Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы прогнозирования цен.
В зависимости от уровня управления экономической системой используются различные подходы к прогнозированию и планированию цен. Так, на макроуровне производятся прогнозные расчеты индексов цен по отраслям экономики, потребительских цен, цен экспорта (импорта), сводного индекса цен и осуществляется государственное регулирование цен. На микроуровне непосредственно рассчитываются цены на прогнозируемый период, а также их индексы. Индекс цен – это показатель, отражающий движение цен. Рассчитываются индексы потребительских цен, оптовых цен и индекс цен (дефлятор) ВВП. Индекс цен обычно выражается в процентах. Рассмотрим систему методов прогнозирования цен, которые получили широкое распространение в отечественной и мировой практике. 1. Методы экспертных оценок. Они применяются при анализе и прогнозировании национальных и мировых товарных рынков; формировании однородных групп продукции, выборе базового изделия; выборе из всего набора параметров анализируемого изделия главных свойств и их ранжировании по степени значимости для потребителей; определении свойств изделий, которые в большей степени влияют на динамику затрат; оценке технического уровня и конкурентоспособности продукции с учетом цен. 2. Параметрические модели и методы прогнозирования. Основу параметрических методов прогнозирования цен составляют количественные зависимости между ценами и основными потребительскими свойствами продукции или уровнем качества изделий в пределах параметрического ряда. Метод удельной цены используется для расчета и анализа затрат и цен товаров, достаточно полно характеризующихся основным параметром качества. К таким параметрам относятся производительность, мощность, содержание полезного компонента, емкость и др. Определение цены нового изделия Цн осуществляется следующим образом: Цн = ЦуХн, Ц у= Ц б/X б, где Цу − удельная цена на единицу основного параметра качества; Хн − значение основного параметра качества нового изделия в соответствующих единицах; Цб − абсолютная величина цены базового или аналогичного изделия; Хб− значение основного параметра качества базового изделия в соответствующих единицах измерения. Суть метода структурной аналогии заключается в следующем. По однотипной продукции на основе статистических данных определяется структура цены по элементам затрат и прочим ее элементам, т. е. находится удельный вес материальных затрат, заработной платы и других элементов затрат в цене продукции. Затем с помощью нормативного или другого метода определяется абсолютная величина материальных затрат, заработной платы и других элементов по новому изделию. Цена нового изделия находится по следующей формуле: где Мн (3н) – материальные затраты (заработная плата) на единицу нового изделия; dм (dз) – удельный вес материальных затрат (заработной платы) в цене по аналогичной группе изделий. По агрегатному методу цена нового изделия определяется путем суммирования цен отдельных конструктивных частей или узлов изделия с добавлением стоимости оригинальных узлов и деталей. При этом учитываются косвенные налоги, включаемые в цену товара. По балловому методу цены формируются на основе экспертных оценок значимости параметров качества изделий для потребителей. Его целесообразно применять в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров, характеризующих качество изделия и не поддающихся количественному соизмерению. Каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода интегральную оценкутехнико-экономического уровня данного изделия. Определение цены нового изделия осуществляется на основе формулы где ИПб, ИПн − соответственно средневзвешенный балл (интегральный показатель качества) по базовому и по новому изделию; Кi − весовой коэффициент, отражающий значимость i-го показателя качества; Пi − значение рассматриваемого показателя качества. Метод корреляционно-регрессионного анализа предполагает построение уравнения регрессии для определения зависимости цены от влияющих на нее факторов. При этом цена выступает как функция ряда параметров, определяющих ее величину. 3. Метод определения цен на основе издержек производства. Суть его сводится к определению цены на товар исходя из издержек производства и прибыли. Этим методом могут устанавливаться цены на продукцию отрасли (на основе среднеотраслевой себестоимости и рентабельности продукции), а также формироваться цены на товары непосредственно фирмами. 4. Индексный метод. На основе данных о структуре затрат по элементам и индексов изменения отдельных затрат определяется общее изменение себестоимости продукции в прогнозируемом периоде. Подобным образом можно установить изменение цен в прогнозируемом периоде под влиянием указанных выше факторов. Расчет производится по формуле
где Pt – цена единицы продукции в прогнозируемом периоде; Pб – базисная цена единицы продукции; dм – доля в цене материальных затрат; Pм – цена материала в прогнозируемом периоде; Pмб – базисная цена материала; dз – доля в цене расходов на оплату труда; Pзt – ставки оплаты труда в прогнозируемом периоде; P з б– базисные ставки оплаты труда; dп – доля в цене прочих ее элементов. 5.Статистическая теория игр. Данный метод предполагает обоснование оптимальных решений по ценам в конкурентных ситуациях. Например, предприятие производит товар и знает, что он подвержен быстрому изменению моды. Если своевременно не продать товар, то в будущем возникнут затруднения с его реализацией. Поэтому предприятие может принять решение о снижении цен, чтобы вызвать дополнительный спрос на данный товар. Причем решение о размере снижения цен при сезонной распродаже товаров должно быть продуманным и принести предприятию минимум потерь. 6.Динамическая макромодель рыночного ценообразования. Она базируется на динамических моделях расчета макропоказателей (валового продукта, капиталоемкости валового продукта и др.) и расчетах уровня цен в зависимости от спроса и предложения. Равенство спроса и предложения поддерживается регулированием параметров модели (параметра изменения, уровня цен, доли заработной платы в национальном доходе, доли накопления и капиталоемкости валового продукта). 7.Модель межотраслевого баланса.Решение задачи прогнозирования цен осуществляется на основе первого и третьего квадрантов МОБ. Прогноз цен на период t производится на основе данных МОБ периода (t – 1). В этой связи важным является допущение прогнозной модели МОБ о постоянстве структуры затрат в сопоставимых ценах в периоде [t – 1; t].
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 385. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |