Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Механизмы правового регулирования в области охраны окружающей среды.




3.1 Экономические механизмы: 1.Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; 2.Предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; (ст.14 ООС) 3.Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Перечень негативных воздействий определен в ст.16: загрязняющие выбросы в атмосферный воздух, водные объекты, почвы и недра. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. 4. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. Т.е., оно предусматривает возмещение ущерба в соответствующих ситуациях. 5.Экологическая сертификация (ст.31) -  стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания. За них выдается экологический сертификат, который является определяющим фактором их конкурентоспособности. Порядок проведения обязательной экологической сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации.

3.2. Нормирование (экологическое) в области охраны окружающей среды заключается в установлении 1.нормативов качества окружающей среды, 2.нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, (например, выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) 3.а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (ст.19). За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность. За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст.23). Результатом экологического нормирования является создание специальных государственных стандартах.

С нормированием связано экологическое лицензирование (ст.30), или выдача документации, разрешающая использование ресурсов окружающей среды (лицензия на пользование водными ресурсами, лицензия на пользование недрами, лицензия на обращение с опасными отходами).

3.3. Экологическая экспертиза(ст.32) проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

3.4. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) проводится в целях а)наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также б)в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти(ст.63).

3.5. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения соблюдения экологического законодательства и основных требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности (ст.64). То есть, это тот же мониторинг, но не за природой, а за природопользователями. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст.65 ООС). Порядок проведения и перечень объектов, подлежащих государственному экологическому контролю, определяется Правительством РФ.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации (ст.65). Этот перчень утвержден постановлением правительством от 31 марта 2009 г. N 285: а)объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральным транспорту, путям сообщения, линиям связи, включая телекоммуникационные сети, нефте- и газопроводы; б)объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству; в)объекты, относящиеся к производству ядовитых веществ и наркотических средств; г) объекты, расположенные на континентальном шельфе РФ; д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране объекты (объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; природные объекты Байкальской природной территории); е)объекты, активно потребляющие или загрязняющие воздух, воду, почвы.

Перечень должностных лиц, осуществляющих контроль в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. N 716. 1.Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и его заместители. 2. Руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их заместители.

Особо следует отметить производственный экологический контроль (ст.67). Он проводится самим предприятием - природопользователем на своих объектах с целью обеспечения гарантий экологической безопасности. По сути, это самопроверка, осуществляемая экологическими службами на самом предприятии. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) (ст.68) осуществляется в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

3.6. Формирование экологической культуры. В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование. Сюда же включается послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма (ст.71).

Во всех образовательных учреждениях первичной социализации (дошкольных, школах, вузах, ПТУ должно осуществляться преподавание основ экологических знаний. В профильных вузах (на профильных специальностях), на курсах переподготовки и повышения квалификации необходим комплекс учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию (ст.72).

Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь обязательную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (ст.73).

Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти РФ, субъектов, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами (ст.74).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...