Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические особенности подросткового и юношеского возраста




1. Общая характеристика познавательного и личностного
развития.

2. Совершенствование познавательных процессов.

114


3. Развитие общих и специальных способностей.

4. Развитие мышления.

5. Индивидуальные особенности подростков. Акцентуации
характера.

6. Взаимоотношения подростков со взрослыми.

1. Подростковый возраст— это период перестройки социаль­ной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребенка.

Поэтому часто подростковый возраст называют кризисным,переходным от детского к взрослому.

Наблюдается быстрый рост скелета (за год девочки вырастают на 3–6 см, мальчики — на 4–7 см).

Функционирование органов не обеспечивает полноценной работы всего организма, поэтому часты жалобы на сердцебиения, головные боли.

В подростковом возрасте начинается половое созревание, идет половая идентификация, ребенок начинает воспринимать себя как взрослого человека.

У подростков можно часто отметить двойственное отношение к своему «новому» телу: чувство гордости может сосуществовать c чувством брезгливости.

Внешне это может проявляться в таких неожиданных реакци­ях, как бинтование груди девочками, или, наоборот, ее подчерки­вание.

Мальчики могут становиться более неряшливыми, проявляя тем самым неосознанно протест против своего «Я».

Взрослых часто возмущает циничность, развязность в выска­зываниях и общении с противоположным полом, однако в таких проявлениях следует видеть не только «отрицательного» под­ростка, но и слабого, не знающего, как решать свои проблемы.

Сверхнапряженная работа организма ведет к тому, что млад­шие подростки быстро утомляются, хотя могут и не замечать этого.

Как показали эксперименты, большинство случаев непослу­шания у подростков выявлялось именно во второй половине дня, когда утомление уже начинает сказываться.

Возникает ситуация, схожая с младенческим возрастом: когда малыш устал, он начинает капризничать, плакать.

115


На фоне бурного личностного становления уровень развития познавательной сферы к старшим классам школы достигает уров­ня взрослого человека.

Основным достижением является произвольность психиче­ских процессов.

Однако именно в подростковом возрасте отмечаются сильные колебания внимания у школьников во время уроков.

Такая невнимательность объясняется повышенной возбуди­мостью одних или утомляемостью других школьников.

Концентрация внимания также снижается после перенесен­ных соматических заболеваний, нервно-психических заболева­ний, всевозможных травм, душевных переживаний.

Интерес к другим людям пересиливает интерес к учебной дея­тельности.

Возникает такой период, когда в школу ходят не для получе­ния знаний, а ради общения со сверстниками, чаще с противопо­ложным полом.

Ситуация восстанавливается лишь к старшим классам шко­лы, когда молодые люди задумываются о планах на дальнейшую жизнь.

Подростки и юноши охотно занимаются рассуждениями, самоанализом, свободно размышляют на нравственные, полити­ческие и другие темы.

Они могут делать общие выводы, опираясь на частные посы­лы, умеют оперировать гипотезами.

Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте на­блюдается интеллектуализация всех познавательных процессов, происходит поиск своего места в системе общественных отно­шений.

2. Восприятие в подростковом и юношеском возрасте входит в состав запоминания.

На практике это означает, что при запоминании школьник фиксируется на свойствах тех предметов, которые необходимы для последующего воспроизведения.

Исходя из этого, педагогу при изложении нового материала следует выделять ключевые элементы, употребляя такие слова: «Обращаю ваше внимание на…», используя разноцветный мел, акцентированное повторение и т. п.

116


Важна при этом «словесная наглядность», т. е. формулирова­ние другими словами, использование образных выражений, мета­фор и т. п.

Начиная с подросткового возраста, активно развивается про­извольная и логическая память, которая вскоре достигает такого уровня, что используются практически повсеместно.

Это приводит к замедлению развития механической памяти, хотя многие новые школьные предметы требуют ее применения, а потому учащаются жалобы подростка на плохую память.

На этом фоне повышается интерес к приемам улучшения па­мяти.

Процессы памяти функционируют эффективнее, если создан соответствующий мотив, опирающийся на эмоциональный вну­тренний мир человека.

В подростковом и юношеском возрасте в работе памяти отме­чаются существенные индивидуальные различия, которые сле­дует учитывать в организации учебного процесса, предлагая школьникам различные способы подачи материала.

В этом возрасте падает продуктивность непроизвольного за­поминания и возрастает эффективность опосредованного.

В подростковом возрасте кардинально меняется взаимоотно­шение между памятью и мышлением.

Если раньше эти отношения строились по принципу мы­слить — значит вспомнить, то теперь, вспоминать — значит мы­слить, т. е. процесс запоминания заключается в установлении ло­гических связей.

В средних и старших классах школы активно развивается мо­нологическая и письменная речь.

В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно го­товить текст устного выступления.

Аргументировать свои мысли, писать сочинение на произ­вольную или заданную тему.

Таким образом, психические процессы тесно связаны между собой и отличаются произвольностью.

3. В среднем и старшем школьном возрасте продолжается ста­новление общих и специальных способностей на основе обуче­ния, общения и труда.

117


Учение способствует развитию общих интеллектуальных спо­собностей (логически рассуждать, пользоваться понятиями, строить умозаключения и т. д.); общение — совершенствованию коммуникативных способностей (добиваться расположения лю­дей, умение находить взаимопонимание, вступать в контакт и др.); в трудовой деятельности происходит становление практи­ческих умений и навыков, необходимых для будущего профес­сионального становления.

Подростковый и юношеский возраст — это период наиболее благоприятный (сензитивный) для развития большого комплекса самых разнообразных общих и специальных способностей.

В основе развития способностей лежат следующие положения:

1) к подростковому возрасту организм ребенка физически окреп, а, следовательно, имеющиеся врожденные задатки уже должны проявиться;

2) не позже 6–7 лет ребенок должен пройти психологическое обследование на предмет выявления имеющихся задатков;

3) обучение детей должно опираться на выявленные задатки и способности, особенно в старших классах школы. Однако при этом не следует уменьшать количество общеобра­зовательных дисциплин, иначе это помешает развитию общих интеллектуальных способностей.

Профессиональное обучение должно идти параллельно с об­щеобразовательным.

Итак, в подростковом и юношеском возрасте в результате спе­циализации обучения активно развиваются как общие, так и спе­циальные способности.

4. Подростковый возраст характеризуется умением обучаться как в теоретическом, так и в практическом плане.

Впервые проявляется такая особенность, как склонность к экспериментированию, частным проявлением которой являет­ся нежелание все принимать на веру.

Подросток во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соот­ветствуют истине.

Он любознателен, стремится заслужить высокую оценку окру­жающих, отрицательно реагирует на предложение решать про­стые задачи.

118


В организации учебного процесса педагогу следует ориенти­роваться на развитие как образного, так и логического мышления в соответствии со сложностью материала, при этом нежелательно слишком усложнять и излишне упрощать предлагаемый материал.

В старших классах школы формируется новое отношение к обучению.

Выпускников интересуют те предметы, где они могут лучше себя узнать и проявить самостоятельность.

О самостоятельности мышления свидетельствует независи­мость поведения юноши.

Старшеклассники выполняют лишь такие действия, следуют таким формам поведения, которые им кажутся целесообразными и разумными.

Развитие интеллектуальной сферы можно ускорить, если ра­ботать в следующих направлениях: развивать понятийный строй мышления; речевой интеллект и внутренний план действий.

Развитие речевого интеллекта в старших классах возможно в результате занятия риторикой, т. е. формирования умения пла­нировать и произносить публичные речи, отвечать на вопросы, вести дискуссию.

При формировании понятийного мышления важно помнить сле­дующее:

1) многие научные понятия имеют несколько значений;

2) часто бывает недостаточно слов бытовой речи, чтобы ра­скрыть содержание понятия;

3) одно понятие может иметь несколько определений, не всегда полностью совпадающих;

4) по мере развития научных знаний и развития самого чело­века в процессе онтогенезаобъем и содержание понятия меня­ется. Из сказанного следует, что важно не механически заучивать

определения понятий, а учить школьника самостоятельно нахо­дить и выводить эти определения.

Крайне важно в подростковом и юношеском возрасте разви­вать практический интеллект, в структуру которого входят сле­дующие качества: экономичность, расчетливость, предприимчи­вость, умение оперативно решать поставленные задачи.

Предприимчивость возможно развивать при организации в школе ученического самоуправления, экономичность и расчет­ливость — организуя ученические кооперативы или подобные им

119


мероприятия, где требуется вести расчеты, составлять смету дохо­дов и расходов.

Умение оперативно решать поставленные задачи будет фор­мироваться, если приучить подростка пользоваться правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же, не отклады­вая, приступить к ее решению.

Таким образом, мышление в подростковом и юношеском воз­расте отличается разнообразием форм и самостоятельностью.

5. Характерологические особенности носят разнообразный характер.

Тем не менее в отечественной психологии является обще­принятой классификация акцентуаций характеров, разработан­ная А. Е. Личко.

Акцентуация характера— это крайний вариант нормы, когда отдельные черты усилены до такой степени, что человек стано­вится крайне уязвимым по отношению к определенным психо­генным воздействиям, сохраняя при этом хорошую устойчивость к другим.

Если говорить кратко, то человеку с определенной акцентцуа-цией психологически сложно переживать одну ситуацию, при хо­рошем самочувствии в другой.

Количество акцентуаций может быть очень большим, так как многие имеют смешанные типы, но все это многообразие А. Е. Личко предлагает свести к 11 типам.

Каждый из выделяемых типов имеет такие особенности ха­рактера, которые делают его неприспособленным к определен­ным ситуациям.

Именно в этих ситуациях подросток теряет разумность, чув­ствует дискомфорт.

В то же время не существует плохих и хороших характеров, в любом можно выделить сильные и слабые стороны.

Рассмотрим типологию акцентуаций характера с позиций не­благоприятных условий и выделения сильных и слабых сторон.

1. Гипертимный тип— характеризуется активностью, выносли­востью, способен вызывать доверие.

Это человек общительный, находчивый, который не теряется в стрессовых и нестандартных ситуациях, предпочитает быть ли­дером.

120


В то же время часто взрывается гневом, причем этот протест не словесный, а действенный.

Для таких подростков характерны побеги из дома, противо­правное поведение, алкоголизм.

В тех ситуациях, когда подросток лишен возможности актив­но взаимодействовать со сверстниками, проявлять инициативу, где требуется тщательность и аккуратность, проявляется чрезмер­ная опека со стороны взрослых, подросток чувствует диском­форт, вероятно проявление отрицательных черт.

2. Аутичный типпроявляется в таких качествах, как способ­
ность принимать нестандартные решения, сохранять трезвый ум
в любых ситуациях, проявлять глубокие познания в интересую­
щем предмете.

Такой подросток может долго работать в одиночестве, он склонен к точным фактам, отличается информированностью.

В случае бесцеремонного вторжения в его внутренний мир од­ним грубит, а с другими замыкается и молчит.

Неблагоприятными ситуациями для такого подростка явля­ются те, где требуется устанавливать неглубокие контакты со многими людьми.

3. Демонстративный (истероидный) типхарактеризуется разви­
той интуицией, артистизмом, способностью к перевоплощению,
ко всему яркому, нестандартному.

В ситуациях общения предпочитает различные формы шанта­жа («Если ты не сделаешь этого, то я…»), зная, чего боятся те, ко­го он шантажирует.

В тех ситуациях, когда на подростка не обращают внимания, разоблачают его обман, проявляются отрицательные стороны этого характера.

4. Застревающий типхарактеризуется упорством в достижении
поставленных целей, пунктуальностью и обязательностью, вни­
манием к деталям, стремлением к тщательности выполнения за­
дания.

В сложных ситуациях, где покушаются на их авторитет и власть, обвиняют всех и вся, легко впадая в гнев. Склонны к мстительным реакциям.

5. Неустойчивый типхарактеризуется доверчивостью и пре­
данностью к группе.

121


Подросток с таким типом характера способен ежедневно по­лучать сильные яркие впечатления от жизни, не переутомляться.

Для него сложны ситуации бесконтрольности, отсутствие перспективы внешнего наказания расхолаживает и приводит к возникновению таких форм поведения, как протест исподтишка, обвинение всех, кроме себя, и т. п.

6. Лабильный типпроявляется в мягкости по отношению
к окружающим, способностью к сопереживанию.

Для таких подростков характерно развитое чувство благодар­ности к тем, кто им сочувствует и любит.

Свойственна быстрая смена настроения.

В ситуациях, когда подростки встречаются с грубостью и рав­нодушием со стороны окружающих, их черствостью, они плачут, считая причиной неудач внешние обстоятельства.

7. Сензитивный типспособен проникать в суть происходящего,
ориентироваться на истинные, а не на показные чувства людей.

Эти люди не имеют выраженных протестных реакций, если только не доведены до крайнего отчаяния.

Склонны во всем обвинять себя, как правило, незаслуженно. В крайне сложных ситуациях могут прибегнуть к суициду.

Для подростка этого типа очень болезненны ситуации, когда его обвиняют в непорядочности, публично указывают на физиче­ские и другие недостатки.

8. Болезненный типотличается повышенной чувствительно­
стью и неспособностью рассчитывать на свои силы.

