Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3. Психометрические основы психодиагностики.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Методические указания К спецкурсу «Психодиагностика» для специальности «Психология» Тема 1. Предмет и задачи психодиагностики. Вопросы: 1. Предмет психодиагностики. 2. Психологическое диагностирование. 3. Задачи психодиагностики. Типы психодиагностических ситуаций. 4. Отрасли психодиагностики и их связь с психологическими дисциплинами. Практический материал: бланк обследования, таблица «Структура курса». Основные понятия. 1. Психодиагностика – раздел психологического знания, формирующийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами общества. Термин психодиагностика появляется в 1921 году и принадлежит Г.Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Психодиагностика как теоретическая дисциплина и как практическая деятельность психолога. 2. Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых целью исследования. Уровни психологического диагноза: симптоматический, этиологический, типологический. 3. Типы психодиагностических ситуаций выделяются по двум критериям: 1) характер заказов: - ситуация клиента, - ситуация экспертизы. 2) статус потребителя: - административное лицо, - специалист-смежник, - психодиагност, - обследуемый. 4. Отрасли психодиагностики: общая психодиагностика, частные виды психодиагностики (школьная, профессиональная, клиническая психодиагностика).
Литература Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.
Тема 2. Из истории психодиагностики. Вопросы: 1. История возникновения и развития психодиагностики. 2. Из истории проективного метода. 3. Из истории контент-анализа. 4. Компьютерная психодиагностика. Практический материал: Газеты для контент-анализа. Основные понятия. 1. Древнейшее время – истоки зарождения психодиагностики. Испытания индивидуальных способностей – важная и неотъемлемая часть общественной жизни многих народов мира со времен древнейших цивилизаций и до наших дней. К концу 20-х гг ХХ века возникла потребность в создании специфического направления , связанного с особенностями использования числа и меры. Начало 30-х гг ХХ века – кризис психологии, связанный с интенсивным и неконтролируемым использованием тестов в системе народного образования и промышленности. В последние годы стала широко осознаваться задача согласованности теоретических разработок с эмпирическими результатами. Современный психологический тест – это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств.
2. Проективные методики – специфическая довольно неоднородная группа психодиагностических приемов клинической ориентации (способности методик прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и реагирования в значимых ситуациях). Термин «проекция» впервые был использован З.Фрейдом (1896г) и рассматривался как механизм защиты против неосознаваемых асоциальных влечений. К проективным методикам относятся: Тест «чернильных пятен» Г. Роршаха (1921г). Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея (1935г). Модификации ТАТ и др. Сферы применения проективных методик.
3. Контент-анализ – специальный междисциплинарный качественно-количественный метод изучения документов, который сформировался в 40-50-е гг. в США. Его сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания в их квантификации. Качественно-количественный анализ в 20-е гг использовал русский исследователь биографических материалов И.А. Рыбников. Тематический анализ советских газет в социолого-журналистских целях провел В.А. Кузьмичев. С 70-х гг в США разрабатываются стандартные компьютерные программы анализа разнообразных документов, обеспечивающие этому методу явные преимущества.
Литература 1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002. 2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002. 3. Психодиагностика: теория и практика. /Под ред. Н.Ф.Талызиной. 4. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб.: «Братство», 1994. 5. Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. – Л., 1983.
Тема 3. Психометрические основы психодиагностики. Вопросы: 1. Стандартизация методики. Понятие нормы. Виды норм. 2. Репрезентативность выборки. 3. Надежность. 4. Валидность. 5. Технология создания и адаптации методик. Практический материал: проективная методика «Несуществующее животное». Основные понятия. 1. Психометрия (от греч. «душа и мера») - область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Понятие введено в 1734 году Х.Вольфом, впервые указавшим на возможность измерения в психологии. Стандартизация – унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста. Две формы стандартизации: - единые требования к процедуре обследования, - единый критерий оценки результатов. Тестовые нормы – количественные и качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерений. Виды норм: возрастные нормы, критериальные нормы, внутригрупповые нормы. Статистическая норма – самая распространенная из внутригрупповых норм. Кривая нормального распределения Гаусса. Ее можно описать двумя показателями: х – среднее арифметическое, δ – стандартное отклонение ((среднее квадратическое отклонение) – отражает меру изменчивости признака, определяет разброс данных, их отклонение от среднего арифметического). Интервал х ± δ – норма (42-68% всех случаев). Норм для всего человечества не существует. Всякая норма относительна. Формы оценки результата теста: 1) статистическая норма, полученная для первичных оценок переводится в шкальные оценки. Шкальные оценки - это способ оценки результата теста путем установления его места на специальной шкале. 2) Расчет процентилей. Процентиль – процентная доля индивидов из выборки стандартизации, результат которых ниже данного первичного показателя. Например: если 28% людей правильно решают 15 задач в тесте на арифметическое мышление, то первичному показателю 15 соответствует 28-й процентиль. 3) Нормализованные стандартные показатели – получаются путем линейного или нелинейного преобразования первичных показателей, распределенных по нормальному закону.
2. Репрезентативность – свойство выборки представлять генеральную совокупность. Выборка – это группа, которая реально подвергается тестированию. Популяция – это более широкое, но имеющая тот же состав группа людей, из которой формируется выборка.
3. Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. На понятии «надежность» основывается вычисление «ошибки измерения», которая служит для указания вероятных пределов колебаний измеряемой величины, возникающих под действием посторонних случайных факторов. Виды надежности: надежность-устойчивость (ретестовая), надежность-согласованность (надежность параллельных форм), надежность-константность (надежность субъективных оценок).
4. Валидность – комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. Типы валидности: содержательная (логическая), прагматическая (критериальная), теоретическая (конструктная).
5. При технологии создания и адаптации методик психологи практики сводят все многообразие ситуаций к трем типовым: 1) Ситуация применения, 2) Ситуация адаптации, 3) Ситуация конструирования.
Литература 1. Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982. 2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002. 3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002. 4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. 5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1997. 6. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 173. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |