Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность политического участия




РАЗДЕЛ III Человек в политическом процессе

ТЕМА 11. ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Сущность политического участия

Объективный процесс обособления, а в ряде политических режимов отчуждения властно-государственной деятельности порождает потребности, во-первых, активного воздействия индивидов как субъектов политики на общественно-политические структуры; во-вторых, преодоления состояния, когда многие из них превращаются в объекты политики, лишенные возможности активно участвовать в государственных делах.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида — непосредственно или опосредованно — в систему властных угнетений. Оно направлено на удовлетворение его стремления быть причастным к институтам, организациям, общностям и группам, обеспечивающим жизнедеятельность всех граждан и влияющим на процессы индивидуального развития. Политическое участие — это самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур. Оно

также включает самооценку собственных качеств, свойств и возможностей как деятельного субъекта политики. Политическое участие можно охарактеризовать и как рефлексивную, ответную реакцию индивида на политические действия и события с целью оказать на них влияние.

Решение проблем политического участия — чрезвычайно сложная задача и для молодых и людей зрелого возраста. Кто в молодом возрасте не приобретает ясного представления об адекватном направлении своей политической активности, еще не обречен оставаться лишь объектом политики до завершения своей жизненной карьеры. Если молодой человек четко определил формы и направления своего участия в сфере политики, он обязательно будет сталкиваться на всех стадиях своего развития с тупиковыми, сложными ситуациями, противоречащими сложившимся у него представлениям о собственных политических предпочтениях. Успешное решение проблем политического участия на одном этапе жизни еще не гарантирует индивида от возникновения новых трудностей на других этапах.

Политическое участие изменяется от своеобразного "полюса" путаницы своих предпочтений (как правило, в молодом возрасте или в кризисные периоды — для всех возрастов) до положительного "полюса" собственной, найденной самостоятельно, адекватной роли в сфере политической активности. Если индивид не может определить свое "политическое лицо", "политическое Я", направления политического участия, то у него появляются симптомы путаницы предпочтений: он не уверен, к какому политическому движению или партии принадлежит, какому политическому лидеру или представителю политической элиты симпатизирует, будет ли участвовать в выборах или не будет и т.п. В некоторых случаях индивид демонстративно стремится к негативному направлению политического участия, которое не одобряют его родители, знакомые и друзья. Хотя в этом случае последние иногда смиряются даже с его участием в оппозиционных акциях, предпочитая их порочной практике беспробудного алкоголизма, наркомании и непредсказуемой хаотичной агрессивности.

В радикально реформируемом обществе состояние хаотичной политической активности становится нормой для многих индивидов. В нем происходит быстрая смена направлений участия в большинстве групп и слоев населения страны в связи с тем, что многие с трудом определяют, к каким структурам им активно приобщиться: либеральным или консервативным, социалистическим или коммунистическим, "зеленым" или "красным" и т.п. Именно поэтому в такой переходный период возрастает значение исследований основных направлений и форм политического участия с целью выявления социальной базы тех или иных движений и партий, а также прогнозов действий, поддерживающих как политические элиты, так и различных ключевых участников политических событий.

Тема 11. Индивид как субъект и объект политики. Политическое участие X 57

При определении сущности политического участия существуют два основных подхода. При одном акцентируют внимание не столько на индивидуальном уровне, сколько на макроструктурных изменениях в политической сфере и их влиянии на индивида как объект политики. Политико-институциональное при этом подходе довлеет над индивидом и всеми формами его участия. При другом рассматривают как главную и первичную ценность, как суверенного субъекта политики именно индивида, а не общество, класс, политический институт, партию, социальную группу или какое-либо другое образования. В соответствии с этим подходом индивид, хотя и признает себя членом общества, государства, класса, группы, но оценивает эти последние с прагматической точки зрения как утилитарно используемые инструменты в своих собственных целях. В рамках этого подхода, например, политические институты предстают не как объединения, управляемые на основе общих целей, а как группы индивидов, которые имеют целью удовлетворение собственных интересов, т.е. акцент делается на конкретных участниках политических событий. Безусловно, что существование этих двух подходов связано с идеологическими потребностями (коммунистическими или либеральными, социалистическими или анархистскими и т.п.) либо с желанием индивидов на определенных этапах уделять больше внимания макросоциальным процессам. Эти подходы взаимодополняют друг друга, раскрывая объективные и субъективные, институциональные и индивидуальные аспекты политического участия.

Механизм политической идентификации Природные задатки человек (различная степень подвижности нервной системы, особенности волевых усилий, воображения и т.д.), и его социальные качества являются факторами, влияющими на интенсивность, содержание и стабильность политического участия каждого, включенного в сферу политики. Необходимо, однако, подчеркнуть, что хотя индивид — генотипическое образование, неверно связывать его политическую активность и участие с наследственностью, а социальнополитическое окружение рассматривать лишь как обусловливающее возможности проявления того сокровенного наследия, с которым родится человек.

Индивид прежде всего характеризуется наличием собственного "Я". Он участвует в общественно-олитических процессах благодаря осознанию, выделению своего "Я" из множества себе подобных и окружающей среды. "Я" — это осознание себя. "Я" является ядром, обеспечивающим индивидуальную целостность. С формированием представления о самом себе индивид становится саморегулирующимся субъектом.

Как подчеркивал Кант, "то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем "Я", бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он — личность, и в силу этого единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, т.е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно"1[1].

Собственное "Я" индивида представляет собой относительную устойчивость; ее основу составляет память, способность человеческого мозга воспринимать, перерабатывать, хранить и воспроизводить информацию об окружающем мире и о себе самом. Эта устойчивость обеспечивается также и постоянством телесной организации данного человека, и присущими ему чертами характера и темперамента, а главное — особенностями сознания и самосознания.

Стремясь интегрировать в единое целое свое "Я", индивид соотносит себя с другими, с социальными группами; он отождествляет себя с конкретными субъектами и пытается участвовать в тех сферах, в которых вращаются они. Первоосновой этого, как отмечал еще Фрейд, является уподобление "Я" чужому "Я", вследствие чего первое "Я" в определенных отношениях ведет себя как другое, подражает ему, принимает его в известной степени в себя. В процессе политического участия подобную идентификацию, стимулирующую различные формы активности, можно сравнить с каннибалистическим поглощением другого индивида. Это проявляется, например, в переодевании в костюмы или униформу лидеров, отращивании усиков как у вождя, сбривании волос с головы, изменении манеры приветствовать друг друга и публично выступать и многом другом. Механизм политического участия, базирующийся на идентификации, подражании моделям поведения, обобщенным образам и индивидуальным качествам, начинает функционировать в семье и ближайшем дружеском окружении. Особенно активно он работает среди политических единомышленников, в группах контактного, непосредственного общения в партиях, движениях, союзах и ассоциациях. В общностях, принадлежащих к одной расе, этносу, религии, говорящих на одном языке, политическое участие приобретает их колорит и специфические особенности. На него оказывают влияние и большие группы людей — классы, т.е. совокупности граждан с одинаковым социальным статусом, доходами и родом деятельности; и малые группы - по месту проживания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...