Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Умения, дипломы и новая мелкая буржуазия




Первый их этих взглядов не очень широко обсуждается марксистами. Насколько мне известно, наиболее полной попыткой оспорить этот взгляд является точка зрения, изложенная Дж. Хилл[23]. Хилл утверждает, что работники умственного труда «распоряжаются» своим неосязаемым знанием, особенно когда оно юридически подтверждено дипломом. Следовательно, такие умственные навыки рассматриваются как форма «собственности», позволяющая владельцу этой собственности получить набор социальных привилегий, особенно, привилегий, касающихся дохода. Так как работники умственного труда являются владельцами собственности, которые не нанимают других работников, то они относятся к тому же классу, что и традиционная мелкая буржуазия.

Критика

Это точка зрения имеет несколько существенных недостатков. Во-первых, она переносит основные критерии определения класса с социальных отношений производства на социальные отношения обмена. Утверждение, что умения и их свидетельства являются особой формой собственности, подходит вплотную к утверждениям Вебера и Гидденса о том, что положение класса определяется его рыночной способностью. Конечно, может случиться так, что обладание определенными умениями также дает определенную степень контроля или автономии в рамках самого процесса производства. Когда это происходит, тогда есть основания утверждать, что наемный работник, обладающий умениями и дипломом, выпадает из рабочего класса. Но даже в этом случае классовую позицию определяет не умение или не обладание дипломом само по себе, а реальное производственное отношение, связанное с этим умением или дипломом. Многие работники со сложными умениями и авторитетными дипломами существенно теряют контроль над своим трудом, как только они нанимаются на работу и, следовательно, их следует однозначно считать частью пролетариата.

Во-вторых, даже если бы мы считали умственные навыки формой «собственности», этого было бы недостаточно, чтобы отнести наемных работников умственного труда к мелкой буржуазии. Умения являются качественно иной формой собственности, отражающей качественно иные социальные отношения, нежели физическая собственность любого рода. Умения нельзя потерять, их нельзя использовать независимо от индивида, их нельзя продать (можно продать способность выполнять умелый труд, а не умения как таковые). В результате работник умственного труда, вооруженный умениями и дипломами, вращается в качественно иных социальных отношениях производства, чем традиционная мелкая буржуазия, — даже в том случае, когда он сохраняет значительный контроль над своим непосредственным процессом труда. Стереть эти различия посредством помещения наемных работников умственного труда в тот же класс, что и мелкую буржуазию, означает размыть границы классовой структуры, а не очертить их яснее. Я вернусь к этому вопросу при обсуждении других версий концепции новой мелкой буржуазии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...