Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Психодиагностика межличностных отношений.




Вопросы:

1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.

2. Методики косвенной оценки межличностных отношений

3. Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации.

4. Диагностика индивидуально-личностных свойств, влияющих на межличностные отношения.

5. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений.

6. Психодиагностика супружеских и детско-родительских отношений.

7. Психодиагностика руководителей.

Практический материал: Социометрия Дж. Морено.

 

Основные понятия.

1. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимовлияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности. Традиционная методика на основе суббъективных предпочтений – социометрический тест Дж. Морено (1934).

 

2. Эти методики основаны на закономерностях проксемического поведения людей. Главная их особенность – выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений: положительные эмоции проявляются в выборе более близкого расстояния.

 

3. В процессе наблюдения исходной точкой отсчета служат ситуативные детерминанты поведения.

Методика регистрации межличностных отношений Р.Бейлса.

Наблюдение за игровым имитированием определенной ситуации – перспективное направление в диагностике межличностных отношений.

 

4. Калифорнийский психологический опросник личности Дж.Гоуха (1960). Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (1954).

 

5. Для исследования особенностей отражения межличностных отношений используются методики тематической апперцепции: ТАТ (Мюррей, 1943) – для взрослых, САТ (Беллак, 1949) – для детей.

 

7. Совместный тест Роршаха.

Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель-ребенок (Маsh, Terdol, Anderson, 1981).

Детская проективная методика Р.Жилля.

Рисуночная методика «Моя семья».

Тест удовлетворенности браком.

 

8. Диагностика склонностей руководителя к определенному виду деятельности.

Методика определения стиля руководства коллективом В.П.Захарова и А.Л.Журавлева.

 

Литература

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.

2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – Л., 1970.

3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара, 1998.

4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.

Тема 7. Школьная психодиагностика.

Вопросы

1. Предмет и задачи школьной психодиагностики.

2. Психологическая готовность к обучению в школе.

3. Диагностические программы.

4. Критериально-ориентированнные тесты.

Практический материал: ШТУР.

 

Основные понятия

1. Предмет школьной психодиагностики – разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза.

Структурные компоненты школьной психодиагностики: теория, эксперимент, практика.

Задачи школьной психодиагностики должны исходить из поведенческой типологии недостатков и отклонений, причем необходимо учитывать и возрастной уровень.

 

2. Основные компоненты психологической готовности – умственная и личностная готовность.

Умственная готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), сформированность общих интеллектуальных умений.

Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учебной деятельности, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенный уровень самосознания, достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики ребенка.

 

3. Три группы диагностических программ: 1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций; 2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельности; 3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

 

4. Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) – новое направление в диагностике умственного развития учащихся. Основу конструирования методики КОРТ составляет выявленная совокупность умственных действий. Для построения заданий в КОРТ используется материал учебных программ.

Литература

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.

2. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М., 1989.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.

Тема 8. Профессиональная психодиагностика.

Вопросы:

1. Психодиагностика в профконсультации.

2. Диагностика профессиональной пригодности.

3. Профессиографические методы.

4. Изучение профессиональной деятельности. Возможности ее диагностирования.

Практический материал: Карта первичной индивидуально-сихологической профконсультации.

Основные понятия.

1. Профориентация – комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач.

В психолого-педагогические задачи входит профессиональное информирование и профессиональное консультирование.

 

2. Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков, общественно приемлемой эффективности труда.

 

3. Анализ документов, метод опроса (беседа, анкетирование), метод наблюдения, самонаблюдение и самоотчет, экспериментальный метод (производственный эксперимент).

 

4. Изучение профессиональной деятельности может проводиться в 2-х планах: 1) описательный – составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека; 2) углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов « субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку их структурного взаимосоответствия.

 

Литература.

1. Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.

2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание. - № 11. – 1991.

3. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. – М., 1966.

4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.

 

Тема 9. Клиническая психодиагностика.

Вопросы

1. Особенности и задачи патопсихологического исследования.

2. Методики для диагностики внимания и сенсомоторных реакций.

3. Методики для исследования памяти.

4. Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов.

5. Методики исследования личностных особенностей.

Практический материал: Восьмицветовой тест М.Люшера.

 

Основные понятия.

1. Патопсихологический эксперимент – это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека и ее патологии.

 

2. Корректурная проба Бурдона (18895).

Счет по Крепелину для исследования работоспособности.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

 

3. Тест зрительной и слуховой памяти Мейли (1961).

Опосредованное запоминание – методика разработана А.Н.Леонтьевым (1928).

Пробы на запоминание.

Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера.

 

4. Методика А.Н. Бернштейна «Складывание картинок из отрезков» (1911) – для исследования интеллектуального развития.

Понимание рассказов, сюжетных картин.

Методика для выявления нарушений критичности мышления В.М.Блейхер, В.А. Худик (1982).

Выделение существенных признаков, закономерностей, образование аналогий.

Методика Л.С.Выготского и Л.С.Сахарова «Формирование искусственных понятий» (1930).

 

5. Исследование уровня притязаний – методика Б.И.Бежанишвили (1967)

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (1970).

Опросник для исследования акцентуированных свойств личности Шмишека (1970).

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) – разработан Н.Я.Ивановым и А.Е.Личко (1976, 1981).

Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММРI) разработан Hathaway и Mckinley (1943).

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера (1970, 1972).

Литература

 

1 .Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.

2. Блейхер В.М., Круг И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.

3.Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979.

Самостоятельная работа

 

На базе полученных знаний и умений предполагается выполнение каждым студентом курсового проекта, представляющего собой учебно – исследовательскую работу.

Основной целью данной работы является составление психологического портрета личности обследуемого по сферам:

- конституциональные особенности,

- личностные особенности,

- мотивационно-потребностная сфера,

- интеллектуальная сфера и способности,

- эмоционально-волевая сфера,

- сфера общения.

Психологический портрет личности обследуемого строится на основе анализа и интерпретации полученных данных по следующим методикам:

1. Биографический метод.

2. Тест – опросник Я.Стреляу.

3. Опросник Г.Айзенка Ерi.

4. 16 РF Кеттелла.

     5. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Элерса.

6.Методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Элерса.

7.Методика диагностики уровня субъективного контроля Рокича.

8. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.

9. Матрицы Равена.

10. «Несуществующее животное».

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 135.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...