Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности психики и поведения в раннем возрасте




1. Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.

2. Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.

3. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Разви­тие речи.

4.   Развитие личности в возрасте от года до трех лет. Кризис «Я сам».
1. На втором году жизни в развитии ребенка начинается но­
вый этап.

Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит пере­стройка функционирования организма.

Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внима­ние к охране ребенка от физических перегрузок, защите от ин­фекционных заболеваний.

Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведе­ния, личностного развития ребенка, так как велики те качествен­ные преобразования, которые с ним происходят.

Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития от рождения до зрелости.

По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.

Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:

1) овладение прямой походкой;

2) овладение активной речью;

3) развитие предметной деятельности.

Остановимся подробнее на роли прямохождения для психиче­ского развития ребенка.

В результате самостоятельного перемещения ребенку стано­вится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.

Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся

99


более согласованными и точными, скоординированными, что ве­дет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, фор­мированию волевых качеств.

Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупны­ми предметами, ребенок получает возможность узнать их с раз­личных сторон, усваивая таким образом понятия величины, фор­мы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

2. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка.

Из всех действий, которые осваивает ребенок в раннем дет­стве, наиболее значимыми для развития психики являются соот­носящиеся и орудийные.

Соотносящиеся действия направлены на приведение предме­тов или их частей к какому-либо взаимному соответствию, на­пример, складывание пирамидки, матрешек.

Орудийные действия предполагают воздействие одного пред­мета (орудие) на другие, например, применение ложки во время еды, совочка для игры в песке.

К концу раннего детства начинают складываться и другие ви­ды деятельности, которые будут активно востребованы за преде­лами этого возраста.

Это, прежде всего, сюжетно-ролевая игра и продуктивные ви­ды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

В ролевой игре действия с предметами становятся вторичны­ми, а на первый план выходит воспроизведение трудовых дей­ствий и общественных отношений.

Содержание начальных игр включает всего два-три действия, к трехлетнему возрасту ребенок осваивает сюжетные игры. На третьем году жизни дети начинают широко использовать в играх предметы-заместители (например, вместо градусника — палочка),

100


что является важным приобретением в психическом развитии ре­бенка.

Рисование начинает формироваться уже около года, когда ре­бенок еще только способен держать в руке карандаш.

Сначала дети изображают каракули, усматривая в них какие-то образы, к трем годам излюбленным рисунком становится за­кругленная линия, с помощью которой изображаются практиче­ски все объекты и предметы (стадия «головоногов»).

Конструирование еще элементарное. Ребенок копирует об­разцы, показанные взрослыми.

Итак, наибольшее влияние на психическое развитие ребенка оказывает предметная деятельность, но все более активно разви­ваются другие виды деятельности.

3. Начало раннего возраста характеризуется несовершенством в развитии познавательных процессов.

Это относится и к восприятию. Ребенок ориентируется в окружающей обстановке и предметах, однако часто ориенти­ровка происходит на основе какого-либо одного, бросающегося в глаза признака, например, ребенок обозначает словом «пти» (птичка) все предметы, у которых есть выступ — клюв.

Сравнение предметов происходит посредством внешних дей­ствий, но к концу возрастного этапа в простых случаях может осу­ществляться при помощи зрения.

На третьем году жизни часто в качестве постоянного образца для сравнения ребенок использует хорошо знакомые предметы (треугольные предметы — «как домик», «как крыша», овальные — «как яичко» и т. п.).

В этом же возрасте ребенок способен различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, и все ос­новные цвета спектра.

Ведущим видом мышления в раннем возрасте является на­глядно-действенное, тем не менее ребенок уже способен простые мыслительные действия выполнять в уме.

В элементарных случаях дети могут производить обобщения по таким существенным признакам, как цвет, форма, величина.

Ранний возраст — это наиболее благоприятный (сензитив-ный) период для овладения речью.

Около года ребенок умеет произносить отдельные слова, его словарный запас составляет от 4 до 10 слов.

101


Примерно в два года малыш говорит простыми предложе­ниями, а к четырем — почти так же, как и взрослые. Развитие речи идет по следующим направлениям:

1) совершенствование понимания речи (пассивная речь);

2) формируется собственная активная речь. Подробнее остановимся на развитии активной речи. Словарный запас ребенка 1,5 лет составляет от 30–40 до 100

слов, к концу двух лет — примерно 300 слов, а к трем годам — уже 1200–1500 слов.

В возрасте от года до полутора лет ребенок начинает называть вещи своими именами, но при этом усваивает лишь отдельные свойства предметов.

На начальном этапе овладения речевой структурой ребе­нок усваивает слоги, вначале ударные, затем удвоенные и од-нослоговые слова.

В это время еще не происходит построение предложений, а в качестве таковых выступает одно, позже два слова, не изме­няющихся по родам и падежам.

В 1,5–2 года речь ребенка еще мало похожа на речь взрослого человека. Такая речь называется автономной.

Взрослым не следует поддерживать эту речь, иначе она может сохраняться длительное время.

Овладение речью имеет огромное значение для различных сторон психического развития ребенка, под ее влиянием пере­страиваются психические процессы ребенка, благодаря чему на­чинается активное познание окружающего мира.

4. На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками.

В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно назы­вают другим именем.

К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как от­дельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, кото­рый психологи называют «Я сам».

102


Этот кризис имеет очень яркие внешние проявления. Назовем самые яркие симптомы.

1. Негативизм— ребенок не хочет что-либо делать только по­тому, что это предложил взрослый.

2. Упрямство— ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого сильно хочется, а потому, что не хочет уступить.

3. Строптивость— недовольство по всякому поводу.

4. Своеволие, своенравие— стремление ребенка к самосто­
ятельности, желание все делать самому.

Перечисленные признаки являются основными, характерны­ми для большинства детей, однако психологи выделяют и ряд второстепенных симптомов.

5. Протест (бунт)— поведение приобретает протестный харак­тер, часто возникают ссоры с родителями, братьями, се­страми.

6. Обесценивание— ребенок начинает употреблять ругатель­ные слова, ломает игрушки и т. п.

7. В семье с единственным ребенком возможно проявление деспотизма, с несколькими детьми — ревностипо отношению к родителям. В период этого кризиса происходит перестройка социальной

позиции ребенка по отношению к окружающим людям, возника­ют мотивы, связанные с проявлением личности ребенка.

Взрослым следует помнить, что осознание детьми своих воз­можностей, как правило, не соответствует самим возможностям, поэтому надо чаще создавать игровые ситуации, где возможно разрешить возникающие конфликты.

Таким образом, в период раннего детства происходит пере­стройка социальных взаимоотношений личности ребенка и окру­жающих его людей.








Психология дошкольника

1. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.

2. Познавательные процессы дошкольника.

3. Развитие личности в дошкольном возрасте.

4. Готовность ребенка к обучению в школе.

103


1. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте ста­новится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.

Младшие дошкольники (3—4 года) в основном играют в одиночку.

Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15–20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Средние дошкольники (4–5 лет) предпочитают уже совмест­ные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.

Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ро­лей. Распространены тематические игры с большим количеством ролей.

Впервые начинают проявляться лидерские и организаторские способности.

В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисова­ние. Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.

Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достиже­ния успехов.

Старший дошкольник (5–7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.

В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.

Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учит­ся пользоваться инструментами, предметами обихода.

Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства последо­вательно развиваются и совершенствуются игры с предметами, сюжетно-ролевая игра, конструирование, рисование, домашний труд.

104


2. В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произ­ношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

Восприятие ребенка-дошкольника будет более точным, если вызывается яркими раздражителями и сопровождается положи­тельными эмоциями.

К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмы­сленность восприятия, т.е. представления об окружающем рас­ширяются и углубляются.

Мышление дошкольника представлено тремя видами: нагляд­но-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок ре­шает с помощью практических действий.

К старшему дошкольному возрасту ведущее значение прио­бретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного ра­звития начинает закладываться фундамент логического мышле­ния, которое будет столь необходимым в период школьного обучения.

Внимание ребенка на протяжении всего дошкольного воз­раста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобрета­ет большую устойчивость и сосредоточенность.

Правда, чаще всего ребенок бывает сосредоточенным, если за­нимается интересной, захватывающей деятельностью.

К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной дея­тельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п.

Память дошкольника имеет следующие особенности:

1) наиболее развита образная память, в том числе такая ее разновидность, как эйдетическая;

2) запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное за­поминание;

3) при постановке мнемической задачи запоминание проис­ходит механически, т. е. путем повторения;

105


4) дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ра­нее, таким образом тренируя свою память;

5) хорошо развита эмоциональная память, большая впечат­лительность ребенка приводит к тому, что мы сохраняем боль­шое количество ярких образов детства.

Рассмотрим особенности воображения дошкольника:

1) образы воображения легко возникают.

2) «продукты» фантазии отличаются противоречивостью: с одной стороны, ребенок «страшный» реалист («Так не быва­ет»), с другой — большой фантазер;

3) образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью замыслов, хотя чаще всего эти замыслы отталкиваются от уже ранее известного (воссоздающее воображение);

4) часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя

в этих образах он очень непостоянен.

В дошкольном возрасте продолжает активно совершенство­ваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

Идет овладение нормами грамматики, склонениями и спря­жениями, сложными предложениями, правилами употребления соединительных союзов, суффиксов и приставок.

В качестве средства общения ребенок употребляет речь сле­дующих видов:

1) ситуативную;

2) контекстную;

3) объяснительную. Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику,

посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаб­лонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает под­лежащее.

По мере овладения ребенком более сложными видами дея­тельности, речь становится развернутой, включая пояснения си­туации.

Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается объяснительная речь, когда сох­раняется последовательность изложения, выделяется главное.

106


В дошкольном возрасте достаточно часто встречается и эго­центрическая речь.

Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью и выражается в комментировании своих действий вслух, ни к ко­му конкретно при этом не обращаясь.

Итак, в дошкольном возрасте возрастает произвольность дей­ствий и психических процессов ребенка, углубляются и расши­ряются знания об окружающем мире.

3. Личностное развитие дошкольника включает:

1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире;

2)    развитие эмоциональной и волевой сферы.
Отношение взрослого к ребенку во многом определяет стано­
вление его личности.

При этом важным становится соблюдение норм обществен­ной морали. Дошкольник эти нормы может усваивать следующи­ми способами:

1) подражая близким людям;

2) наблюдая за трудом взрослых;

3) слушая чтение рассказов, сказок, стихов;

4) подражая сверстникам, которые пользуются вниманием со стороны взрослых;

5) через средства массовой информации, прежде всего теле­видение. Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические

навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, кни­гами; средние и старшие дошкольники — правила взаимоотно­шения с другими детьми.

В дошкольном возрасте начинает активно формироваться са­мосознание ребенка, что проявляется в самооценке.

На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных лю­дей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает скла­дываться умение правильно оценивать себя.

На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопро­вождают поведение ребенка.

Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро ме­няться на противоположное, однако с возрастом чувства прио­бретают большую глубину и устойчивость.

107


Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорени­ем умственного развития.

Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чув­ство радости и гордости за выполненное дело, или противопо­ложных — чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные переверты­ши), чувство прекрасного.

К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.

Он постепенно овладевает пониманием невербального языка эмоций.

Таким образом, личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в результате активного взаимодействия с взрослыми людьми.

4. Подробнее остановимся на рассмотрении психологической готовности к обучению в школе, под которой понимается «необходимый и достаточный уровень психического развития ре­бенка для освоения школьной учебной программы в условиях об­учения в коллективе сверстников» (И. В. Дубровина, 1997).

Иными словами, ребенок, находясь в группе сверстников, должен быть в состоянии усваивать школьный материал.

Существуют различные мнения на предмет выделения пара­метров психического развития ребенка.

Л. И. Божович выделяла: уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения; достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию.

Готовность к школьному обучению предполагает сформиро-ванность «внутренней позиции школьника», что означает спо­собность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.

Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности. Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных та­кие умения, как сознательное подчинение своих действий прави­лу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлага­емого в устной форме.

108


Указанные параметры и являются элементами развитой про­извольности.

Для успешного обучения в школе также важна сформирован-ность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: «позиции школьника».

Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. При этом крайне важен хороший уровень речевого развития.

Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три ас­пекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозо­ра, определенном словарном запасе, уровне развития познава­тельных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.

Эмоциональная готовность — это умение ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание, не отвлекаясь, снижение импульсивных реакций, способность ставить цель и достигать ее, несмотря на трудности.

Социальный компонент проявляется в возможности и жела­нии общаться со сверстниками, подчиняться законам детской группы, в готовности принять статус ученика.

Некоторые исследователи акцентируют внимание на мотива-ционной готовности, которая проявляется в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной (соответствующей истинному положению) самооцен­ки, умеренно высоком уровне притязаний (стремлении достичь чего-либо). Итак, у психологически готового к обучению в школе ребенка должны быть сформированы все перечисленные выше компоненты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...