Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологические особенности подросткового и юношеского возраста ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
1. Общая характеристика познавательного и личностного 2. Совершенствование познавательных процессов. 114 3. Развитие общих и специальных способностей. 4. Развитие мышления. 5. Индивидуальные особенности подростков. Акцентуации 6. Взаимоотношения подростков со взрослыми. 1. Подростковый возраст— это период перестройки социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Поэтому часто подростковый возраст называют кризисным,переходным от детского к взрослому. Наблюдается быстрый рост скелета (за год девочки вырастают на 3–6 см, мальчики — на 4–7 см). Функционирование органов не обеспечивает полноценной работы всего организма, поэтому часты жалобы на сердцебиения, головные боли. В подростковом возрасте начинается половое созревание, идет половая идентификация, ребенок начинает воспринимать себя как взрослого человека. У подростков можно часто отметить двойственное отношение к своему «новому» телу: чувство гордости может сосуществовать c чувством брезгливости. Внешне это может проявляться в таких неожиданных реакциях, как бинтование груди девочками, или, наоборот, ее подчеркивание. Мальчики могут становиться более неряшливыми, проявляя тем самым неосознанно протест против своего «Я». Взрослых часто возмущает циничность, развязность в высказываниях и общении с противоположным полом, однако в таких проявлениях следует видеть не только «отрицательного» подростка, но и слабого, не знающего, как решать свои проблемы. Сверхнапряженная работа организма ведет к тому, что младшие подростки быстро утомляются, хотя могут и не замечать этого. Как показали эксперименты, большинство случаев непослушания у подростков выявлялось именно во второй половине дня, когда утомление уже начинает сказываться. Возникает ситуация, схожая с младенческим возрастом: когда малыш устал, он начинает капризничать, плакать. 115 На фоне бурного личностного становления уровень развития познавательной сферы к старшим классам школы достигает уровня взрослого человека. Основным достижением является произвольность психических процессов. Однако именно в подростковом возрасте отмечаются сильные колебания внимания у школьников во время уроков. Такая невнимательность объясняется повышенной возбудимостью одних или утомляемостью других школьников. Концентрация внимания также снижается после перенесенных соматических заболеваний, нервно-психических заболеваний, всевозможных травм, душевных переживаний. Интерес к другим людям пересиливает интерес к учебной деятельности. Возникает такой период, когда в школу ходят не для получения знаний, а ради общения со сверстниками, чаще с противоположным полом. Ситуация восстанавливается лишь к старшим классам школы, когда молодые люди задумываются о планах на дальнейшую жизнь. Подростки и юноши охотно занимаются рассуждениями, самоанализом, свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы. Они могут делать общие выводы, опираясь на частные посылы, умеют оперировать гипотезами. Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте наблюдается интеллектуализация всех познавательных процессов, происходит поиск своего места в системе общественных отношений. 2. Восприятие в подростковом и юношеском возрасте входит в состав запоминания. На практике это означает, что при запоминании школьник фиксируется на свойствах тех предметов, которые необходимы для последующего воспроизведения. Исходя из этого, педагогу при изложении нового материала следует выделять ключевые элементы, употребляя такие слова: «Обращаю ваше внимание на…», используя разноцветный мел, акцентированное повторение и т. п. 116 Важна при этом «словесная наглядность», т. е. формулирование другими словами, использование образных выражений, метафор и т. п. Начиная с подросткового возраста, активно развивается произвольная и логическая память, которая вскоре достигает такого уровня, что используются практически повсеместно. Это приводит к замедлению развития механической памяти, хотя многие новые школьные предметы требуют ее применения, а потому учащаются жалобы подростка на плохую память. На этом фоне повышается интерес к приемам улучшения памяти. Процессы памяти функционируют эффективнее, если создан соответствующий мотив, опирающийся на эмоциональный внутренний мир человека. В подростковом и юношеском возрасте в работе памяти отмечаются существенные индивидуальные различия, которые следует учитывать в организации учебного процесса, предлагая школьникам различные способы подачи материала. В этом возрасте падает продуктивность непроизвольного запоминания и возрастает эффективность опосредованного. В подростковом возрасте кардинально меняется взаимоотношение между памятью и мышлением. Если раньше эти отношения строились по принципу мыслить — значит вспомнить, то теперь, вспоминать — значит мыслить, т. е. процесс запоминания заключается в установлении логических связей. В средних и старших классах школы активно развивается монологическая и письменная речь. В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно готовить текст устного выступления. Аргументировать свои мысли, писать сочинение на произвольную или заданную тему. Таким образом, психические процессы тесно связаны между собой и отличаются произвольностью. 3. В среднем и старшем школьном возрасте продолжается становление общих и специальных способностей на основе обучения, общения и труда. 117 Учение способствует развитию общих интеллектуальных способностей (логически рассуждать, пользоваться понятиями, строить умозаключения и т. д.); общение — совершенствованию коммуникативных способностей (добиваться расположения людей, умение находить взаимопонимание, вступать в контакт и др.); в трудовой деятельности происходит становление практических умений и навыков, необходимых для будущего профессионального становления. Подростковый и юношеский возраст — это период наиболее благоприятный (сензитивный) для развития большого комплекса самых разнообразных общих и специальных способностей. В основе развития способностей лежат следующие положения: 1) к подростковому возрасту организм ребенка физически окреп, а, следовательно, имеющиеся врожденные задатки уже должны проявиться; 2) не позже 6–7 лет ребенок должен пройти психологическое обследование на предмет выявления имеющихся задатков; 3) обучение детей должно опираться на выявленные задатки и способности, особенно в старших классах школы. Однако при этом не следует уменьшать количество общеобразовательных дисциплин, иначе это помешает развитию общих интеллектуальных способностей. Профессиональное обучение должно идти параллельно с общеобразовательным. Итак, в подростковом и юношеском возрасте в результате специализации обучения активно развиваются как общие, так и специальные способности. 4. Подростковый возраст характеризуется умением обучаться как в теоретическом, так и в практическом плане. Впервые проявляется такая особенность, как склонность к экспериментированию, частным проявлением которой является нежелание все принимать на веру. Подросток во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине. Он любознателен, стремится заслужить высокую оценку окружающих, отрицательно реагирует на предложение решать простые задачи. 118 В организации учебного процесса педагогу следует ориентироваться на развитие как образного, так и логического мышления в соответствии со сложностью материала, при этом нежелательно слишком усложнять и излишне упрощать предлагаемый материал. В старших классах школы формируется новое отношение к обучению. Выпускников интересуют те предметы, где они могут лучше себя узнать и проявить самостоятельность. О самостоятельности мышления свидетельствует независимость поведения юноши. Старшеклассники выполняют лишь такие действия, следуют таким формам поведения, которые им кажутся целесообразными и разумными. Развитие интеллектуальной сферы можно ускорить, если работать в следующих направлениях: развивать понятийный строй мышления; речевой интеллект и внутренний план действий. Развитие речевого интеллекта в старших классах возможно в результате занятия риторикой, т. е. формирования умения планировать и произносить публичные речи, отвечать на вопросы, вести дискуссию. При формировании понятийного мышления важно помнить следующее: 1) многие научные понятия имеют несколько значений; 2) часто бывает недостаточно слов бытовой речи, чтобы раскрыть содержание понятия; 3) одно понятие может иметь несколько определений, не всегда полностью совпадающих; 4) по мере развития научных знаний и развития самого человека в процессе онтогенезаобъем и содержание понятия меняется. Из сказанного следует, что важно не механически заучивать определения понятий, а учить школьника самостоятельно находить и выводить эти определения. Крайне важно в подростковом и юношеском возрасте развивать практический интеллект, в структуру которого входят следующие качества: экономичность, расчетливость, предприимчивость, умение оперативно решать поставленные задачи. Предприимчивость возможно развивать при организации в школе ученического самоуправления, экономичность и расчетливость — организуя ученические кооперативы или подобные им 119 мероприятия, где требуется вести расчеты, составлять смету доходов и расходов. Умение оперативно решать поставленные задачи будет формироваться, если приучить подростка пользоваться правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же, не откладывая, приступить к ее решению. Таким образом, мышление в подростковом и юношеском возрасте отличается разнообразием форм и самостоятельностью. 5. Характерологические особенности носят разнообразный характер. Тем не менее в отечественной психологии является общепринятой классификация акцентуаций характеров, разработанная А. Е. Личко. Акцентуация характера— это крайний вариант нормы, когда отдельные черты усилены до такой степени, что человек становится крайне уязвимым по отношению к определенным психогенным воздействиям, сохраняя при этом хорошую устойчивость к другим. Если говорить кратко, то человеку с определенной акцентцуа-цией психологически сложно переживать одну ситуацию, при хорошем самочувствии в другой. Количество акцентуаций может быть очень большим, так как многие имеют смешанные типы, но все это многообразие А. Е. Личко предлагает свести к 11 типам. Каждый из выделяемых типов имеет такие особенности характера, которые делают его неприспособленным к определенным ситуациям. Именно в этих ситуациях подросток теряет разумность, чувствует дискомфорт. В то же время не существует плохих и хороших характеров, в любом можно выделить сильные и слабые стороны. Рассмотрим типологию акцентуаций характера с позиций неблагоприятных условий и выделения сильных и слабых сторон. 1. Гипертимный тип— характеризуется активностью, выносливостью, способен вызывать доверие. Это человек общительный, находчивый, который не теряется в стрессовых и нестандартных ситуациях, предпочитает быть лидером. 120 В то же время часто взрывается гневом, причем этот протест не словесный, а действенный. Для таких подростков характерны побеги из дома, противоправное поведение, алкоголизм. В тех ситуациях, когда подросток лишен возможности активно взаимодействовать со сверстниками, проявлять инициативу, где требуется тщательность и аккуратность, проявляется чрезмерная опека со стороны взрослых, подросток чувствует дискомфорт, вероятно проявление отрицательных черт. 2. Аутичный типпроявляется в таких качествах, как способ Такой подросток может долго работать в одиночестве, он склонен к точным фактам, отличается информированностью. В случае бесцеремонного вторжения в его внутренний мир одним грубит, а с другими замыкается и молчит. Неблагоприятными ситуациями для такого подростка являются те, где требуется устанавливать неглубокие контакты со многими людьми. 3. Демонстративный (истероидный) типхарактеризуется разви В ситуациях общения предпочитает различные формы шантажа («Если ты не сделаешь этого, то я…»), зная, чего боятся те, кого он шантажирует. В тех ситуациях, когда на подростка не обращают внимания, разоблачают его обман, проявляются отрицательные стороны этого характера. 4. Застревающий типхарактеризуется упорством в достижении В сложных ситуациях, где покушаются на их авторитет и власть, обвиняют всех и вся, легко впадая в гнев. Склонны к мстительным реакциям. 5. Неустойчивый типхарактеризуется доверчивостью и пре 121 Подросток с таким типом характера способен ежедневно получать сильные яркие впечатления от жизни, не переутомляться. Для него сложны ситуации бесконтрольности, отсутствие перспективы внешнего наказания расхолаживает и приводит к возникновению таких форм поведения, как протест исподтишка, обвинение всех, кроме себя, и т. п. 6. Лабильный типпроявляется в мягкости по отношению Для таких подростков характерно развитое чувство благодарности к тем, кто им сочувствует и любит. Свойственна быстрая смена настроения. В ситуациях, когда подростки встречаются с грубостью и равнодушием со стороны окружающих, их черствостью, они плачут, считая причиной неудач внешние обстоятельства. 7. Сензитивный типспособен проникать в суть происходящего, Эти люди не имеют выраженных протестных реакций, если только не доведены до крайнего отчаяния. Склонны во всем обвинять себя, как правило, незаслуженно. В крайне сложных ситуациях могут прибегнуть к суициду. Для подростка этого типа очень болезненны ситуации, когда его обвиняют в непорядочности, публично указывают на физические и другие недостатки. 8. Болезненный типотличается повышенной чувствительно Такие люди протестуют редко, и выражен этот протест, как правило, в реальных болезненных симптомах. Подростки этого типа теряются в ситуациях, где требуется мобилизация сил, проявление выносливости. Они показывают худшие результаты в контрольных соревнованиях и заданиях. 9. Педантичный тип характеризуется заботой о благополучии Они ответственны и исполнительны, способны проверить все, включая незначительные мелочи. Их недовольство проявляется в словесной форме («бурчат»), но при этом избегают поступков, обвиняя прежде всего себя. Повышенная нагрузка и возлагаемая ответственность провоцируют проявление негативных черт этого типа. 122 10. Конформный тип отличает преданность группе, стремле Для этих подростков неблагоприятны ситуации, связанные со сменой стереотипов, приходом новых людей в группу и т. п. Протест выражают в тех же формах, что и большинство членов группы. 11. Циклоидный типхарактеризует большая привязанность Для таких подростков характерна смена настроения от оптимистического до пессимистического. Для подростка болезненно, если окружающие требуют «нормального» поведения, когда он находится в депрессивной фазе. Если подросток находится в «хорошей» фазе, то его формы поведения соответствуют гипертимному подростку, в случаях депрессии — направляет агрессию на себя. Взрослым важно знать особенности отношения подростка со своим характером: 1) осознание своего поведения как внешнего проявления Только по достижении этого возраста есть смысл объяснить подростку, что внешние проявления характера и его внутренняя сущность — не одно и то же; 2) характер — это данность, которую одни используют в своих целях, а другие — не хотят и боятся узнавать себя, тем самым, оставаясь неудачниками; 3) следует принять свой характер, отнестись к нему как инструменту для общения и познания окружающего мира, постоянно изучать свой характер. В характере человека социальное очень тесно переплетается с природным. Если человек способен удовлетворять свои природные желания социально одобряемым способом, то можно говорить о нормальной социальной адаптации. Как правило, социальная адаптация у подростков проходит достаточно остро. Они часто не в состоянии удержаться от исполнения острых желаний, получения новых ощущений. Процесс пройдет менее болезненно, если в семье и школе будут здоровые партнерские взаимоотношения и подросток будет находиться в окружении любящих и понимающих людей. 123 6. В подростковом возрасте ребенок предъявляет новые права, которые прежде всего распространяются на сферу отношений со взрослыми. Для подростка характерно расширение своих прав, он претендует на уважение своего человеческого достоинства, на доверие со стороны взрослого, на равноправие с ним. Изменение взаимоотношений между взрослыми и подростком может пройти благополучно, но при этом взрослые сами должны проявить инициативу и перестроить эти взаимоотношения. Однако в реальных условиях целый ряд моментов способствует сохранению прежних отношений: 1) социальный статус подростка не меняется: он был и остается учащимся; 2) подросток материально полностью зависим от родителей; 3) взрослые привыкли направлять и контролировать ребенка; 4) у ребенка еще длительное время, особенно в начале подросткового периода, сохраняются детские черты в поведении и внешнем облике. Выделим наиболее типичные конфликтные ситуации, возникающие между взрослыми и подростком: 1) конфликт неустойчивости родительского отношения — одна из распространенных ситуаций, когда наиболее четко проступает противоречивость подросткового возраста: родители требуют от подростка взрослого поведения, но сами ведут себя по отношению к нему, как к ребенку; 2) конфликт сверхзаботы, проявляющийся в чрезмерной опеке со стороны взрослого, чаще всего матери. Распространенной причиной возникновения такого конфликта является неосознанное стремление сохранить как можно дольше эмоциональную близость с ребенком. И хотя родителей уже волнует такая несамостоятельность подростка, они продолжают контролировать его сверх меры; 3) конфликт неуважения прав подростка на самостоятель Отрицательно сказывается отсутствие у ребенка собственной комнаты. 124 Еще зоопсихологи установили, что у крыс в условиях перенаселения резко возрастает агрессивность. Вполне вероятно, что это свойственно и людям. Там, где границы личностного пространства не уважаются, конфликты и ссоры неизбежны; 4) Конфликт отцовского авторитета часто возникает там, где взрослые пытаются переложить на подростка ответственность за то, чего не смогли довиться в жизни сами. Стремление отца во что бы то ни стало сделать из сына «настоящего мужчину» часто оборачивается формированием неуверенного в себе человека с заниженной самооценкой и уровнем притязания. В том случае взрослому необходимо в первую очередь изменить отношение к самому себе, чтобы затем стать терпимее к собственному ребенку. Итак, во взаимоотношениях с подростком необходимо помнить о новом уровне становления его личности. ЛЕКЦИЯ№5. Человек и социум Сознание человека 1.Природа человеческого сознания. 2. Сознательное и бессознательное. 1. Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью которого происходит отражение окружающего мира. Характеристики сознания: 1) содержит комплекс знаний об окружающем мире — Если же происходит нарушение в деятельности какого-либо познавательного процесса или тем более его полный распад, это неизбежно влечет расстройство сознания (например, потеря памяти); 2) способность человека к познанию других и себя самого — человек, обладающий сознанием, способен давать оценку своих и чужих поступков, он осознает себя как отличное от остального окружающего мира существо, при нарушениях сознания (например, гипноз, сон) эта способность утрачивается; 3) способность к целеполагающей деятельности — перед началом любой деятельности человек ставит перед собой какие-либо цели, руководствуясь определенными мотивами, взвешивая свои возможности, анализирует ход выполнения и т. д., неспособность к подобным действиям по тем или иным причинам трактуется как нарушение сознания; 4) возможность давать эмоциональную оценку межличностным отношениям — это свойство лучше понять, анализируя патологию, так как при некоторых психических заболеваниях у человека меняется отношение к окружающим людям: например, он начинает ненавидеть своих близких, которых до этого очень любил и трепетно к ним относился; 126 5) способность к общению с помощью речевых или иных сигналов. Приведенные выше характеристики используются в целом ряде наук при определении понятия «сознание» (психология, психиатрия и др.). Обобщая эти характеристики, можно понимать сознание как способность человека ориентироваться во времени и пространстве, окружающей обстановке, адекватно оценивать собственную личность, уметь управлять своими желаниями и поступками, сохранять систему отношений с окружающими людьми, анализировать новую информацию, опираясь на имеющиеся знания. Итак, сознание следует понимать как высшую форму отражения мозгом действительности при помощи абстрактно-логического мышления и речи. 2.Человек функционирует не только на уровне сознания. Далеко не все он способен осознать и проанализировать. Существует еще и бессознательныйуровень. Бессознательное— это такое сочетание психических свойств, процессов и состояний, влияние которых человек не анализирует (не осознает). Находясь в бессознательном состоянии, человек не ориентируется в месте действия, во времени, не способен дать адекватную оценку происходящему, нарушается регулирование поведения при помощи речи. Наличие неосознанных побуждений рассматривалось в экспериментах по изучению поведения человека в постгипнотическом состоянии. Загипнотизированному испытуемому внушалось, что после окончания сеанса гипноза ему необходимо выполнить определенные действия: например, подойти к рядом находившемуся человеку и развязать его галстук. Испытывая неловкость, человек тем не менее выполнял это действия, хотя и не понимал, зачем он это делает. Бессознательные явления: 1) бессознательные психические процессы — не всегда психические процессы (ощущения, восприятие, процессы памяти и мышления, воображение и установки) протекают под контролем сознания: например, забывание имен часто связано с неприятными воспоминаниями по отношению к человеку, носителю этого имени, или событию, связанному с ним, 127 непреднамеренно возникает стремление не вспоминать этого человека или событие; 2) бессознательные явления, ранее осознаваемые человеком, но в течение определенного времени переместились на бессознательный уровень: например, большинство двигательных умений и навыков, которыми постоянно пользуется человек в своей жизнедеятельности (ходьба, письмо, речь, профессиональное владение различными инструментами и т. п.); 3) бессознательные явления, относящиеся к личностной сфере, — желания, мысли, потребности, намерения, которые под давлением «цензуры» были вытеснены на бессознательный уровень. Очень часто вытесненные желания, потребности и т. п. проявляются в наших сновидениях в символическом виде, где и реализуются. В случае если действие «цензуры» настолько сильно, что даже во сне блокируется общественными нормами и ценностями, то сновидение становится очень запутанным и непонятным и практически не поддается расшифровке. В психологии существуют различные направления, интерпретирующие сновидения с позиции тех или иных научных школ. Особая заслуга принадлежит психоанализу и его основателю З. Фрейду. Заслуга З. Фрейда заключается и в создании теории механизмов психологической защиты, которые также относятся к разряду неосознаваемых психических явлений. Механизмы психологической защиты — это совокупность таких бессознательных приемов, благодаря которым человек обеспечивает свой внутренний комфорт, оберегая себя от негативных переживаний и психических травм. В настоящее время эта теория продолжает активно развиваться и обогащаться. Рассмотрим один из современных вариантов (Р. М. Грановская). 1. Отрицание— бессознательный отказ человека воспринимать неприятную для него информацию. Человек может внимательно слушать, однако не воспринимать информацию, если она несет угрозу для его статуса, престижа. 128 Вряд ли можно достигнуть желаемого результата, высказывая человеку «правду в глаза», так как скорее всего он просто проигнорирует эту информацию. Именно поэтому психология и педагогика рекомендует никогда не обсуждать личность человека, а лишь его негативный поступок. 2. Вытеснение— человек с легкостью забывает неприятные Этот механизм описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на примере Николая Ростова, который совершенно искренне «забыл» о своем не героическом поведении в первом бою, однако с эмоциональным подъемом описывал свои подвиги. 3. Рационализация— обесценивание того, что недостижимо. из-за ее высокой стоимости оправдывается плохим цветом, кривой строчкой и т. п. Хорошо описан этот механизм в басне И. А. Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не сумев дотянуться до винограда, начала убеждать себя в том, что он кислый («На взгляд-то он хорош, да зелен — ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь»). 4. Проекция— бессознательное приписывание собственных, Например, оговорив человека, мы оправдываем это тем, что и он распускает о нас сплетни, хотя это не соответствует действительности. 5. Идентификация— «сращивание» себя с другим человеком. Иногда с помощью идентификации человек преодолевает свой комплекс неполноценности, видя вместо себя своего идола, кумира. 6. Замещение— возникшее внутреннее напряжение снимается Невозможность напрямую выразить свое недовольство высокому начальству человек вымещает на собственных подчиненных, близких людях, детях и т. п. Поэтому психологи советуют найти способ или объект вымещения, безопасный для окружающих: например, занятие 129 спортом, домашняя уборка, контрастный душ или просто мытье кистей рук холодной водой и т. д. 7. Включение— сопереживание как способ облегчения собственного внутреннего напряжения. Например, сопереживая героям очередной «мыльной оперы», люди отвлекаются от собственных, порой более существенных и значимых проблем. 8. Изоляция— нарушаются, а иногда и совсем разрываются эмоциональные связи с окружающими людьми, таким образом защищая человека от травмирующих психику ситуаций. Яркими примерами такого механизма часто могут служить алкоголизм, суициды, бродяжничество. Человеку крайне важно понимать действие защитных механизмов. Это поможет лучше понять мотивы поведения окружающих людей и разобраться в самом себе, так как очень часто искусственно создаваемый комфорт не дает возможности осознать, а значит, и преодолеть собственные недостатки и ошибки. Итак, бессознательное, так же как и сознание, участвует в управлении поведением человека, однако их роли различны. В сложных ситуациях, когда требуется постоянный контроль над происходящим, повышенное внимание, необходимо участие сознания. К числу таких ситуаций относятся следующие: 1) необходимость принятия решения в интеллектуально сложных ситуациях; 2) в случаях преодоления физического или психологического сопротивления; 3) при разрешении конфликтных ситуаций; 4) при нахождении решения в неожиданно возникших ситуациях, содержащих физическую или психологическую угрозу. Таким образом, рассматривая сознание как высший уровень психической регуляции поведения, следует помнить, что многие поведенческие акты функционируют и на бессознательном уровне. Малая группа и коллектив 1. Понятие малой группы и коллектива. 2. Структура малых групп. 3. Межличностные отношения в группах и коллективах. 130 4. Эффективность групповой сплоченности. 