Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Массовые гимнастические выступления




Подготовку массовых гимнастических выступлений следует рассматривать как одну из форм занятий физическими упражнениями. Для всех желающих повысить свои двигательные возможности, укрепить здоровье, улучшить осанку это форма занятий физической культурой является наиболее доступной. Разнообразная двигательная программа, музыкальное сопровождение, праздничная обстановка занятий, создают благоприятный эмоциональный фон.

Агитационное значение массовых гимнастических выступлений выражается в их убедительной наглядности. Зритель наблюдает за сильными, ловкими, сложно-координационными движениями участников выступлений, убеждаясь в несомненной пользе систематическими занятиями физическими упражнениями и спортом.

Обычно массовые гимнастические выступления приурочиваются к каким-либо значительным событиям: государственным праздникам, юбилейным датам, открытиям форумов, крупных соревнований и т.п. Вполне оправданно стремление организаторов таких мероприятий отразить в программе гимнастических выступлений эти события. В таких случаях содержание упражнений, построение и перестроение участников, музыкальное сопровождение, художественное оформление, рекламный реквизит и другие атрибуты гимнастического выступления должны отражать основную идею праздника.

Как бы ни были разнообразны выступления по своим масштабам, тематике и другим условиям проведения существует перечень основных составляющих элементов, к которым относятся: выходы, массовые вольные упражнения, акробатика, упражнения на гимнастических снарядах и специальных конструкциях, сольные упражнения, массовые упражнения и пирамиды, фоновые действия и уходы.

Выходы. От того, насколько хорошо будет задуман и выполнен выход, во многом зависит успех всего выступления. Элемент новизны и неожиданности в начале выступления вызывает у зрителя эмоциональный подъем и благожелательное отношение к последующим событиям. И наоборот, слабое начало вызывает у зрителя чувство недоверия к возможностям участников даже при хорошем выполнении последующих эпизодов выступления.

Вольные упражнения. В программе любого гимнастического выступления вольным упражнениям отводится ведущее место. Беспредельное разнообразие движений, потенциально заложенных в этом виде, позволяют участникам выступлений демонстрировать силу, гибкость, грациозность движений т.е. все то, к чему зритель относится с уважительным восхищением.

Упражнения с различными предметами не только облегчает восприятие темы выступления, но и увеличивает контрастность и динамику упражнений.

Акробатика. Интерес зрителей к выступлениям акробатов( прыгуны, силовые и смешанные пары, участники групповых выступлений) объясняется и необычностью упражнений, динамичностью действий и непостижимой ловкостью и смелостью выполнения упражнений.

Упражнения на гимнастических снарядах. Эти упражнения вызывают наибольший интерес у зрителей, но при подготовке таких выступлений встречается не мало трудностей (во-первых, использование дорогостоящего и не транспортабельного оборудования; во-вторых, на гимнастических снарядах затруднено синхронное выполнение сложных маховых упражнений).

Сольные упражнения. Если в программу гимнастических выступлений включают сольные выступления, то, как правило, солисты уже готовы к ним. На репетициях уточняется их место в программе выступления.

Массовые упражнения и пирамиды. Построение фигурами участников выступлений плоскостных изображений обычно являются основой спортивного праздника. Подобные массовые построения обычно глубоко эмоционально воспринимается зрителями.

Фоновые действия. Фоновые действия сопровождают и усиливают зрелищный эффект массовых гимнастических выступлений. Для этого на трибунах размещается специальная группа участников выступления со специальными атрибутами (флажками, цифрами, эмблемами, символами и т.д.)

Уходы. Разрабатывая графики движения участников выступления на уходе, следует помнить, что выступление уже состоялось. Поэтому в поиске лучшего варианта нужно выбирать такой, в котором уход участников выступления с площадки был бы четким, коротким по времени и мажорным по настроению.

 

Особенности проведения массовых соревнований

Особенностью проведения массовых соревнований является не­обходимость в повышенной пропускной способности, что преду­сматривает иной подход к их организации.

Массовые соревнования можно проводить сразу в 3–4 потока и более. Для выполнения вольных упражнений, упражнений типа зарядки следует разместить на площадке (желательно с разметками для каждого из участников) сразу всю команду. В наиболее удоб­ном месте находятся судьи, оценивающие качество выполнения упражнения.

Закончив упражнения, команда принимает стойку «вольно», и в это время судьи показывают с помощью указок оценки, а секре­тари заносят эти оценки в сводный протокол. При такой организа­ции команда тратит на этот вид около 3–4 мин. Следовательно, за время, отводимое на вид, здесь могут пройти 4–5 команд (т. е. все команды одной смены).

Порядок передвижения команд от одного вида к другому целесо­образно указать в протоколах. Это устранит нечеткость при смене видов и сократит время.

В зависимости от размеров зала, гимнастической площадки, секторов стадиона, школьного двора и т. п. виды программы сорев­нований (снаряды) для того или иного потока можно разместить секторами (лучами) или по кругу.

Для управления массовыми соревнованиями надо иметь гонг, по сигналу которого все команды подготавливаются к переходу, а с началом музыкальной фразы сразу переходят к следующему виду в соответствии с графиком. При такой организации массовых соревнований большая ответственность возлагается на капитанов каждой команды и сопровождающего преподавателя, учителя. Они обязаны организовать участников и обеспечить своевременный пе­реход от одного вида соревнования к другому. Это должно быть отрепетировано в процессе подготовки к соревнованиям.

В конце соревнований (каждой из команд) секретариат подсчи­тывает результаты каждого участника и команды в целом (в соот­ветствии с положением о массовых соревнованиях), и главная судей­ская коллегия (чаще главный судья) награждает участников, на­бравших установленную сумму баллов. Кроме того, в конце со­ревнований выявляются сильнейшие команды и участники, которые награждаются как победители в данном соревновании.

III. Судейство соревнований по гимнастике

Критерием спортивного мастерства в гимнастике является качество исполнения упражнения (схема 8). Характерными особенностями соревнований по гимнастике являются методика судейства и система оценки исполнения ком­бинаций. В отличие от других видов, где оценка выступления может основываться на объективных критериях, в гимнастике оценивание выступления усложняется тем, что носит субъективный харак­тер.

 

Схема 8.

 

 

Судья оценивает содержание упражнений, проделанных участниками во время зачетных попыток, включая подход, выполнение упражнения и отход. Практически процесс судейства состоит в том, что судья, наблюдая за исполнением участником зачетной попытки, должен иметь четкое представление о безукоризненном исполнении любого элемента или соединения. По ходу исполнения он отмечает допущенные нарушения или отклонения в технике и стиле, одновременно дифференцируя их по степени и значимости. Судья пользуется специально разработанным положением о технике судейства, в которое входят: градация ошибок; шкала сбавок, применительно к этой градации; классификация ошибок (ошибки в стиле, ошибки в положении тела и т.д.).

Для того чтобы правильно осуществлять судейство в гимнастике судья обязан хорошо знать технику гимнастиче­ских упражнений, содержание программы соревнований на отдельных видах, разбираться во всех тонкостях правил соревнова­ний, быть достаточно организованным, собранным, внимательным, принципиальным, требовательным и обладать хорошей зрительной памятью.

Судья обязан замечать все допускаемые гимнастом ошибки и производить соответствующие сбавки (схема 9).

Схема 9.

 

Рекомендуется (особенно в начале судейской деятельности) пользо­ваться условными обозначениями, соответствующими мелкой, сред­ней и грубой ошибкам, а также отмечать пропуск или искажение элемента, соединения и др. Это позволит лучше восстановить в памяти ход всего упражнения и выяснить, в каких его частях и какие ошибки были допущены; особенно важно это при расхожде­ниях между оценками.

Для достижения максимально возможной объективности оцен­ки на каждый вид комплектуется бригада из 2–4 судей, при этом оценки выводятся самостоятельно каждым из них. При комплекто­вании судейских бригад соблюдается паритетность (представители разных команд, организаций) и устанавлива­ется величина допустимого расхождения оценок судей. У судейской бригады, хорошо поработавшей до соревнований, разобравшей пункты правил, вызывающие сомнения, определившей единую точку зрения на сложные случаи в практике судейства данного вида упражнений, обычно нет больших расхождений в оценках.

Качество судейства постоянно контролируется главным судьей и его заместителями, а также просмот­ровыми комиссиями, выявляющими недостаточно квалифицированных и пристрастных судей, непринципиально оценивающих выступление спортсменов.

Даже для того, чтобы судить на соревнованиях неболь­шого масштаба, в которых участвуют гимнасты младших разрядов, необходимы опреде­ленные навыки и соответственно требуется предва­рительная подготовка к конкретному соревнованию. С этой целью для судейских бригад устраивается специальный семинар или ин­структаж, где проводится пробное судейство по бригадам.

Основы судейства должен знать не только учитель, преподава­тель, тренер, но и каждый гимнаст (участник соревнований), так как эти знания способст­вуют повышению его спортивного мастерства и помогают успешнее выступать на соревнованиях. Взаимопонимание, коллегиальность в работе судейской бригады не противоречат принципиальности судейства. Судья, твердо уверенный в своей правоте, обязан отстаивать свое мнение, и, если он прав, бригада с ним согласиться.

Судьи - бывшие спортсмены и тренеры, занимающиеся на данный момент преподавательской деятельностью, должны непрерывно пополнять свои знания: судить на соревнованиях, участвовать в семинарах судей, посещать тренировки, знакомиться с новой литературой по гимнастике.

  Порядок назначения судей на соревнования.По заявкаморганизаций, проводящих соревнования, президиумы судейских коллегий соответствующих спортивных комитетов в зависимости от масштаба соревнований назначают главного судью и его заместителей и выделяют необходимое количество судей для формирования судейской коллегии. Главная судейская коллегия утверждается соответствующей федераций.

Республиканские и городские судейские коллегии по согласованию с соответствующими федерациями и комитетами по физической культуре могут принимать решения для назначения судей на республиканские или городские соревнования.  










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...