Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Связь психологии с другими отраслями научных знанийСтр 1 из 54Следующая ⇒
ПРАКТИЧЕСКОЙ Психологии Сихология «юишгс
«Га1 ■
УДК 37.015.3 ББК 88.8 К 85 Серия основана в 1998 году Рецензенты: Н. И. Конюхов, доктор психологических наук, профессор А. В. Иващенко, доктор педагогических наук, профессор И. В. Шаравов, кандидат психологических наук, доцент А. А. Шиверскнх, кандидат психологических наук, доцент Крысько В. Г. К 85 Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 1999. — 384 с. — (Библиотека практической психологии). ISBN 985-433-498-8. Содержание данного пособия соответствует программам предметов «Психология», «Педагогика и психология», экзамены по которым предусмотрены в большинстве высших учебных заведений России. Беларуси и Украины. Все темы этих предметов сведены в пособии до того минимума, ВБК 88.8 © Текст, схемы. В. Г. Крысько, 1999 ПРЕДИСЛОВИЕ Психология и педагогика - очень сложные отрасли знаний, исследующие чрезвычайно многогранные явления и процессы, охватывающие своим вниманием большой объем совершенно специфических понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со многими областями общественных и естественно-научных дисциплин. Вот почему психология и педагогика не поддаются быстрому освоению, их содержание трудно запомнить с первого раза. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс овладения обширным материалом. Важнейшая характеристика любой системы - ее внутренняя упорядоченность. И здесь на помощь приходят прежде всего сами психология и педагогика, так как они достаточно точно классифицируют изучаемые ими феномены и выявляют зависимости между ними. Остается лишь эти зависимости обобщить и представить в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде. Так появляется схема - наглядное изображение систематизированных представлений, дающая возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоенные знания и информацию. Включенные в содержание книги схемы позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий психологии и педагогики. Каждая из этих схем несет определенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним элементам каркаса психолого-педагогических знаний, которые могут затем наращиваться и расширятся, но уже всегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде. Приданные же схемам комментарии разъясняют и закрепляют заложенную в них информацию. В то же время представленная книга: - показывает, в каком направлении и как нужно овладевать психолого-педагогическими знаниями; - выражает основные принципы подхода к их анализу и изучению; - содержит информацию, изложенную в обобщенном и систематизированном виде; - включает сведения, являющиеся результатом осмысления многих научных исследований и публикаций по психологии и педагогике; 3 Часть I ПСИХОЛОГИЯ Глава первая ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ «Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения - научить человечество обращаться с этим сокровищем». Н. К. Рерих Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология - это особая область знаний, в которой, с одной стороны, много не укладывающегося в рамки обычных представлений (например, па-рапсихологические явления), а с другой - своеобразные объекты: личность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое. Задачами любой науки выступают основные направления её исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных результатов. Психология - достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики. 5 Комментарии Психология- это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Психика- это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми. Сознание человека - высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда. Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение. Бессознательное - это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями. Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Поведение - внешние проявления психической деятельности. Основной задачейпсихологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач: 1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение; 2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей; 3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития; 4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей). 6
1.1. Предмет и задачи общей психологии Комментарии Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны. С одной стороны, философия, социология и другие социальные наукипредоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений. ФИЗИОЛОГИЯ И антропология'позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики. Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей. Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии. Педагогические науки предоставляют психологии информацию о основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. С другой стороны, психология,изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов. Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам. Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болез- 8 Связь психологии с другими отраслями научных знаний ни, как показывают результаты самых новейших исследовании, имеют психологическое происхождение. Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т.д. Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания. 9 Комментарии 1. Психология- одна из самых сложных наук, т.к. носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности организм и механизм. Да и сами психологические явления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено. "Мы еще толком не знаем даже, почему человек смеется, лишь человек, и никто другой". Паруйр Севак Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явлениями, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим. 2. Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что че При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить. 3. Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто значительно более значимы для людей и объективно, и субъективно, поскольку что может быть важнее, чем осмыслить причины всех проблем человечества - психику и сознание его самого. 4. Чрезвычайная перспективность психологии и её исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявлять, что наибольшую сложность в будущем будут представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации. "Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научиться им управлять". Ф. Б и ч 10
1 . 3 . Особенности психологии как науки Комментарии Мир психических явлений- это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний. Психические процессы- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые. Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности. Психические состояния- это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и другие. Психические образования- это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. Социально-психологические явления и процессы- это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям. "Именуют богатством блага те, что во вне, Настоящее благо существует во мне". Р. Тагор 12
Мир психических явлений Комментарии Житейская психология- это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни. Они обладают следующими основными отличительными характеристиками: -конкретностью, т.е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности; -интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования; - ограниченностью, т.е. слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов; - основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению; - ограниченностью в материалах, т.е. человек обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить сподобными же у других людей. Научная психология- это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Им присущи свои особенности: - обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического -рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны; - неограниченность, т.е. они могут использоваться множеством людей; - основываются на эксперименте, т.е. научные психологические знания исследованы в различных условиях; - слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных и часто в уникальных условиях. "Конечно, бытие определяет сознание. Это как правило. Однако, к счастью, часто случается так, что сознание опережает бытие. Иначе мы до сих пор сидели бы в пещерах". А. и Б. Стругацкие 14
|