Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 6. Психодиагностика межличностных отношений. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Вопросы: 1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. 2. Методики косвенной оценки межличностных отношений 3. Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. 4. Диагностика индивидуально-личностных свойств, влияющих на межличностные отношения. 5. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. 6. Психодиагностика супружеских и детско-родительских отношений. 7. Психодиагностика руководителей. Практический материал: Социометрия Дж. Морено.
Основные понятия. 1. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимовлияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности. Традиционная методика на основе суббъективных предпочтений – социометрический тест Дж. Морено (1934).
2. Эти методики основаны на закономерностях проксемического поведения людей. Главная их особенность – выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений: положительные эмоции проявляются в выборе более близкого расстояния.
3. В процессе наблюдения исходной точкой отсчета служат ситуативные детерминанты поведения. Методика регистрации межличностных отношений Р.Бейлса. Наблюдение за игровым имитированием определенной ситуации – перспективное направление в диагностике межличностных отношений.
4. Калифорнийский психологический опросник личности Дж.Гоуха (1960). Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (1954).
5. Для исследования особенностей отражения межличностных отношений используются методики тематической апперцепции: ТАТ (Мюррей, 1943) – для взрослых, САТ (Беллак, 1949) – для детей.
7. Совместный тест Роршаха. Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель-ребенок (Маsh, Terdol, Anderson, 1981). Детская проективная методика Р.Жилля. Рисуночная методика «Моя семья». Тест удовлетворенности браком.
8. Диагностика склонностей руководителя к определенному виду деятельности. Методика определения стиля руководства коллективом В.П.Захарова и А.Л.Журавлева.
Литература 1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002. 2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – Л., 1970. 3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара, 1998. 4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001. Тема 7. Школьная психодиагностика. Вопросы 1. Предмет и задачи школьной психодиагностики. 2. Психологическая готовность к обучению в школе. 3. Диагностические программы. 4. Критериально-ориентированнные тесты. Практический материал: ШТУР.
Основные понятия 1. Предмет школьной психодиагностики – разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза. Структурные компоненты школьной психодиагностики: теория, эксперимент, практика. Задачи школьной психодиагностики должны исходить из поведенческой типологии недостатков и отклонений, причем необходимо учитывать и возрастной уровень.
2. Основные компоненты психологической готовности – умственная и личностная готовность. Умственная готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), сформированность общих интеллектуальных умений. Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учебной деятельности, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенный уровень самосознания, достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики ребенка.
3. Три группы диагностических программ: 1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций; 2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельности; 3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.
4. Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) – новое направление в диагностике умственного развития учащихся. Основу конструирования методики КОРТ составляет выявленная совокупность умственных действий. Для построения заданий в КОРТ используется материал учебных программ. Литература 1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993. 2. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М., 1989. 3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. 4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997. Тема 8. Профессиональная психодиагностика. Вопросы: 1. Психодиагностика в профконсультации. 2. Диагностика профессиональной пригодности. 3. Профессиографические методы. 4. Изучение профессиональной деятельности. Возможности ее диагностирования. Практический материал: Карта первичной индивидуально-сихологической профконсультации. Основные понятия. 1. Профориентация – комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач. В психолого-педагогические задачи входит профессиональное информирование и профессиональное консультирование.
2. Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков, общественно приемлемой эффективности труда.
3. Анализ документов, метод опроса (беседа, анкетирование), метод наблюдения, самонаблюдение и самоотчет, экспериментальный метод (производственный эксперимент).
4. Изучение профессиональной деятельности может проводиться в 2-х планах: 1) описательный – составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека; 2) углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов « субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку их структурного взаимосоответствия.
Литература. 1. Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982. 2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание. - № 11. – 1991. 3. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. – М., 1966. 4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.
Тема 9. Клиническая психодиагностика. Вопросы 1. Особенности и задачи патопсихологического исследования. 2. Методики для диагностики внимания и сенсомоторных реакций. 3. Методики для исследования памяти. 4. Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов. 5. Методики исследования личностных особенностей. Практический материал: Восьмицветовой тест М.Люшера.
Основные понятия. 1. Патопсихологический эксперимент – это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека и ее патологии.
2. Корректурная проба Бурдона (18895). Счет по Крепелину для исследования работоспособности. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.
3. Тест зрительной и слуховой памяти Мейли (1961). Опосредованное запоминание – методика разработана А.Н.Леонтьевым (1928). Пробы на запоминание. Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера.
4. Методика А.Н. Бернштейна «Складывание картинок из отрезков» (1911) – для исследования интеллектуального развития. Понимание рассказов, сюжетных картин. Методика для выявления нарушений критичности мышления В.М.Блейхер, В.А. Худик (1982). Выделение существенных признаков, закономерностей, образование аналогий. Методика Л.С.Выготского и Л.С.Сахарова «Формирование искусственных понятий» (1930).
5. Исследование уровня притязаний – методика Б.И.Бежанишвили (1967) Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (1970). Опросник для исследования акцентуированных свойств личности Шмишека (1970). Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) – разработан Н.Я.Ивановым и А.Е.Личко (1976, 1981). Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММРI) разработан Hathaway и Mckinley (1943). Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера (1970, 1972). Литература
1 .Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982. 2. Блейхер В.М., Круг И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. 3.Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979. Самостоятельная работа
На базе полученных знаний и умений предполагается выполнение каждым студентом курсового проекта, представляющего собой учебно – исследовательскую работу. Основной целью данной работы является составление психологического портрета личности обследуемого по сферам: - конституциональные особенности, - личностные особенности, - мотивационно-потребностная сфера, - интеллектуальная сфера и способности, - эмоционально-волевая сфера, - сфера общения. Психологический портрет личности обследуемого строится на основе анализа и интерпретации полученных данных по следующим методикам: 1. Биографический метод. 2. Тест – опросник Я.Стреляу. 3. Опросник Г.Айзенка Ерi. 4. 16 РF Кеттелла. 5. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Элерса. 6.Методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Элерса. 7.Методика диагностики уровня субъективного контроля Рокича. 8. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей. 9. Матрицы Равена. 10. «Несуществующее животное».
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 156. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |