Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I группа обучающихся представляет проект «Путь Ассоль к мечте».




Урок русской литературы

В 7 классе

 

Тема: А.С.Грин. “Алые паруса”. Ассоль и Грэй. Прославление мужества и радости жизни в повести

(с использованием ИКТ)

 

 

Подготовила:

учитель русского

языка и литературы

Хаванская Н.В.

 

 

2017

План-конспект урока русской литературы в 7 классе

_______________________

«И думая о счастье…»

Тема:А.С.Грин. “Алые паруса”. Ассоль и Грэй. Прославление мужества и радости жизни в повести

Цель и задачи:

- создание условий для вхождения в образный мир Александра Грина, для приобщения учащихся к глубокому содержанию его творчества;

- помочь учащимся путём наблюдения выделить основные черты характеров Ассоль и Грэя, понять, почему именно Ассоль и Грэй заслужили счастье; увидеть позицию автора по отношению к таким людям, как герои повести;

- содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению, аналитическому мышлению; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, к творческому воображению;

- способствовать воспитанию активной жизненной позиции; высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту.

Тип урока:обобщающий урок с использованием информационно-коммуникативных технологий

Форма проведения: урок-размышление

Технология: развитие критического мышления (диалоговое обучение)

Формы работы на уроке: работа в группах, в парах, индивидуальная

Оборудование: мультимедийная презентация, записи на доске, раздаточный материал, словари, макет корабля с парусами, текст повести, белые листы, цветные карандаши, эпиграф: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса».  Константин Паустовский (записан на доске), маленькие кораблики для рефлексии.

Ход урока

Организационный момент. Мотивационный настрой

- Здравствуйте! Рада видеть всех вас на нашем уроке.

- Ребята, у вас на столах лежат белые листочки и цветные карандаши. Я сейчас зачитаю стихотворение, а вы с помощью цвета или фигур отобразите своё настроение.

Там, где вершины гор целуют небеса,

Где воздух так прозрачен, свеж и чист,

Где у подножия в цветах блестит роса,

Я выну из кармана белый лист.

И напишу на нем все то, что я хочу,

И нарисую то, что любо мне…

И вот уже в мечтах своих лечу,

К далекой и загадочной стране,

Где жизнь светла, чиста и хороша,

Где нет ни горестей, ни мелочных забот,

Где замирает от волнения душа,

А сердце веселится и поёт.

Я этот мир хочу вам показать,

И рада поприветствовать друзей!

Давайте вместе к счастью путь искать

И быть душою чище и добрей.

Этап целеполагания

- Сегодня на урок я принесла символ веры и мечты, как вы думаете, для чего этот корабль здесь? (Ответы учащихся)

-Я хочу предложить вам сегодня не совсем обычное название урока: «И думая о счастье…». Слайд 1.Это фраза из феерии «Алые паруса», Слайд 2 и поместил её Грин в конце книги. Когда писатель создавал это произведение, то, наверное, тоже «думал о счастье».

- А о чём сегодня думаете вы, ребята, покажите как вы отразили своё настроение, с которым пришли на урок?

Эпиграфом урока сегодня станут слова Константина Паустовского «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». (запись на доске) Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы учащихся) Запомните свои высказывания, потому что к этим словам мы вернёмся ещё в конце урока.

- Ребята, нам уже известна тема нашего разговора, мы обсудили эпиграф. Давайте же сейчас сформулируем цели нашего урока. (Ответы учащихся). Слайд 3:

- Исследовать … (пути к счастью, мечте главных героев произведения);

- Раскрыть (выявить)… (основные черты образов главных героев)

- Сравнить(сопоставить) … (образы Ассоль, Грэя, жителей Каперны).

- Самое главное - мы сегодня с вами попробуем доказать, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.

Проверка домашнего задания

- А что такое счастье? Наверное, ответить каждый может по-своему. Для меня, например, счастье сегодня – ваши любопытные глазки, которые с нетерпением хотят постигать новое. Дома вам нужно было написать мини-сочинение «Что такое счастье?» Я приглашаю вас присесть на авторский стул и поделиться своими размышлениями. («Авторский стул» несколько учеников читают свои сочинения).

Лексическая работа

- Для Александра Степановича Грина очень важно сделать человека счастливым. Об этом он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека — принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль в пленительной повести «Алые паруса», которую Грин начал писать в Петрограде в 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.

- Вспомните, как сам писатель определил жанр произведения? (повесть-феерия)

- Из какого языка заимствовано слово «феерия»? (из французского). От какого слова образовалось? (от слова «фея») Слайд 4

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах.

Работа в парах

1 пара: найти в словаре определение слову «феерия»; (раздаточный материал)

2 пара: из видов выбрать подходящий к изучаемому произведению. (раздаточный материал)

3 пара: что общего между феерией Грина и обычной сказкой? 

  Феерия
1. Определение. (Что?)    
2. Виды феерии.    
3. Что общего между    феерией Грина и обычной сказкой?   

(предполагаемые ответы учащихся во время обобщающего диалога после заполнения таблицы:

  Феерия
1. Определение. (Что?)   ФЕЕ́РИЯ 1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой исценическими эффектами 2. Волшебное, сказочное зрелище
2. Виды феерии.   -цирковое представление; - литература, - театр; - кино
3. Что общего между    феерией Грина и обычной сказкой?   - чудесная встреча с Эглем;     - необычная мечта Ассоль; яркая дерзкая мечта Грея; случайная встреча героев тоже удивительна; невероятное превращение мечты в реальность

Системная актуализация знаний. Работа с текстом феерии

- Сказка, волшебство, мечты – все это так близко и так зыбко. Вы прочитали произведение, хочется, чтобы теперь вы поделились своими впечатлениями о прочитанном, о главных героях. Представим себе, каковы их портреты в словесном рисовании, представим воображаемый портрет Ассоль и Грэя.

- Сейчас я предлагаю вам работу в двух группах. Первая группа работает с образом Ассоль, а вторая – с образом Грэя.

Работа в группах

I группа обучающихся представляет проект «Путь Ассоль к мечте».

1. Расскажите о детстве девочки.

2. Как складывались её отношения со сверстниками?

3. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

4. Чему научил Лонгрен свою дочь?

5. Прочитайте описание Ассоль. Как вы думаете, какие самые главные черты ее характера хотел подчеркнуть автор? Вывод.

(Ответы обучающихся) Слайд 5.

-И так, АССОЛЬ, каково ваше представление о ней, и о ее пути к мечте? Какая она?

(Ассоль - дочь моряка Лонгрена, в ней живут две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной неправильности, составляющие единый образ:

• умела и любила читать;

• она наблюдательна, видела все вокруг иначе, разговаривала с жуками и сама с собой; верила в свою мечту; умело управлялась по дому; доброжелательна и искренна.

• жила своими мечтами, в своем мире, понятном ей одной.)

- Как зарождалась мечта Ассоль, нам сейчас представится возможность увидеть во фрагменте из фильма.

· Просмотр фрагмента видеофильма, эпизод № 1 (встреча Ассоль с Эглем).   

- Мы посмотрели яркий эпизод фильма, увидели и услышали, как зарождалась мечта Ассоль.

- Ответьте на вопрос: Почему паруса были алыми? (алый цвет-это цвет мечты, надежды огня и любви). Чем интересен вам этот фрагмент?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...