Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Диагностика умственного развития, интеллекта и способностей.




Вопросы:

1. Понятие об интеллекте и умственном развитии.

2. Теоретические основы тестирования.

3. Общая характеристика наиболее известных методров.

4. Изучение и диагностика креативности.

5. Диагностика специальных способностей.

Практический материал: Методика прогрессивных матриц Равена.

Основные понятия.

1. В мировой психологии известно 4 основных подхода к определению сущности интеллекта. Общим для всех подходов является представление об интеллекте как тех проявлений индивидуальности, которые относятся к познавательным свойствам и особенностям. Наиболее адекватным и рабочим является определение интеллекта, которое дал Л.Ф.Бурлачук: интеллект – это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающих на основе наследственно закрепленных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями и преимущественно обеспечивающая адекватное взимодействие с окружающей действительностью. Интеллект и умственное развитие не тождественны.

    Умственное развитие – это сумма знаний, умений и умственных действий по их накоплению и применению на практике.

 

2. Ч.Спирмен – теория двухфакторной структуры интеллекта.

Л.Терстоун – мультифакторная теория интеллекта.

Модель интеллекта Д.Гилфорда.

Внефакторная модель интеллекта по Г.Айзенку.

 

3. Наиболее известные методы диагностики интеллекта:

1) Бине – Симона умственного развития шкала, разработанная в 1905 году в целях выявления умственно неполноценных детей.

2) Станфорд – Бине умственного развития шкала.

3) Шкалы измерения интеллекта Векслера.

4) Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра.

4) Тест прогрессивных матриц Равена.

 

4. Креативность – способность, отражающая свойства индивида создавать новые понятия и сформулировать новые навыки, видеть проблемы и порождать гипотезы. Невербальный и вербальный тесты П.Торенса.

 

6. Способности – индивидуально-психилогические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

 Диагностика следующих специальных способностей: моторных, сенсорных, технических, профессионализированных, художественных и музыкальных.

 

Литература

1. Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.

3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.

5. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.

6. Шапарь В.П., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

 

Тема 5: Личностная психодиагностика.

Вопросы:

1. Общие сведения о теориях личности.

2. Психодиагностика конституциональных диспозиций.

3. Общая характерологическая диагностика.

4.  Методы диагностики мотивации.

5. Психодиагностика сознания и самосознания.

6. Диагностика установок, интересов и ценностей личности.

Практический материал: 16 PF Кеттелла, Тест-опросник Г.Айзенка Ерi, Тест юмористических фраз.

 

Основные понятия.

1. Несколько основных подходов к понятию «личность»:

- черта как элемент анализа строения личности

- система конструктов (своеобразная оценочная ось)

- система личностных смыслов

- деятельность «Я» субъекта

- определенный тип с характерными особенностями поведения.

2. Диагностика темперамента – тест-опросник Я.Стреляу (1982). Основан на измерении трех основных характеристик нервной деятельности: процессов возбуждения, торможения, уровня подвижности нервных процессов.

 

3. История создания и методы, лежащие в основе 16-тифакторного личностного опросника Р.Кеттелла. Основные свойства личности, выделенные Р.Кеттеллом.

 

4. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Прямые методы диагностики мотивации: наблюдение, анкеты, опрос, беседа, исследование каузальной атрибуции.

Личностные опросники для измерения мотивов: «Список личностных предпочтений» Эдвартса, опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению Мерхабиана, методика диагностики личности на мотивацию к успеху и методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Элерса и др.

 

5. Сознание – высшая форма психического отражения, присущая человеку как общественно – историческому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности.

Образующие системной организации сознания: значение, личностный смысл, чувственная ткань.

Техника репертуарных решеток (основоположник - Дж.Келли) – метод изучения систем личностных конструктов.

Методики диагностики самосознания: Шкала «Я – концепции» Теннесси, шкала детской «Я – концепции» Пирса-Харриса, шкала самоуважения Розенберга, методика исследования самоотношения (МИС), «Уровень субъективного контроля» Роттера и др.

 

Литература

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М., 1981.

4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.

6. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. – М., 1983.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...