Такие люди протестуют редко, и выражен этот протест, как правило, в реальных болезненных симптомах.

Подростки этого типа теряются в ситуациях, где требуется мо­билизация сил, проявление выносливости.

Они показывают худшие результаты в контрольных соревно­ваниях и заданиях.

9. Педантичный тип характеризуется заботой о благополучии
других людей, привязанностью к матери, близким людям.

Они ответственны и исполнительны, способны проверить все, включая незначительные мелочи.

Их недовольство проявляется в словесной форме («бурчат»), но при этом избегают поступков, обвиняя прежде всего себя.

Повышенная нагрузка и возлагаемая ответственность прово­цируют проявление негативных черт этого типа.

122


10. Конформный тип отличает преданность группе, стремле­
ние к стабильности и устойчивости.

Для этих подростков неблагоприятны ситуации, связанные со сменой стереотипов, приходом новых людей в группу и т. п.

Протест выражают в тех же формах, что и большинство членов группы.

11. Циклоидный типхарактеризует большая привязанность
к дому, домашним традициям.

Для таких подростков характерна смена настроения от опти­мистического до пессимистического. Для подростка болезненно, если окружающие требуют «нормального» поведения, когда он находится в депрессивной фазе.

Если подросток находится в «хорошей» фазе, то его формы поведения соответствуют гипертимному подростку, в случаях де­прессии — направляет агрессию на себя.

Взрослым важно знать особенности отношения подростка со своим характером:

1) осознание своего поведения как внешнего проявления
происходит примерно в 13–15 лет.

Только по достижении этого возраста есть смысл объяснить подростку, что внешние проявления характера и его внутренняя сущность — не одно и то же;

2) характер — это данность, которую одни используют в своих целях, а другие — не хотят и боятся узнавать себя, тем самым, оставаясь неудачниками;

3) следует принять свой характер, отнестись к нему как ин­струменту для общения и познания окружающего мира, по­стоянно изучать свой характер. В характере человека социальное очень тесно переплетается

с природным.

Если человек способен удовлетворять свои природные жела­ния социально одобряемым способом, то можно говорить о нор­мальной социальной адаптации.

Как правило, социальная адаптация у подростков проходит достаточно остро.

Они часто не в состоянии удержаться от исполнения острых желаний, получения новых ощущений.

Процесс пройдет менее болезненно, если в семье и школе бу­дут здоровые партнерские взаимоотношения и подросток будет находиться в окружении любящих и понимающих людей.

123


6. В подростковом возрасте ребенок предъявляет новые права, которые прежде всего распространяются на сферу отношений со взрослыми.

Для подростка характерно расширение своих прав, он претен­дует на уважение своего человеческого достоинства, на доверие со стороны взрослого, на равноправие с ним.

Изменение взаимоотношений между взрослыми и подрост­ком может пройти благополучно, но при этом взрослые сами должны проявить инициативу и перестроить эти взаимоотношения.

Однако в реальных условиях целый ряд моментов способству­ет сохранению прежних отношений:

1) социальный статус подростка не меняется: он был и оста­ется учащимся;

2) подросток материально полностью зависим от родителей;

3) взрослые привыкли направлять и контролировать ребенка;

4) у ребенка еще длительное время, особенно в начале подро­сткового периода, сохраняются детские черты в поведении и внешнем облике.

Выделим наиболее типичные конфликтные ситуации, возни­кающие между взрослыми и подростком:

1) конфликт неустойчивости родительского отношения — одна из распространенных ситуаций, когда наиболее четко проступает противоречивость подросткового возраста: роди­тели требуют от подростка взрослого поведения, но сами ведут себя по отношению к нему, как к ребенку;

2) конфликт сверхзаботы, проявляющийся в чрезмерной опе­ке со стороны взрослого, чаще всего матери. Распространенной причиной возникновения такого кон­фликта является неосознанное стремление сохранить как можно дольше эмоциональную близость с ребенком.

И хотя родителей уже волнует такая несамостоятельность по­дростка, они продолжают контролировать его сверх меры;

3) конфликт неуважения прав подростка на самостоятель­
ность проявляется в том, что родители считают себя вправе
контролировать то, что находится в собственности подростка:
читать дневник, электронные сообщения, проверять содержи­
мое карманов и т. п.

Отрицательно сказывается отсутствие у ребенка собственной комнаты.

124


Еще зоопсихологи установили, что у крыс в условиях перена­селения резко возрастает агрессивность. Вполне вероятно, что это свойственно и людям. Там, где границы личностного пространства не уважаются, конфликты и ссоры неизбежны;

4) Конфликт отцовского авторитета часто возникает там, где взрослые пытаются переложить на подростка ответственность за то, чего не смогли довиться в жизни сами. Стремление отца во что бы то ни стало сделать из сына «на­стоящего мужчину» часто оборачивается формированием неу­веренного в себе человека с заниженной самооценкой и уров­нем притязания.

В том случае взрослому необходимо в первую очередь изме­нить отношение к самому себе, чтобы затем стать терпимее к собственному ребенку.

Итак, во взаимоотношениях с подростком необходимо пом­нить о новом уровне становления его личности.


ЛЕКЦИЯ5. Человек и социум



































Сознание человека

1.Природа человеческого сознания.

2. Сознательное и бессознательное.

1. Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью которого происходит отраже­ние окружающего мира.

Характеристики сознания:

1) содержит комплекс знаний об окружающем мире —
в структуру сознания включены познавательные процессы,
благодаря которым происходит постоянное обогащение чело­
века новыми знаниями.

Если же происходит нарушение в деятельности какого-либо познавательного процесса или тем более его полный распад, это неизбежно влечет расстройство сознания (например, по­теря памяти);

2) способность человека к познанию других и себя самого — человек, обладающий сознанием, способен давать оценку своих и чужих поступков, он осознает себя как отличное от остального окружающего мира существо, при нарушениях сознания (например, гипноз, сон) эта способность утрачивается;

3) способность к целеполагающей деятельности — перед на­чалом любой деятельности человек ставит перед собой какие-либо цели, руководствуясь определенными мотивами, взве­шивая свои возможности, анализирует ход выполнения и т. д., неспособность к подобным действиям по тем или иным при­чинам трактуется как нарушение сознания;

4) возможность давать эмоциональную оценку межличност­ным отношениям — это свойство лучше понять, анализируя патологию, так как при некоторых психических заболеваниях у человека меняется отношение к окружающим людям: на­пример, он начинает ненавидеть своих близких, которых до этого очень любил и трепетно к ним относился;

126


5) способность к общению с помощью речевых или иных сиг­налов.

Приведенные выше характеристики используются в целом ря­де наук при определении понятия «сознание» (психология, пси­хиатрия и др.).

Обобщая эти характеристики, можно понимать сознание как способность человека ориентироваться во времени и простран­стве, окружающей обстановке, адекватно оценивать собственную личность, уметь управлять своими желаниями и поступками, сох­ранять систему отношений с окружающими людьми, анализиро­вать новую информацию, опираясь на имеющиеся знания.

Итак, сознание следует понимать как высшую форму отраже­ния мозгом действительности при помощи абстрактно-логиче­ского мышления и речи.

2.Человек функционирует не только на уровне сознания.

Далеко не все он способен осознать и проанализировать. Су­ществует еще и бессознательныйуровень.

Бессознательное— это такое сочетание психических свойств, процессов и состояний, влияние которых человек не анализирует (не осознает).

Находясь в бессознательном состоянии, человек не ориенти­руется в месте действия, во времени, не способен дать адекватную оценку происходящему, нарушается регулирование поведения при помощи речи.

Наличие неосознанных побуждений рассматривалось в экс­периментах по изучению поведения человека в постгипнотиче­ском состоянии.

Загипнотизированному испытуемому внушалось, что после окончания сеанса гипноза ему необходимо выполнить опреде­ленные действия: например, подойти к рядом находившемуся че­ловеку и развязать его галстук.

Испытывая неловкость, человек тем не менее выполнял это действия, хотя и не понимал, зачем он это делает.

Бессознательные явления:

1) бессознательные психические процессы — не всегда пси­хические процессы (ощущения, восприятие, процессы памяти и мышления, воображение и установки) протекают под кон­тролем сознания: например, забывание имен часто связано с неприятными воспоминаниями по отношению к человеку, носителю этого имени, или событию, связанному с ним,

127


непреднамеренно возникает стремление не вспоминать этого человека или событие;

2) бессознательные явления, ранее осознаваемые человеком, но в течение определенного времени переместились на бес­сознательный уровень: например, большинство двигательных умений и навыков, которыми постоянно пользуется человек в своей жизнедеятельности (ходьба, письмо, речь, профессио­нальное владение различными инструментами и т. п.);

3) бессознательные явления, относящиеся к личностной сфе­ре, — желания, мысли, потребности, намерения, которые под давлением «цензуры» были вытеснены на бессознательный уровень.

Очень часто вытесненные желания, потребности и т. п. про­являются в наших сновидениях в символическом виде, где и реализуются.

В случае если действие «цензуры» настолько сильно, что даже во сне блокируется общественными нормами и ценностями, то сновидение становится очень запутанным и непонятным и практически не поддается расшифровке. В психологии существуют различные направления, интерпре­тирующие сновидения с позиции тех или иных научных школ. Особая заслуга принадлежит психоанализу и его основа­телю З. Фрейду.

Заслуга З. Фрейда заключается и в создании теории механиз­мов психологической защиты, которые также относятся к разря­ду неосознаваемых психических явлений.

Механизмы психологической защиты — это совокупность та­ких бессознательных приемов, благодаря которым человек обес­печивает свой внутренний комфорт, оберегая себя от негативных переживаний и психических травм.

В настоящее время эта теория продолжает активно развивать­ся и обогащаться.

Рассмотрим один из современных вариантов (Р. М. Гранов­ская).

1. Отрицание— бессознательный отказ человека восприни­мать неприятную для него информацию.

Человек может внимательно слушать, однако не восприни­мать информацию, если она несет угрозу для его статуса, пре­стижа.

128


Вряд ли можно достигнуть желаемого результата, высказывая человеку «правду в глаза», так как скорее всего он просто проиг­норирует эту информацию.

Именно поэтому психология и педагогика рекомендует ни­когда не обсуждать личность человека, а лишь его негативный по­ступок.

2. Вытеснение— человек с легкостью забывает неприятные
для него факты биографии и при этом в противовес дает ложное,
но приемлемое толкование этих фактов.

Этот механизм описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на примере Николая Ростова, который совершенно искренне «за­был» о своем не героическом поведении в первом бою, однако с эмоциональным подъемом описывал свои подвиги.

3. Рационализация— обесценивание того, что недостижимо.
Например, невозможность приобретения какой-либо вещи

из-за ее высокой стоимости оправдывается плохим цветом, кри­вой строчкой и т. п.

Хорошо описан этот механизм в басне И. А. Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не сумев дотянуться до винограда, начала убеждать себя в том, что он кислый («На взгляд-то он хо­рош, да зелен — ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь»).

4. Проекция— бессознательное приписывание собственных,
чаще всего социально осуждаемых качеств другому человеку.

Например, оговорив человека, мы оправдываем это тем, что и он распускает о нас сплетни, хотя это не соответствует действи­тельности.

5.  Идентификация— «сращивание» себя с другим человеком.
У ребенка этот механизм часто проявляется в их неосознан­
ном подражании кому-то из взрослых, чаще всего родителю того
же пола, у взрослых — в поклонении кумиру.

Иногда с помощью идентификации человек преодолевает свой комплекс неполноценности, видя вместо себя своего идола, кумира.

6. Замещение— возникшее внутреннее напряжение снимается
в результате переадресовки с недоступного объекта на доступный.

Невозможность напрямую выразить свое недовольство высо­кому начальству человек вымещает на собственных подчинен­ных, близких людях, детях и т. п.

Поэтому психологи советуют найти способ или объект выме­щения, безопасный для окружающих: например, занятие

129


спортом, домашняя уборка, контрастный душ или просто мытье кистей рук холодной водой и т. д.

7. Включение— сопереживание как способ облегчения соб­ственного внутреннего напряжения. Например, сопереживая ге­роям очередной «мыльной оперы», люди отвлекаются от соб­ственных, порой более существенных и значимых проблем.

8. Изоляция— нарушаются, а иногда и совсем разрываются эмоциональные связи с окружающими людьми, таким образом защищая человека от травмирующих психику ситуаций.

Яркими примерами такого механизма часто могут служить ал­коголизм, суициды, бродяжничество.

Человеку крайне важно понимать действие защитных меха­низмов.

Это поможет лучше понять мотивы поведения окружающих людей и разобраться в самом себе, так как очень часто искус­ственно создаваемый комфорт не дает возможности осознать, а значит, и преодолеть собственные недостатки и ошибки.

Итак, бессознательное, так же как и сознание, участвует в управлении поведением человека, однако их роли различны.

В сложных ситуациях, когда требуется постоянный контроль над происходящим, повышенное внимание, необходимо участие сознания.

К числу таких ситуаций относятся следующие:

1) необходимость принятия решения в интеллектуально сложных ситуациях;

2) в случаях преодоления физического или психологического сопротивления;

3) при разрешении конфликтных ситуаций;

4) при нахождении решения в неожиданно возникших ситуа­циях, содержащих физическую или психологическую угрозу. Таким образом, рассматривая сознание как высший уровень

психической регуляции поведения, следует помнить, что мно­гие поведенческие акты функционируют и на бессознательном уровне.
















Малая группа и коллектив

1. Понятие малой группы и коллектива.

2. Структура малых групп.

3. Межличностные отношения в группах и коллективах.

130


4. Эффективность групповой сплоченности. 1. В социальной среде, которая окружает личность, функцио­нирует большое количество групп.

Социальные группы подразделяются на большие и малые. Малые группы уже длительное время изучаются в рамках со­циальной психологии, чего нельзя сказать о больших группах, ко­торые представлены в социальной психологии неравноценно: од­ни исследуются давно (в основном это неорганизованные, стихийно возникающие группы), другие — организованные, дли­тельно существующие группы (классы, нации) — стали объектом изучения относительно недавно.

Диапазон интересующих социальную психологию групп очень широк, а их большое разнообразие затрудняет выработку единого определения понятия «группа».

Т. Шибутани утверждал, что группы могут различаться по раз­меру от двух влюбленных до миллионов, ведущих войну (Шибу-тани,1999).

Подробнее остановимся на рассмотрении малой группы и ее характеристике.

Малая группа— это немногочисленная по составу группа, чле­ны которой объединены общей социальной деятельностью и на­ходятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г. М. Андреева, 2004).

Психология исследует некоторые элементарные параметры группы.

Среди основных признаков малой группы можно назвать сле­дующие:

1) размер— число членов группы.

Этот вопрос до сих пор относится к разряду дискуссионных. Большинство исследований определяет нижний предел малой группы как диаду.

Однако ряд исследователей считает, что наименьшее число членов малой группы — три человека (триады). Этот спор относится к разряду неразрешимых. Не до конца определились исследователи и с верхним пре­делом.

Исследуя объем оперативной памяти, Дж. Миллер открыл чи­сло 7 ± 2, что и стало рассматриваться верхней границей ма­лой группы.

131


Обосновывалось это способностью человека при контактах удерживать в памяти только 7 ± 2 члена группы. Несостоятельность такого подхода была доказана дальнейши­ми экспериментальными исследованиями. Эксперименты дают различные показатели: 10–20 человек, а в исследованиях Дж. Морено (автора социометрической ме­тодики) исследовались группы в 30–40 человек (школьные клас­сы, студенческие группы и т. п.).

В отечественной социальной психологии в качестве малой группы рассматривается реально существующая группа, вы­ступающая как субъект деятельности.

Такое решение обосновывается практикой совместной дея­тельности.

Наиболее оптимальным считается состав группы в 5–9 чело­век, но не более 12;

2) психологический климат группы— нравственно-эмо­циональная окраска взаимоотношений в группе;

3) композиция— характеристика входящих в группу чле­нов (численность, половой и возрастной состав, нацио­нальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы;

4) структура группы— те функции, которые выполняют члены группы, а также состояние формальных и нефор­мальных взаимоотношений в группе.

В качестве формальных признаков структуры группы вы­деляют структуру коммуникаций, структуру предпочте­ний, структуру власти и т. д.;

5) групповые процессы— показатели актуальных социаль­ных отношений, существующих в группе (лидерство — ру­ководство, стадии развития группы, групповое давление и т. д.);

6) групповые нормы— правила поведения, которых при­держиваются члены группы.

Перечисленные выше характеристики малой группы являются ос­нованиями, согласно которым классифицируют и изучают малые группы в социальной психологии.

Проблема классификации социальных групп различными иссле­дователями понимается по-разному. Рассмотрим классификацию на стр. 133, предложенную Г. М. Андреевой.

132


Схема 2




Классификация малых групп

Виды малых групп

Условные (номинальные)        Реальные (действительные)

Естественные                        Лабораторные

 +            +

Формальные                          Неформальные

L                              1

Слаборазвитые                      Высокоразвитые

С                                   1

Корпоративные                      Коллективные

С                                   3

Референтные                          Нереферентные

Условные— это группы, которые объединяют людей, не яв­ляющиеся членами ни одной малой группы.

Это группы, которые в реальной жизни не функционируют, а существуют лишь на бумаге: например, участковый врач имеет список больных своего участка, страдающих сахарным диабетом.

Иногда выделение таких групп важно для экспериментальных целей, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных груп­пах с теми, которые характеризуют случайное объединение людей.

Реальные— действительно существующие объединения лю­дей, которые в полном объеме соответствуют всем параметрам малой группы.

Изучению именно этих групп психология уделяет повышен­ное внимание.

Психологи часто в исследовательских целях имеют дело с ре­альной лабораторной группой, которая создается эксперимента­тором с целью сопровождения какого-либо научного исследова­ния, проверки выдвинутой гипотезы.

Эта группа существует только в период проведения экспери­мента, после чего распадается.

Реальные естественные группы складываются независимо от желания экспериментатора, а возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

Формальные группы— существующие в рамках признаваемых официально организаций.

133


Цели, которым следуют члены этой группы, задаются на осно­вании задач вышестоящей организацией, в которую включена данная группа.

Неофициальные группывозникают и существуют вне пределов официальных организаций.

Цели, которые преследуют члены таких групп, — это личные интересы и привязанности, как совпадающие, так и отличаю­щиеся от целей официальных организаций.

Референтнойявляется любая реальная или условная группа, являющаяся для человека особо значимой, к которой он себя доб­ровольно причисляет или членом которой хочет стать.

Цели такой группы, групповые нормы и ценности, формы по­ведения, высказываемые мысли представляют для человека осо­бую ценность, которым он хочет и старается следовать в жизни.

Нереферентнаягруппа не представляет для человека никакой ценности, несмотря на то, что он является ее членом.

Например, жизнь класса может совершенно не волновать уче­ника, так как все его интересы сосредоточены на уличной компа­нии.

Иногда выделяется и антиреферентная группа— цели, установ­ки, поведение членов этой группы человек отвергает, категориче­ски не приемлет.

Слаборазвитые группыотличает отсутствие прочной психоло­гической общности, взаимоотношения не стабильны, нет четко­го распределения обязанностей, признанных лидеров.

Следствием всего выше перечисленного является малоэффек­тивная совместная работа.

Коллективпредставляет группу лиц, объединенных для совме­стной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива.

Взаимоотношения характеризуются доверительностью, от­крытостью, взаимным уважением и т. п.

Р. С. Немов указывает на следующие требования, предъявляе­мые к коллективу:

1) успешно справляться с возложенными на него задачами (эффективность в отношении основной для него деятель­ности);

2) иметь высокую мораль;

3) отличаться хорошими человеческими отношениями;

134


4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности;

5) быть способным к творчеству;

6) иметь сложившуюся дифференцированную систему раз­личных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

О наличии коллективистских отношений в группе свидетель­ствуют следующие критерии (Р. С. Немов, 1995):

1) нравственность— взаимоотношения строятся на нормах и ценностях общечеловеческой морали;

2) ответственность— каждый член коллектива берет на себя обязательство за судьбу каждого человека вне зависимости от принадлежности к данному коллективу, при этом требова­тельно относится к себе, своим словам и обязанностям, аде­кватно оценивает собственные достижения, дисциплиниро­ван;

3) открытостьпроявляется в умении строить хорошие отно­шения не только с членами своего коллектива, но и других групп и коллективов, при необходимости оказывать посиль­ную помощь;

4) коллективизм— забота о членах коллектива, противодей­ствие явлениям, способным разрушить коллектив;

5) контактность— доверительные взаимоотношения между членами коллектива;

6) организованность— взаимозаменяемость, бесконфликтное распределение обязанностей, быстрое устранение недостат­ков в работе и т. п.;

7) информированность— четкое понимание целей, задач, ко­нечных и промежуточных, совместной деятельности;

8) эффективность— качественное и своевременное решение

стоящих перед коллективом задач.

Как показывает практика, наличие в малой группе всех пере­численных критериев встречается крайне редко, что позволяет говорить о том, что большинство малых групп находится в проме­жутке между слаборазвитой группой и коллективом.

Продвигаясь по пути своего становления, группа, как прави­ло, двигается не по восходящей прямой, а по синусоидальной линии, испытывая то взлеты, то падения.

135


А. Г. Кирпичник выявил следующую зависимость: всякая груп­па на пути своего развития как коллектива обязательно проходит через период временного спада.

На начальном этапе наблюдается, как правило, подъем, энту­зиазм, сменяющийся затем более или менее заметным спадом.

При условии сохранения себя как группы опять следует по­дъем, хотя и не на ту высоту, на которой группа находилась пер­воначально.

Временный психологический спад— это следствие перестройки межличностных отношений внутри группы.

Первоначально она строится на эмоциональной основе, затем приобретают значение и деловые качества членов группы, кото­рые не могут быть одинаковыми у всех.

Все это неизбежно приводит к трениям во взаимоотношениях. В случае успешного преодоления этих трений группа выходит на более высокий уровень своего развития.

В настоящее время содержание понятия «коллектив» претер­пело значительное изменение.

В советские времена чувство общности, сплоченности составля­ли основу коллективности, отдельная личность нивелировалась, ра­створялась, а человек рассматривался как типичный представитель своего коллектива.

В этой связи вспомним мнение компетентного специалиста в области психологии личности В. Франкла, который полагал, что истинное сообщество — это сообщество ответственных лично­стей, которое не может строиться на тотальной коллективности: «Вместо конкретного персонально ответственного индивида идея коллективизма подставляет лишь усредненный тип, а вместо лич­ной ответственности — конформность и уважение к социальным нормам».

Итак, согласно принятому в психологии определению малая группа — это небольшое объединение людей (от 2–3 до 20–30 че­ловек), которые находятся друг с другом в прямом взаимодей­ствии и заняты общим делом (семья, класс, группа близких дру­зей, трудовой коллектив и т. п.).

Подавляющее большинство людей включены в состав малых групп, которые, как правило, занимают промежуточное положе­ние между слаборазвитой группой и коллективом.

136


2. Рассмотрим основные понятия, при помощи которых опи­сываются явления в малой группе.

Если в качестве основы для рассмотрения исходить из поло­жения индивида в группе, то можно выделить следующие показа­тели:

1) позиция— официальное положение человека;

2) статус— место, реально занимаемое индивидом в системе внутригрупповых отношений, степень действительного авто­ритета.

Например, староста в студенческой группе — позиция, а авто­ритетность — высокий статус;

3) внутренняя установка— это субъективное понимание чело­
веком своего положения в группе.

При этом внутренняя установка может как совпадать, так и отличаться от реального статуса;

4) роль— заданный социальными нормами образец поведе­
ния, ожидаемый и одобряемый группой.

Роль часто определяется, исходя из официального статуса че­ловека в группе, рассматриваясь как динамический аспект статуса, но это лишь часть содержания понятия. Например, женщина в семье имеет статус матери, но в каждой семье роль матери может иметь различное содержание. Таким образом, при наличии одинакового статуса человек мо­жет в различных группах выполнять различные функции;

5)    конформность— это приспособленчество, сознательное
нежелание человека идти против мнения большинства в груп­
пе, чтобы не создавать себе проблем в общении.
Внутри группы межличностные взаимодействия осуществляют­
ся различными способами.

Определенная система таких связей, характерная для той или иной группы, называется каналом коммуникации.

Типы и варианты внутригрупповых структур коммуникаций:

1) фронтальная— члены группы находятся рядом друг с дру­гом и могут наблюдать друг за другом, даже не вступая в пря­мые контакты (класс на уроке, студенческая группа на лекции и т. п.);

2) радиальная— члены группы не имеют возможности непо­средственно контактировать друг с другом, а общаются через центральное лицо;

137


3) иерархическая— предполагает наличие как минимум двух (может и больше) уровней соподчинения, при этом часть груп­пы может зрительно контактировать, а часть не имеет такой воз­можности;

4) цепная— каждый член группы (исключение составляют двое крайних участников) взаимодействует с двумя соседями;

5) круговая— возможности всех членов группы равны, каж­дый может непосредственно наблюдать за реакцией другого;

6) полная— для свободного межличностного общения не воз­никает никаких препятствий.

Приверженность группы выбору того или иного канала ком­муникации определяется конкретными целями и задачами, кото­рые стоят перед членами группы.

Отношения, складывающиеся в группе, вытекают из приня­тых нравственных норм и ценностей.

Групповые ценности— то, что наиболее важно и значимо для данной группы; групповые нормы — правила поведения, кото­рым следуют члены группы (первого уровня — нарушения недо­пустимы ни при каких условиях; второго уровня — допускаются некоторые отклонения; низкого уровня — соблюдение не обяза­тельно).

Сверхнормативная деятельность— желание человека следовать собственным, более высоким требованиям и нормам.

Исследователи выделяют следующие функции групповых норм:

1) регулятивная;

2) оценочная;

3) стабилизирующая;

4) санкционирующая. Управление группой может осуществляться и на официальном

уровне — руководителем, и на неофициальном — лидером.

Практика показывает, что, как правило, официальный руково­дитель и неформальный лидер — это разные лица, но не исключе­но, что это может быть и один и тот же человек.

Между лидером и руководителем имеются следующие различия:

1) руководитель прежде всего заботится о выполнении группой поставленных задач, а забота лидера — регуляция межличностных отношений;

138


2) руководитель взаимодействует не только с малой груп­пой, но и с вышестоящими организациями, сфера деятель­ности лидера ограничена размером малой группы, в кото­рую он входит;

3) руководитель назначается или избирается, а выдвиже­ние лидера происходит стихийно по желанию членов группы;

4) лидер — это нестабильный статус, в любой момент мо­жет он быть изменен, а руководитель, как правило, назна­чается на определенный срок;

5) система санкций руководителя более четкая и опреде­ленная, чем у лидера;

6) процесс принятия решения более сложный у руководите­ля, чем у лидера.

В процессе управления группой как руководитель, так и лидер могут использовать различные средства психологического воздей­ствия, которые в совокупности определяют стиль лидерства (руко­водства).

Классически выделяют три стиля: авторитарный, демократи­ческий, либеральный.

Авторитарный стиль предполагает властность лидера по отно­шению к остальным членам группы.

В принятии решения действует принцип единоначалия, ве­дется систематический контроль над действиями подчиненных.

Демократический стиль проявляется у того руководителя, ко­торый склонен считаться с мнением других членов группы, сове­товаться с ними, привлекать к управлению группой.

Либеральный стиль наблюдается в том случае, когда руково­дитель фактически изолируется от своих обязанностей и пере­дает их другим членам группы.

Практика исследования эффективности того или иного стиля руководства (лидерства) показывает, что наиболее приемлемым является комбинация всех выше перечисленных стилей в зави­симости от уровня развития группы и той конкретной ситуации, в которой эта группа находится в данный момент времени.

Итак, малая группа имеет сложную структуру, которая характе­ризуется большим количеством понятий.

3. Межличностные отношения в группах подразделяются на официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные

139


и эмоциональные, отношения руководства и подчинения (в част­ности лидерства).

Официальные— отношения, которые регулируются долж­ностными обязанностями, закрепленными законодательно.

Неофициальные— в основе лежат личные симпатии и анти­патии людей, не имеющие какой бы то ни было юридической ос­новы и твердо установленных норм.

Деловые— возникают между людьми по поводу выполнения совместной деятельности.

Личные— отношения, складывающиеся между людьми вне зависимости от совместно выполняемой деятельности.

Рациональные— в основе лежат объективные качества челове­ка, которые признаются большинством окружающих людей.

Эмоциональные— в оценке человека исходят из субъективно­го мнения о нем, что далеко не всегда соответствует истинному положению.

Отношения руководства и подчинения уже были рассмотрены на примере лидерства в предыдущем параграфе.

Получить истинную картину межличностных отношений в группе помогает социометрическое исследование.

Суть исследования заключается в том, что члены группы вы­сказываются относительно друг друга.

В содержании вопросов заложен социометрический крите­рий, анализ проявления которого позволяет судить о взаимных эмоциональных отношениях.

Ответы членов группы подвергаются статистической обработ­ке, на основании чего строятся социометрические матрицы, со-циограммы, подсчитываются социометрические индексы.

Наиболее известным социометрическим индексом является индекс групповой сплоченности, который определяется процен­том взаимных выборов и вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов:

г £,(+)

CZP= 12 N ( N-1 )

где Сгсплоченность,

г(+) — положительный выбор, N— число членов группы

140


(Лекции по методике конкретных социальных исследований, 1972).

4. Эффективность групповой деятельности можно рассматри­вать по трем направлениям: профессиональному, образовательно­му, воспитательному.

Профессиональное и образовательное направления решают спе­циальные задачи, воспитательное относится к категории общес­оциальных задач.

К числу важнейших показателей эффективности групповой дея­тельности относятся продуктивность и удовлетворенность членов группы групповой деятельностью.

И. Штайнерпредложил формулу вычисления продуктивно­сти: актуальная продуктивность = потенциальная продуктивность - нереализованная продуктивность.

Существуют различные пути повышения эффективности групповой деятельности.

Величина группы неоднозначно влияет на эффективность вы­полняемой группой деятельности.

Следствием изменения количества членов группы как в ту, так и в другую сторону могут быть как положительные, так и отрица­тельные явления.

К числу положительных явлений, связанных с увеличением числа членов группы, относится более легкое распределение обя­занностей, появление большего количества ярких индивидуаль­ностей, возможность выполнения большего количества работ за меньшее время, большее число людей участвует в выработке ре­шения, что делает это решение оптимальным.

Отрицательные явления: возможно снижение сплоченности, возрастает вероятность распада на группировки, возникают сложности в управлении, увеличивается разброс мнений, проис­ходит снижение личной ответственности каждого за происходящее.

Также неоднородно на эффективность деятельности и влия­ние композиции.

Высокоразвитые группы, имеющие разнородный состав чле­нов, лучше, чем однородные, могут справиться с решением слож­ных задач.

В подобных ситуациях в слаборазвитых неоднородных груп­пах целесообразно делить людей на рабочие подгруппы в соответ­ствии с психологической совместимостью.

141


Если же группа работает в условиях временного дефицита, а задания относительно просты, то деятельность однородной группы будет более эффективной.

Для успешной работы важны сложившиеся межличностные отношения.

Взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы, если условия деятельности привычны или от­носительно просты.

В противном случае — эффективнее работают группы с благо­приятными взаимоотношениями.

Эффективность деятельности может определять и форма ее организации: коллективно-кооперативная (тесное взаимодействие каждого с каждым и большая возможность взаимозависимости), индивидуальная (каждый работает независимо от других), скоор­динированная (соотнесение результата с деятельностью других).

В большинстве случаев, за исключением сложных индивиду­альных творческих работ, предпочтительнее коллективно-кооп­еративная форма.

Успех деятельности определяет и стиль лидерства.

Для группы, близкой к уровню коллектива, предпочтителен де­мократический, а иногда и либеральный стиль.

Для групп со средним уровнем развития лучшие результаты да­ет гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демокра­тичности, либеральности.

В слаборазвитых группах наиболее эффективен директивный стиль с элементами демократичности.
















Общение

1. Понятие и виды общения.

2. Роль общения в психическом развитии человека.

3. Техника и приемы общения.

4. Развитие общения.

1. Общение представляет собой процесс взаимодействия лю­дей, в результате которого происходит обмен информацией.

В структуре общения можно выделить содержание, цель и средства.

Содержание— это та информация, которая передается живы­ми существами при межиндивидуальных контактах.

142


И человек, и животные могут передавать друг другу инфор­мацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.

Однако люди способны обмениваться накопленными знания­ми, жизненным опытом, умениями и навыками.

Цель общения— это побудительная сила возникновения дан­ной активности.

Например, распространенной целью общения у животных является предупреждение об опасности или побуждение другого к определенным действиям.

У человека цели общения могут быть достаточно разнообраз­ными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др.

У животных цели общения, как правило, ограничены удовле­творением биологических потребностей, у человека — это еще и удовлетворение культурных, эстетических, социальных, позна­вательных и других потребностей.

Средства общения— способы, посредством которых передает­ся, перерабатывается и расшифровывается передаваемая инфор­мация.

В отличие от животных у человека в качестве основного сред­ства общения выступает язык и другие знаковые системы, техни­ческие средства, письменность.

Виды общения.Р. С. Немов находит четыре вида классифика­ции видов общения по различным основаниям.

1. По содержанию:

1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности, служащими для удо­влетворения насущных потребностей;

2) кондиционное— общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. обще­ние, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

3) мотивационное— в процессе общения передаются установ­ки, побуждения, которые готовят к выполнению определен­ных действий;

4) когнитивное— передача знаний друг другу;

5) деятельное— передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

143


2. По целям:

1) биологическое— общение, благодаря которому сохраняет­ся, развивается и поддерживается функционирование орга­низма, удовлетворяются органические потребности;

2) социальное— общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста. Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.

3. По средствам:

1) непосредственное(путем использования данных природой органов — руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредован­ное(с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, — телефон, СМИ и т. п.);

2) вербальное(с помощью языка) и невербальное (путем исполь­зования неязыковых средств — мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

4. В зависимости от мотивов общения:

1) деловое — возникает по ходу выполнения какой-либо сов­местной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;

2) личностное— передается информация о внутриличност-ных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п. Таким образом, процесс общения, особенно человеческого

общения, очень богат по своему содержанию, целям и использо­ванию средств.

2. От природы человек наделен определенным набором простейших форм поведения, которые являются необходимым условием как для выживания в первые дни после рождения, так и для психического развития в дальнейшем.

Но будет ли человек Человеком, если его лишить общения с себе подобными?

Рассмотрим этот вопрос на реальных жизненных примерах.

В мае 1928 г. в немецком городе Нюрберге на улице подобра­ли юношу, не умеющего ни говорить, ни даже ходить.В письме, которое было при нем, указывалось, что юноша провел 16 лет

144


в полном одиночестве, ничего не видя и не слыша, а пищей его были вода и хлеб.

Только через пять лет этот молодой человек начал немного го­ворить, при этом его представления об окружающем соответство­вали уровню малого ребенка.

К сожалению, вскоре он погиб.

Будущий физиолог-лингвист Гавино Ледда в возрасте семи лет согласно воле своего отца стал пастухом в горах и до 18 лет был почти лишен человеческого общения.

Ему потребовались огромные усилия, чтобы вернуться в чело­веческое общество и стать его полноправным членом.

1920 г., Индия. Рид Сингх в стае волков заметил двух челове­ческих детенышей, которые оказались девочками (Амала, на вид ей было примерно 1,5 года, среди людей она прожила год, и Ка-мала, внешне она соответствовала 8-летнему возрасту.

Камала прожила в человеческом обществе до 17 лет.

За четыре года она смогла выучить шесть слов, а еще через семь лет — 45 слов.

К 17 годам ее отучили от волчьих повадок, однако в минуты опасности она вставала на четвереньки, а ее умственное развитие соответствовало 4-летнему ребенку.

В труднодоступных районах Парагвая и по сей день живет племя гуайякимов.

Этот народ ведет примитивный образ жизни, избегает людей, их основная пища — мед диких пчел, в поисках которого они по­стоянно кочуют.

В 1957 г. французским этнографом Вилларом была предпри­нята экспедиция с целью изучения жизни этого племени.

На одной из стоянок, торопясь ее покинуть, члены племени оставили маленькую девочку, которую ученый взял с собой во Францию.

Спустя 20 лет эта девушка стала ученым-этнографом, знаю­щим несколько языков, и ничем не отличалась от своих европей­ских сверстниц.

Приведенные примеры являются ярким свидетельством того, что только благодаря человеческому общению младенец получает возможность нормального психического развития.

145


Находясь в человеческом обществе, посредством общения с себе подобными ребенок с первых дней получает всю необходи­мую для индивидуального развития информацию.

Еще одно средство психического развития — предметная дея­тельность— появляется лишь ко второму году жизни.

Выделенные в первом параграфе виды общения развивают различные стороны психики и поведения.

Рассмотрим это подробнее.

Деловое общение— способствует формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей человека.

Личностное общение— влияет на развитие человека как лич­ности, формирует черты характера, интересы и склонности, жиз­ненные цели и принципы, мировоззрение и т. п.

Материальное— обеспечивает получение необходимых пред­метов материальной и духовной культуры.

Кондиционное— способствует возникновению готовности к научению, оптимизирует другие виды общения.

Когнитивное— развивает интеллектуальные способности.

Мотивационное— дополнительный энергетический источник человека.

Деятельное— обогащает и совершенствует различные виды деятельности.

Биологическое— необходимый источник самосохранения ор­ганизма.

Социальное— служит развитию общественных форм жизни: групп, коллективов и т. д.

Непосредственное— дает возможность использования данных от природы простых и эффективных средств и способов нау­чения.

Опосредованное— развивает способность к самообразованию и самовоспитанию человека.

Невербальное— обеспечивает возможность психического развития до начала активного использования речи.

Вербальное— способствует усвоению и развитию речи.

Итак, значение общения в жизни человека огромно.

С помощью общения происходит формирование личности че­ловека.

3. Техника общения— это те способы, к которым прибегает че­ловек, чтобы подготовиться к общению, и его поведение в ходе общения.

146


Приемы общения— наиболее предпочтительные средства, вы­бираемые для процесса общения.

Для эффективного протекания процесса общения перед его началом важно определиться с наиболее подходящей техникой и приемами общения.

Они должны быть соотнесены с собственными интересами и с интересами партнера по общению.

На начальном этапе техника общения заключается в приня­тии определенной позы, выражения лица, выборе соответствую­щего тона, жестов, правильно подобранных начальных слов.

Выражение лица должно выражать отношение к партнеру, со­ответствовать цели сообщения и желаемому результату.

Такие же требования предъявляются и к занимаемой позе. Иногда человек сознательно занимает ту или иную позу, прини­мает выражение лица, использует определенные жесты, чтобы наилучшим образом достигнуть желаемого результата.

Рассмотрим более подробно значение некоторых жестов, ко­торые могут влиять на ход общения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...