Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы политического участия
Простейшей формой политического участия является обращение индивида во властные структуры, в государственные органы с целью удовлетворения личных потребностей и распределения ресурсов в пользу одного гражданина или небольшой группы. В этом случае индивид часто идентифицирует себя с деятелями, которые представляются ему в качестве защитников его интересов. Многочисленные обращения стимулируют функционирование политических структур, укрепляют их связи с массами. Разрыв этих связей и резкое снижение количества обращений свидетельствуют о потере влияния в обществе того или иного элемента политической системы. В качестве другой формы можно выделить лоббистскую деятельность одного или нескольких лиц, представляющую собой установление контактов с политическими лидерами и элитой для оказания влияния на их решения, затрагивающие интересы значительного числа людей. Лоббисты постоянно присутствуют в "коридорах власти" и участвуют как профессионалы в политической жизни. Одни из них более влиятельные, чем рядовые функционеры органов государственного управления. Лоббизм играет положительную роль в принятии политических решений, когда он не использует незаконные средства стимулирования и давления (подкуп, шантаж, угрозы и т.п.). Следующая форма — это направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в соответствующие органы законодательной и исполнительной власти. Индивид идентифицирует себя с законодателем и участвует в разработке норм, воздействующих на миллионы после их широкого и глубокого внедрения в политическую практику. Подобная форма требует от индивида развития навыков законотворческой деятельности. Более распространенная форма участия — это политическая активность в качестве рядового члена или функционера организации (партии, движения, объединения и т.п.), ориентирующейся на завоевание власти или решающее воздействие на формирование и работу органов государственного управления. В кадровых партиях индивид участвует в политической борьбе как кадровый партийный работник. В массовых движениях и партиях он даже не всегда фиксирует свое членство. В тайных организациях и клубах индивид подчиняется требованиям конспирации и скрывает свою групповую идентификацию. К этой форме примыкает предвыборная активность, связанная с проведением избирательных компаний, агитацией за определенных политиков с организацией разнообразных акций, способных повлиять на результаты выборов. Подобное участие, как правило, бывает временным (в течение нескольких месяцев) и регулярным (раз в два, четыре года). Предвыборная борьба захватывает миллионы активистов, идентифицирующих себя с тысячами лидеров и отдающих себя полностью работе во имя их победы. Наиболее распространенная форма политического участия — выборы как основное средство, с помощью которого граждане могут непосредственно воздействовать на лидеров,.избирать и смещать государственных деятелей, политиков всех уровней. Подобное участие базируется на партийной идентификации избирателей и зависит от возможностей влиять на избирательный процесс, предоставляемый политическими институтами. На выборах все участники равны, имея один голос, если, конечно, они не фальсифицируются. Одной из индивидуальных форм политического участия является оказание услуг политическим лидерам и элите в качестве экспертов, консультантов, советников, политтехнологов, временных помощников, количество которых с каждым годом возрастает. Благодаря этой форме, политологи, социологи, юристы, историки, психологи, экономисты, военные и другие специалисты включаются в политическую борьбу. Нередко политическое участие приобретает конфликтную форму (протестную, террористическую, революционную, подрывную и т.п.), представляющую собой столкновение и противоборство индивидов как субъектов политики на международном, государственном, региональном и местном уровне. Протестное участие связано с делегитимацией политического режима и кризисом традиционных норм и ценностей политической культуры. Нередко оно перерастает в терроризм как оппозиционную деятельность экстремистски настроенных индивидов, целью которых становится систематическое применение насилия для дестабилизации властных структур. Политическое участие часто бывает мобилизационным, осуществляемым (принудительно или под воздействием определенных стимулов) под чьим-то руководством, в отличие от автономного, когда индивид действует самостоятельно в сфере политики. С одной стороны, например, на политические демонстрации вывозят с места работы, обещая льготы или угрожая санкциями; политические забастовки организуют среди членов профсоюза под угрозой исключения из него при неучастии; инициируют политические акции за наличные денежные средства или подарки и т.п. С другой стороны, мобилизационное участие возможно и под влиянием высоко нравственных стимулов и под руководством честных политических организаторов-лидеров, стремящихся к агрегированию и артикуляции интересов. С точки зрения соответствия общепринятым нормам и законодательным актам политическое участие характеризуют как законное или незаконное, конвенциональное (легальное) или неконвенциональное (нелегальное). Последнее, как правило, отвергается большей частью общества по политическим, правовым, моральным, религиозным или иным соображениям. По уровню гласности политическое участие диверсифицируется от негласных, тайных форм до открытых, гласных. В демократическом, открытом обществе преобладают последние. В закрытом, тоталитарном господствуют первые. Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике (абсентеизм). В основном ей привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах. Меньшинство же, как правило, настолько не удовлетворено условиями своей жизни и утратило групповую идентичность, что полностью отвергает необходимость оказывать влияние на политику. Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики. В Российской Федерации одной из важнейших форм политического участия является активность граждан на референдумах и во время выборов. Во многих основополагающих документах (Конституции РФ, Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и др.) подчеркивается, что демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления РФ являются, как и референдум, высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Выборы и референдум представляют собой узаконенную форму прямого волеизлияния россиян. Через них они реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Российская Федерация с ее плюрализмом мнений и интересов граждан не сможет обеспечить добровольное законопослушание людей, избежать острых социальных конфликтов, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием избирателей. Политическая активность россиян — это не только голосование при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Федерального собрания Российской Федерации, иных федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, но и их добровольная работа в избирательных комиссиях и органах, проведению предвыборной агитации, подведению итогов голосования и т.п. На основе активного избирательного права россиянин может реализовать свое политическое участие как избиратель, но на основе пассивного избирательного права он имеет возможность быть избранным, т.е. участвовать в политической борьбе в качестве избираемого. Закономерно, что для подобного участия есть ограничения: так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах[2]. Политическое участие россиян основывается на равном избирательном праве, которое в законодательстве трактуется как участие граждан в выборах "на равных основаниях". Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Граждане РФ равны при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т.д., т.е. на всех стадиях предвыборной борьбы. Они проявляют свою волю без всякого контроля за ними, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. В Российской Федерации избирательные бюллетени не подлежат нумерации, никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, то есть установить личность избирателя. В Российской Федерации вся система законодательства гарантирует и поощряет активное, свободное и конструктивное политическое участие индивида. Мобилизация сил и способностей каждого гражданина как субъекта политики необходима для функционирования демократических институтов в современной России. Без демократии участия невозможно решать большинство политических, экономических, социальных и культурных задач переходного постсоветского периода.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 503. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |