Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Культура Рима периода Республики




Задание 1 (1 балл)

Используя карту из темы 1 раздела II, выполните следующие задания:

а) Обозначьте на карте территорию Римской Республики к началу     III в. до н.э.

б) Обозначьте также территорию Римской Республики ко II в. до н.э.

Задание 2 ( 1 балл)

По приведенной характеристике определите, какой жанр римской литературы имеется ввиду в высказываниях антиковедов. Для каждого назовите наиболее известных авторов и, если это возможно, приведите названия их произведений.

а) «Персонажи.. были одеты в греческие плащи. Сюжеты восходили к средней и особенно новоаттической комедии, действие происходило в Греции, герои носили греческие имена».

б) Произведения «с римским сюжетом, герои были одеты в римскую тогу. … действие происходило в Италии (но не в Риме), персонажами являлись земледельцы, ремесленники, купцы. Стилистику составляла речевая стихия низов, «пропитанная» шутками, пословицами».

 

Задание 3 (1 балл)

Сопоставьте имя автора и названия произведений римской литературы периода Республики. Приведите годы жизни автора, дайте краткую характеристику его литературного творчества и (там, где это возможно) общественно-политической деятельности.

 


1) Тит Лукреций Кар

2) Марк Порций Катон Старший

3) Марк Теренций Варрон

4) Гай Юлий Цезарь

5) Марк Туллий Цицерон

6) Гай Саллюстий Крисп


 


а) «Начала»

б) «Менипповы сатиры»

в) «Тускуланские беседы»

г) «О заговоре Катилины»

д) «Земледелие»

е) «Записки о галльской войне»

ж) «О государстве»

з) «Записки о гражданской войне»

и) «Югуртинская война»

к) «О сельском хозяйстве»

л) «О природе вещей»

м) «Об ораторе»

н) «Речь против Катилины»

о) «Об обязанностях»

п) «О латинском языке»






Задание 4 (2 балла)

В республиканском Риме на определенном этапе его развития получило распространение культурное явление, носящее название «филэллинство» или «филэллинизм». Напишите эссе, в котором разъясните значение термина, дайте датировку явлению, а также приведите аргументы о его значении для развития римской культуры. Размер эссе – от 3 до 5 тысяч знаков (включая пробелы). Не забывайте делать ссылки на научную литературу и оформить список литературы.

Задание 5. (1 балл)

По приведенной ниже цитате определите, какой тип сооружения древнеримской архитектуры III – I вв. до н.э. (или его элемент) имеется ввиду. Приведите примеры построек данного типа, не забывая указывать датировку, архитектора и/или организатора строительства.

 

а) «Принципиальным отличием… от греческого было то, что ___ представлял собой самостоятельное здание, а не вырубался в скале, как греческий; второй особенностью было наличие здания сцены. Таким образом, внутреннее пространство… было замкнуто, изолировано; ___ в большей мере сооружение городского типа».

 

б) «…важнейший самостоятельный стеновой материал, и в связи с его распространением началось широкое использование арочно-сводчатых конструкций».

 

в) «…важнейшее после греческой колоннады изобретение архитектуры, с ее развитием — сводом. Оба настолько характерны для римской архитектуры, что мы привыкли противопоставлять ___ греческой колоннаде. Вначале она… употребляется для технических сооружений вроде клоак, акведуков и т.д.; позднее она комбинируется с колоннадой, из этой комбинации создаются формы… ставшие позднее образцовыми для архитектуры Возрождения».

 

г) «Местом торговых сделок и вместе с тем местом суда служила также ___. Главный зал ___ обычно разделялся рядами колонн (а иногда арок) на нефы и перекрывался деревом».

д) «Значительного распространения и развития достигли уже при Республике ___, представлявшие собой соединение бань и греческой палестры. Уже в республиканский период в состав ___ входили не только различные помещения для омовения, но также портики и экседры для бесед и чтений».

 

е) «Из рыночной площади, на которой возвышались храмы богов-покровителей, родился ___ италийского города. Постепенно обстраиваясь портиками и общественными зданиями, ___ приобрел характер громадного парадного двора перед главным храмом, но не терял своей первоначальной связи с торговлей».

 

ж) «… представлявший собой как бы соединение полукружий двух театров и предназначавшийся для различных зрелищ - травли зверей, гладиаторских боев и др., - был всецело римским изобретением».

 

з) «___ вел воду от источника через резервуар и воздуховыпускные устройства к городскому распределителю, который при малом уровне воды обеспечивал только общественные потребности. При более высоком уровне вода начинала поступать также к общественным купальням, и лишь при полном уровне снабжались частные потребители».

 

и) «В длинный общий коридор в глубине здания выходили изолированные квартиры, состоявшие каждая из коридора и трех комнат; лишь коридор и первая комната каждой квартиры получали прямой свет, вторая и третья комнаты освещались вторым светом, что оправдывалось климатом Рима и тем, что комнаты таких квартир служили преимущественно спальнями. Высота этажей достигала 3,5-4 м. Первый этаж был занят лавками, третий этаж имел сплошной балкон на консолях, служивший внешним коридором. Крыша была, по-видимому, плоской и использовалась в качестве террасы».

 

Задание 6 (1 балл)

Что объединяет данные термины: тепидарий, кальдарий, аподитерий, палестра, лаконик, фригидарий?

В специальной научной литературе найдите у разных авторов и выпишите несколько (не менее 3-х) точек зрения о значении данного явления для общественной и культурной жизни Рима. Не забывайте делать ссылки на научную литературу, следуя при этом существующему ГОСТу оформления научно-справочного аппарата.

Задание 7 (1 балл)

Перед вами план римского дома. Правильно определите названия всех его помещений. Дайте краткую (1-2 предложения) характеристику хозяйственного значения каждого из них.

 

Задание 8 (1 балл)

Распределите утверждения по двум колонкам в таблице, определив верны они или нет.

 

Верно Не верно
   

 

а) В архитектуре периода Республики древнегреческая ордерная система применялась, не претерпев никаких изменений.

б) Термы использовались только как санитарно-гигиенические сооружения.

в) В скульптуре римляне полностью и безоговорочно следовали образцам строгого стиля классической древнегреческой скульптуры.

г) В Риме не было круглых в плане архитектурных сооружений.

д) Основным типом прямоугольного храма в римской архитектуре являлся псевдопериптер.

е) С начала I в. до н.э. в Риме стали использовать обожженный кирпич.

ж) «Клоака Максима» была построена на средства Гая Юлия Цезаря.

з) Коринфский ордер стал излюбленным ордером древнеримской архитектуры примерно ко II в. до н.э.

и) Основой латинской письменности стал западногреческий вариант древнегреческого алфавита.

к) Первыми литературными произведениями, созданными собственно римлянами стали исторические трактаты.

л) Неотъемлемой принадлежностью богатых римских домов эпохи Республики была стенная живопись.

м) К концу I в. до н.э. в городе Риме был только один форум.

Задание 9 (1 балл)

Исправьте неверные утверждения предыдущего задания.

 

Задание 10 (2 балла)

          

Погребальная урна из Кьюзи. Голова старика в покрывале. I в. до н.э.

VI в. до н. э. Музей г. Кьюзи. Музей Кьярамонти в Ватикане.

 

Перед вами примеры скульптурного творчества, один из которых относится к этрусскому искусству, а другой – к римскому искусству периода Республики. Что их объединяет? Дайте краткую характеристику данному явлению. В литературе, иллюстрированных художественных альбомах или сети Internet найдите не менее 5 примеров скульптур периода Республики, имеющих ту же черту. Проиллюстрируйте вашу характеристику этими изображениями, дайте их название и датировку. Не забывайте делать ссылки на научную литературу.

Задание 11 (2 балла)

Составьте сравнительную таблицу достижений древнегреческой культуры классического периода и римской культуры эпохи Республики.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...