Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Связь психологии с другими отраслями научных знаний




ПРАКТИЧЕСКОЙ

Психологии

Сихология

«юишгс


ТАБЛИЦ

«Га1

 

L         I  "P?
  , ^^^^a*i _J    
  SBl

ы

  ■   1
   

шЛшс.. -^',**у| ■ ШЯИК*

■1
   

i ^Jfe               И


УДК 37.015.3 ББК 88.8 К 85

Серия основана в 1998 году

Рецензенты:

Н. И. Конюхов, доктор психологических наук, профессор

А. В. Иващенко, доктор педагогических наук, профессор

И. В. Шаравов, кандидат психологических наук, доцент

А. А. Шиверскнх, кандидат психологических наук, доцент



Крысько В. Г.

К 85 Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 1999. — 384 с. — (Библиотека практической пси­хологии).

ISBN 985-433-498-8.

Содержание данного пособия соответствует программам предметов «Психология», «Педагогика и психология», экзамены по которым преду­смотрены в большинстве высших учебных заведений России. Беларуси и Украины.

Все темы этих предметов сведены в пособии до того минимума,
знание которого необходимо и достаточно для успешной сдачи
экзаменов. Суть каждой темы отображена в схеме или таблице,
снабженной крат- кими комментариями. Пособие может также служить
справочником по психологии и педагогике.                УДК     37    0153





ВБК 88.8

© Текст, схемы. В. Г. Крысько, 1999
ISBN 985-433-498-8                                        © Оформление. Харвест, 1999




ПРЕДИСЛОВИЕ

Психология и педагогика - очень сложные отрасли знаний, ис­следующие чрезвычайно многогранные явления и процессы, охваты­вающие своим вниманием большой объем совершенно специфичес­ких понятий и терминов, связанные в силу своего предмета со мно­гими областями общественных и естественно-научных дисциплин. Вот почему психология и педагогика не поддаются быстрому освое­нию, их содержание трудно запомнить с первого раза.

Для их изучения нужна определенная система, облегчающая про­цесс овладения обширным материалом. Важнейшая характеристика любой системы - ее внутренняя упорядоченность. И здесь на помощь приходят прежде всего сами психология и педагогика, так как они достаточно точно классифицируют изучаемые ими феномены и вы­являют зависимости между ними. Остается лишь эти зависимости обобщить и представить в наиболее приемлемом для восприятия и запоминания виде. Так появляется схема - наглядное изображение систематизированных представлений, дающая возможность более продуктивно и на длительный срок запечатлеть в сознании усвоен­ные знания и информацию.

Включенные в содержание книги схемы позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмыслении понятий и категорий психологии и педагогики. Каждая из этих схем несет оп­ределенную нагрузку, относится к тем базовым внутренним элемен­там каркаса психолого-педагогических знаний, которые могут за­тем наращиваться и расширятся, но уже всегда останутся в сознании в обобщенном и систематизированном виде. Приданные же схемам комментарии разъясняют и закрепляют заложенную в них информа­цию.

В то же время представленная книга:

- показывает, в каком направлении и как нужно ов­ладевать психолого-педагогическими знаниями;

- выражает основные принципы подхода к их анали­зу и изучению;

- содержит информацию, изложенную в обобщенном и систематизированном виде;

- включает сведения, являющиеся результатом осмыс­ления многих научных исследований и публикаций по психологии и педагогике;

3



Часть I

ПСИХОЛОГИЯ



Глава первая

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

«Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения - научить чело­вечество обращаться с этим сокрови­щем».

Н. К. Рерих

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом - специфика фор­мирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология - это особая область знаний, в которой, с одной стороны, много не укладывающегося в рамки обычных представлений (например, па-рапсихологические явления), а с другой - своеобразные объекты: лич­ность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и дея­тельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.

Задачами любой науки выступают основные направления её ис­следования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных резуль­татов.

Психология - достаточно молодая отрасль знаний. Она выдели­лась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, поскольку не только не ис­черпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширя­ет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психи­ки.

5



Комментарии

Психология- это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика- это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика че­ловека - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляет­ся в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека - высший этап развития психики и продукт об­щественно-исторического развития, результат труда.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознатель­ное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное - это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реаль­ность сливается с его переживаниями.

Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и соци­ально-психологическими особенностями.

Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение - внешние проявления психической деятельности.

Основной задачейпсихологии как науки является изучение объек­тивных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными ус­ловиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе пси­хических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно ов­ладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психо­логии в практику (разработка научных и практических методик обуче­ния и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

6



7


1.1. Предмет и задачи общей психологии






Комментарии

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний про­чны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие социальные на­укипредоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания че­ловека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

ФИЗИОЛОГИЯ И антропология'позволяют психологии более точно по­нять строение и функции нервной системы, их роль и значение в форми­ровании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направ­лениях правильного осмысления функционирования психики и созна­ния в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и со­циально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси­хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­хотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию о основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология,изучая условия и специфику проте­кания психических явлений и процессов, позволяет естественным и об­щественным наукам более правильно интерпретировать законы отраже­ния объективной действительности, конкретизировать причинную обус­ловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает оп­ределенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болез-

8



Связь психологии с другими отраслями научных знаний

ни, как показывают результаты самых новейших исследовании, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности лю­дей, снизить конфликтность в ходе нее и т.д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработ­ки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

9



Комментарии

1. Психология- одна из самых сложных наук, т.к. носителем психи­ки является головной мозг, самый сложный по строению и закономернос­тям деятельности организм и механизм. Да и сами психологические яв­ления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.

"Мы еще толком не знаем даже, почему че­ловек смеется, лишь человек, и никто дру­гой".

Паруйр Севак

Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явле­ниями, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.

2. Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что че­
ловек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на
основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее.

При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм про­явления, которые достаточно сложно изучить.

3. Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими от­раслями знаний очень часто значительно более значимы для людей и объективно, и субъективно, поскольку что может быть важнее, чем ос­мыслить причины всех проблем человечества - психику и сознание его самого.

4. Чрезвычайная перспективность психологии и её исследований вы­текает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявлять, что наибольшую сложность в будущем будут представлять не разработка

каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование по­ведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

"Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать ок­ружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научиться им управлять".

Ф. Б и ч

10


11


1 . 3 . Особенности психологии как науки







Комментарии

Мир психических явлений- это совокупность всех явлений и процес­сов, которые отражают основное содержание психики человека и кото­рые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Как правило, они имеют четкое начало, определен­ное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, вос­приятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно про­являющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный ка­чественно-количественный уровень поведения и деятельности, типич­ный для данного человека.

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния- это определенный уровень работоспособ­ности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апа­тия и другие.

Психические образования- это психические явления, формирующи­еся в процессе приобретения человеком жизненного и профессиональ­ного опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы- это психологи­ческие феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаи­мовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определен­ным социальным общностям.

"Именуют богатством

блага те, что во вне, Настоящее благо

существует во мне".

Р. Тагор

12


13




Мир психических явлений



Комментарии

Житейская психология- это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.

Они обладают следующими основными отличительными характе­ристиками:

-конкретностью, т.е. привязанностью к конкретным ситуациям, кон­кретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

-интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознаннос­ти их происхождения и закономерностей функционирования;

- ограниченностью, т.е. слабыми представлениями человека о спе­цифике и сферах функционирования конкретных психологических фе­номенов;

- основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному ос­мыслению;

- ограниченностью в материалах, т.е. человек обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их срав­нить сподобными же у других людей.

Научная психология- это устойчивые психологические знания, полу­ченные в процессе теоретического и экспериментального изучения психи­ки людей и животных.

Им присущи свои особенности:

- обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического
явления на основе специфике его проявления у многих людей, во мно­
гих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятель­
ности;

-рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологи­ческие знания максимально исследованы и осознаны;

- неограниченность, т.е. они могут использоваться множеством лю­дей;

- основываются на эксперименте, т.е. научные психологические зна­ния исследованы в различных условиях;

- слабая ограниченность в материалах, означающая, что научные психологические знания изучены на основе многочисленных и часто в уникальных условиях.

"Конечно, бытие определяет сознание. Это как правило. Однако, к счастью, часто случа­ется так, что сознание опережает бытие. Ина­че мы до сих пор сидели бы в пещерах".

А. и Б. Стругацкие

14



15










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 459.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...