Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ НЕНОРМАТИВНОГО СЕМЕЙНОГО КРИЗИСА




Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них.

Т. Мор

Кроме нормативных кризисов — трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, — семейная система может пере­живать и ненормативные кризисы.

Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семей­ных кризисов (Hill R., 1970):

1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).

2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становит­ся жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.).

3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.).

Первая группа факторов обычно является сферой деятельности социальных работников и социальных педагогов. С последствиями действия второй груп­пы факторов имеют дело кризисные психологи, врачи, психотерапевты. Фак­торы третьей группы чаще всего приводят семью к специалисту в области се­мейной психологии и психотерапии.

Признаками семейного кризисного события могут выступать:

92

G сверхнормативность для данной семьи; О угрожающий функционированию семьи характер события; О резкое возрастание внутриличностной напряженности, кризисное состо­яние членов семьи;

□ возникновение межличностных конфликтов в семье, требующих их раз­решения/и отсутствие у членов семьи опыта решения конфликта такого уровня;

О истощение адаптационных ресурсов членов семьи;

□ прогрессирующие негативные изменения в семейной ситуации;

□ затруднения функционирования семьи в связи со столкновением с си­туациями, аналогичных которым не было в семейном опыте;

П нарушение стереотипов поведения членов семьи.

В каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:

1. Кризисное событие.

2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего.

3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности его пере­живания ими.

4. Изменения в семейной системе.

5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.

Большинство ненормативных семейных кризисов имеет свои закономер­ности протекания, знания о которых необходимы психологу для организации адекватной психологической помощи.

ИЗМЕНА

Любовь одна, но подделок под нее — тысячи.

Ф. Ларошфуко

Феноменология кризиса

Супружеская неверность, измена, адюльтер (фр. adultere; синоним — пре­любодеяние) рассматривается как вступление лица, состоящего в браке, в по­ловую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Она может носить как эпизодический, так и систематический характер.

Отношение к измене в разных культурах и в разные времена было отлич­ным. В историческом плане можно проследить постепенный переход от бес-

93

порядочных половых связей к моногамным отношениям, подразумевающим постоянную сексуальную связь с одним партнером. Однако за моногамией часто скрывались полигамные отношения, допускаемые, прежде всего, для мужчин, тогда как в отношении женщин декларировались требования абсо­лютной верности. В настоящее время в нашей культуре отсутствует половая дискриминация в отношении супружеской измены: нравственные законы, регулирующие это явление, в равной мере относятся и к женщинам, и к муж­чинам.

Влияние измены на супружеские отношения в значительной мере опреде­ляется тем, на какой стадии развития брака она произошла (совпадая с норма­тивными семейными кризисами, она тем самым усугубляет их протекание), а также ее характером, длительностью и типом: была ли эта связь продолжи­тельной или случайной, преимущественно сексуальной или отличалась эмо­циональной привязанностью.

Измена, как правило, является признаком супружеских дисгармоний и свидетельствует о наличии различных противоречий и конфликтов между су­пругами. Далеко не всегда она является следствием нарушений сексуальных отношений в браке. Часто за изменой скрывается факт неудовлетворения пси­хологических потребностей: в любви, близости, принятии, уважении. Однако неверность может встречаться и в достаточно гармоничных семьях с благопо­лучными и устойчивыми супружескими отношениями.

Мужчины заводят любовниц, как правило, для удовлетворения своих сек­суальных потребностей, они ищут на стороне разнообразие сексуальных ощу­щений. Женщины же во встречах с любовником в большинстве случаев стре­мятся получать удовлетворение от атмосферы ухаживания, внимания, заботы, которая вокруг нее создается.

К. Имелинский отмечает, что тенденция к измене детерминируется не только супружескими дисгармониями, но и обычным стремлением человека к поиску новых впечатлений. Она наблюдается в различных областях человеческой дея­тельности. В частности, в сексуальной сфере это проявляется поиском новых партнеров. Данная тенденция положительно коррелирует с общей жизненной энергией человека. Имеют значения и такие свойства личности, как способ­ность завязывать контакты, смелость и способность к самоотдаче. Другие лич­ностные качества, например нерешительность, пассивность, страх, напротив, являются факторами, способствующими верности.

Существует две точки зрения на измену. Согласно первой, традиционной, измена — опасная, разрушающая супружество ситуация. Согласно другой, из­мена позволяет поддержать умирающие супружеские взаимоотношения. На­пример, К. Витакер рассматривает любовника (любовницу) как «психотера­певта на стороне» одного из супругов. Между тем в большинстве случаев супружеская неверность все же угрожает целостности семьи как системы. Несмотря на то, что измена возникает в супружеской диаде, ее последствия оказывают влияние на всю семью в целом. Могут нарушаться не только супру­жеские, но и детско-родительские взаимоотношения, что проявляется в воз­никновении различных структурных нарушений семьи, таких как межпоко­ленные коалиции, перевернутая иерархия, ролевые инверсии.

94

Пример

За психологической помощью обратилась Евгения В., 41 год, с жалобами на 20-летнего сына. Ее беспокоило, что сын в последнее время очень апа­тичный, отстраненный, что «его ничего не интересует», он не выполняет своих обещаний, постоянно меняет места работы (каждые 2—3 месяца его увольняют, и он вынужден искать новую работу). При анализе семейной ситуации выяснилось, что отношения Евгении с мужем довольно сложные. На протяжении их совместной жизни он ей периодически изменял, а послед­ние несколько лет у него есть постоянная любовница. Отношения же с сыном всегда были очень близкими. Она часто делилась с ним своими переживаниями по поводу отношений с мужем, находя у него поддержку. Наличие межпоколенной коалиции между матерью и сыном и нагружен-ность ребенка нетипичными для его статуса и возраста функциями затруд­нили процесс отделения молодого человека от семьи (прежде всего, от матери), что стало источником его депрессивных состояний и проблем с работой. В данной семейной системе на фоне постоянных измен супруга, сын, по сути, стал символическим мужем своей матери, стабилизируя, та­ким образом, существование семьи и сохраняя брак.

Измена обычно затрагивает чувства чести и достоинства обманутого супру­га и сопровождается переживанием ревности, привносящей в семейную драму глубокие разрушительные для семьи аффекты. В. Бамберри рассматривает су­пружескую неверность как свидетельство супружеского тупика, мертвых от­ношений (Витакер К., Бамберри В., 1997).

Супружеская измена может выполнять ряд функций, представляя собой:

□ способ завершения супружеских отношений и констатации факта несо­стоятельности брака;

□ способ привлечения внимания брачного партнера и передачи ему мета-послания о неудовлетворении определенных потребностей;

□ способ сохранить супружеские отношения путем реализации потребно­стей, дефицит удовлетворения которых в браке ощущается довольно ос­тро;

□ проигрывание семейных сценариев;

□ способ компенсировать чувство неполноценности, повысить само­оценку.

Таким образом, феномен измены может быть проанализирован на трех уров­нях: индивидуальном, микро- и макросистемном. В зависимости от функции, которую выполняет измена, следует выбирать те или иные способы оказания психологической помощи.

Среди причин супружеской неверности можно выделить следующие: 1. Индивидуальные особенности партнеров по браку:

П нарушение полоролевой идентичности партнера по браку, вынуждающее доказывать свою мужественность (женственность), вступая в как можно большее количество сексуальных связей;

□ патохарактерологические личностные особенности супругов (например, страх быть поглощенным у брачного партнера с шизоидной организаци-

95

ей личности, побуждающий вступать во внебрачные связи, регулируя таким образом психологическую дистанцию в супружеской подсистеме).

2. Микросистемные факторы:

П нарушение супружеских отношений;

П супружеская несовместимость (прежде всего сексуальная);

□ отсутствие эмоциональной близости между супругами;

□ охлаждение чувств в браке;

□ месть одного партнера другому за причиненные страдания;

□ отсутствие взаимных чувств в браке (представляет собой попытку любяще­го, но отвергнутого партнера компенсировать недостаток любви в браке);

П разочарование супругов друг в друге;

П сексуальная абстиненция партнера по браку, связанная с болезнью су­пруга, его длительным отсутствием и т. д.

3. Макросистемные факторы:

П актуализация семейных сценариев;

□ трансгенерационные послания (например, женщина, всю жизнь храня­щая верность своему мужу и вытесняющая сексуальные желания к дру­гим мужчинам, может различными способами поддерживать измены или поведение промискуитетного типа у своей дочери).

К числу факторов, сопутствующих супружеской неверности, относятся:

□ неадекватная мотивация брака;

□ обыденность брака;

□ химические зависимости одного из партнеров;

□ большая разница в возрасте между супругами;

□ низкий материальный достаток семьи;

□ отсутствие совместного досуга супругов;

□ большое количество свободного времени у одного из партнеров.

Выделяют несколько видов супружеской неверности:

1. Случайный внебрачный контакт представляет собой единичный случай измены, мало связанный с конкретным лицом. Случайный контакт может воз­никнуть вследствие неудовлетворения сексуальной потребности в связи с вы­нужденной половой абстиненцией (разлука или болезнь одного из супругов). В других случаях он является способом доказать себе свою сексуальную дее­способность и др. Возможны следующие крайние варианты: (1) единичный вне­брачный контакт, имевший место совершенно случайно при стечении опреде­ленных обстоятельств, и (2) частые внебрачные контакты у индивидуума промискуитетного типа, который легко меняет половых партнеров, не имея с ними эмоциональной связи.

2. Эротико-сексуальные приключения — внебрачные сексуальные эпизоды, которые основываются на стремлении к разнообразию, получению нового сек­суального опыта. Помимо сексуального влечения, для изменяющего очень важ­на эротическая привлекательность партнера и нежность как необходимый ком-

96

понент отношений. Такие контакты дарят обоим партнерам разнообразные переживания, доставляющие много удовольствия. Большое значение в таких отношениях имеют сексуальные игры, в которых партнеры экспериментиру­ют с новым телесным опытом. Эти эротико-сексуальные приключения быва­ют краткими, с отсутствием взаимных обязательств и оставляют после себя приятные воспоминания. Они, как правило, не представляют опасности для супружеского союза каждого из партнеров.

Внебрачные половые контакты, единичные или повторяющиеся, и эроти­ко-сексуальные приключения иногда обозначают как «ситуационные кратков­ременные измены». От них следует отличать продолжительную измену, обо­значаемую как «внебрачная связь».

3. Внебрачная связь характеризуется большой продолжительностью и воз­никновением эмоциональной привязанности. Ей, как и супружеским отноше­ниям, свойственны определенные стадии развития. Эта связь может иметь характер длительных, преимущественно сексуальных отношений либо эмоцио­нальной близости. Наличие внебрачной связи вынуждает изменяющего парт­нера вести так называемую двойную жизнь.

При раскрытии факта измены возможно возникновение нескольких типов реакций:

Агрессия. Обманутый партнер прерывает отношения, совместное с су­пругом ведение хозяйства, требует прекращения внебрачной связи и гро­зит разводом. Такое поведение, как правило, характерно для партнера, эмоционально не зависящего от брака. Агрессивный подход вынуждает «изменника» принять решение; если у него еще сохраняется значитель­ная связь с семьей и детьми, то такая постановка вопроса может привес­ти к разрыву внебрачных отношений и возврату в семью.

Защита. Обманутый партнер прекращает супружеские отношения только частично. Он ограничивает эмоциональные проявления, а также прояв­ления любви и расположения, но продолжает совместное ведение хозяй­ства и сексуальные отношения, а также использует различные способы удержания партнера в семье (начинает уделять больше внимания своему внешнему виду, организовывает совместный досуг, чтобы супруг(а) при-знал(а) его (или собственную) важность и незаменимость). Партнеру мо­жет предъявляться ультиматум, согласно которому он должен порвать вне­брачную связь в течение определенного срока. Прекращаются разговоры о внебрачном партнере, и пропускается любая информация о нем.

Игнорирование. Обманутый партнер делает вид, что не замечает либо не знает об измене, либо ведет себя так, словно ему все равно. Такое пове­дение может быть свойственно партнеру, не испытывающему эмоцио­нальной привязанности к супругу (супруге), в случаях, когда сохранение брачных отношений является выгодным, а также при наличии крайне созависимых и деструктивных отношений и др.

Существует несколько моделей поведения супругов в ситуациях измены: 1. Модель, характерная для брачного партнера, смыслом жизни которого яв­ляется завоевание лиц противоположного пола. С увеличением числа «побед»

97

растет ощущение собственной ценности и значимости. Люди данного типа за­вязывают кратковременные знакомства, не задумываясь о возможных послед­ствиях. Однако при этом они могут сохранять близкие эмоциональные отно­шения с брачными партнерами. Для взаимодействия в таких семьях характерна следующая цикличность: измена — обнаружение — покаяние — прощение — измена. Инициатором обращения в консультацию в некоторых случаях явля­ется обманутый партнер, в других — сам изменяющий, когда возникает угроза развода.

2. Модель поведения, более характерная для женщин, отличающихся несамо­стоятельностью, незрелостью и склонностью к зависимым отношениям. Они вы­бирают серьезных и стабильных брачных партнеров. В таких семьях секс мо­жет использоваться как средство поощрения или наказания. Измены, как правило, возникают на том этапе семейной жизни, когда женщина вынуждена быть максимально включенной в семейное взаимодействие и заниматься вос­питанием детей. Со стороны супруги появление внебрачных связей, которые могут привести к разрушению семейных отношений, возможно в случае воз­растания материального интереса или стремления приобрести более высокий социальный статус. В консультацию чаще всего обращается отвергнутый партнер.

3. Модель поведения, связанная с ситуациями, когда после случайной измены или непродолжительной сексуальной связи любовник или любовница выступают инициаторами продолжения отношений и пытаются разрушить брак. В некото­рых ситуациях в случае раскрытия факта измены изменивший супруг стремит­ся образовать коалицию с партнером по браку против третьей стороны.

4. Модель, характерная для тех, кто постоянно пытается найти нового, «луч­шего» партнера по браку. Встречается в тех случаях, когда сохранение не удов­летворяющего супругов брака осуществляется за счет непсихологических фак­торов: необходимость растить детей, жилищные проблемы и др.

5. Модель, в которой измены обусловлены усталостью супруга от брака. Вне­брачные связи в таких случаях являются приятной сменой домашней рутины.

6. Модель, основанная на длительных внебрачных связях при доминирующей ценности семейных отношений и стремлении сохранить собственный брачный союз. Внебрачная связь не создает проблем для семейной жизни, не препят­ствует выполнению супружеских и родительских функций. Эмоциональная зависимость от внебрачной связи незначительна: оба партнера рассматривают ее лишь как «дополнительное удовольствие».

Психологическая помощь

Как указывалось выше, феномен измены может быть проанализирован на трех уровнях: индивидуальном, микро- и макросистемном, что определяет спо­собы оказания психологической помощи.

Помощь наиндивидуальном уровне предполагает работу с одним из супру­гов. Здесь главное внимание уделяется проработке внутриличностных проблем

98

клиента, связанных с его патохарактерологическими особенностями. Это мо­жет быть работа, направленная на интеграцию образа «Я»; осознание своей полоролевой идентичности; повышение самооценки; выявление деструктив­ных паттернов поведения, обусловленных структурой личности; проработку ранних детских конфликтов. Как правило, психологическая помощь в подоб­ных случаях предполагает длительную психотерапевтическую работу.

Также в рамках данного направления возможно оказание краткосрочной помощи с целью поддержки обманутого супруга и предоставления ему возмож­ности отреагировать собственные страхи, тревогу и другие сильные эмоции. Работа с чувствами обратившегося за помощью предполагает решение следу­ющих задач:

1. Предоставление клиенту возможности отреагировать чувства, вызван­ные фактом измены, и рассказать все, что он посчитает важным и нуж­ным. Психологу при этом следует избегать оценочных суждений и под­держивать клиента путем ослабления чувства уникальности собственной проблемы («Да, такое случается», «Так бывает»).

2. Сопровождение клиента в процессе выявления и проработки тех чувств, которые он испытывает в связи с ситуацией измены (вина, обида, рев­ность, злость, ненависть и др.).

3. Оказание помощи в осознании и принятии своей ответственности за на­рушение супружеских отношений, проявившееся в форме измены, сво­его вклада в сложившуюся ситуацию. Особую осторожность и тактич­ность необходимо проявлять при работе с обманутым супругом, учитывая его боль и остроту переживаний. Ему можно рекомендовать посещение групп самоподдержки для супругов, переживших измену.

4. Сопровождение в принятии решения о разрыве либо восстановлении отношений с партнером.

При работе с обманутым либо изменившим супругом важно соблюдать веж­ливость, тактичность и нейтральность, поскольку тема измены является эмо­ционально насыщенной и может вызывать у самого психолога (в связи с его личным опытом или отношением к данной проблеме) реакции, осложняющие процесс оказания психологической помощи.

Работа на микросистемном уровне— прежде всего, с супружеской парой — предполагает определение характера нарушений супружеских отношений, при­ведших к измене, и коррекцию дисфункциональных паттернов взаимодействия брачных партнеров. Задачами психолога является:

1) выявление представлений о сложившейся ситуации у каждого из супру­гов. Важно, чтобы каждый высказался и был услышан;

2) прояснение того, как каждый из супругов переживает данное событие и какие чувства и эмоции оно вызывает у них обоих. На этом этапе це­лесообразно дать возможность супругам сказать друг другу о своих претензиях и обидах, избегая при этом взаимных оскорблений и обви­нений;

3) оказание помощи супругам в осознании собственного вклада в сложив­шуюся ситуацию и разделении ответственности;

99

4) сопровождение брачных партнеров в принятии решения о возможности сохранения отношений и, в случае их желания не разрушать семью, в за­ключении нового супружеского договора.

В тех случаях, когда при работе с супружеской парой выясняется, что в си­туацию супружеского конфликта включены другие члены семьи (дети, праро­дители), рекомендуется проводить семейную терапию.

РАЗВОД

Развод — это предохранительный клапан супружеского котла.

А. Декурсель

Феноменология кризиса

Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридичес­ком, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорга­низацию семейной системы. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжитель­ностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирую­щим влиянием на всю семейную систему. Даже спустя длительный период времени после прекращения отношений сохраняются психологические послед­ствия расставания (как правило, актуализирующиеся в связи с синдромом го­довщины).

Выделяют следующие факторы, способствующие росту количества разводов:

□ укрепление экономической самостоятельности и социального равнопра­вия женщины;

□ либерализация взглядов на развод;

□ освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков;

□ рост продолжительности жизни;

П снижение влияния родителей на выбор супруга;

□ неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнеров.

В качестве основного мотива развода выступает невозможность удовлетво­рения в существующем брачном союзе потребностей и желаний супругов. Среди причин, приводящих к разводу либо увеличивающих его вероятность, можно выделить:

□ семейные сценарии, включающие конфликтные отношения либо раз­вод родителей одного из супругов;

П поздний или ранний возраст вступления в брак;

100

□ низкий уровень дифференциации супругов и размытые внешние грани­цы семьи, что обусловливает постоянные вмешательства в ее функцио­нирование третьего поколения, особенно при совместном проживании с родителями одного из брачных партнеров;

□ разочарование в партнере;

□ личностные особенности одного или обоих супругов, выражающиеся в склонности к конфликтному поведению;

□ неравный уровень образования и социального статуса супругов;

□ профессиональная занятость женщины, в том числе «бикарьерная»

семья;

□ вынужденное раздельное проживание супругов (командировки, разъез­ды, так называемая «дистантная» семья);

□ бесплодие одного из супругов, невозможность иметь детей;

□ добрачная беременность (так называемые «стимулированные» браки);

□ рождение ребенка в первые 1—2 года брака;

□ употребление алкоголя и наркотиков;

□ супружеские дисгармонии (измены, сексуальная неудовлетворенность в браке и др.).

Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания. А. Маслоу предложил модель распада супружеских от­ношений, включающую в себя семь стадий.

1. Эмоциональный развод обусловлен разрушением иллюзий супружеской жизни, чувством неудовлетворенности, отчуждением супругов, страхом и от­чаянием, попытками контролировать партнера, спорами, стремлением избе­жать проблем.

2. Время размышлений и отчаяния перед разводом сопровождается болью, зло­стью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощу­щением пустоты и хаоса. Предпринимаются попытки вернуть любовь, полу­чить помощь от друзей, членов семьи.

3. Юридический развод — оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. Отношения разводящихся супругов могут включать в себя конфликты, угрозы либо стремление к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный партнер может испытывать жалость к себе, беспомощность, чув­ство отчаяния и злости.

4. Экономический развод связан с прекращением совместного ведения хо­зяйства и разделением семейного бюджета (если до этого он был общим).

5. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку связано с переговорами родителей по вопросу дальнейших взаимоотно­шений с детьми и распределения зон ответственности. Основными задачами данного этапа являются создание новых отношений между родителем и ребен­ком, а также обретение чувства собственного достоинства и независимости.

6. Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода — одиночество и наличие амбивалентных чувств: не-

101

решительности, оптимизма, сожаления, печали, любопытства, возбуждения, радости, грусти и др. Начинается поиск новых друзей, сфер активности, выра­батывается новый стиль жизни, определяются обязанности для всех членов семьи.

7. Психологический развод. На эмоциональном уровне — это принятие фак­та распада отношений, стабилизация эмоционального состояния, проработка негативных чувств, связанных с разводом. На когнитивно-поведенческом — готовность к действиям, уверенность в своих силах, ощущение самоценности, появление чувства независимости и автономии, поиск новых объектов для любви и готовность к построению новых отношений (в кн.: Кочюнас Р. Пси­хологическое консультирование).

Для описания стадий развода может быть использована модификация мо­дели переживания утраты, предложенная Э. Кюблер-Росс (Кюблер-Росс Э., 2001).

1. Стадия отрицания. Первоначально реальность происходящего отрицает­ся. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энер­гии и чувств, поэтому ему трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии актуализируется работа защитных механизмов: рационализация («наконец пришло освобождение», «рано или поздно это все равно бы произошло»), обес­ценивание («на самом деле брак был ужасным», «мой муж полное ничтоже­ство»), отрицание («ничего такого не случилось», «все хорошо») и др.

2. Стадия озлобленности. На этой стадии возникает чувство злости по отно­шению к партнеру. Покинутый партнер переживает состояние фрустрации, вызванное крушением его планов и надежд. Нередко он начинает манипули­ровать детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.

3. Стадия переговоров. Здесь предпринимаются попытки восстановить брак. Супруги используют различные манипуляции по отношению друг к другу, вклю­чая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.

4. Стадия депрессии. Когда отрицание, агрессивность и переговоры не при­носят никаких результатов, наступает угнетенное настроение. Человек чувству­ет себя неудачником, его самооценка, доверие к людям падают.

5. Стадия принятия. Эта стадия связана с принятием факта развода и адап­тацией к изменившимся условиям жизни. В случаях, когда в браке были дети, они тоже нуждаются в поддержке и помощи в адаптации к новой ситуации.

С. Даком была предложена модель процесса распада эмоциональных отно­шений, включающая четыре фазы: интрапсихическую, диадическую, соци­альную и фазу «отделки» (Гозман Л. Я., 1987). Каждая из них имеет свои спе­цифические особенности и цели.

Цель интрапсихической фазы состоит в понимании того, что именно в дан­ных отношениях является неудовлетворительным, идентификации своих про­блем с неопределенными аспектами отношений, поиске способов повышения удовлетворенности партнером и отношениями с ним. Результатом прохожде­ния первой фазы могут быть:

О смирение с существующими в браке проблемами;

П принятие решения о том, чтобы выразить партнеру свое неудовольствие.

102

Цели диадической фазы иные. Это конфронтация с партнером и перестрой­ка или прекращение отношений с ним. Начинают преобладать негативные эмоции, все больше возрастает тревожность, появляется чувство вины. Эта фаза может длиться годами. Для нее характерны «выяснения отношений» между супругами и попытки что-либо изменить в их взаимодействии. Прохождение второй фазы могут ознаменовать:

□ перестройка и сохранение отношений;

□ принятие решения о прекращении отношений.

На социальной фазе наблюдается постоянный переход от ссор к примирени­ям, актуализируются волнение и тревога по поводу своего будущего, страх оди­ночества и т. п. На этом этапе в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья). В результате супруги добиваются принятия бли­жайшим социальным окружением факта прекращения их отношений.

Фаза «отделки» включает реорганизацию пережитого опыта, его реинтер-претацию с целью создания более благоприятной и нетравмирующей истории эмоциональных отношений с бывшим партнером. Возможны следующие ва­рианты исхода этой фазы:

□ примирение с фактом распада отношений, извлечение позитивного опы­та, личный рост партнеров;

□ прошлый опыт воспринимается как собственная неудача.

Одна из концепций, описывающая распад эмоциональных отношений, была предложена Дж. А. Ли (цит. по: Агейко О. В.), которым были выделены следу­ющие фазы:

1. Осознание неудовлетворенности.

2. Выражение неудовлетворенности.

3. Переговоры.

4. Принятие решений.

5. Трансформация отношений.

Дж. А. Ли отмечает, что предложенная им очередность необязательна. Про­хождение перечисленных фаз индивидуально для каждой супружеской пары. Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Как полагает автор данной концепции, цикличность от­ношений, включающая предложенные им фазы, может повторяться всю жизнь.

Эмоциональная утрата в связи с разводом не будет столь острой, если пара сможет поддерживать контакты и после прекращения супружеских отноше­ний. Это вполне вероятно, если бывшие супруги обладают достаточной психо­логической зрелостью и способны продолжать функционировать как родитель­ская пара.

Муж и жена, испытывающие сильную эмоциональную привязанность друг к другу (то есть находившиеся в слиянии или созависимых отношениях), в слу­чае развода могут столкнуться со значительными трудностями. Тревога, воз­никающая в связи с разрывом близких отношений, побуждает к стремитель­ному созданию нового созависимого союза, в котором велика вероятность

103

воспроизведения прежнего опыта. Наличие незавершенных отношений, не­прожитых, неотреагированных сильных чувств, относящихся к бывшему парт­неру, также может осложнить построение новых отношений. Типы реагирования на развод зависят от ряда факторов:

□ особенностей развода (его формы, глубины, длительности, количества вовлеченных в него участников);

□ отношения к нему со стороны супругов;

□ имеющихся в наличии ресурсов (материальная и жилищная обеспечен­ность, здоровье, эмоциональное состояние, детские проблемы, возраст супругов).

Наиболее распространенными стратегиями поведения в ситуации развода являются:

1. Агрессивная, выражающаяся в желании разрушить жизнь партнера, при­чинить ему боль, отомстить за причиненные страдания.

2. Манипулятивная, связанная с желанием удержать, вернуть брачного партнера любым способом, даже ценой потери самоуважения и уваже­ния партнера.

3. Принимающая, обусловленная адекватной оценкой реальности и при­нятием ее такой, какая она есть, что дает возможность сохранить с быв­шим партнером отношения, не обесценивая совместно прожитые годы, и свести к минимуму негативные последствия для детей.

Постразводная ситуация может быть осложнена разными обстоятельства­ми. Несмотря на либерализацию взглядов на развод, все равно сохраняются стереотипы, согласно которым разведенные женщины обладают более низким социальным статусом, чем замужние. В связи с этим, пережив развод, они мо­гут неожиданно столкнуться с негативными реакциями в своем социальном окружении. В дальнейшем это может привести к критическому обострению и без того напряженной ситуации.

Социальными последствиями развода являются напряженность и потеря привычных контактов. В процессе развода ослабевают связи с общими знако­мыми, осложняются взаимоотношения с членами расширенной семьи. После первоначального сочувствия и поддержки близкие люди часто начинают ди­станцироваться. Потеря или сокращение социальных контактов рождает чув­ство одиночества, которое, в свою очередь, может привести к депрессии, сни­жению трудоспособности, психосоматическим заболеваниям и др. Этот процесс нередко сопровождается разочарованием и развивающимся недове­рием к людям. Бывшие супруги после развода могут бояться вступать в новый брак, избегая повторения травматичного опыта.

Если внешние границы распавшейся семьи были очень жесткими и супру­ги почти не имели собственных независимых отношений с другими людьми, то после развода бывшие партнеры могут переживать глубокие эмоциональ­ные переживания.

Развод — это кризис, который затрагивает всю семейную систему и тяжело переживается не только супругами, но и детьми. Реакция детей на развод во

104

многом определяется их возрастом. Наиболее травматичным он является для детей дошкольного и подросткового возраста. В возрасте 3,5—6 лет ребенок не способен адекватно понять происходящие перемены в семье и нередко обви­няет во всем себя. В подростковом возрасте развод родителей может негативно сказаться на решении возрастных задач и затруднить процессы вторичной ин-дивидуации и сепарации. Именно в этот период ребенку важна поддержка обоих родителей и, прежде всего, отца, играющего важную роль в социальной адап­тации подростка. Детские переживания могут варьировать от вялой депрес­сии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнени­ем родителей.

Травматичность развода родителей возрастает еще и в связи с тем, что раз­рушение семьи не является следствием выбора самого ребенка. Он вынужден просто смириться с родительским решением. Распад семьи может представ­лять для него крушение его мира и вызывать различные протестные, фобичес-кие и депрессивные реакции. На остроту детских переживаний может оказы­вать влияние несколько факторов:

□ характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень во­влеченности ребенка в решение супружеских проблем;

□ особенности протекания процесса развода;

□ с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим родителем;

□ характер взаимоотношений бывших супругов после развода.

Иногда родитель, с которым остается жить ребенок после развода, позво­ляет себе агрессивные выпады в сторону второго родителя или транслирует ребенку свое негативное отношение к бывшему брачному партнеру. В некото­рых случаях это могут делать оба родителя, пытаясь организовать коалицию с ребенком, для того чтобы получить от него поддержку или отомстить бывшему супругу. Ребенок, таким образом, оказывается втянутым в конфликт лояльно­сти. Это чревато нарушением процесса формирования его эго-идентичности, снижением самооценки и самопринятия, появлением комплекса неполноцен­ности, поскольку связано с обесцениванием образа родителя, являющегося неотъемлемой частью собственного образа «Я» ребенка.

В результате развода образуется неполная семья — семья с одним родите­лем, что вызывает необходимость структурной реорганизации. При этом, не­смотря на то, что бывшие супруги утрачивают статус мужа и жены, они про­должают оставаться родителями для своих детей, принимая участие в их воспитании.

Часто материальный уровень семьи после развода падает. В связи с этим оставшийся родитель вынужден искать новое более высокооплачиваемое мес­то работы или дополнительный заработок. Не будучи способным в одиночку справиться с экономическими трудностями, он часто возвращается в родитель­скую семью. Такой переезд может привести к актуализации прежних конфлик­тов между родителем и прародителями (бабушками и дедушками) и осложнить процесс реорганизации семьи. Могут возникнуть разнообразные структурные нарушения: межпоколенные коалиции между прародителями и внуками, ро-

105

левые инверсии (оставшийся родитель принимает на себя роль «семейного добытчика», оставляя бабушке (дедушке) материнскую функцию воспитания внуков), конкурентные отношения между прародителями и родителями и сни­жение статуса и авторитета последних (нарушение по параметру иерархии).

В ряде случаев родитель, не справляющийся с нагрузкой, может обратиться за помощью к старшему ребенку, передавая ему часть родительских функций. Такому ребенку может быть поручено присматривать за младшими детьми, а также выполнять некоторую работу по дому. Часто родитель, оставшийся в оди­ночестве, может искать у него эмоциональную поддержку, делегируя ребенку часть функций бывшего супруга. Размытость границ детско-родительской под­системы способна стать источником ряда проблем ребенка, поскольку адресуе­мые ему обязанности не соответствуют его возрасту и статусу (статусная неопре­деленность).

Таким образом, развод является кризисом, переживаемым не только на уров­не супружеской подсистемы, но и на уровне расширенной семьи и требует гло­бальной семейной реорганизации.

Психологическая помощь

Психологическая помощь семье, переживающей развод, определяется ди­намикой самого процесса и может принимать различные формы: П индивидуальное консультирование (терапия); О супружеское консультирование (терапия); □ групповая терапия для разводящихся супругов и детей; О семейное консультирование (терапия).

Развод относится к категории потери, и с этой позиции работа с разведен­ными партнерами сходна с той, которая проводится с людьми, пережившими утрату. Могут быть рекомендованы следующие этапы работы:

1. Проработка чувств обиды, отчаяния, злости, вины и т. д., испытывае­мых супругом (супругами).

2. Выявление фрустрированных потребностей, стоящих за предъявляемы­ми чувствами, и поиск способов их удовлетворения с учетом изменив­шейся ситуации.

3. Переосмысление и позитивная реинтерпретация полученного опыта.

4. Поиск внутренних ресурсов супруга (супругов) и построение планов на будущее.

5. Оказание помощи в семейной реорганизации.

При оказании психологической помощи разводящимся супругам очень важ­на поддержка со стороны психолога, так как в постразводном состоянии они часто чувствуют себя одинокими, брошенными, неинтересными, скучными и т. д. Позитивное влияние на психологическое состояние разводящихся су­пругов в этот период оказывают помощь и поддержка со стороны близких лю-

106

дей — родственников и друзей, что может существенно облегчить последствия

развода.

При психологическом консультировании разводящихся супругов очень важ­на осведомленность психолога в различных юридических аспектах проблемы развода, среди которых особенно важными представляются различные вопро­сы, связанные с детьми.

Для того чтобы снизить негативные последствия развода для детей, важно информировать родителей о важности сохранения контактов ребенка с обо­ими родителями и необходимости поддерживать уверенность ребенка в том, что они его по-прежнему любят, внимательно относиться к его чувствам и пе­реживаниям. Следует помочь бывшим супругам заключить родительский до­говор, предусматривающий определение доли участия каждого в воспитании ребенка.

В случае выявления факта делегирования одному из детей части родитель­ских или супружеских функций необходимо помочь родителю найти более под­ходящие объекты для получения поддержки, а также выработать адекватную возрасту ребенка систему прав и обязанностей, чтобы он смог удовлетворять потребности собственного развития.

В случаях воссоединения расширенной семьи после развода терапевтичес­кое вмешательство направлено на реорганизацию внутрисемейных границ и разделение обязанностей между родителем и прародителями. Например, праро­дитель заботится о ребенке в отсутствие родителя, но возвращает ему эти фун­кции после возвращения последнего.

Таким образом, работа с людьми, пережившими развод, требует достаточно длительного времени и включает реорганизацию всей семейной системы.

ТЯЖЕЛАЯ БОЛЕЗНЬ

Нельзя лечить тело, не леча душу.

Сократ

Феноменология кризиса

Наличие тяжелобольного человека является нелегким испытанием для всей семьи. К категории «семья с тяжелобольным человеком» относятся семьи, где один из членов страдает каким-либо серьезным соматическим либо нервно-психическим заболеванием, алкоголизмом, патологической ревностью и т. п.

Болезнь одного из членов семьи сопровождается нарастанием эмоциональ­ного напряжения в семье и физической нагрузки у отдельных ее членов. Жало­бы на нервно-психическое напряжение, неуверенность в завтрашнем дне, тре­вогу наиболее часто встречаются при беседе с членами семей алкоголиков и

107

ревнивцев (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000). Скандалы, неожиданные исчезновения больного из дома, мучительная тревога за него, невозможность строить перспективные семейные планы — все эти события значительно осложняют жизнь такой семьи.

Психологами проведены исследования, направленные на изучение послед­ствий психического заболевания для семьи больного, дегоспитализации пси­хически больных (Brown G. E, Monck E. et al., 1962). Ряд исследований посвя­щен изучению семей с больными шизофренией (Бейтсон Г., 2000).

Все трудности, с которыми сталкивается семья больного, можно разделить на объективные и субъективные. К числу объективных относятся возросшие расходы семьи, неблагоприятное воздействие сложившейся ситуации на здо­ровье ее членов, нарушения ритма и распорядка жизни семьи. Среди субъек­тивных трудностей выделяют разнообразные переживания и эмоциональные реакции в связи с психическим заболеванием одного из членов семьи:

□ растерянность из-за полной беспомощности больного;

□ замешательство, вызванное непредсказуемостью его поведения;

□ постоянное беспокойство о будущем, связанное с неспособностью боль­ного решать свои жизненные проблемы самостоятельно;

□ чувство страха;

□ чувство вины; О депрессия;

□ разочарование;

□ фрустрация;

□ ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания.

Такие реакции семьи нормальны и естественны, поскольку обусловлены чрезвычайной сложностью ситуации и невозможностью повлиять на нее.

Появление в семье психически больного приводит к значительному измене­нию ее структуры и взаимоотношений между ее членами. Как правило, наблю­дается «расслоение» семьи на три подгруппы, члены которых в различной сте­пени вовлечены во взаимодействие с больным и заботу о нем (Terkelsen, 1987):

1. Первая группа, или внутренний слой. Представлена членом семьи, кото­рый берет на себя роль главного опекуна и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, надзора, обслуживания. Как правило, это мать, сестра или жена. Жизнь этого члена семьи полностью сосредоточена на боль­ном. Если у последнего отсутствуют или ослаблены социальные контакты, то этот член семьи становится связующим звеном между ним и миром и несет ответственность за его социальную адаптацию. Он постоянно думает о потреб­ностях и нуждах больного, заботится об их удовлетворении. Чаще всего имен­но этот человек занимается поисками причин болезни или попытками их ра­ционального объяснения, обращается к специалистам за помощью, читает специальную литературу и контактирует с подобными семьями с целью под­держки и получения новых знаний о болезни. Как правило, этот человек несет ответственность перед социумом за поведение больного и возможные послед­ствия его нарушенного поведения. Такой член семьи наиболее чувствителен и больше других страдает от любого ослабления и усиления симптомов болезни.

108

Его жизнь наполнена постоянными заботами о больном. Чем хуже идут дела у больного, тем больше активности требуется от опекуна, который часто при этом жертвует своей личной жизнью и интересами.

2. Вторая группа — это члены семьи, которые в меньшей степени участвуют в повседневной опеке, сохраняя возможность реализации личных планов и интересов. Они Продолжают вести активную социальную жизнь (работают, учатся, встречаются с друзьями и др.), но при этом их эмоциональная связь с больным членом семьи достаточно сильная. Им труднее оторваться от своих многочисленных профессиональных, учебных, личных и других дел, вследствие чего они часто беспокоятся, что ухудшение состояния больного может стать угрозой для привычного-образа жизни и их планов на будущее. Подобные опа­сения и возникающее чувство вины могут осложнять взаимоотношения с глав­ным опекуном больного члена семьи и провоцировать защитное поведение (у них неожиданно могут появиться «сверхважные» профессиональные и другие внесемейные дела). В результате между главным опекуном и другими членами семьи нередко возникает отчуждение (нарушение параметра сплоченности).

Пример___________________________________________________________________

За психологической консультацией обратилась женщина с дочерью Свет­ланой 12 лет, инвалидом детства. Девочка перенесла операцию по удале­нию глаза, в настоящий момент социально адаптирована, имеет хорошую школьную успеваемость.

Мама девочки является типичным представителем опекуна. После рожде­ния дочери она посвятила ей всю свою жизнь. В течение этих лет мама ухаживала за девочкой, организовала ей дорогостоящее лечение в Герма­нии. Для этого она открыла свой бизнес; познакомилась с такими же, как она, матерями и стала инициатором создания группы самопомощи для жен­щин, имеющих детей-инвалидов.

Отец девочки был ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и рождение нездорового ребенка является следствием полученной им дозы облучения. После рождения девочки он стал злоупотреблять ал­коголем. Часто ведет себя по отношению к дочери очень агрессивно: в пьяном состоянии кричит на нее, проклинает, желает ей смерти. Подобное брутальное поведение отца, являющегося членом семьи второй группы, представляет собой попытку защититься от чувства вины и отчаяния, от невозможности что-либо изменить.

3. Третью группу составляют близкие и дальние родственники, знающие о проблемах, связанных с больным, интересующиеся им, однако практически не имеющие с ним повседневного контакта. Как правило, они обладают соб­ственным взглядом на происходящее, чаще всего связанным с обвинениями в адрес главного опекуна и других членов семьи, что может усиливать чувство вины и беспомощность последних.

Среди факторов, стимулирующих рост неудовлетворенности в семье в ре­зультате болезни одного из ее членов, Э. Г. Эйдмиллером и В. В. Юстицкисом (2000) были выделены следующие:

109

1. Ощущение вины (своей и больного) за болезнь. Семья особенно тяжело пере­живает болезнь, если ее члены винят себя и больного в том, что произошло. Степень тяжести переживания зависит от представлений членов семьи и дру­гих родственников о болезни, ее причинах и о степени вины самого пациента в ее возникновении и продолжении. К. Теркельсен описывает две наиболее встре­чающиеся точки зрения членов семьи психически больного на причины бо­лезни:

□ биологическая: семьи, осознанно или неосознанно придерживающиеся этой теории, видят причины болезни в каких-то не зависящих от воли пациента изменениях в его организме. Они могут испытывать большую растерянность перед проявлениями болезни, переоценивать возможно­сти медикаментозного лечения, их нередко терзает страх за детей (что болезнь передается генетически) или за себя (что болезнь, вопреки всем уверениям врача, заразна). В то же время они не склонны обвинять друг друга в болезни или видеть в ней наказание пациента за его действитель­ные или мнимые грехи;

□ психологическая: ее сторонники склонны обвинять себя и других чле­нов семьи, самого пациента. Они могут считать, что «мать слишком опе­кала», «отец был слишком строг», «сестра отвергала», «брат не помогал» и т. д. и что, следовательно, все они так или иначе виноваты в том, что развилась болезнь. Кроме того, имеется определенная агрессивность и по отношению к больному («когда он хочет, он понимает», «если бы он сам постарался, дела шли бы лучше») — родственники нередко считают, что он сам виноват в том, что не выздоравливает, так как не прилагает к этому достаточных усилий. В этом случае члены семьи постепенно раз­деляются на обвиняющих и обвиняемых. Ради своего спокойствия они стараются не высказывать обвинений вслух и не обсуждать, кто же более всех виноват. Но скрытые взаимные обвинения могут создавать особую атмосферу тягостной тишины вокруг некоторых тем.

2. Поведение больного члена семьи. Психическое нарушение часто сопровож­дается изменениями в поведении больного и приносит с собой деморализа­цию, более или менее глубокую утрату самоконтроля и эмпатии по отноше­нию к чувствам других. Так, исследования психически больных показали, что даже самое причудливое поведение больного члена семьи (несвязная речь, гал­люцинации и т. п.) создает не такое сильное напряжение в семье, как его раз­дражительное, агрессивное поведение.

3. Длительность болезни. Как начало болезни, так и все ее рецидивы — значи­мый источник субъективных трудностей для семьи. Большинство психичес­ких заболеваний имеют колебания клинических проявлений — временные улучшения сменяются временными же ухудшениями. Каждое такое измене­ние глубоко затрагивает семью. Улучшение вызывает всплеск надежд на воз­вращение нормальной жизни, ухудшение порождает новое глубокое разочаро­вание. Лишь накопление опыта приводит к тому, что семья постепенно освобождается и перестает эмоционально зависеть от временных колебаний в ходе болезни.

110

4. Степень нарушения обыденной жизни семьи. Болезнь одного из членов се­мьи приводит к тому, что образуются функциональные пустоты. Например, обычно отец выполняет в семье ряд чрезвычайно важных семейных функций, основанием для чего служат его авторитет, личностные качества, в силу кото­рых его поведение является «обучающим» — на его примере дети учатся, как решать различные проблемы, возникающие в ходе их взаимоотношений с окружающими; суждения отца обладают повышенной значимостью, убедитель­ностью для них. Прямая противоположность в этом отношении ситуация, когда отец страдает алкоголизмом или обнаруживает психопатические черты харак­тера. Безвольный, агрессивный, несамостоятельный отец, сам требующий опе­ки, создает «функциональную пустоту» в процессе воспитания.

Специфика переживания семьей данного кризиса обусловлена, кроме того, возрастом члена семьи, когда у него возникло заболевание; наличием или от­сутствием видимых дефектов физического развития, так называемым «грузом дефекта» (Гузеев Г. Г., 1990). Он понимается как интегральная оценка медико-социальных последствий поражения и времени, в течение которого эти послед­ствия наблюдаются.

Можно выделить несколько этапов переживания семьей данного кризис­ного события. Они проявляются в нарастании и затем спаде напряжения и со­провождаются различными по виду и выраженности субъективными пережи­ваниями (чувство тревоги, растерянности, беспомощности и т. п.) и поисками разных способов адаптации (методом проб и ошибок, формированием защит­ных «семейных мифов», переоценкой ценностей и др.). Существуют индиви­дуальные различия в переживании семьями данного ненормативного кризиса. Возможно застревание на одной из стадий, различная скорость и порядок их

прохождения.

Этап шока характеризуется возникновением у членов семьи состояния рас­терянности, беспомощности, порой страха перед исходом заболевания, соб­ственной неполноценности, ответственности за судьбу больного, чувства вины за то, что они не сделали ничего, чтобы предотвратить появление заболевания, или сделали что-то, обострившее положение. Эти переживания приводят к изменению привычного образа жизни членов семьи, зачастую становясь ис­точником различных психосоматических расстройств и оказывая негативное влияние на взаимоотношения как внутри семьи, так и за ее пределами. Иногда несчастье объединяет семью, делает ее членов более внимательными друг к другу, но чаще длительное заболевание, отсутствие эффекта от проводимого лечения и формирующееся состояние безнадежности ухудшает взаимо­отношения между членами семьи. В основном эта фаза достаточно кратковре-

менна.

На этапе отрицания члены семьи оказываются просто не в состоянии адек­ватно принять и переработать полученную информацию и используют разно­образные средства защиты, позволяющие им уйти от необходимости признать факт наличия заболевания, что снижает адаптивный потенциал семьи. На си­стемном уровне это может проявляться в возникновении семейных мифов, поддерживающих семейное функционирование, но основанных на неадекват­ном представлении о семье на данном этапе ее существования. Иногда беспо-

111

койство и растерянность членов семьи трансформируются в негативизм, от­рицание поставленного диагноза, направленное на сохранение стабильности семьи. Для достижения этой цели могут тратиться огромные силы и средства, что приносит в дальнейшем лишь еще большее разочарование.

Пример____________________________________________________________

Семья, член которой (мужчина 34 лет) был госпитализирован с диагнозом «шизофрения», забрала его из больницы, не дожидаясь конца лечения. Функционированию данной семьи помогает миф о том, что молодой муж­чина переживает таким образом кризис середины жизни. Его неадекватное поведение, замкнутость, отсутствие социальных контактов, вспышки агрес­сии рассматриваются членами семьи как проявление его творческой нату­ры. Подобные мысли позволяют семье избежать необходимости принятия факта психической болезни в семье, справиться со страхом и, используя механизм отрицания, жить дальше, не изменяя прежнего образа жизни.

Отрицая факт болезни, члены семьи могут отказываться от обследования больного и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые семьи выражают недоверие к консультантам, многократно обращаются в раз­ные научные и лечебные центры с целью отменить «неверный» диагноз. Именно на этом этапе формируется так называемый синдром «хождения по кругу вра­чей» (Майрамян Р. Ф., 1976). Возможен вариант реагирования, когда семьи признают диагноз, но при этом с особым оптимизмом относятся к прогнозу развития болезни и возможности излечения.

По мере того как члены семьи начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль — наступает этап печали и депрессии. Возникшее депрессивное состояние связанно с осознани­ем проблемы. Наличие тяжелобольного члена семьи отрицательно сказывает­ся на ее жизнедеятельности, динамике супружеских отношений, приводит к дезорганизации семейных ролей и функций. Чувство гнева или горечи может породить стремление к изоляции, но в то же время найти выход в формах «эф­фективного горевания». Нередко наблюдается снижение интереса к работе, отказ от привычных форм проведения досуга. Необходимость заботы о боль­ном члене семьи и специального непрерывного ухода за ним могут приводить к амбивалентным чувствам. Этот синдром, получивший название «хроничес­кая печаль», является результатом постоянной зависимости членов семьи от потребностей больного, их хронической фрустрации вследствие его относи­тельно стабильного состояния и отсутствии положительных изменений.

Этап зрелой адаптации характеризуется принятием факта болезни, реалис­тичной оценкой прогноза развития заболевания и перспектив выздоровления. В это время все члены семьи способны адекватно воспринимать ситуацию, руководствоваться интересами больного, устанавливать контакты со специа­листами и следовать их советам. На уровне системы происходят структурные реорганизации, прежде всего касающиеся ролевого взаимодействия.

Следует подчеркнуть, что наличие больного члена семьи может приводить к снижению социального статуса семьи в целом и ее отдельных членов. Про-

112

блемное поведение больного может стать причиной того, что семья попадает в поле внимания милиции и медицинских учреждений. Свидетелями отклоне­ний в поведении становятся соседи, школа, сотрудники больного, то есть бли­жайшее социальное окружение. С другой стороны, члены такой семьи сами обычно стесняются того факта, что среди них есть больной человек, и всячес­ки это скрывают: Образуется своеобразный замкнутый круг: наличие в семье больного делает ее весьма чувствительной и уязвимой в отношении оценок окружающих. Это приводит к уходу семьи от социальных контактов, что, в свою очередь, поддерживает ощущение отверженности. Особенно чувствительны к снижению социального статуса семьи дети школьного возраста: они часто ста­новятся объектом насмешек, группового отвержения, что осложняет их отно­шения со сверстниками.

Психологическая помощь

Обычно за помощью к психологу обращается тот член семьи, на которого возложен уход за тяжелобольным. Попытка решения собственных проблем обусловлена большой физической и психологической нагрузкой, наличием значительного числа связанных с ситуацией личных и межличностных затруд­нений и вызвана необходимостью планирования дальнейшей жизни (социаль­ной, профессиональной, личной).

Психологическая помощь семье с «проблемным» взрослым

Случаи обращения по поводу «больного» члена семьи можно свести к трем основным вариантам:

1. Член семьи действительно болен, доказательствами чего являются мно­гочисленные госпитализации, неадекватное поведение, наличие психи­атрического или медицинского диагноза, систематическое принятие лекарственных препаратов и др.

2. Член семьи, со слов обратившегося, ведет себя неадекватно, что позво­ляет предположить наличие определенной патологии, в связи с чем пе­ред клиентом встает необходимость строить свою жизнь с учетом этого фактора.

3. Поведение и реакции «больного» члена семьи не дают оснований для того, чтобы предположить у него какую-либо психическую патологию, что скорее свидетельствует о наличии проблем в семейных отношениях и неадекватности восприятия семейной ситуации самим обратившимся.

Психологическая помощь может включать в себя решение следующих задач: 1. Информирование обратившегося члена семьи о характере болезни либо перенаправление его к специалисту, который сможет квалифицированно объяс­нить, что за диагноз поставлен больному, как развивается болезнь и как нужно вести себя с таким больным.

113

2. Поддержка, заключающаяся в том, что психолог старается выслушать и понять клиента, учитывая специфику его ситуации. Если последний хочет оставить больного члена семьи или решается разорвать отношения (например, жена хочет развестись с супругом-алкоголиком), поместить больного в специ­альное лечебное учреждение, то он может испытывать чувства вины, стыда, моральное давление со стороны окружающих и других членов семьи. Задача консультанта — помочь клиенту разобраться в своих чувствах и переживаниях и поддержать его решение по поводу данной ситуации, не оказывая давления и не используя социально одобряемые нормы и стереотипы.

3. Обсуждение таких специальных вопросов, как приемлемые способы вза­имодействия с больным и обращение с собственными чувствами, возникаю­щими в ответ на возможные реакции больного. Целесообразно начать с выяв­ления ожиданий клиента от больного и, в случае необходимости, произвести их коррекцию в соответствии с характером и тяжестью заболевания. Необхо­димо обсудить обязанности, которые можно поручить больному, что позволи­ло бы ему оставаться включенным в семейную систему, приспособиться к бо­лезни и продолжать функционировать как член семьи.

Оказание психологической помощи семье с «проблемным» ребенком

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными от­клонениями в развитии, трудностями в обучении и школьной адаптации, на­рушениями в эмоционально-личностной сфере и др., что делает необходимым рассмотрение особенностей организации психологической помощи семьям с подобными проблемами.

Целесообразной является организация комплексного подхода к диагности­ческой и коррекционной работе с такими детьми, привлечение разнообразных специалистов (логопедов, педагогов, дефектологов и психоневрологов). В то же время эффективность психологической помощи семье с «проблемным» ре­бенком во многом определяется психотерапевтическим компонентом работы с семьей.

Содержание психологической помощи семье с «проблемным» ребенком включает следующие моменты:

1. Выявление факта нарушения.

2. Информирование родителей и направление ребенка к специалистам нужного профиля (психиатру, педиатру, неврологу, дефектологу, лого­педу и др.).

3. Психотерапевтическая работа с родственниками ребенка.

Эффективность психологической помощи семье, по мнению М. М. Сема­го, зависит от готовности родителей воспринимать и усваивать сообщаемую специалистом информацию. Если семья в это время продолжает отрицать факт наличия проблемы или ее члены находятся под влиянием сильных аффектов, то все попытки проинформировать родителей о необходимости тех или иных шагов в развитии и воспитании ребенка могут оказаться преждевременными.

114

Задачами психолога являются:

1. Создание условий для адекватного восприятия родителями ситуации, связанной с отклонениями в развитии их ребенка, психологической готовности к длительной работе по его развитию, коррекции и воспи­танию.

2. Проработка испытываемого родителями чувства вины, преодоление стрессового состояния и достижение эмоциональной стабильности чле­нов семьи.

Для эффективного решения задач консультирования необходима оценка характера реагирования данной семьи на имевшие место в ее развитии кризи­сы, а также способов их преодоления как ресурсов данной семьи.

Специфика оказания психологической помощи семье с проблемным ребен­ком заключается в том, что, как правило, семья приходит на консультацию вынужденно, по рекомендации специалиста, предположившего наличие на­рушений в развитии у ребенка. В большинстве случаев это означает отсутствие добровольности и, следовательно, недостаточность собственной мотивации на получение психологической помощи. В ряде случаев родители скрывают (со­знательно или неосознанно) неблагоприятные особенности в развитии ребен­ка, что представляет дополнительные сложности для объективной диагности­ки уровня его развития. Поэтому в случае работы с семьей проблемного ребенка необходимо повышать мотивацию родителей на длительное взаимодействие с психологом для получения необходимой помощи.

Во время первой встречи с семьей, имеющей «проблемного» ребенка, психо­лог-консультант решает следующие задачи:

1. Установление контакта с семьей. Важным фактором установления кон­такта с семьей с «проблемным» ребенком является внимательное и поддержи­вающее поведение психолога. При первом контакте желательно, чтобы психо­лог собрал информацию о данной семье, ее истории, истории развития ребенка. Родители могут задать интересующие их вопросы и уточнить характер пред­стоящей работы. Это позволяет внести определенную ясность в их ожидания.

2. Информирование родителей. На этом этапе консультант может сообщить родителям сведения о возможности получения помощи от других необходимых специалистов (дефектолога, логопеда, невропатолога, нарколога, психиатра).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...