Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обработка и интерпретация результатов




1. Определение типа структуры семьи. При обработке подсчитывается ко­личество баллов, полученных при суммировании четных и нечетных утверж­дений. Количество баллов, полученное при суммировании нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, четных — уровень семейной адап­тации. Тип семейной системы определяется двумя параметрами — суммарны­ми оценками по шкалам сплоченности и семейной адаптации в соответствии с нормами оценок, стандартизированных на различных выборках (см. табл. 5).

2. Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью. Разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адапта-

146

ции) определяет степень удовлетворенности испытуемого семейной жизнью. В настоящее время не существует никаких эмпирических норм для определе­ния оценки расхождения идеального и осознаваемого. Высокая оценка рас­хождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Расхождение должно быть рассчитано для каждого индивидуума по сплоченности и адапта­ции, а общая опенка может быть получена в результате сложения этих двух оценок. Обратная зависимость полученных результатов является оценкой се­мейной удовлетворенности.

ФИО________________________________________________________

Возраст ___________

Дата исследования ;_

Инструкция

Вариант А.Опишите Вашу реальную семью (супруги и дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Вариант Б.Теперь оцените эти высказывания с точки зрения идеальной се­мьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете.

Бланк опросника

Утверждение 1 почти никогда 2 редко 3 время от времени часто4 5 почти всегда
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью          
2. При решении проблем учитываются предложения детей          
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи          
4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения          
5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу          
6. Каждый член нашей семьи может быть лидером          
7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом          
8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел          
9. Мы любим проводить свободное время все вместе          
10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе          
11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу          
12. В нашей семье большинство решений принимается родителями          
13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи          
14. Правила в нашей семье изменяются          

147

Утверждение 1 почти никогда 2 редко 3 время от времени 4 часто 5 почти всегда
15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей          
16. Домашние обязанности могут пере­ходить от одного члена семьи к другому          
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений          
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер          
19. Единство очень важно для нашей семьи          
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи          

К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплочен­ности и адаптации (табл. 4).

Таблица 4

Оценка параметров шкалы FACES-3

Диагностические параметры № утверждений Шкала
1 Эмоциональная связь 1,11,19 Семейная сплоченность
2 Семейные границы 5,7  
3 Принятие решений 17  
4 Время 9  
b Друзья 3  
Ь Интересы и отдых 13, 15  
1 Лидерство 6,18 Семейная адаптация
г Контроль 2, 12  
3 Дисциплина 4,10  
4 Роли 8,16,20  
b Правила 14  

Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рам­ках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы пси-хокоррекционной работы.

Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ри­гидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющим­ся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризую­щих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет

148

Таблица 5

Нормы оценок и средние показатели для FACES-3

(Шкала семейной адаптации и сплоченности)

 

 

Основные параметры

Группы семей

Зрелые супружеские пары

Семьи с подростками

Молодые супружеские пары

X SD X SD X SD
Сплоченность 39,8 5,4 37,1 6,1 41,6 4,7
Адаптация 24,1 4,7 24,3 4,8 26,1 4,2

Сплоченность

  ранг % ранг % ранг %
Разобщенный 10-34 16,3 10-31 18,6 10-36 14,9
Разделенный 35-40 33,8 32-37 30,3 37-42 37,2
Связанный 41-45 36,3 38-43 36,4 43-46 34,9
Сцепленный 46-50 13,6 44-50 14,7 47-50 13,0

Адаптация

  ранг % ранг % ранг %
Ригидный 10-19 16,3 10-19 15,9 10-21 13,2
Структурный 20-24 38,3 20-24 37,3 22-26 38,8
Гибкий 25-28 29,4 25-29 32,9 27-30 32,0
Хаотичный 29-50 16,0 30-50 13,9 31-50 16,0

Примечание. X — средние показатели; SD — стандартные отклонения от средних.

проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизнен­ного цикла. В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кри­зиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрес­соров). В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации. Про­блемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в со­стоянии хаоса надолго.

Интерпретация и обсуждение полученных результатов с членами семьи по­зволяет повысить их мотивацию к семейной психотерапии, прохождению групп тренинга, индивидуальной работе. «Наглядная» демонстрация, подтверждаю­щая наличие нарушений в семейной системе, позволяет разделить ответствен­ность за эффективность коррекционных мероприятий между всеми членами семьи и психологом.

Шкала может также служить инструментом, позволяющим выявить степень эффективности работы, проведенной с семьей. Изменения типа функциони­рования семьи (переход к более сбалансированному состоянию) и снижение уровня неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья обрела способность адекватной коммуникации и более эффектив­ного преодоления стресса (кризисного состояния).

149

Тест «Семейная социограмма»

Тест «Семейная социограмма», авторами которого являются Э. Г. Эйдемил-лер и О. В. Черемисин, относится к рисуночным проективным методикам (Эй-демиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). Он позволяет выя­вить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций в семье (прямой или опосредованный). Данная про­ективная методика дает возможность экстернализации неосознаваемого кон­текста взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.

Описание методики

Для проведения обследования испытуемым выдают бланки (на каждом блан­ке нарисован круг диаметром ПО мм). Задание выполняется индивидуально. Испытуемым предлагается нарисовать в виде кружочков самих себя и других членов семьи.

Интерпретация результатов

Авторами предложены критерии, по которым производится оценка резуль­татов тестирования:

□ число членов семьи, попавших в площадь круга; П величина кружков;

□ расположение кружков относительно друг друга; П дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возмож­но, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отноше­ниях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее внимание обращается на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок, выполненный для обозначения испытуемым самого себя, говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о понижен­ной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значи­мости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Изображение ис­пытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, сим­волизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоцио­нального отвержения. Наиболее значимые члены семьи изображаются испы­туемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка

150

от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональ­ном отвержении со стороны испытуемого или, наоборот, в его адрес. Своеоб­разное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасают­ся или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» этих членов семьи, наличии симбиотических связей. В качестве примера можно привести тест матери девочки (рис. 2), больной шизофренией (такой же ре­зультат выполнения теста, который условно называется авторами «матрешкой», встречается примерно в 3% случаев тестирования здоровых, социально адап­тированных родителей).

Другой пример иллюстрирует динамику семейных взаимоотношений в про­цессе семейной психотерапии (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Николь­ская И. М., 2003). В начале психотерапии мать изобразила себя, сына и своих родителей в одну «линию» (с мужем она в разводе). Интерпретируя результаты тестирования, можно сказать, что у испытуемой недостаточно дифференци­рованное отношение к членам семьи и опосредованное (через бабушку) отно­шение к отцу (рис. 3). При завершении семейной психотерапии мать мальчика сказала: «У меня есть своя семья — это я и мой сын. К вам, родители, у меня есть уважение, но мои семейные дела для меня важней». Заключительная со­циограмма представлена на рис. 4.

Использование теста «Семейная социограмма» позволяет членам семьи в считаные минуты в ситуации «здесь и сейчас», до сеанса семейной психотера­пии или во время него, наглядно представить характер взаимоотношений в семье, а затем, сравнив свои бланки, обсудить результаты друг с другом.

Существуют различные варианты проведения данной методики. Так, напри­мер, И. М. Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испыту­емому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограм-мы (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003):

1. Стандартная социограмма, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи.

2. Социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены се­мьи и/или присутствовать люди и объекты, которые к семье номиналь­но не принадлежат.

3. Социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.

151










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...