1. В социальной среде, которая окружает личность, функционирует большое количество групп. Социальные группы подразделяются на большие и малые. Малые группы уже длительное время изучаются в рамках социальной психологии, чего нельзя сказать о больших группах, которые представлены в социальной психологии неравноценно: одни исследуются давно (в основном это неорганизованные, стихийно возникающие группы), другие — организованные, длительно существующие группы (классы, нации) — стали объектом изучения относительно недавно. Диапазон интересующих социальную психологию групп очень широк, а их большое разнообразие затрудняет выработку единого определения понятия «группа». Т. Шибутани утверждал, что группы могут различаться по размеру от двух влюбленных до миллионов, ведущих войну (Шибу-тани,1999). Подробнее остановимся на рассмотрении малой группы и ее характеристике. Малая группа— это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г. М. Андреева, 2004). Психология исследует некоторые элементарные параметры группы. Среди основных признаков малой группы можно назвать следующие: 1) размер— число членов группы. Этот вопрос до сих пор относится к разряду дискуссионных. Большинство исследований определяет нижний предел малой группы как диаду. Однако ряд исследователей считает, что наименьшее число членов малой группы — три человека (триады). Этот спор относится к разряду неразрешимых. Не до конца определились исследователи и с верхним пределом. Исследуя объем оперативной памяти, Дж. Миллер открыл число 7 ± 2, что и стало рассматриваться верхней границей малой группы. 131 Обосновывалось это способностью человека при контактах удерживать в памяти только 7 ± 2 члена группы. Несостоятельность такого подхода была доказана дальнейшими экспериментальными исследованиями. Эксперименты дают различные показатели: 10–20 человек, а в исследованиях Дж. Морено (автора социометрической методики) исследовались группы в 30–40 человек (школьные классы, студенческие группы и т. п.). В отечественной социальной психологии в качестве малой группы рассматривается реально существующая группа, выступающая как субъект деятельности. Такое решение обосновывается практикой совместной деятельности. Наиболее оптимальным считается состав группы в 5–9 человек, но не более 12; 2) психологический климат группы— нравственно-эмоциональная окраска взаимоотношений в группе; 3) композиция— характеристика входящих в группу членов (численность, половой и возрастной состав, национальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы; 4) структура группы— те функции, которые выполняют члены группы, а также состояние формальных и неформальных взаимоотношений в группе. В качестве формальных признаков структуры группы выделяют структуру коммуникаций, структуру предпочтений, структуру власти и т. д.; 5) групповые процессы— показатели актуальных социальных отношений, существующих в группе (лидерство — руководство, стадии развития группы, групповое давление и т. д.); 6) групповые нормы— правила поведения, которых придерживаются члены группы. Перечисленные выше характеристики малой группы являются основаниями, согласно которым классифицируют и изучают малые группы в социальной психологии. Проблема классификации социальных групп различными исследователями понимается по-разному. Рассмотрим классификацию на стр. 133, предложенную Г. М. Андреевой. 132 Схема 2 Классификация малых групп Виды малых групп Условные (номинальные) Реальные (действительные) Естественные Лабораторные + + Формальные Неформальные
Слаборазвитые Высокоразвитые
Корпоративные Коллективные
Референтные Нереферентные Условные— это группы, которые объединяют людей, не являющиеся членами ни одной малой группы. Это группы, которые в реальной жизни не функционируют, а существуют лишь на бумаге: например, участковый врач имеет список больных своего участка, страдающих сахарным диабетом. Иногда выделение таких групп важно для экспериментальных целей, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах с теми, которые характеризуют случайное объединение людей. Реальные— действительно существующие объединения людей, которые в полном объеме соответствуют всем параметрам малой группы. Изучению именно этих групп психология уделяет повышенное внимание. Психологи часто в исследовательских целях имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью сопровождения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Эта группа существует только в период проведения эксперимента, после чего распадается. Реальные естественные группы складываются независимо от желания экспериментатора, а возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Формальные группы— существующие в рамках признаваемых официально организаций. 133 Цели, которым следуют члены этой группы, задаются на основании задач вышестоящей организацией, в которую включена данная группа. Неофициальные группывозникают и существуют вне пределов официальных организаций. Цели, которые преследуют члены таких групп, — это личные интересы и привязанности, как совпадающие, так и отличающиеся от целей официальных организаций. Референтнойявляется любая реальная или условная группа, являющаяся для человека особо значимой, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хочет стать. Цели такой группы, групповые нормы и ценности, формы поведения, высказываемые мысли представляют для человека особую ценность, которым он хочет и старается следовать в жизни. Нереферентнаягруппа не представляет для человека никакой ценности, несмотря на то, что он является ее членом. Например, жизнь класса может совершенно не волновать ученика, так как все его интересы сосредоточены на уличной компании. Иногда выделяется и антиреферентная группа— цели, установки, поведение членов этой группы человек отвергает, категорически не приемлет. Слаборазвитые группыотличает отсутствие прочной психологической общности, взаимоотношения не стабильны, нет четкого распределения обязанностей, признанных лидеров. Следствием всего выше перечисленного является малоэффективная совместная работа. Коллективпредставляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива. Взаимоотношения характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным уважением и т. п. Р. С. Немов указывает на следующие требования, предъявляемые к коллективу: 1) успешно справляться с возложенными на него задачами (эффективность в отношении основной для него деятельности); 2) иметь высокую мораль; 3) отличаться хорошими человеческими отношениями; 134 4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности; 5) быть способным к творчеству; 6) иметь сложившуюся дифференцированную систему различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. О наличии коллективистских отношений в группе свидетельствуют следующие критерии (Р. С. Немов, 1995): 1) нравственность— взаимоотношения строятся на нормах и ценностях общечеловеческой морали; 2) ответственность— каждый член коллектива берет на себя обязательство за судьбу каждого человека вне зависимости от принадлежности к данному коллективу, при этом требовательно относится к себе, своим словам и обязанностям, адекватно оценивает собственные достижения, дисциплинирован; 3) открытостьпроявляется в умении строить хорошие отношения не только с членами своего коллектива, но и других групп и коллективов, при необходимости оказывать посильную помощь; 4) коллективизм— забота о членах коллектива, противодействие явлениям, способным разрушить коллектив; 5) контактность— доверительные взаимоотношения между членами коллектива; 6) организованность— взаимозаменяемость, бесконфликтное распределение обязанностей, быстрое устранение недостатков в работе и т. п.; 7) информированность— четкое понимание целей, задач, конечных и промежуточных, совместной деятельности; 8) эффективность— качественное и своевременное решение стоящих перед коллективом задач. Как показывает практика, наличие в малой группе всех перечисленных критериев встречается крайне редко, что позволяет говорить о том, что большинство малых групп находится в промежутке между слаборазвитой группой и коллективом. Продвигаясь по пути своего становления, группа, как правило, двигается не по восходящей прямой, а по синусоидальной линии, испытывая то взлеты, то падения. 135 А. Г. Кирпичник выявил следующую зависимость: всякая группа на пути своего развития как коллектива обязательно проходит через период временного спада. На начальном этапе наблюдается, как правило, подъем, энтузиазм, сменяющийся затем более или менее заметным спадом. При условии сохранения себя как группы опять следует подъем, хотя и не на ту высоту, на которой группа находилась первоначально. Временный психологический спад— это следствие перестройки межличностных отношений внутри группы. Первоначально она строится на эмоциональной основе, затем приобретают значение и деловые качества членов группы, которые не могут быть одинаковыми у всех. Все это неизбежно приводит к трениям во взаимоотношениях. В случае успешного преодоления этих трений группа выходит на более высокий уровень своего развития. В настоящее время содержание понятия «коллектив» претерпело значительное изменение. В советские времена чувство общности, сплоченности составляли основу коллективности, отдельная личность нивелировалась, растворялась, а человек рассматривался как типичный представитель своего коллектива. В этой связи вспомним мнение компетентного специалиста в области психологии личности В. Франкла, который полагал, что истинное сообщество — это сообщество ответственных личностей, которое не может строиться на тотальной коллективности: «Вместо конкретного персонально ответственного индивида идея коллективизма подставляет лишь усредненный тип, а вместо личной ответственности — конформность и уважение к социальным нормам». Итак, согласно принятому в психологии определению малая группа — это небольшое объединение людей (от 2–3 до 20–30 человек), которые находятся друг с другом в прямом взаимодействии и заняты общим делом (семья, класс, группа близких друзей, трудовой коллектив и т. п.). Подавляющее большинство людей включены в состав малых групп, которые, как правило, занимают промежуточное положение между слаборазвитой группой и коллективом. 136 2. Рассмотрим основные понятия, при помощи которых описываются явления в малой группе. Если в качестве основы для рассмотрения исходить из положения индивида в группе, то можно выделить следующие показатели: 1) позиция— официальное положение человека; 2) статус— место, реально занимаемое индивидом в системе внутригрупповых отношений, степень действительного авторитета. Например, староста в студенческой группе — позиция, а авторитетность — высокий статус; 3) внутренняя установка— это субъективное понимание чело При этом внутренняя установка может как совпадать, так и отличаться от реального статуса; 4) роль— заданный социальными нормами образец поведе Роль часто определяется, исходя из официального статуса человека в группе, рассматриваясь как динамический аспект статуса, но это лишь часть содержания понятия. Например, женщина в семье имеет статус матери, но в каждой семье роль матери может иметь различное содержание. Таким образом, при наличии одинакового статуса человек может в различных группах выполнять различные функции; 5) конформность— это приспособленчество, сознательное Определенная система таких связей, характерная для той или иной группы, называется каналом коммуникации. Типы и варианты внутригрупповых структур коммуникаций: 1) фронтальная— члены группы находятся рядом друг с другом и могут наблюдать друг за другом, даже не вступая в прямые контакты (класс на уроке, студенческая группа на лекции и т. п.); 2) радиальная— члены группы не имеют возможности непосредственно контактировать друг с другом, а общаются через центральное лицо; 137 3) иерархическая— предполагает наличие как минимум двух (может и больше) уровней соподчинения, при этом часть группы может зрительно контактировать, а часть не имеет такой возможности; 4) цепная— каждый член группы (исключение составляют двое крайних участников) взаимодействует с двумя соседями; 5) круговая— возможности всех членов группы равны, каждый может непосредственно наблюдать за реакцией другого; 6) полная— для свободного межличностного общения не возникает никаких препятствий. Приверженность группы выбору того или иного канала коммуникации определяется конкретными целями и задачами, которые стоят перед членами группы. Отношения, складывающиеся в группе, вытекают из принятых нравственных норм и ценностей. Групповые ценности— то, что наиболее важно и значимо для данной группы; групповые нормы — правила поведения, которым следуют члены группы (первого уровня — нарушения недопустимы ни при каких условиях; второго уровня — допускаются некоторые отклонения; низкого уровня — соблюдение не обязательно). Сверхнормативная деятельность— желание человека следовать собственным, более высоким требованиям и нормам. Исследователи выделяют следующие функции групповых норм: 1) регулятивная; 2) оценочная; 3) стабилизирующая; 4) санкционирующая. Управление группой может осуществляться и на официальном уровне — руководителем, и на неофициальном — лидером. Практика показывает, что, как правило, официальный руководитель и неформальный лидер — это разные лица, но не исключено, что это может быть и один и тот же человек. Между лидером и руководителем имеются следующие различия: 1) руководитель прежде всего заботится о выполнении группой поставленных задач, а забота лидера — регуляция межличностных отношений; 138 2) руководитель взаимодействует не только с малой группой, но и с вышестоящими организациями, сфера деятельности лидера ограничена размером малой группы, в которую он входит; 3) руководитель назначается или избирается, а выдвижение лидера происходит стихийно по желанию членов группы; 4) лидер — это нестабильный статус, в любой момент может он быть изменен, а руководитель, как правило, назначается на определенный срок; 5) система санкций руководителя более четкая и определенная, чем у лидера; 6) процесс принятия решения более сложный у руководителя, чем у лидера. В процессе управления группой как руководитель, так и лидер могут использовать различные средства психологического воздействия, которые в совокупности определяют стиль лидерства (руководства). Классически выделяют три стиля: авторитарный, демократический, либеральный. Авторитарный стиль предполагает властность лидера по отношению к остальным членам группы. В принятии решения действует принцип единоначалия, ведется систематический контроль над действиями подчиненных. Демократический стиль проявляется у того руководителя, который склонен считаться с мнением других членов группы, советоваться с ними, привлекать к управлению группой. Либеральный стиль наблюдается в том случае, когда руководитель фактически изолируется от своих обязанностей и передает их другим членам группы. Практика исследования эффективности того или иного стиля руководства (лидерства) показывает, что наиболее приемлемым является комбинация всех выше перечисленных стилей в зависимости от уровня развития группы и той конкретной ситуации, в которой эта группа находится в данный момент времени. Итак, малая группа имеет сложную структуру, которая характеризуется большим количеством понятий. 3. Межличностные отношения в группах подразделяются на официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные 139 и эмоциональные, отношения руководства и подчинения (в частности лидерства). Официальные— отношения, которые регулируются должностными обязанностями, закрепленными законодательно. Неофициальные— в основе лежат личные симпатии и антипатии людей, не имеющие какой бы то ни было юридической основы и твердо установленных норм. Деловые— возникают между людьми по поводу выполнения совместной деятельности. Личные— отношения, складывающиеся между людьми вне зависимости от совместно выполняемой деятельности. Рациональные— в основе лежат объективные качества человека, которые признаются большинством окружающих людей. Эмоциональные— в оценке человека исходят из субъективного мнения о нем, что далеко не всегда соответствует истинному положению. Отношения руководства и подчинения уже были рассмотрены на примере лидерства в предыдущем параграфе. Получить истинную картину межличностных отношений в группе помогает социометрическое исследование. Суть исследования заключается в том, что члены группы высказываются относительно друг друга. В содержании вопросов заложен социометрический критерий, анализ проявления которого позволяет судить о взаимных эмоциональных отношениях. Ответы членов группы подвергаются статистической обработке, на основании чего строятся социометрические матрицы, со-циограммы, подсчитываются социометрические индексы. Наиболее известным социометрическим индексом является индекс групповой сплоченности, который определяется процентом взаимных выборов и вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов: г £,(+) CZP= 12 N ( N-1 ) где Сг„— сплоченность, г(+) — положительный выбор, N— число членов группы 140 (Лекции по методике конкретных социальных исследований, 1972). 4. Эффективность групповой деятельности можно рассматривать по трем направлениям: профессиональному, образовательному, воспитательному. Профессиональное и образовательное направления решают специальные задачи, воспитательное относится к категории общесоциальных задач. К числу важнейших показателей эффективности групповой деятельности относятся продуктивность и удовлетворенность членов группы групповой деятельностью. И. Штайнерпредложил формулу вычисления продуктивности: актуальная продуктивность = потенциальная продуктивность - нереализованная продуктивность. Существуют различные пути повышения эффективности групповой деятельности. Величина группы неоднозначно влияет на эффективность выполняемой группой деятельности. Следствием изменения количества членов группы как в ту, так и в другую сторону могут быть как положительные, так и отрицательные явления. К числу положительных явлений, связанных с увеличением числа членов группы, относится более легкое распределение обязанностей, появление большего количества ярких индивидуальностей, возможность выполнения большего количества работ за меньшее время, большее число людей участвует в выработке решения, что делает это решение оптимальным. Отрицательные явления: возможно снижение сплоченности, возрастает вероятность распада на группировки, возникают сложности в управлении, увеличивается разброс мнений, происходит снижение личной ответственности каждого за происходящее. Также неоднородно на эффективность деятельности и влияние композиции. Высокоразвитые группы, имеющие разнородный состав членов, лучше, чем однородные, могут справиться с решением сложных задач. В подобных ситуациях в слаборазвитых неоднородных группах целесообразно делить людей на рабочие подгруппы в соответствии с психологической совместимостью. 141 Если же группа работает в условиях временного дефицита, а задания относительно просты, то деятельность однородной группы будет более эффективной. Для успешной работы важны сложившиеся межличностные отношения. Взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы, если условия деятельности привычны или относительно просты. В противном случае — эффективнее работают группы с благоприятными взаимоотношениями. Эффективность деятельности может определять и форма ее организации: коллективно-кооперативная (тесное взаимодействие каждого с каждым и большая возможность взаимозависимости), индивидуальная (каждый работает независимо от других), скоординированная (соотнесение результата с деятельностью других). В большинстве случаев, за исключением сложных индивидуальных творческих работ, предпочтительнее коллективно-кооперативная форма. Успех деятельности определяет и стиль лидерства. Для группы, близкой к уровню коллектива, предпочтителен демократический, а иногда и либеральный стиль. Для групп со средним уровнем развития лучшие результаты дает гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демократичности, либеральности. В слаборазвитых группах наиболее эффективен директивный стиль с элементами демократичности. Общение 1. Понятие и виды общения. 2. Роль общения в психическом развитии человека. 3. Техника и приемы общения. 4. Развитие общения. 1. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией. В структуре общения можно выделить содержание, цель и средства. Содержание— это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. 142 И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности. Однако люди способны обмениваться накопленными знаниями, жизненным опытом, умениями и навыками. Цель общения— это побудительная сила возникновения данной активности. Например, распространенной целью общения у животных является предупреждение об опасности или побуждение другого к определенным действиям. У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека — это еще и удовлетворение культурных, эстетических, социальных, познавательных и других потребностей. Средства общения— способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. В отличие от животных у человека в качестве основного средства общения выступает язык и другие знаковые системы, технические средства, письменность. Виды общения.Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям. 1. По содержанию: 1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности, служащими для удовлетворения насущных потребностей; 2) кондиционное— общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние; 3) мотивационное— в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий; 4) когнитивное— передача знаний друг другу; 5) деятельное— передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями. 143 2. По целям: 1) биологическое— общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности; 2) социальное— общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста. Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека. 3. По средствам: 1) непосредственное(путем использования данных природой органов — руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное(с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, — телефон, СМИ и т. п.); 2) вербальное(с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств — мимика, жесты, прикосновения и т. п.). 4. В зависимости от мотивов общения: 1) деловое — возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности; 2) личностное— передается информация о внутриличност-ных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п. Таким образом, процесс общения, особенно человеческого общения, очень богат по своему содержанию, целям и использованию средств. 2. От природы человек наделен определенным набором простейших форм поведения, которые являются необходимым условием как для выживания в первые дни после рождения, так и для психического развития в дальнейшем. Но будет ли человек Человеком, если его лишить общения с себе подобными? Рассмотрим этот вопрос на реальных жизненных примерах. В мае 1928 г. в немецком городе Нюрберге на улице подобрали юношу, не умеющего ни говорить, ни даже ходить.В письме, которое было при нем, указывалось, что юноша провел 16 лет 144 в полном одиночестве, ничего не видя и не слыша, а пищей его были вода и хлеб. Только через пять лет этот молодой человек начал немного говорить, при этом его представления об окружающем соответствовали уровню малого ребенка. К сожалению, вскоре он погиб. Будущий физиолог-лингвист Гавино Ледда в возрасте семи лет согласно воле своего отца стал пастухом в горах и до 18 лет был почти лишен человеческого общения. Ему потребовались огромные усилия, чтобы вернуться в человеческое общество и стать его полноправным членом. 1920 г., Индия. Рид Сингх в стае волков заметил двух человеческих детенышей, которые оказались девочками (Амала, на вид ей было примерно 1,5 года, среди людей она прожила год, и Ка-мала, внешне она соответствовала 8-летнему возрасту. Камала прожила в человеческом обществе до 17 лет. За четыре года она смогла выучить шесть слов, а еще через семь лет — 45 слов. К 17 годам ее отучили от волчьих повадок, однако в минуты опасности она вставала на четвереньки, а ее умственное развитие соответствовало 4-летнему ребенку. В труднодоступных районах Парагвая и по сей день живет племя гуайякимов. Этот народ ведет примитивный образ жизни, избегает людей, их основная пища — мед диких пчел, в поисках которого они постоянно кочуют. В 1957 г. французским этнографом Вилларом была предпринята экспедиция с целью изучения жизни этого племени. На одной из стоянок, торопясь ее покинуть, члены племени оставили маленькую девочку, которую ученый взял с собой во Францию. Спустя 20 лет эта девушка стала ученым-этнографом, знающим несколько языков, и ничем не отличалась от своих европейских сверстниц. Приведенные примеры являются ярким свидетельством того, что только благодаря человеческому общению младенец получает возможность нормального психического развития. 145 Находясь в человеческом обществе, посредством общения с себе подобными ребенок с первых дней получает всю необходимую для индивидуального развития информацию. Еще одно средство психического развития — предметная деятельность— появляется лишь ко второму году жизни. Выделенные в первом параграфе виды общения развивают различные стороны психики и поведения. Рассмотрим это подробнее. Деловое общение— способствует формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей человека. Личностное общение— влияет на развитие человека как личности, формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т. п. Материальное— обеспечивает получение необходимых предметов материальной и духовной культуры. Кондиционное— способствует возникновению готовности к научению, оптимизирует другие виды общения. Когнитивное— развивает интеллектуальные способности. Мотивационное— дополнительный энергетический источник человека. Деятельное— обогащает и совершенствует различные виды деятельности. Биологическое— необходимый источник самосохранения организма. Социальное— служит развитию общественных форм жизни: групп, коллективов и т. д. Непосредственное— дает возможность использования данных от природы простых и эффективных средств и способов научения. Опосредованное— развивает способность к самообразованию и самовоспитанию человека. Невербальное— обеспечивает возможность психического развития до начала активного использования речи. Вербальное— способствует усвоению и развитию речи. Итак, значение общения в жизни человека огромно. С помощью общения происходит формирование личности человека. 3. Техника общения— это те способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовиться к общению, и его поведение в ходе общения. 146 Приемы общения— наиболее предпочтительные средства, выбираемые для процесса общения. Для эффективного протекания процесса общения перед его началом важно определиться с наиболее подходящей техникой и приемами общения. Они должны быть соотнесены с собственными интересами и с интересами партнера по общению. На начальном этапе техника общения заключается в принятии определенной позы, выражения лица, выборе соответствующего тона, жестов, правильно подобранных начальных слов. Выражение лица должно выражать отношение к партнеру, соответствовать цели сообщения и желаемому результату. Такие же требования предъявляются и к занимаемой позе. Иногда человек сознательно занимает ту или иную позу, принимает выражение лица, использует определенные жесты, чтобы наилучшим образом достигнуть желаемого результата. Рассмотрим более подробно значение некоторых жестов, которые могут влиять на ход общения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |