Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Движущие силы психического развития личности




Уровень ближайшего развития личности - показатель т о г о , что ч е -ловек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью других.

147



Комментарии

Психологические особенности личности развиваются закономерно и в определенных направлениях. Эти направления и тенденции можно классифицировать и эффективно изучать в интересах совершенствова­ния всех сторон личности.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.

Эти сферы личности развиваются в процессе обучения и накопления человеком опыта интеллектуального и эмоционально-волевого поведе­ния. Этот процесс идет по линиям усложнения мыслительной деятель­ности и эмоционально-волевого восприятия воздействий окружающе­го мира и социальной среды, формирования целостной структуры ин­теллекта, эмоций, чувств и воли личности.

Развитие направленности, характера и способностей личности. Мож­но следить за возникновением, становлением и усложнением мотиваци-онно-потребностной сферы личности, ее направленности, выделять в ней ведущие и доминирующие линии. Можно также изучать и характе­ризовать доминирующие линии развития характера и способностей че­ловека, их основных особенностей.

Развитие психической структуры деятельности личности. Психоло­гическая структура деятельности личности развивается в потоке изме­нения соотношения между мотивами и целями, усложнения операцио­нальной стороны самой деятельности человека (см. 7.1,, 7.5.).

Основные тенденции психического развития. Тенденция 1 выражает­ся в движении от непроизвольности, непосредственности восприятия и оценки воздействий окружающей среды и общества к произвольному, сознательному взаимодействию сними.

Тенденция 2 выражается в становлении и стабилизации аналитико-синтетической деятельности мозга человека, усложнении его эмоцио­нально-волевой сферы.

Тенденция 3 состоит в постепенном переходе от наглядно-действен­ной, наглядно-образной формы отражения действительности к отвле­ченной, абстрактно-логическому ее осмыслению.

Тенденция 4 характеризуется постепенной интеллектуализацией и усложнением всех сторон жизни и деятельности личности, что приво­дит к формированию устойчивых черт направленности, характера и способностей, осмыслению положительных и отрицательных сторон Темперамента, их продуктивному использованию в интересах совершен­ствования личности.

148



Основные направления и тенденции психического развития личности

Тенденция 5 свидетельствует о характере завершения процесса фор­мирования личности, возможных направлениях её адаптации к соци­альному и профессиональному окружению.

149



Комментарии

Индивид. Впонятии человека как индивида выражаются два основ­ных признака:

1. Человек - это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное сущес­тво, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собствен­ным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целос­тность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного челове­ка со всеми присущими ему особенностями.

Личность - это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную де­ятельность и отличающийся своими присущими только ему индиви­дуально- и социально-психологическими особенностями (см. также: 6.1, 6.10.).

Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, испол­нителем) исторического и общественного процесса вцелом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преоб­разования объективной действительности.

Сама же деятельность при этом выступает формой активности че­ловека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и само­го себя (см. также: 7.2., 7.1.).

Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Ког­да говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность лич­ности.. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую её не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоци­ональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятель-

150










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 404.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...