Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 4. Диагностика умственного развития, интеллекта и способностей.
Вопросы: 1. Понятие об интеллекте и умственном развитии. 2. Теоретические основы тестирования. 3. Общая характеристика наиболее известных методров. 4. Изучение и диагностика креативности. 5. Диагностика специальных способностей. Практический материал: Методика прогрессивных матриц Равена. Основные понятия. 1. В мировой психологии известно 4 основных подхода к определению сущности интеллекта. Общим для всех подходов является представление об интеллекте как тех проявлений индивидуальности, которые относятся к познавательным свойствам и особенностям. Наиболее адекватным и рабочим является определение интеллекта, которое дал Л.Ф.Бурлачук: интеллект – это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающих на основе наследственно закрепленных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями и преимущественно обеспечивающая адекватное взимодействие с окружающей действительностью. Интеллект и умственное развитие не тождественны. Умственное развитие – это сумма знаний, умений и умственных действий по их накоплению и применению на практике.
2. Ч.Спирмен – теория двухфакторной структуры интеллекта. Л.Терстоун – мультифакторная теория интеллекта. Модель интеллекта Д.Гилфорда. Внефакторная модель интеллекта по Г.Айзенку.
3. Наиболее известные методы диагностики интеллекта: 1) Бине – Симона умственного развития шкала, разработанная в 1905 году в целях выявления умственно неполноценных детей. 2) Станфорд – Бине умственного развития шкала. 3) Шкалы измерения интеллекта Векслера. 4) Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. 4) Тест прогрессивных матриц Равена.
4. Креативность – способность, отражающая свойства индивида создавать новые понятия и сформулировать новые навыки, видеть проблемы и порождать гипотезы. Невербальный и вербальный тесты П.Торенса.
6. Способности – индивидуально-психилогические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Диагностика следующих специальных способностей: моторных, сенсорных, технических, профессионализированных, художественных и музыкальных.
Литература 1. Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982. 2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002. 3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002. 4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. 5. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997. 6. Шапарь В.П., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
Тема 5: Личностная психодиагностика. Вопросы: 1. Общие сведения о теориях личности. 2. Психодиагностика конституциональных диспозиций. 3. Общая характерологическая диагностика. 4. Методы диагностики мотивации. 5. Психодиагностика сознания и самосознания. 6. Диагностика установок, интересов и ценностей личности. Практический материал: 16 PF Кеттелла, Тест-опросник Г.Айзенка Ерi, Тест юмористических фраз.
Основные понятия. 1. Несколько основных подходов к понятию «личность»: - черта как элемент анализа строения личности - система конструктов (своеобразная оценочная ось) - система личностных смыслов - деятельность «Я» субъекта - определенный тип с характерными особенностями поведения. 2. Диагностика темперамента – тест-опросник Я.Стреляу (1982). Основан на измерении трех основных характеристик нервной деятельности: процессов возбуждения, торможения, уровня подвижности нервных процессов.
3. История создания и методы, лежащие в основе 16-тифакторного личностного опросника Р.Кеттелла. Основные свойства личности, выделенные Р.Кеттеллом.
4. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Прямые методы диагностики мотивации: наблюдение, анкеты, опрос, беседа, исследование каузальной атрибуции. Личностные опросники для измерения мотивов: «Список личностных предпочтений» Эдвартса, опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению Мерхабиана, методика диагностики личности на мотивацию к успеху и методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Элерса и др.
5. Сознание – высшая форма психического отражения, присущая человеку как общественно – историческому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности. Образующие системной организации сознания: значение, личностный смысл, чувственная ткань. Техника репертуарных решеток (основоположник - Дж.Келли) – метод изучения систем личностных конструктов. Методики диагностики самосознания: Шкала «Я – концепции» Теннесси, шкала детской «Я – концепции» Пирса-Харриса, шкала самоуважения Розенберга, методика исследования самоотношения (МИС), «Уровень субъективного контроля» Роттера и др.
Литература 1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002. 2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. 3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М., 1981. 4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997. 6. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. – М., 1983.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 180. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |