Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика судейства гимнастических упражнений




 

Система оценки. Спортивное достижение зависит от содержания и качества выполнения. При определении уровня спортивного достижения в соревнованиях судья, оценивая выступление, должен определить качество исполнения упражнения и соответствие его содержания программе и правилам соревнований.

Правилами соревнований предусматриваются различные способы оценки содержания обязательной и произвольной программ. При судействе обязательных упражнений судья следит за тем, чтобы гимнаст не отклонялся от их описания, выполнял отдельные части в требуемую сторону, отдельные элементы и соединения исполнял в соответствии с требованиями, изложенными в указаниях к данной программе. В произвольных упражнениях судья определяет, достаточна ли их трудность и соответствуют ли они общим и специальным требованиям, предъявляемым к композиции.
При оценке исполнительского мастерства судья учитывает, насколько технически правильно исполнен каждый элемент, какие были допущены отклонения от правильной выполнения, безупречной осанки и т. д.

Вместе с тем оценка содержания упражнения полностью зависит от того, как выполнены отдельные элементы и вся комбинация в целом, а не что предусмотрено обязательной программой или задумано гимнастом. Например, участник включил в произвольное упражнение на брусьях стойку на руках силой прогнувшись с прямыми руками, а, исполняя стойку, согнул руки, не допустив при этом ошибок выполнения. Следовательно, неудачное исполнение не отразилось на том, как спортсмен выполнял упражнение (оно было безупречно с точки зрения техники выполнения), а только на содержании комбинации (что выполнялось) – гимнаст заменил группу «С» группой «В», чем уменьшил трудность произвольного упражнения.

После выполнения упражнения судья суммирует сбавки за допущенные ошибки, вычитает сумму сбавок из 10 баллов и выводит окончательный результат.

 Результат измеряют баллами. Во многих видах спорта результат полностью зависит от показаний секундомера, рулетки или весов и судье, чтобы зарегистрировать спортивное достижение, достаточно уметь вовремя включить секундомер, правильно приложить рулетку или точно взвесить снаряд. Правда, в некоторых случаях необходимо еще проследить за выполнением условий, предусмотренных правилами, например, за тем, чтобы не было фальстарта, чтобы спортсмен во время метания не выходил за пределы круга или за черту и т. д. В этих видах спорта измерительные приборы играют решающую роль. Балл, поставленный гимнасту или гимнастке, не может быть выведен на основании показаний рулетки или секундомера. Судья, отлично знающий предмет, обладающий определенным вкусом, пользуясь правилами соревнований, способен оценить, что и как выполнил спортсмен. Чтобы результат был объективней, упражнение оценивают несколько судей, расположенных с разных сторон, оценка, выставленная судьями, усредняется. Система балльной оценки позволяет предъявить жесткие требования к судьям. При отличном выполнении упражнения допускается расхождение всего в 0,1 балла. Часто между смежными оценками результатов двух спортсменов разница в сумме баллов составляет лишь 0,05 балла. Это также свидетельствует о довольно высокой точности при оценке спортивного результата.

Высшая оценка и рекорд.Баллами фиксируют спортивное достижение гимнастов. Но можно ли сказать, что получение 120 баллов из 120 возможных или 80 баллов из 80 у женщин и есть предельное достижение? Конечно, этот своеобразный рекорд пока еще не установлен, и трудно сказать, возможно ли это, И все же одни только баллы не могут определить в полной мере предела достижений гимнаста.

В гимнастике нельзя не учитывать того, какие правила судейства действовали на различных соревнованиях или как изменились требования к трудности, композиции упражнения, а также условия оценки исполнительского мастерства. Значительно влияет на результат уровень судейства - относительная строгость или мягкость судей. Даже при одних и тех же правилах многое зависит от настроя судей, от тех указаний, которые они получат на предварительном семинаре. Конечно, не безразлична и трудность программы, разряд, по которому гимнаст выступал.

Следовательно, предельность рекорда - 120 баллов - относительна. С изменением условий соревнований, с усложнением упражнений границы рекорда при неизменном балле фактически расширяются.

На одних соревнованиях, при одинаковых правилах, когда судит одна и та же бригада, результат выступления спортсменов достаточно точно определяется суммой баллов, полученных гимнастом.

Эталон – представление об идеальном выполнении.Упражнение оценивается путем сопоставления движений гимнаста с представлением судьи о безукоризненном содержании и выполнении комбинации. Комбинация должна быть безукоризненна и выполняться технически правильно, четко, уверенно, легко, красиво, с хорошей осанкой, большой амплитудой, выразительно.
Какое же выступление спортсмена можно считать безукоризненным, идеальным? Поскольку оценивается содержание упражнения и его выполнение, рассмотрим эти части оценки раздельно.

В обязательной программе содержание регламентировано его описанием и указаниями к особенностям выполнения отдельных элементов. В отдельных случаях предусматривается определенная амплитуда движения и способ выполнения, указывается величина сбавки за те или иные ошибки. Это позволяет составить полное представление об идеальном выполнении данной комбинации.
Оценивая содержание произвольной программы, судья принимает во внимание:

- трудность отдельных элементов и частей комбинации;

- учитывает, насколько интересен подбор элементов, как они расположены в комбинации, каковы их оригинальность и рискованность;

- насколько разнообразно упражнение, нет ли повторений, однотипных или одинаковых элементов;

- соблюдены ли специальные требования к данному виду;

- не похожа ли произвольная комбинация на обязательную и т. д. Упражнение должно быть составлено безукоризненно.

При безукоризненном исполнении, прежде всего должен быть безупречный гимнастический стиль (предельно оттянутые носки, выпрямленные колени, соединенные вместе ноги, выпрямленное или согнутое тело, в зависимости от того, что в данном упражнении требуется, и т. д.).

Представление о технически правильном выполнении того или иного элемента зависит от того, в каком соединении находится данный элемент со следующим за ним, какая амплитуда достаточна для того, чтобы признать выполнение идеальным. Понятие о предельной амплитуде и близкой к предельной с течением времени не изменилось.

Очевидно, безукоризненным выполнением элемента группы «А» будет предельное для данной группы положение тела на высоте 30° от горизонтального, для группы «В» – близкое к стойке на руках, для группы «С» – точно в стойку. Все отклонения от этих положений надо считать ошибкой.

При минимальном отклонении от амплитуды, близкой к предельной, за каждую ошибку отдельно не снимают, так как сбавка, очевидно, должна быть очень мала. Однако за совокупность таких ошибок в нескольких элементах или в частях комбинации производится одна общая сбавка – как за мелкую или среднюю ошибку.

Какая же амплитуда может быть признана идеальной при выполнении, например, замаха на опорных прыжках или сальто в вольных упражнениях, когда правилами предусматривается, чтобы замах или сальто были не ниже определенной высоты? Но ведь можно сделать и значительно выше. В подобных элементах безупречной следует считать такую амплитуду, с которой выполняют упражнения лучшие гимнасты.

Таким образом, эталоном считается наилучшее известное выполнение элемента сильнейшими гимнастами. Представление о безошибочном выполнении меняется с ростом мастерства, с улучшением техники движений, в связи с чем непрерывно повышаются требования к выполнению элементов, в которых нет предельной амплитуды.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...