Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология политической культуры




 

Современная политическая культура отражает сложность и многообразие современного этапа политического развития человечества. Самопонятие политической культуры возникла прежде всего из потребностинайти существенные отличительные признаки в функционировании современных политических систем. Поэтому политическая культура предполагает существование различных типов политической культуры.Критерии построения типологии многообразны. Наиболее простыекритерии связаны с подразделением политических культур по названиям конкретных обществ (например, политическая культура Россииили Франции), регионов (например, европейская политическая культура), по классовой сущности политических систем (социалистическаяполитическая культура, буржуазная политическая культура), по историческим этапам развития человеческого общества (политическаякультура традиционного, индустриального, постиндустриального общества).

 

Внутри наций по степени консенсуса между членами общества относительно основополагающих политических ценностей и правил политической игры политические культуры делятся наконфликтные (фрагментированные) и консенсусные (интегрированные). Если в стране налицоглубокие расхождения в политических установках и они сохраняются втечении длительного времени, в ней могут развиваться особые субкультуры.

 

Особую известность и распространение получила типология, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в упомянутой уже работе «Гражданская культура». Анализируя функционирование политических систем

Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три идеальныхтипа (в смысле М. Вебера) политической культуры:Приходской (parachial), или провинциальный (общинный, ограниченный, местный) — доминирует в обществах, где нет самостоятельных,т.е. отделенных от общества политических институтов. Население необладает необходимым набором знаний и не разбирается в политике, неинтересуется ею и не связывает перемены в своей жизни с политическойсистемой.

 

Разделение властей отсутствует, вождь или иное лицо, олицетворяющее собой власть, рассматривает и решает все вопросы общественной жизни единолично.Подчинения (subject), или подданнический (покорности) — характерен для обществ, в которых население политически пассивно и смиренно ждет милости от начальства или государства. Они достаточно хорошо понимают устройство своей политической системы, склонны к подчинению установленным правилам политической игры и не считают себя способными оказать влияние на господствующую власть.Участия (participant), или партисипантный — характерен для обществ, в которых гражданин политически грамотен и активен. Он рационален и прагматичен, считает, что рядовой член общества в состоянии повлиять на принятие политических решений вне зависимости оттого, нравится ли ему то, как работает политическая система и ее представители на местах или нет.В результате социологического исследования политической культуры ученые обнаружили, что даже в ведущих демократических странахсосуществуют различные типы политических культур (приходская, подчинения и участия). Поэтому в реальности для этих стран характернысмешанный или сбалансированный тип политической культуры, который они назвали гражданской культурой. Она господствует в тех странах, где, по мнению Алмонда, соотношение трех типов политическойкультуры примерно выглядит следующим образом: 10% населения придерживается приходской культуры, 30% — подчинения и 60% — участия.

 

Ученые считают, что гражданская политическая культура, в которойполитическая активность или вовлеченность в политику и рациональность уравновешены пассивностью, традиционностью и обязательства-

ми по отношению к местным ценностям, обеспечивает необходимую

стабильность в развитии демократии.

В середине 90-х годов голландские ученые Хьюнкс и Хикспурс усовершенствовали типологию политических культур Алмонда и Вербы,дополнив ее новыми типами, отражающими изменившуюся композициюкультур к концу XX в.Согласно этим ученым, совокупность всех типов делится на две

группы — пассивные и активные политические культуры.

 

К пассивным типам относятся уже известные политические культуры из типологии Алмонда и Верба (приходская и подчинения), атакже новая подгруппа типов, названная «культурой наблюдателей» Последняя отличается от первых двух более высоким уровнем субъективного политического интереса к политическим явлениям. Общей

характерной чертой всей группы этого типа является политическаяапатия.

 

К активным типам политической культуры относятся следующиекультуры:

 

- протестная, характеризующаяся низким уровнем политических

интересов и доверия власти;

 

- клиентистская, отличающаяся низким уровнем политических ин-

тересов, но высоким доверием к власти;

 

 

- автономная, определяющаяся средним уровнем политических ин-

тересов и низким уровнем политического доверия;

 

- гражданская, характеризующаяся средним уровнем политических

интересов и высоким уровнем доверия к власти;

 

- партиципатная(участия), отличающаяся высоким уровнем поли-

тических интересов и низким уровнем политического доверия;

 

- гражданскаяпартиципатная, выделяющаяся высоким уровнем

субъективных политических интересов и высоким уровнем полити-

ческого доверия.

 

Общей характерной чертой этой группы типов является высокийуровень участия в политике, убежденность людей в своей возможностиреально влиять на принятие политических решений.

Политическая культура современной РоссииВ настоящее время можно с уверенностью сказать, что реальные

результаты политики, проводившейся в России после крушениякоммунистического режима, оказались весьма далекими от ожидаемых и развеяли многие надежды, которые возлагало общество наизбавление от тоталитарной системы. Становление демократических норм общественной жизни столкнулось с многочисленнымипроблемами как субъективного, так и объективного порядков. Новая

власть в своей политике демократических преобразований не сумела учесть весьма существенные особенности российской политической культуры.

 

Если посмотреть на результаты социологического исследования,проведенного в России (1996 г.) по методике выявления идеальных типов политических культур и сравнить с аналогичными исследованиями на Западе, то можно увидеть, что большинство нашего населения (70%от опрошенных) разделяют пассивную культуру, т.е. господствующейкультурой в российском обществе является культура наблюдателей(56%). Напомним, что эта культура характеризуется достаточно высоким уровнем политического интереса к политике и различной степенью политического доверия, но низким уровнем участия в политических акциях. В развитых демократических странах к этому типукультуры принадлежат всего от 2 до 6% населения. Пропорции представителей других типов этой группы — приходской (9%) и подчинения (5%) — примерно соответствуют ситуации в развитых демократических странах.

 

Что касается принадлежности россиян к активным типам политических культур, то ситуация в этой области отражается в следующих данных: гражданская культура — 2% ( в США — 26%, Италии — 5%),гражданская партиципатная — 1% (США — 8%, Италии — 1%), участия — 5% (США —7%, Италии —5%), клиентистская — 0 (США —17%. Италии — 15%), автономная — 22% (США и Италии — 16%.),протестная — 0 % (США — 16%, Италии — 42%)'.С точки зрения другой типологии, политическую культуру современной России можно отнести к фрагментированному типу культуры,которая характеризуется отсутствием согласованных процедур разрешения политических конфликтов, консенсуса по основополагающим политическим ценностям, относительно высоким уровнем насилия.Таким образом, можно сделать вывод, что, выбрав демократическийпуть развития, страна пока еще не имеет для этого соответствующей политической культуры. Политическую культуру вообще нельзя выбрать.

Люди являются продуктом культуры. Они формируются внутри существующей культуры и не могут подходить к ней извне, чтобы выбратьнаиболее привлекательную для себя политическую культуру.

На протяжении полувека в стране господствовала культура тоталитарного типа, которая к тому же включила в себя и господствую-

1 См.: Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и со-

циальные изменения. Международные сравнения. — М., 1998. — С. 194.

щие на протяжении сотен лет традиционные культурные образы исимволы, стереотипы мышления и нормы политического поведения.

 

Власть только наполнила старые формы новым содержанием. Характерные черты этой культуры, которые сдерживают становление политической демократии, демократической культуры в современной России и во многом объясняют ее нынешнее состояние, заключаются вследующем:

 

- высокая степень идеологизации и мифологизации политической

жизни (Москва — третий Рим, СССР — оплот и надежда всего про-

грессивного человечества);

 

- ориентация граждан на власть как наивысший авторитет и соот-










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...