Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. «Гомеровский период» культуры Древней Греции




ДРЕВНИЙ МИР (АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА)

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве практикума для студентов I курса направления «История»

 

 

Самара

Издательство «Самарский университет»

2015

УДК 931/939

ББК 63.3(0)3

    М15

 

Рецензенты : д-р. ист. наук, проф. И. Г. Гурин;

                                           канд. ист. наук Ю. Н. Кузьмин

 

 

Макарова, О. М.

М15  Мировая художественная культура: Древний мир (античная культура): практикум / О.М. Макарова. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 2015. – 52 с.

 

Комплекс практических заданий требует от студентов обращения к историческим источникам и научной литературе по теме курса и стимулирует интерес к дальнейшему знакомству с достижениями античной культуры и современными направлениями и теориями в ее изучении.

Предназначен для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 1 курса направления подготовки «История» с целью закрепления теории
и пройденного фактического материала по разделам курса «Мировая художественная культура: Древний мир», относящимся к античной культуре.

 

УДК 931/939

ББК 63.3(0)3

 

© Макарова О.М., 2015

© ФГБОУ ВПО «Самарский
                                                            государственный университет», 2015



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 4
Раздел I. Древняя Греция 5
Раздел II. Древний Рим 22
Пример итогового теста 35
Глоссарий 41
Художественный альбом 43
Список рекомендованных источников и литературы 46

 



ВВЕДЕНИЕ

Практические задания предназначены для самостоятельного выполнения студентом с целью закрепления материала, пройденного в ходе лекционных и семинарских занятий. Кроме того, выполнение подобных заданий подготовит студента к написанию итогового теста по предмету, пример которого также приведен. В рамках балльно-рейтинговой системы оценки знаний студента эти упражнения могут быть использованы для набора дополнительных баллов. Количество выполненных практических заданий не ограничивается. Выполнение заданий не может полностью заменить такие формы самостоятельной практической работы студента как глоссарий или художественный альбом, рекомендации и примеры по выполнению которых также содержатся в тексте практикума.

Задания выполняются письменно, оформляются как текст в формате А4 (шрифт Times New Roman, кегль – 14, интервал – 1) и сдаются в распечатанном виде. Выполненные задания снабжаются ссылками на источники и литературу, а также списком литературы, оформленными согласно существующему ГОСТу оформления научно-справочного аппарата.

 

При составлении заданий данного «Практикума» автором были использованы цитаты, ссылки на которые в тексте проставить было невозможно, ведь в таком случае выполнение заданий лишалось всякого смысла. Были использованы следующие издания:

Всеобщая история архитектуры. В 6 т. Т. 2. Архитектура античного рабовладельческого общества: Книга вторая: Архитектура Древнего Рима / под общей ред. Д.Е. Аркина, В.Д. Блаватского, Н.И. Брунова, Н.Я. Колли, И.Л. Маца, Ю.Ю. Савицкого. М., 1948.

Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 1. М., 1956.

Гесиод. Теогония. Труды и дни / пер. В.В. Вересаева // Эллинские поэты. VIII -III вв. до н. эпос, элегия, ямбы, мелика. М., 1999.

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

Ковалев С.И. Эллинизм. Рим. Л., 1936.

Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990.

Словарь античности. М., 1989.

Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988.

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История Античной литературы. Л., 1963.

Раздел I. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тема 1. Культура цивилизаций о. Крит и микенской Греции

 

Задание 1 (1 балл)

а) Обозначьте на карте места двух крупнейших дворцовых центров о. Крит. Напишите их названия.

б) Обозначьте на карте и напишите название дворцового центра, в котором находились «Львиные ворота».

в) Обозначьте на карте и напишите название дворцового центра, в котором было найдено наибольшее количество табличек т.н. линейного письма «Б» на материке.

г) Обозначьте на карте и напишите название дворцового центра, которой дал имя одному из вариантов наименования греков в «Илиаде» Гомера.

д) Напишите название моря, которое согласно мифам стало могилой для отца героя Тесея.

е) Обозначьте на карте и напишите название легендарного города, который по мнению Г. Шлимана был им найден на холме Гиссарлык в 1870 г.

ж) Найдите, обозначьте на карте и напишите древнегреческое название острова, извержение вулкана на котором, возможно, стало одной из причин упадка и гибели цивилизации на о. Крит

 

 

Задание 2 (1 балл)

Вставьте в предложенный текст пропущенные слова, имена и названия:

В то время, как большинство ученых во главе с ______ крайне скептически относились к мысли, что языком ______ письма ___ мог быть ______, английский архитектор и лингвист-любитель ______ смог доказать, что именно так и было. В соавторстве с ______, профессиональным лингвистом, ему удалось расшифровать надписи, которые в отличие от ______ письма ___ были действительно написаны ______ языком. По-видимому, после завоевания о. Крит племенами ______, они использовали имевшуюся здесь форму письма для записи текстов на своем языке. Большинство табличек данного письма представляют собой документы ______ характера и ничего не известно о каких-либо литературных произведениях написанных с помощью этих знаков.

Задание 3 (1 балл)

Заполните таблицу, выделив характерные черты трех основных стилей вазописи крито-микенского периода.

 

  полихромный стиль стиль «Камарес» дворцовый стиль
форма сосудов      
цветовая гамма      
характерные черты вазописи      

 

Задание 4 (1 балл)

Распределите утверждения по двум колонкам в таблице, определив верны они или нет.

 

Верно Не верно
   


а) Наиболее характерной чертой критской архитектуры является организация всех помещений дворца вокруг центральной колонны.

б) Кносский дворцовый центр являлся не только политическим и культурным, но и экономическим центром региона, о чем свидетельствует наличие в плане построек обширных кладовых.

в) Микенский мегарон – это треугольное в плане помещение с двускатной крышей.

г) Как и дворцовые центры о. Крит все дворцовые центры, построенные греками-ахейцами на материке не имеют сколько-нибудь серьезных укреплений.

д) Большинство найденных на о. Крит скульптур являются ритуальными статуями размером менее одного метра.

е) «Львиные ворота» являются одним из первых памятников монументальной греческой скульптуры.

ж) Наивысшей точкой развития керамического искусства минойской цивилизации является сложный и изящный «дворцовый» стиль вазописи.

з) Сюжеты фресковой живописи, украшавшей стены микенских цитаделей, содержат отсутствующие в минойской живописи сцены войны и охоты.

и) «Богини со змеями» были обнаружены Г. Шлиманом при раскопках Пилоса.

к) Завоевание греками-ахейцами о. Крит привело к полному исчезновению образцов минойской культуры и немедленной их замене ахейскими культурными формами.

л) В сюжетах минойской фресковой живописи одно из центральных мест наряду с ритуальными и бытовыми сценами занимает пейзаж.

 


Задание 5 (1 балл)

Исправьте неверные утверждения предыдущего задания.

 

Задание 6 (2 балла)

Составьте сравнительную таблицу достижений минойской и микенской цивилизаций.

 

 

  Минойская цивилизация Ахейская цивилизация
Архитектура    
а) принципы планировки    
б) характерные архитектурные детали    
Погребальные сооружения и обряды    
Фресковая живопись    
Вазопись    
Скульптура    
Письменность    

Тема 2. «Гомеровский период» культуры Древней Греции

Задание 1 (2 балла)

В специальной научной литературе найдите у разных авторов и выпишите несколько (не менее 3-х) точек зрения по вопросу о времени составления текстов поэм, приписывавшихся с древности слепому аэду Гомеру.

Не забывайте делать ссылки на научную литературу, из которой взята каждая точка зрения, следуя при этом существующему ГОСТу оформления научно-справочного аппарата.

Задание 2 (2 балла)

В текстах «Илиады» и «Одиссеи» найдите примеры описания быта, орудий труда и оружия, обычаев, социальной обстановки которые явно описывают:

а) крито-микенские дворцовые царства

б) протополисные общины гомеровской Греции

Не забывайте делать ссылки на источник так, как это принято в антиковедении. Например, строфы со 121 по 129 из Первой песни «Илиады» выглядят в ссылке так: Гомер. Илиада. I. 121-129.

Задание 3 (2 балла)

Найдите в тексте «Илиады» повторяющиеся эпитеты, относящиеся к следующим героям:


Ахилл

Агамемнон

Гектор

Менелай

Одиссей

Диомед

Аякс Оилид

Аякс Теламонид


 

В специальной научной литературе найдите объяснение использованию повторяющихся эпитетов и других повторяющихся формул в текстах «Илиады» и «Одиссеи». Не забывайте делать ссылки на научную литературу.

 



Задание 4 (2 балла)

Известно, что «гомеровский период» в истории культуры Древней Греции получил еще одно название – «Темные века». Напишите эссе, в котором приведите аргументацию как в пользу, так и против такого названия. Размер эссе – от 3 до 5 тысяч знаков (включая пробелы). Не забывайте делать ссылки на научную литературу и оформить список литературы.

 

Задание 5 (1 балл)

Дайте краткую характеристику геометрическому стилю древнегреческой вазописи. В литературе, иллюстрированных художественных альбомах или сети Internet найдите не менее 5 примеров сосудов, относящихся к данному стилю. Проиллюстрируйте вашу характеристику этими изображениями. Не забывайте делать ссылки на научную литературу, следуя при этом существующему ГОСТу оформления научно-справочного аппарата.

Задание 6 (1 балл)

В помещенном ниже тексте, принадлежащем известному специалисту по истории античной культуры, в типографии были допущены многочисленные ошибки. Исправьте их.

«Идеалы Гомера – идеалы демократические, и обращается он к носителям демократической культуры и самосознания. Именно этому слою слушателей особенно были по душе звучные строки о славных и воинственных царях, рожденных Зевсом, или о наказании Одиссеем бунтовщика Менелая. Лирические стихотворения Гомера – своего рода кодекс республиканской морали. Высшей ценностью для знатного торговца – эпического героя – считаются сиюминутная слава, кратковременная память об имени доблестного купца и о его подвигах. Сохраняет эту память профессионал-историк, который передаст ее потомкам. В «Одиссее» такими хранителями предания о героических деяниях предков выступают Демодок при дворе царя Агамемнона и Фемий в доме Ахилла. Их песни, как и поэмы самого Гомера, не только рассказывали о прошлом, но и воспитывали демократическую молодежь на примерах прославленных мужей минувших столетий: если хочешь сам быть воспетым историками, подражай в мудрости и доблести героям, сражавшимся под Вавилоном, или странствующему Гильгамешу, выбери, как Нестор, короткую, но славную жизнь вместо длинной, но лишенной подвигов.»

Задание 7 (2 балла)

Составьте сравнительную таблицу достижений древнегреческой культуры цивилизаций о. Крит и микенской Греции и «гомеровского периода».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 707.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...