почему Машеньке понравилось спать на кроватке маленького Мишутки и не понравилось спать на кроватях больших медведей?». (Машенька была маленькой девочкой, а у Мишутки — кроватка низкая и короткая, в ней уютно; у мамы-медведицы кровать побольше, чем у мишутки, а у папы-медведя кровать самая большая. Он сам большой, а Мишутка — маленький).

Затем воспитатель предлагает сделать мебель для трех медведей. Показывает детям кровать, выполненную из 6 длинных пластин и предлагает ее рассмотреть:

154


 

—Что это? (Кровать.)

—Из каких частей она состоит? (Из двух спинок и спального мес­
та.)

• — Как расположены эти части? (Спинки по краям спального мес­та.)

—Из каких деталей сделаны спинки кровати? (Из длинных плас­
тин).

—Как стоят длинные пластины, которые заменяют кровати спин­
ки? (На узкой длинной грани.)

—Из каких деталей сделано спальное место? (Из четырех длин­
ных пластин.)

—Как расположены эти пластины? (Они лежат на широкой длин­
ной грани пластины.)

Таким образом организуется обследование конструкции в сле­дующей последовательности: охват взором объекта мебели в целом; выделение в ней основных частей; установление пространственного расположения этих частей; выделение строительных деталей, необ­ходимых для конструирования каждой части конструкции и возвра­щение к целости объекта.

Далее воспитатель объясняет и показывает, как сконструировать кровать для самого большого медведя: «Сначала надо взять одну длинную пластину и положить ее на стол на широкую сторону; ря­дом положить еще три, точно таких же, пластины. Это будет спальное место. Посмотрим, уместится ли наш медведь, когда ляжет спать». Воспитатель кладет медведя на спальное место и отмечает: «Да ему здесь будет удобно. Спальное место получилось длинным и широ­ким. Мы правильно подобрали детали по длине. Из длинных деталей кроватка получилась по росту большому медведю».

Дети этого возраста еще не умеют самостоятельно соотносить пространственные характеристики конструкции и объекта — игруш­ки. Поэтому воспитатель показывает, как это надо делать: «А теперь с одной стороны и с другой стороны спального места мы поставим на узкую длинную грань по одной длинной пластине. Они будут спин­ками у кровати».

Далее воспитатель показывает детям еще две кровати, которые от­личаются от первой (большой) по величине (средняя и маленькая). Кровати сконструированы из разных по длине кирпичиков (корот­ких и средних) и разного их количества. Кровать средней величины сконструирована из 5 кирпичиков средней величины. Из двух кир­пичиков сконструированы спинки кровати. Они ставятся на узкую длинную грань; спальное место — из 3 кирпичиков, они кладутся рядом на широкую сторону, вдоль спального места кровати, чтобы кроватка получилась достаточно широкой. Маленькая кровать конс­труируется из трех кирпичиков. Она получается короткой и узкой, по сравнению с другими кроватями (см. рисунок).

155


Воспитатель обращает внимание детей, что кровати по конструк­ции похожи, у них много общего и предлагает их рассмотреть:

—Что есть у каждой кровати? Что у них общего? (Спинки, спаль­
ное место.)

—Чем эти кровати отличаются друг от друга? (Они разные по дли­
не и ширине, одна большая, вторая — поменьше, чем первая, а тре­
тья — маленькая).

—Что можно сказать про эту кровать? (Она большая. У нее длин­
ное и широкое спальное место).

—А про эту? (Эта кровать поменьше, чем первая).

—А про эту? (Эта — маленькая кровать).

Воспитатель предлагает детям примерить, поместятся ли медве­дица и медвежонок на средней и маленькой кроватях.

Медведи подбираются в соответствии с размерами деталей строи­тельного материала.

После того как дети рассмотрят все три кровати, воспитатель предлагает детям сконструировать каждому одну из них. Далее


сконструировать стул, который будет подходить ей по величине (ма­ленький, средний, большой), проговаривая и показывая, как пост­роить стул.

• Дети работают самостоятельно. Воспитатель наводящими вопро­сами помогает детям подобрать детали строительного материала для конструирования стула, соответствующей величины.

В конце работы дети ставят у своей кровати стул, а воспитатель проверяет, как они соответствуют друг другу по величине.

Созданные детьми конструкции обыгрываются, например, боль­шой медведь пытается лечь на маленькую кроватку или медведица садится на маленький стульчик. При этом воспитатель словесно со­провождает эти действия: «Нет, такой большой медведь сломает Ми-шуткину кроватку, а вот эта кроватка ему подойдет. Она длинная и широкая. Она самая большая».

Важно дать возможность каждому ребенку положить медведей в «свои» кроватки и посадить на стулья, сделанные им самим.


 



 


РИСОВАНИЕ «Салфетки с узором для трех медведей»

Задачи.Учить детей создавать узоры — украшать «салфетки» разного размера орнаментом из чередующихся элементов в раз­ных сочетаниях цвета и формы (точки, круги, пятна, линии пря­мые и волнистые, штрихи). Пояснить зависимость орнамента от формы салфетки. Развивать чувство цвета, ритма и пропорций. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Предварительная работа.Рассматривание узоров на разных изде­лиях декоративно-прикладного искусства (салфетках, платках, ска­тертях, шарфах).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...